?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Январь 4, 2007


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
05:16 pm - И снова в эфире - Александр Сафаров.
Для забывчивых напомню, что А. Сафаров - автор уже выкладывавшегося в моём ЖЖ рассказа "Чёрный январь".
Часть 1: http://www.livejournal.com/users/u_96/267636.html
Часть 2: http://www.livejournal.com/users/u_96/267819.html
Часть 3: http://www.livejournal.com/users/u_96/268065.html
Окончание: http://www.livejournal.com/users/u_96/268443.html
Комментарий Александра к комментариям читателей: http://www.livejournal.com/users/u_96/336352.html
--------------------------------

О НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРАХ

Лозунг о подготовке национальных кадров Гейдар Алиевич Алиев, первый секретарь ЦК КП Азербайджана, член Политбюро ЦК КПСС, в прошлом генерал-майор КГБ, исполнял неукоснительно - везде насадил своих.
Вот только флот! Не шли на флот азеры, а если и попадали случайно, то предпочитали служить на бербазах и складах. Были, конечно, исключения, но были они редки, и выбор был невелик.
А ведь Гейдар Аливич спал и видел командующим Каспийской флотилией (КФ) настоящего азербайджанца и, естественно, адмирала.
На горизонте нарисовалось два претендента: Джафаров и Касумбеков.
Чтобы избежать путаницы, знакомиться с ними будем последовательно.
Джафаров служил командиром тральщика стотонника на КФ и на этом поприще обессмертил своё имя, посадив своё ржавое корыто на банку (для тех, кто не знает, банка - это такое небольшое мелкое место среди приличной глубины).
Банка торчала на этом месте давно и никому не мешала, её даже не обозначили буем или вехой, потому что наивно полагали, что никому в здравом уме и твёрдой памяти не придёт в голову на неё забрести. И всё так и было, пока Джафаров, видимо, не посмотрел фильм "Командир корабля". Посмотрел он его и потерял покой. Эпизод, где главный герой ведёт корабль там, где никто никогда не ходил, застрял в мозгу, как забытая в жопе клизма. И вот Джафаров пошёл прямо на банку и на неё сел, и её немедленно назвали его именем и веху над ней установили, предварительно стащив героя двумя буксирами. Буксиры тащили, а гидрограф стоял рядом и ждал, когда для вехи место освободится. После этого командующий долго удивлялся, а когда удивляться перестал, сказал первопроходцу, чтобы о продвижении по службе тот навсегда забыл. Но память у Джафарова была хорошая, писать он ещё не разучился и письменно напомнил Алиеву о подготовке национальных кадров. Алиев вмешался, и первопроходец стал командиром дивизиона. С этого момента он стал говорить всем, что скоро станет первым азербайджанским адмиралом. Для подкрепления намерений он написал рапорт на отпуск, получил его, демонстративно положил отпускной билет под стекло и остался при дивизионе. Такое усердие не могло остаться не замеченным! И оно было замечено, и командующий, посовещавшись с психиатром, принял решение направить Джафарова на учёбу в Академию. Первый же экзамен был завален с таким треском, что даже в Баку было слышно. На треск снова явился Алиев, первый секретарь и прочая и прочая, которому двоечник доступно разъяснил, что "пару" ему влепили именно за национальную принадлежность, и недалёкая комиссия не понимает, как для Азербайджана важно вырастить первого азербайджанского адмирала. При этом он всё время повторял: "У армян есть адмирал!!! А вот азербайджанцу ходу не дают!" Член Политбюро нажал, где надо, и Джафарова в Академию приняли. Во избежание моральных травм у членов комиссии от остальных экзаменов кандидата в адмиралы освободили. А чтобы исключить нездоровые слухи, приняли в Академию ещё трёх не сдавших экзамены сверх нормы. Ребята оказались благодарными и поили Джафарова всё время обучения и сохранили о нём самые лучшие воспоминания. По возвращении из Академии набравшийся знаний Джафаров повёл на банку своего имени теперь весь дивизион и благополучно посадил на неё теперь и флагманский корабль, несмотря на сопротивление командира и наличие вехи.
- Всё! Отплавался, гещдулах (долбоёб по-азербайджански)! - сказали Джафарову, и из гонки за адмиральскими погонами он на какое-то время выбыл.
Тогда-то на финишную прямую и вышел второй претендент Касумбеков Гамид Габибович.
И он не обманул ожиданий.
Если быть честным, то он был первым и главным претендентом на победу, так как был школьным приятелем Алиева.
Член Политбюро тянул своего одноклассника так, что уши трещали.
Несмотря на слабые умственные способности, претендент вскоре стал командиром Балтийской военно-морской базы и контр-адмиралом. На этой, в общем-то, комендантской должности он с таким усердием заставлял моряков мести улицы, красить траву в зелёный цвет и даже протирать трамвайные рельсы для блеска соляркой к приезду начальства, что его не могли не отметить. Его отметили и перевели командовать Каспийской флотилией, присвоив одновременно звание вице-адмирала. Очевидцы рассказывали, что на радостях офицеры Балтийска арендовали на трое суток все рестораны города и устроили себе грандиозный праздник.
И надо отдать им должное, напившись, они нас жалели и, говорят, даже пролили не одну пьяную слезу по нашей горькой участи.
Прибыл к нам Касумбеков уже с двумя звёздами и сразу перед строем заявил, что нам исключительно повезло, поскольку он самый порядочный адмирал в мире, что с его назначением у нас начнётся незабываемая служба и все нам будут завидовать. В подтверждение своих слов он поведал, что как ещё будучи кап-три, подобрал замерзающего в сугробе пьяного лейтенанта и на собственных плечах отнёс его к себе домой, где отогрел и дал закусить.
Наверное, из этого рассказа мы должны были сделать вывод, что он и нас в такой беде не бросит. После этого он сразу направился ко мне.
Тут уместно заметить, что у всех жуликов я с первого взгляда вызываю аллергию.
Когда адмирал подошёл, мы разыграли спектакль, получивший название "Ах, эти грустные глаза".
Подходит ко мне эта двухзвёздная биомасса и спрашивает:
- Товарищ старший лейтенант! Почему у вас глаза грустные?
А я молчу, потому что на глупые вопросы не отвечаю.
Он опять за своё:
- Я вас спрашиваю, почему у вас глаза грустные?!!
И тут я брякнул:
- А чему, собственно, радоваться?
От такого ответа Гамид, блин, Габибович впал в коматозное состояние. Он был уверен, что его прибытие должно вызвать восторг и ликование, а тут нашёлся какой-то старлей, который не только не радуется, но ещё и нагло заявляет об отсутствии причин для проявления этого светлого чувства. Выйдя из комы, Касумбеков развернулся, как кабан, к ЧВСу, нашему главному политбойцу и ещё пока капитану 1 ранга, и спросил:
- Товарищ Лихвонин! Сколько лет вы прослужили, чтобы шнурок получить?
Это он про шнурок на фуражке. Раньше его носили только кап-разы и выше, а с этого года ввели всем.
- Двадцать лет! - раздалось откуда-то снизу.
- Вот видите! А ему сразу шнурок дали! А он ещё и не радуется!
- Кому-то шнурка для полного счастья достаточно, а кому-то этого мало! - никак не затыкался я.
- Идите! И чтобы я вас с такими глазами никогда не видел! - окончательно обиделся командующий.
С тех пор мы так и служили.

Александр Сафаров
--------------------------------

Информация к размышлению...
Под заголовком "С ПРАЗДНИКОМ!"

Ветераны-наша гордостъ!
Верностъ адмирала флоту

Photobucket - Video and Image Hosting
Существует такое поверье: если кораблеводитель не знает свой курс – ни один ветер не будет ему попутным. Наш сегодняшний знатный ветеран, вице-адмирал Касумбеков Гамид Габибович, бывший командующий Краснознаменной Каспийской флотилией, хорошо знал и верно следовал ему всю свою жизнь.
Его незаурядная личность формировалась неодносторонне. Развитие и восхождение по ступеням служебной лестницы совершалось не только привычным порядком – училище, курсы, академия, но и путем самоусовершенствования.
Ступени жизни вице-адмирала Г.Г.Касумбекова – страницы истории нашего военно-морского флота. Родился он 3 мая 1923 года в городе Нахичевани. Перед войной закончил десятилетку и поступил в Московский институт транспорта на факультет строительства железных дорог. После начала Великой Отечественной войны, одновременно с учебой работал кузнецом на заводе цветных металлов.
Фашисты приближались к Москве. Институт был эвакуирован в Тбилиси. Но и на Кавказе осложнилась обстановка. Закавказский военный округ был преобразован во фронт. Сердце сжималось у Касумбекова, когда он каждый день слушал тревожные сводки «Советского информбюро». Именно тогда и созрело у него твердое решение уйти в действующий флот. Но по дороге на фронт во время сильной бомбежки он был серьезно ранен и после излечения поступил в Каспийское высшее военно-морское училище.
Дни учебы тянулись своей чередой, принося то радости, то огорчения. Занимался Касумбеков увлеченно. Суровая служба сразу покорила его, не хотелось выглядеть слабаком среди товарищей, а потому трудился до седьмого пота, не замечая, как втягивается в морское дело. Вечерами во время самоподготовки старался помогать товарищам. И вот наступил счастливый день, памятный каждому военному моряку,- выпуск из училища.
Молодой лейтенант Гамид Габибович Касумбеков получил назначение на подводную лодку Черноморского флота, но вскоре был зачислен в команду для приемки новых кораблей в Америке. Успешно справившись с ответственным заданием, он прибыл на тихоокеанский флот и принимал участие в августе-сентябре 1945 г. в боевых действиях с милитаристской Японией.
Тральщик № 604, на котором Касумбеков служил штурманом, под сильным артиллерийским обстрелом и налетами японских самолетов проводил боевое траление, за что был награжден орденом Красной Звезды.
Жизнь моряка кочевая, беспокойная. А у военного моряка – тем более. Забегая вперед скажем, что вице-адмирал Касумбеков, прослужив на флоте 43 календарных года, видит теперь в этом свою прелесть, свою романтику. За время плаваний и морских походов он видел новые места, новых людей, познавал многое и вместе с тем мужал, становился сильнее, накапливал знания и опыт.
Документы в личном деле Г.Г.Касумбекова скупы, точно закодированы. Но если прочесть многочисленные аттестации, служебные характеристики, наградные листы и другие документы, то все они ярко говорят о его безупречной и образцовой службе.
Командир ряда тральщиков на Тихоокеанском, Балтийском и Северном флотах, траление в Ирбенском заливе, в северной части Баренцева моря, командир дивизиона тральщиков, начальник штаба бригады, а затем командир бригады надводных и десантных кораблей, начальник штаба и вскоре командир Балтийской военно-морской базы, командующий Краснознаменной Каспийской флотилией – вот вехи славного его боевого пути. Короче, можно сказать, что вице-адмирал Касумбеков служил на всех флотах бывшего Союза СССР и на нашей флотилии. Авторитет его особенно вырос на Балтике, где он в общей сложности прослужил 27 лет. Не любил сам Гамид Гамидович частить на берег и убеждал подчиненных: «Корабль – дом, в море - дома». В походах изучил все порты и базы флота. Учил подчиненных на опыте войны.
Но путь на командирский мостик не был у Касумбекова легок и скор. Хотя он был командир лихой, и на его швартовку приходили полюбоваться и поучиться другие.
Молодой офицер заметно рос по службе и вскоре стал командиром тральщика. В справке об участии Касумбекова в боевом послевоенном тралении, начиная с 1947 и по 1980 годы сказано, что он выполнял эту трудную и опасную работу, ежегодно по пять-шесть месяцев, подвергался большим опасностям , многодневным штормам. Образно говоря, он находился в море полных пять лет. За это время были протралены от морских, якорных , донных с контактами и неконтактными взрывателями мины, многие тысячи миль важных районов, которые были объявлены безопасными для плавания и рыболовства.
В передовой статье газеты «Красный флот» за 11 августа 1955 года «Совершенствовать боевую выручку экипажей тральщиков» отмечалось, что образцово проходит боевая подготовка личного состава подразделения, которым командует капитан 3 ранга Г.Г.Касумбеков. Здесь вся учеба экипажей - занятия, учения, групповые упражнения - проводятся с учетом фронтового опыта. За успехи, достигнутые на состязательном тралении, а также за умелое выполнение ряда сложных задач это подразделение и его командир были поощрены Главнокомандующим Военно-Морского Флота. Вряд ли есть смысл подробно рассказывать об учениях, плаваниях, которые давно ушли в область истории.
Примечательно и то, что ему первому довелось испытывать на Балтике поступавшие из судостроительной промышленности все большие, средние, малые десантные корабли, катера, а также суда на воздушной подушке типа «Джейран», «Скат», «Кальмар», и др. Все они достраивались с учетом замечаний комбрига и вступали в строй действующих. Он первым начал несение боевой службы далеко от базы, а также совместное траление с вертолетами. В этом, с гордостью можно сказать. Был поистине весь смысл флотской жизни и службы Г.Г. Касумбекова.
Во время спасения польских рыбаков море напоминало кипящий котел. Штормило двое суток. Комдив Касумбеков по приказу командующего флотом с двумя тральщиками вышли на задание. Ветер все крепчал, круче становились волны. Но он с командиром все время находился на ходовом мостике, пока польские рыбаки не были спасены. Потом местные жители со слезами на глазах тепло благодарили отважных балтийских моряков.
Гамид Габибович, начиная с должности командира дивизиона и бригады, затем командира крупной военно-морской базы и командующего Краснознаменной флотилией, много занимался элементарным устройством личного состава и его семей. И благодаря его усилиям поднимались казармы, жилые дома, парки для вооружения и техники, постепенно налаживался быт военных моряков.
Но наряду с этим, надо особо подчеркнуть, что Гамид Габибович требовал за строительством не забывать и о боевой подготовке. Бывая в частях и на кораблях, он обязательно проверял, как организована учеба. Причем выводы делал не столько по докладам, сколько основываясь на увиденном собственными глазами во время учений и походов.
За заслуги перед Родиной Гамид Габибович Касумбеков награжден шестью орденами и девятнадцатью медалями.
Служебные дела отнимали у него много времени, и все же Гамид Габибович никогда не забывал общественные дела. Он неоднократно был депутатом Верховного Совета Азербайджанской Республики, местных советов тех городов, на территории которых нес службу. Как депутат часто встречался с избирателями, чутко относился к их предложениям и просьбам.
После ухода в отставку по болезни Г.Г. Касумбеков три года был заместителем председателя Государственного комитета по охране природы Азербайджанской Республики. И здесь, будучи еще депутатом, он курировал эти вопросы и многое сделал для улучшения экологии в нашем регионе.
В трудные январские дни 1990 г. Гамид Габибович побывал во многих горячих точках республики и внес свою лепту в решение острых и безотлагательных проблем путем переговоров. Он принимает активное участие в работе Азербайджанского Республиканского Совета ветеранов, как член президиума. Спасибо ему за это!
Жизнь каждого флотоводца оценивается его деяниями и беззаветным выполнением своего долга перед Отечеством, народом. Все эти качества целиком и полностью относятся к вице-адмиралу Г.Г.Касумбекову, настоящему моряку и человеку.

Гасымбеков Гамид Габибович, после продолжительной болезни, скончался 22.04.2005 в 5 часов утра. Похороны состоятся 23.04.2005

Аллах рехмет елясин!

/Азербайджанский Республиканский Совет ветеранов. Секция ветеранов войны - однополчан Азербайджанской Республики./

P.S. Больше всего убило соседство подзаголовка "С праздником!" и "Похороны состоятся..."
Мда...
Настроение: через день - на ремень

(15 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 4, 2007 08:31 am
(Link)
Не за что. :)

> Go to Top
LiveJournal.com