?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Декабрь 21, 2006


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
04:22 pm - Будни подводной войны - 8.
Первую часть поста см. тут.
Вторую часть поста см. тут.
Третью часть поста см. тут.
Четвёртую часть поста см. тут.
Пятую часть поста см. тут.
Шестую часть поста см. тут.
Седьмую часть поста см. тут.
Photobucket - Video and Image Hosting
Малая подводная лодка М-32 (типа М XII серии).

21 июня 1942 г. малая подводная лодка М-32 Черноморского флота под командованием капитан-лейтенанта Николая Александровича Колтыпина, погрузив мины и винтовочные патроны весом 8 тонн и приняв 6 тонн авиационного бензина, вышла в Севастополь. Придя в Стрелецкую бухту, выгрузили боезапас и откачали бензин. Однако его остатки обнаруживались в самых неожиданных местах по всему кораблю...

23 июня в 2 часа М-32 отошла от пирса для дифферентировки и следования в Новороссийск. В ходе дифферентировки и заполнения 4-й баластной цистерны пары бензина из этой цистерны выходили внутрь лодки, т.к. наружной вентиляции цистерна № 4 не имела... Через 15 минут, когда подлодка погрузилась и находилась на глубине 6 м, при задраенных переборках в III отсеке (центральный пост) произошёл взрыв паров бензина. Открытое горение продолжалось всего 3-5 секунды, но этого вполне хватило, чтобы вышло из строя всё радиооборудование, а шесть человек личного состава получили ожоги 1-й и 2-й степени. Ситуация усугублялась тем, что лодка не могла выйти из бухты в светлое время суток, т.к. далее надо было идти в надводном положении по фарватеру через минное поле (не по уму, а во исполнение предвоенных планов выставленное нашим же флотом в июне 41-го), находившемуся под постоянным контролем артиллерии и авиации противника.

Между тем до наступления темноты оставалось ещё 16 часов. Поэтому командир лодки, найдя 35-метровую отметку глубины у выхода из Стрелецкой бухты, лёг на грунт. Надо отметить, что в этот момент помимо штатного экипажа (22 чел.) на "малютке" гужевалось ещё 8 душ: двое корреспондентов, двое офицеров гидрографического отдела флота, двое раненых армейских офицеров и две женщины (военно-полевые жёны, тёщи/свекрови, санитарки -?..), взятые из Севастополя.

Командир лодки Колтыпин отдал приказание: "Всем лежать и лишних движений не делать", после чего до 10 часов проверял отсеки и беседовал с людьми, а затем заснул в центральном посту. Воздух в лодке сильно насытился парами бензина, люди стали дуреть, терять сознание. В 12 часов секретарь парторганизации лодки старшина Сидоров разбудил командира и сказал: "В лодке тяжело, надо что-то делать. Предлагаю провести партсобрание". Глаза при этом у Сидорова были совершенно безумные. Колтыпин послал старшину куда подальше, а когда тот, упирая на своё положение секретаря парторганизации вступил в пререкания с командиром, приказал ещё держащимся на ногах членам экипажа насильно уложить Сидорова и "покрепче привязать к шконке". Дождавшись выполнения своего приказания, кап-лей прошёл по лодке. Выяснилось, что ситуация внутри М-32 сложилась критическая, в работоспособном состоянии осталось буквально несколько человек. Акустик Кантемиров лежал на настиле и плакал, приговаривая непонятные слова. Моторист Бабич кричал и плясал. Электрик Кижаев медленно ходил по отсекам и кричал: "Что это все значит?!". Большинство людей лежало в обморочном состоянии. Женщины попытались уговорить Колтыпина всплыть, а когда тот обяснил, что этого нельзя сделать, им стало казаться, что экипаж лодки почему-то решил коллективно умереть. Посовещавшись между собой женщины потребовали от Колтыпина "слово офицера и коммуниста, что он их прямо сейчас застрелит, так как это легче, чем сойти с ума и задохнуться". Пришлось вошедших в раж пассажирок лодки точно так же, как и ранее старшину, накрепко прикрутить к койкам. При этом женщины плевались, визжали и обзывали подводников "предателями Родины", "психами" и "наймитами Гитлера".

К 12 часам способность соображать и действовать сохранилась только у трех человек: командира лодки Колтыпина, "двухметрового бугая" старшины группы Пустовойтенко и пришедшего в себя, а потому освобождённого от пут Сидорова.

До 17 часов командир ходил, спал, временами терял сознание. Когда Колтыпин почувствовал, что дальше может не выдержать, он приказал Пустовойтенко не спать, считая боевой задачей - во что бы то ни стало продержаться до 21 часа и тогда разбудить командира. Несколько раз командир просыпался и напоминал Пустовойтенко о его задаче, временами угрожая то того расстрелять, то немедленно после всплытия наградить. В это время взятый в поход вместо штатного командира БЧ-5 Медведев, будучи в ненормальном состоянии, несколько раз ходил в первый и шестой отсеки и пытался открыть входные люки. За ним спокойно ходил старшина Сидоров и за ноги безмолвно оттаскивал его от люков. Медведеву все же удалось незаметно отдраить люк в кормовом отсеке, но 35-метровое давление не дало люку открыться. Люк остался отдраенным... В конце концов командир БЧ-5 также уснул. Пустовойтенко продержался, но добудиться командира в 21 час не смог, также не смог он привести в чувство командира БЧ-5, которого на руках перенёс в центральный пост.

Тогда Пустовойтенко решил перенести в центральный пост командира лодки, самому продуть балласт и, когда лодка всплывет, вынести командира наверх, надеясь, что на свежем воздухе он быстро очнётся. Пустовойтенко продул среднюю цистерну. Лодка всплыла под рубку. Затем он открыл люк, но от свежего воздуха тоже стал терять сознание. Чувствуя это, он успел задраить люк и упал вниз.

В таком состоянии лодка оставалась на протяжении двух часов. Через отдраенный люк в 6-й отсек стала поступать вода, заполнила трюм 6-го отсека и залила главный электромотор. Течением воды лодку отнесло на каменистый берег к Херсонесскому маяку. Когда Пустовойтенко пришел в себя, он открыл рубочный люк и вынес наверх командира лодки. Колтыпин очнулся, но управлять лодкой ещё долго не мог.

Пустовойтенко за это время по собственному почину развил поистине бурную деятельность - пустил судовую вентиляцию, задраил люк в шестой отсек, откачал воду из трюма, продул главный балласт, вынес наверх электрика Кижаева, привел его в чувство, отнес вниз и поставил на вахту к электростанции.

После того как командир посчитал, что достаточно пришёл в себя, чтобы управлять кораблём, он попытался снять стоящую носом к берегу М-32 с мели. Для этого Колтыпин скомандовал "задний ход", но электрик Кижаев, не придя еще в полное сознание, вместо "назад" дал ход "вперед". Командир спустился вниз и попытался выяснить, почему электрик не выполнил команду, на что Кижаев ответил: "Наша лодка должна идти только вперед, назад нельзя: там фашисты". На уговоры командира электрик отреагировал странно - вытащил из ЗИПа большой гаечный ключ и пригрозил проломить Колтыпину голову "за попытку сдать лодку немцам". Пришлось командиру вызвать Пустовойтенко. Последний отобрал у Кижаева "оружие" и, встав с ключом наперевес позади электрика, пообещал Колтыпину "обеспечить правильное исполнение команд". На этом проблемы с "назад" вместо "вперёд" кончились.

От ударов о камни М-32 сломала вертикальный руль и он мог перекладываться только влево. Батарея разрядилась. Короче говоря, сняться с камней не получалось. Командир, будучи в полусознании, не находил правильного решения.

В этот тяжелый для лодки момент в рубку к Колтыпину выполз краснофлотец Гузий и подсказал запустить дизель. Почему эта простая мысль не пришла раньше ему самому в голову, Колтыпин позже объяснял просто: "Я вообще после всего случившегося забыл, что у нас есть дизель. Вот про электромотор помнил, а про дизель - нет".

Пустовойтенко и моторист Щелкунов приготовили дизель и дали с места 600 оборотов. Лодка прогрохотала носом по камням и вышла на чистую воду. Обогнув Херсонесский маяк, "малютка" пересекла по фарватеру минное поле и взяла курс на Новороссийск. Зная, что по пути следования предстоят погружения, включили на зарядку батарею. От работы дизеля в лодке усилилась вентиляция и атмосфера несколько разрядилась, люди начали приходить в себя.

25 июня утром лодка прибыла в Новороссийск, ее промыли, прощелочили и утром 26 июня она уже вышла в Очемчири...

Плакат времён войны, посвящённый подвигу Пустовойтенко. Сорри за маленький размер пихчи - больше просто не нашёл...
Photobucket - Video and Image Hosting
"Приказ в бою - святой закон,
Бойцу дороже жизни он.
Как Пустовойтенко держись, -
Тогда спасёшь и честь и жизнь!" (с)

Боевой счёт М-32 на конец ВОВ: 11 боевых и 2 транспортных похода. 1 безрезультатная торпедная атака.
Настроение: тишина в отсеках

(67 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 21, 2006 02:35 pm
(Link)
Кстати, вот тут можно зачесть повествующий про этот случай отрывок из книги "Боевой путь Советского военно-морского флота", а заодно и полюьоваться на харизматичные фотолики Колтыпина и Пустовойтенко.
[User Picture]
From:pyatishkin
Date:Декабрь 21, 2006 02:34 pm
(Link)
Да...небанальная ситуация.
[User Picture]
From:mvtm
Date:Декабрь 21, 2006 02:34 pm
(Link)
А КИПами они пользоваться не захотели?
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 21, 2006 02:37 pm
(Link)
Не-а. Колтыпин был в отрубе, а Пустовойтенко не додумался. Если б додумался - ЗАСТАВИЛ бы всех. Он мог. ;)

Кстати, вот тут можно зачесть повествующий про этот случай отрывок из книги "Боевой путь Советского военно-морского флота", а заодно и полюьоваться на харизматичные фотолики Колтыпина и Пустовойтенко.
[User Picture]
From:sish
Date:Декабрь 21, 2006 02:49 pm
(Link)
Дааа,были люди. Богатыри,не мы.
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 21, 2006 02:53 pm
(Link)
Как факт.
[User Picture]
From:realmark
Date:Декабрь 21, 2006 03:10 pm
(Link)
Маленькие вехи войны. Действительно, сильная история.
From:pensioner04
Date:Декабрь 21, 2006 03:12 pm
(Link)
Фотолики-то внушають...

Кстати, - один совет. Выложи табличку из трех граф. Первая - у кого из командиров советского подплава больше реально подтвержденных потопленных судов (хотя бы первых 15 человек). Вторая - у кого больше рапортов с заявками на потопленных ворогов написано. Третья - командиры ПЛ - Герои Советского Союза. Впрочем, можно еще и четвертую - лодок, удостоенных звания "краснознаменная". Предупреждаю... Эффект от сравнения превзойдет все ожидания...

PS "По совместительству" это будет и "иллюстрацией на тему", насколько командование ВМФ СССР правильно оценивало урон, нанесенный противнику. Награждали-то ведь не за пропагандистские агитки.
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 21, 2006 03:16 pm
(Link)
>Эффект от сравнения превзойдет все ожидания...

Я... ЗНАЮ.
Потому пока подобную фишку и не выкладываю. Вместе с пятой графой "пост, занимаемый после войны" это будет даже не писец. Это будет ГРОБ.
...А так меня пока хоть кто-то читает. ;)
[User Picture]
From:glorfindeil
Date:Декабрь 21, 2006 03:16 pm
(Link)
Гм. А вот с галёрки говорят, что 27.10.1941 "М-35" на позиции обнаружила стоящий на якоре транспорт противника и атаковала его, произведя двухторпедный залп. Командир, находясь на мостике наблюдал взрыв.
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 21, 2006 03:42 pm
(Link)
М-35 старлея Грешилова 26.10.1941 засекла севернее Констанцы два самоходных парома. С дистанции в 3 кб огнём из 45-мм орудия SF25 был потоплен, а SF36 повреждён. Последний вечером таки затонул на мелководье, но через месяц был поднят и отремонтирован.
27.10.1941 М-35 у Сулины обнаружила в 17.10 стоящий на якоре каботажник "Lola" в охранении одного СКА. Подкравшись на 4 кб, Грешилов из надводного положения в 20.20 дал двухторпедный залп. Одна торпеда попала в транспорт, который остался на плаву и сутки спустя был отбуксирован румынским миноносцем в порт...

Боевой счёт гвардейской М-35: 32 боевых похода. 16 торпедных атак, в ходе которых потоплен 1 танкер "Le Progress" (511 брт), поврежден каботажник "Lola" и самоходная баржа "SNR-1293" (1270 т, не восстанавливалась) + повреждён корабль ПЛО UJ101. Артогнём потоплен 1 и повреждён 1 паром.
[User Picture]
From:rvb_glas
Date:Декабрь 21, 2006 03:26 pm
(Link)
[User Picture]
From:glorfindeil
Date:Декабрь 21, 2006 03:30 pm
(Link)
Опять же, не совсем понимаю:

Через 15 минут, когда подлодка погрузилась и находилась на глубине 6 м, при задраенных переборках в III отсеке (центральный пост) произошёл взрыв паров бензина. Открытое горение продолжалось всего 3-5 секунды, но этого вполне хватило, чтобы вышло из строя всё радиооборудование, а шесть человек личного состава получили ожоги 1-й и 2-й степени. Ситуация усугублялась тем, что лодка не могла выйти из бухты в светлое время суток, т.к. далее надо было идти в надводном положении по фарватеру через минное поле (кой чёрт зачем-то выставленное нашим же флотом в самом начале войны), находившемуся под постоянным контролем артиллерии и авиации противника.

Однако у Г.М.Трусова в "Подводных лодках в Русском и Советском Флоте" читаем:

На рассвете следующего дня лодка удифферентовалась на рейде. В конце дифферентовки на лодке произошёл взрыв бензиновых паров; на некоторых бойцах вспыхнула одежда.
Командир приказал продуть среднюю цистерну. Лодка всплыла на поверхность. Конмандир доложил штабу по радио о случившемся. Пребывание лодки на поверхности грозило уничтожением её артиллерийским огнём или атакой самолётов противника.
Из штаба было получено приказание: не обнаруживая себя, найти удобное место и лечь на грунт до темноты, а потом идти по назначению.


Внимание, вопрос: таки было ли взрывом уничтожено "всё радиооборудование" или кто - то из источников свистит?
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 21, 2006 03:49 pm
(Link)
Из моих источников следует, что сообщение лодка-берег шло флажками.

В ремонтной ведомости М-32, составленной Колтыпиным в Новороссийске, значатся выведенная из строя антена и "выгоревшие" радиопередатчик Бриз-МК + радиоприёмник Вихрь.
Так что накрылось медным тазом всё.
[User Picture]
From:tarkhil
Date:Декабрь 21, 2006 05:51 pm
(Link)
... провести партсобрание для освежения воздуха - сильная идея.
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 21, 2006 07:19 pm
(Link)
А что он ещё мог предложить? Дышать реже?.. ;)
[User Picture]
From:periskop.su
Date:Декабрь 21, 2006 09:48 pm
(Link)
Мда. Не читал ранее про такое...
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 22, 2006 02:59 am
(Link)
На войне, как на войне.
[User Picture]
From:psilogic
Date:Декабрь 22, 2006 12:52 am
(Link)
Слушай, я не понял, а зачем они легли на грунт в нашей бухте?
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 22, 2006 03:05 am
(Link)
Севастополь в осаде. Над портом днём постоянно висят самолёты немцев, засыпающие бомбами в гавани всё живое. В подводном положении из-за хренового обзора через перископ можно и вылететь с выходного фарватера. А за ним - мины... Вот и пришлоось ждать под водой ночи.
[User Picture]
From:trident78
Date:Декабрь 23, 2006 02:57 pm
(Link)
Да. Впечатлен.
Надеюсь, до этого случая нынешние российские сценаристы и режиссеру не доберутся.
А то ТАКОГО понаснимают...

--Это будет ГРОБ. ...А так меня пока хоть кто-то читает. ;)
==Ну, все-то уж точно не разбегутся :) Так что ждем-с.
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 23, 2006 04:49 pm
(Link)
Добро. :)
[User Picture]
From:duke_igthorn
Date:Июль 31, 2007 01:04 pm
(Link)
Спасибо большое. Я сейчас как раз читаю мемуары Вернера о действиях немецких подводников. "Ищу 10 отличий". Кажется, их есть.
[User Picture]
From:vova_belkin
Date:Август 1, 2007 03:09 am
(Link)
Спасибо огромное!
Мой дед был эвакуирован из Севастополя на подводной лодке, в самом конце осады. По его словам, на полпути в Новороссийск лодка получила приказ вернуться к Севастополю и подобрать то ли экипаж потопленного корабля, то ли людей пытавшихся спастись морем. В Новороссийск лодка пришла, когда Севастополь уже был захвачен немцами.

Могло такое быть?
[User Picture]
From:u_96
Date:Август 1, 2007 03:52 am
(Link)
Могло. Вернусь с югов - могу даже сюда кинуть коммент-предположение на какой лодке вашего деда по морю катали. Кста, раз уж зашла речь... Дед был гражданским лицом?

> Go to Top
LiveJournal.com