?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Декабрь 22, 2006


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
06:29 pm - Лео Таксиль - человек из детства.
Да-да, именно так - человек из детства. Из моего детства. Как сейчас помню... Зима. Новогодние каникулы. Хруст снега под валенками. Улица пахнет морозом, ёлкой и печным дымом. В центре посёлка, аккурат напротив традиционного статУя тыкающего рукой вдаль Ильича, внутри бывшего купеческого лабаза прячется библиотека. За её дверью - совсем другой букет запахов. Там тянет старой бумагой, клеем, геранью и пылью... Слева от входа - стенд "Народ и партия едины!" На стенде - два десятка больших и маленьких фолиантов с именами вождей. Поверх вождей - толстенный слой пыли, красноречиво свидетельствующий об их популярности в массах. ...А вот справа от входа был "Уголок атеиста". Теоретически на нём должны были тусовать сборники "Атеистическое чтение", вкупе с книгами Зенона Косидовского и Лео Таксиля. Практически же в "уголке" постоянно жило лишь "чтение". Косидовский появлялся раз-два в месяц, а вот Таксиль был без преувеличения неуловим. Его читал весь посёлок. Запоем. Как пил! Конкуренцию Таксилю могли составить только Сименон с Конан Дойлем + фильмы "Следствие ведут знатоки" и "Семнадцать мгновений весны". Когда какой-нибудь чел дочитывал Таксиля, он тут заранее оповещал об этом своих ближайших знакомых. Как результат, в библиотеку сразу являлись двое: тот, кто книгу сдавал и тот, кто, так-зять "не отходя от кассы", эту самую книгу тут же брал. Забавно, но даже наш православный батюшка временами тыбрил к себе в притвор Таксиля. Тыбрил, чтобы при первой же оказии прищучить цитатами из "Священного вертепа" какое-нибудь очередное деяние папы Римского!.. Словом, дефицитнее Таксиля в колхозе "Заветы Ильича" были только женские осенние сапоги. ;)

Прошли годы. Я попал в Москву и не без труда приобрёл все три самые известные работы Лео Таксиля:

Photobucket - Video and Image Hosting
"Забавная Библия"

Photobucket - Video and Image Hosting
"Забавное Евангелия"

Photobucket - Video and Image Hosting
"Священный вертеп"

Теперь, когда мне снова хочется почувствовать себя маленьким, я стаскиваю с полки одну из нетленок Таксиля, забираюсь с ногами на диван и с удовольствием открываю успевшие пожелтеть страницы. Честно говоря, не могу удержаться, чтобы не закончить этот пост отрывком из написанного Никоненко послесловия к "Священному вертепу":

"...В 1879 году в Париже вышла книга двадцатипятилетнего журналиста и писателя Лео Таксиля "Скуфь и скуфейники", которая должна была показать читателям, каковы же они, эти "непогрешимые" папы. Скуфья - круглая шапочка из одной тульи, без полей, головной убор римских пап; скуфейники - те, кто носят скуфьи, то есть папы. Читатель познакомился с сокращенным переводом этого памфлета, который получил в русском издании заглавие "Священный вертеп" (думается, это название вполне адекватно выражает содержание книги).
Photobucket - Video and Image Hosting
Многим советским читателям имя Лео Таксиля хорошо знакомо по книгам "Забавная Библия" и "Забавное евангелие, или Жизнь Иисуса", которые вышли в русском переводе тиражом около полутора миллионов экземпляров, так что здесь уместно напомнить лишь некоторые моменты биографии и творческой судьбы этого своеобразного талантливого антирелигиозного писателя. Читателей, желающих познакомиться более близко с этой личностью, можем отослать к книге: Крывелев И. А. Габриэль-Сатаноборец. М" 1978. Габриэль Антуан Жоган-Пажес (таково настоящее имя Лео Таксиля) родился в 1854 году в Марселе в семье небогатого служащего. Детские и юношеские годы его прошли в иезуитском коллеже. Усиленное сугубо религиозное воспитание не сделало его искренне и глубоко верующим. Из коллежа он вышел если и не атеистом, то убежденным антиклерикалом.
Первые годы своей писательской жизни он посвящает самым разнообразным жанрам: пишет газетные репортажи и фельетоны, одноактные комедии, выпускает повесть "В летнюю жару". Постепенно одна тема начинает превалировать в его творчестве - критика религии и ес служителей. Прибыв в Париж в 1879 году, он целиком отдается этой теме и воплощает ес в жанре антирелигиозного сатирического памфлета. Всего лишь за пять лет им написано и опубликовано около двух десятков острых сатирических памфлетов: "Любовные похождения папы Пия девятого", "Сын иезуита", "Семейство Борджиа", "Отравитель Лев тринадцатый и пять миллионов каноников", "Жизнь Иисуса" и другие.
Солидная историческая и теологическая подготовка, богатая эрудиция, блестящее владение пером, ирония и сарказм, пронизывающие книги Таксиля,все было направлено на борьбу против всевластия римских пап, против застывшей системы христианской догматики, самих основ христианского вероучения - представлений о первородном грехе и его искуплений, триединстве бога, о "вочеловечении" Христа, о крещении, о рае и аде, о папе как наместнике бога на земле и так далее Естественно, что Таксиль становится для католической церкви одним из опаснейших противников.
И тут происходит неожиданное. В энциклике "Род человеческий", которую обнародовал папа Лев тринадцатый в апреле 1884 года, содержался призыв к решительной борьбе с атеизмом, неверием, свободомыслие объявлялось делом рук дьявола. Каково же было изумление и восторг защитников религии, когда они узнали, что даже самый законченный вольнодумец и насмешник Таксиль внял призыву папы! Со слезами на глазах, стоя на коленях, просил он принять его обратно в лоно "матери-церкви".
Церковь с распростертыми объятиями, хотя и с некоторой опаской, приняла блудного сына. Теперь он должен был доказать свою искренность и приверженность католицизму. И он доказал! Ещс 8 декабря 1864 года папа Пий девятый обнародовал энциклику и "Силлабус" - два документа, в которых он объявлял войну всякому прогрессу и либерализму, всей современной культуре и цивилизации и отрицал всякую терпимость по отношению к иноверцам, всякую свободу веры и совести. В следующем году проклятие обрушилось на масонов как на "преступную секту, посягающую на божественные и общественные установления".
Масонов католическая церковь считала орудием дьявола, которое он избрал для борьбы с орденом иезуитов, боялась их и при любом удобном случае на них нападала. Позже, в 1896 году, в Тренте состоялся даже специальный конгресс, направленный против масонов. Именно масонов Таксиль избирает своей мишенью и на протяжении двенадцати лет выступает с разоблачением их дьявольских козней. Раскаявшийся грешник и жертва происков Сатаны, он теперь сам стремится вырвать из когтей дьявола заблудшие души. Одной из них была некая Диана Воган, которая якобы ещс при рождении была обручена с дьяволом Асмодеем. Усердие Таксиля было высоко оценено Ватиканом. Сам папа Лев тринадцатый принял писателя у себя во дворце, допустил его к целованию "святой" туфли и благословил на дальнейшие подвиги во славу церкви в борьбе с безбожниками и дьяволом...
19 апреля 1897 года в большом зале Географического общества в Париже Таксиль в присутствии многочисленной аудитории поведал о своей мистификации: на протяжении двенадцати лет он дурачил церковь и публику, выдумывая фантастические истории о проделках дьявола.
Таксиль хотел узнать, каковы возможности распространения веры во всякую чертовщину в среде священнослужителей. Оказалось, они беспредельны. Любой фантастический вымысел Таксиля о шабашах ведьм, деяниях дьявола и так далее принимался виднейшими епископами, кардиналами и самим папой за чистую монету, во всяком случае, использовался ими для оглупления легковерных людей. Мистификация увенчалась успехом.
Скандал был невероятный.
Французский публицист Анри Рошфор (1831-1913) писал: "Святейший отец, милостиво принимавший мистификатора в личной аудиенции, не может доказать свою непричастность к этому делу. Эта штука полностью уничтожает непогрешимость святейшего папы, которую он возвел в нерушимый догмат. Во что превращается - раз святой отец не мог заметить, какую шутку разыгрывал его посетитель,- то божественное наитие, на котором, с точки зрения благочестивых католиков, основано могущество преемников апостола Петра? Лео Таксиль издевался над папой и христианством, но ведь и святейший отец издевался над нами... Одно из двух: или вышеупомянутый святой и непогрешимый папа не более непогрешим, чем все мы,- тогда ему надлежит немедленно подать в отставку... Или же, если папа действительно непогрешим, значит, он был сообщником насмешника; папа использовал его в корыстных целях; - тогда надо послать жандармов с приказом арестовать святого отца за злоупотребление доверчивостью людей и мошенническое вымогательство".
Следует отметить, что в этом высказывании Рошфора нет никаких преувеличений. Папа действительно своим авторитетом содействовал успеху мистификации.
Итак, Таксиль снова стал на путь открытой борьбы против религии и церкви, с этого пути он не сходил до самой смерти в 1907 году.
Но и после кончины этого сатанаборца и мистификатора его книги продолжают жить, помогая освобождению сознания многих людей от религиозных заблуждений и предрассудков. К числу таких книг принадлежит и "Священный вертеп", эта своеобразная история папства, почти за девятнадцать столетий.
Мрачная картина предстает перед нами. Ложь, предательство, убийство, стяжательство, разврат - вот основные деяния тех, кто провозглашал себя наместниками бога на земле, проповедовал терпение, кротость и смирение!
- Неужели это правда? - может спросить читатель.- Неужели все руководители католической церкви были такими страшными, корыстными, развратными людьми? Как же это все могло случиться?
Сказать, насколько Таксиль точен во всех деталях, очень трудно. Слишком обилен материал, Таксиль писал свою книгу на основе документов и исследований, которые были в распоряжении исторической науки в конце девятнадцатого века. За прошедшие сто лет, конечно, были обнаружены и новые материалы, характеризующие папство, появились новые исследования, написаны новые книги. В свете новых сведений можно, конечно, в каких-то местах обнаружить у Таксиля неточность и преувеличения. Но ведь книга Таксиля не историческое исследование, не научный трактат, наконец, не просто научно-популярное произведение, а сочинение совсем другого жанра. Это - сатира, а следовательно, для нее характерны и преувеличение, и гротеск, и ирония, и сарказм. И все это направлено на то, чтобы показать высшие круги католической церковной иерархиии, этих представителей бога на земле, в максимально обнаженном виде, дабы обнаружить их земное естество, земные черты их характера и их отнюдь не небесные помыслы и устремления". (с)
Настроение: взгляд сквозь годы

(3 комментария | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:redrat
Date:Декабрь 22, 2006 06:58 pm
(Link)
Помнится, "Забавное Евангелие" и "Дневник Адама и Евы" были в детстве моими любимыми книжками... ;-)
[User Picture]
From:marat_ahtjamov
Date:Декабрь 22, 2006 07:22 pm
(Link)
ну я собственно, через Таксиля только и смог узнать о содержании Библии

Что не помешало мне позже перечитать и подлинники.
Тора так себе, а Евангелие, все таки, хоть я и советский атеист - хорошая вещь, с точки зрения литературы. Зря его Таксиль гнобил
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 23, 2006 11:11 am
(Link)
А если б он в своё время не "гнобил", ты бы потом дозрел до чтения Евангелия. ;)

> Go to Top
LiveJournal.com