u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:

О читанном.

Вспоминая список прочитанного за последние полтора-два месяца, причём прочитанного не по рабочей необходимости, а, что называется, "для души", удивился однотипности выбранных книг. Как правило, это оказывались романы о Второй мировой. Начал я с американцев: уже поминавшийся мною "Бунт на "Кайне" Германа Вука, потом был купленный когда-то в Севастополе за 10 рублей шедевральный и толстенный эпос Энтона Майера "Однажды орёл..." 68-го года издания, гомерическая "Уловка-22" Джозефа Келлера, культовые "Нагие и мёртвые" Нормана Мейлера.

Завершился этот пир ума нежно любимой ещё с первого курса универа "Фабрикой офицеров" немца Ганса Гельмута Кирста. Долгое время я буквально жил образом кирстовского обер-лейтенанта Крафта... Помните, как весело начиналось повествование? - "Обер-лейтенант Крафт в шинели с разлетающимися полами бежал по кладбищу. Вид у него был перепуганный, что вызвало среди участников похорон оживлённый интерес, так как появилась возможность внести некоторое разнообразие в такую довольно скучную церемонию, как похороны". Весело? - вполне. А потом - грязь, муштра и пуля в висок как итог. Смех сквозь слёзы - в этом весь Кирст.

Помню, я настолько обожал Кирста, что будучи в знатном 90-м году на картошке, решил подарить его томик на День Рож товарищу-первокурснику. Решение было принято не с просто так - фамилия кореша была Краффт. Таким образом они были практически тёзками с главным героем кирстовской эпопеи - всё различие заключалось в одной букве "ф". Мы тогда, помнится, "квартировали" в старом полузаброшенном пионерлагере под Домодедово... И вот, в ночь на хеппибиртхдаутую, все парни нашей палаты посменно до самого утра дописывали в 495-ти страничный томик Кирста эту самую недостающую букву "ф"! Сколько раз встречалась в тексте фамилия Крафт, столько раз её разноцветными чернилами и переделывали в Краффта. Это был прямо-таки эпический подвиг - облагодетельствованный таким нетривиальным образом именинник был в шоке от ослиного упрямства товарищей, хе-х. ;)
...А потом мы совсем по-взрослому разлили водку по гранёным стаканам, закусили её горячей печёной картошкой и довели до истерики нашего бригадира хоровым исполнением песни Гладкова "Детсад №6":

- Не шумите! - А разве мы шумели?
Ну, Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе
Я тихонько играл на губе.

Восемь пятых размер соблюдая,
Таня хлопала дверью сарая,
Миша камнем водил по стеклу,
Толя бил по кастрюле в углу.

Кирпичом! Но не громко и редко.
- Не шумите! Сказала соседка.
А никто и не думал шуметь.
Вася пел, ведь нельзя же не петь!
Па-пара-ру-рара.......

А - что голос у Васи хрипучий,
Так затем мы и сгрудились в кучу,
Кто стучал, кто скрипел, кто гудел,
Чтобы он не смущался и пел. Пой, Вася!
Па-пара-ру-рара!!!..
(с)

Впрочем, сорри, я отвлёкся.
Так вот, закончил я эту милитари-роман-эпопею книгой другой тематики. Совершенно случайно мне на глаза попалось эссе француза Марка Ферро "Comment on raconte l'histoire aux enfants". Впрочем, эссе в данном случае это именно указание на стиль произведения, а не на его небольшой объём... В 1992-м московское издательство "Высшая школа" выпустило эту работу Ферро под названием "Как рассказывают историю детям в разных странах мира" вполне увесистым 350-страничным томиком. Не буду тут особо выпячивать своё отношение к Ферро, как к законченному блаженному в плане восприятия истории (кто читал его труд "Николай II", тот меня поймёт), но подчеркну, что за эссе "Как рассказывают историю..." Марку должно простить все грехи. И бывшие и будущие. Вплоть - до фитофилии, буде таковая отыщется. Уж очень феноменальным у француза эссе получилось. Умным и наглядным. Да, пожалуй именно так - умным и наглядным. Если кто-то захочет понять, почему мы и прочие люди на Земле сейчас живут именно так, а не иначе - прочтите Ферро и многое станет понятным: "Не нужно себя обманывать: образ других народов или собственный образ, который живёт в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории. Это запечатлевается на всю жизнь. Для каждого из нас это открытие мира, открытие его прошлого, и на сложившеся в детстве представления впоследствии накладываются как мимолётные размышления, так и устойчивые понятия о чём-то. Однако то, что удовлетворяло нашу первую любознательность, пробуждало наши первые эмоции, остаётся неизгладимым..."
Словом - vive la France.

Сегодня - первый рабочий день после Нового года. Тяжело, не хочется, но надо. "Ибо алчу я деньжищ немерянно на удовлетворение прихотей своих мирских!" (с) Новый рабочий год - новая книга. В метро открыл купленную по наводке sergey_ilyin очередную нетленку Лотара-Гюнтера Буххайма "Прощание". Ну, что тут скажешь?.. Только одно: "Хайль, UA!" ;D
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments