?

Log in

No account? Create an account
Будни подводной войны - 7. - Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Декабрь 18, 2006


Previous Entry Поделиться Next Entry
03:26 pm - Будни подводной войны - 7.
Первую часть поста см. тут.
Вторую часть поста см. тут.
Третью часть поста см. тут.
Четвёртую часть поста см. тут.
Пятую часть поста см. тут.
Шестую часть поста см. тут.

После опубликования шестой части поста (о Щ-402 и её командире кап-три Столбове) меня обвинили в "чернухе" и "сгущении красок". И даже в том, что столь "невезучая" лодка у нас была только одна. Типа, как исключение из правил. "Исключение", говорите?.. Вот вам краткая история службы ещё одной североморской "щуки" X серии - Щ-403. Кстати, "щуки" - не только систершипа злополучной столбовской Щ-402, но ещё и из того же 3-го дивизиона бригады подводных лодок в Полярном.

Начало войны Щ-403 встретила под командованием капитан-лейтенанта Семёна Ивановича Коваленко. С началом боевых действий была в соответствии с приказом о "рассредоточении сил бригады ПЛ ввиду воздушной опасности" перебазирована в Иоканку, откуда и совершила три выхода на патрулирование подходов к Белому морю. 17 сентября 1941 г. в точке 67 градусов 55', 41 градус 55', будучи в позиционном положении, "щука" на удалении 5 кб обнаружила пересекающую под прямым углом её курс немецкую U-132 (по другим источникам U-566). "Немка" шла в надводном положении. Позиция для торпедного залпа была идеальной, встречная лодка чётко опознана, как вражеская, но Коваленко от атаки отказался, мотивируя это нежеланием "раскрыть врагу свою позицию".
На обратном пути в базу, "щука" влетела в 9-бальный шторм. Со времён "зимней" войны командиры советских субмарин привыкли плавать с открытыми передними крышками торпедных аппаратов (причины этого фокуса ищем тут). Это в совокупности со штормом, который Коваленко вынужден был в силу полной разряженности аккумуляторов преодолевать в надводном положении, привело 29 ноября к (цитирую из отчёта командира Щ-403): "...Непредумысленной утере двух полностью снаряженных торпед из аппаратов №1 и №6". В бербазе кап-лею командование бригады вставило "фитиль", но бравый Коваленко так и продолжал до конца своей карьеры рассекать с открытыми настежь передними крышками ТА.

Из своего очередного похода (25.11.41-1.12.41) Щ-403 вернулась досрочно, т.к. (снова цитата из отчёта): "Неустановленным образом в дизтопливо попала забортная вода". Едва не запоров получившимся "коктелем" дизели, лодка приползла в Полярный на электродвигателях.

В следующем боевом походе фортуна, вроде как, повернулась к "щуке" лицом. Вечером 18 декабря 1941 г. в Порсангер-фьорде на удалении 30 кб был обнаружен каботажник "Ingoy" (327 бр), идущий со скоростью 8-10 уз. в сопровождении СКРа и тральщика. Коваленко лёг на контркурс и, под прикрытием сумерек, в надводном положении пошёл навстречу конвою. В 19.19, когда дистанция сократилась до минимума (6 кб), Щ-403 дала четырёхторпедный залп из носовых ТА. Потом лодка развернулась и в 19.27 отстрелялась двумя "угрями" с кормы, после чего совершила срочное погружение. Ни одного попадания торпед зафиксировано не было. Немцы ни лодку, ни её торпеды, не обнаружили. 22 декабря в 16.29 точно на том же месте Щ-403 на удалении 50 кб вновь засекла вражеский конвой. Это был всё тот же "Ingoy", который на этот раз шёл не в фьорд, а обратно. Каботажник охраняли СКР, тральщик и сторожевой катер. Коваленко принял решение повторить надводную атаку. В 18.08, незаметно сблизившись с конвоем на 3 кб (!), Щ-403 выпустила две торпеды (по одной в транспорт и в сторожевой корабль), затем отвернула и на полном ходу ушла под воду. Через расчётное время в лодке услышали два мощных взрыва. Не поднимая перископа, "щука" самым малым ходом поползла к выходу из фьорда... Признаков преследования противником обнаружено не было. По возвращении лодки, транспорт и СКР были занесены на её боевой счёт. После окончания ВОВ выяснилось, что ни одна торпеда 22.12.41 в корабли не попала - обе взорвались от удара о прибрежные скалы. Зато при этом инциденте был убит один и контужены два немецких солдата на береговом наблюдательном посту Сверхольт-Клуббен!

Начавшийся 12 февраля 1942 г. стал для Щ-403 стал самым тяжёлым боевым походом. На этот раз, помимо обычных действий на коммуникаци­ях, "щуке" предстояло высадить разведгруппу... Уже в самом начале похода лодка едва не наскочила на плавающую мину. С трудом разойдясь с ней правым бортом, Коваленко тут же дал право руля, поставил "щуку" лагом к штормовой волне и, вызвав наверх расчёты 45-мм орудий, потребовал мину во что бы то ни стало расстрелять. Следующий час артиллеристы Щ-403 безуспешно пытались поразить непредсказуемо прыгающий на штормовых волнах металлический шар мины с пляшущей под ногаи палубы, чей крен иногда достигал больше 40 градусов. Несколько раз волны едва не сталкивали лодку и мину. Только через час, поняв, что он бесцельно теряет время, Коваленко принял доклад о 49 растраченных в "молоко" снарядах и продолжил переход в точку высадки разведгруппы. Из-за непрекращающегося сильного волнения попытка осуществить высадку разведчиков в ночь на 15-е закончились не­удачей, впрочем, как и несколько последую­щих. Сумевшие выбраться на берег из пере­вернутых шлюпок трое разведчиков погибли, а двое матросов — членов экипажа Щ-403 (старшины Климов и Широков) — попали в плен.

Последующие события не­однократно, но не совсем точно описыва­лись в нашей литературе (см, например, опубликованные в сборнике "Северные конвои" воспоминания бывшего члена экипажа Щ-403 А.П. Кузнецова "В глубинах северных морей"). Речь идет о про­изошедшем 19 февраля бое между Щ-403 и отрядом германских кораблей во главе с минзагом «Brummer» (бывший норвежский «Olav Tryggvason»).
Photobucket - Video and Image Hosting
Минзаг «Brummer» в мае 1941 г.
В ту ночь в условиях пло­хой видимости (2-3 кб) и небольшого волнения (4 балла) под­лодка производила зарядку аккумуляторов, находясь в северной части Порсангер-фьорда у Хонисвога. Несмотря на высокую вероятность неожиданной встречи с кораблями неприятеля, "щука" не была готова к срочному погружению: кингстоны цистерн главного балласта были закрыты, цистерна срочного погружения не заполнена, управление вертикальным рулём осуществлялось боцманом из ходовой рубки (вместо ЦП), на ходовой вахте стоял самый молодой и неопытный вахтенный офицер (минёр) при отсутствии командира корабля (тот вместе с комиссаром спали в отсеке электродвигателей) или хотя бы его помощника (дремал в ЦП). При этом вахту нёс только один сигнальщик, вместо положенных, как минимум двух. В 00.20 19.02.42 в 2 кб от лодки были обна­ружены идущие параллельным курсом два вражеских «сторожевика», оказавшихся на деле минным заградителем «Brummer» и мобилизованным траль­щиком М-1503 (входивший в состав отряда СКР «Nordliht» из-за плохой видимо­сти не обнаружил «щуку» и в бою не участво­вал). Противоборствующие стороны замети­ли друг друга одновременно, после чего сто­явший вахтенным лейтенант Шилинский повернул "щуку" влево, в то время как оба немецких корабля устремились на таран. Командир минзага корветтен-капитан Эрих Тобиас неправильно оценил курс Щ-403 и про­скочил у нее за кормой. Выбежавший к тому моменту на мостик Коваленко прокричал в ЦП дать залп из кормовых аппаратов, но в силу начавшейся внутри лодки суматохи, до седьмого (кормового торпедного) отсека приказ не дошёл. Тем временем, попытавший­ся таранить «щуку» тральщик чуть было не врезался в «Brummer», но успел отвернуть и пройдя у минзага за кормой, лег на параллельный с Щ-403 курс и открыл огонь из 37-мм полуавтомати­ческой пушки. Один из первых выпущенных снарядов пробил прочный корпус в 3-м отсе­ке на уровне ватерлинии, остальные попали в надстройку. Гораздо больший ущерб нанес­ли «эрликоны» минзага. Тяжелое ранение в ногу получил Коваленко, легкие — штурман Беляев и боцман Кузькин. Управление лод­кой взял на себя штурман и приказал срочно погружаться. Вероятно, Коваленко в тот мо­мент не мог ни передвигаться, ни говорить. Спешно покидающий ходовую рубку последним штурман Беляев принял раненого Кузькина за раненого командира лодки и, пропустив боцмана вперёд, с чистой совестью задраил за собой рубочный люк. Беспомощный Коваленко остался наверху один. (Долгое время советское командование считало, что капитан-лейтенант погиб в море, но послевоенные данные говорят о другом. Раненый Коваленко успел ухватиться за бросательный конец с тральщика М-1503 и с помощью прыгнувшего за борт унтер-офицера был спасен немцами. После ам­путации ноги его перевезли то ли в Германию, то ли во Францию, где долго доп­рашивали и, по некоторым данным, в 1944 году расстре­ляли). Тем не менее, «щука» оставалась в надводном положении еще минуту. Дело в том, что в нарушение всех инструкций кингстоны цис­терн главного балласта продолжали оставаться закрытыми, и, когда поступила команда их от­крыть (на «щу­ках» все они открывались вручную из соответствующих отсеков), в 3-м отсеке ее не выполнили, поскольку личный состав отсека был по уши занят за­делкой пробоины и из-за шума распоряжения не услышал. Лодка продол­жала медленно описывать циркуляцию, представляя иде­альную мишень для тарана. На этот раз свой шанс попытался использовать М-1503, но пока он выполнял соответствующий маневр, «щука», наконец-то, стала погружаться. Когда Щ-403 достигла восьмиметровой глубины, ее потряс страшный удар, нанесенный в верхнюю часть ограждения рубки и тумбу перископов. Почти невероятно, но ни от удара, ни от взор­вавшейся спустя несколько секунд под лодкой глубинной бомбы прочный корпус не постра­дал.
21 февраля вступивший в командование по факту пропажи Коваленко помощник командира старший лейтенант П.В.Шипин привел лодку с закрученными в "бараньи рога" перископами в базу. Повреждения легкого кор­пуса и мостика (обширная пробоина цистер­ны № 2, смятое ограждение рубки, тумба и сами перископы) потребовали ре­монта в Мурманске аж до мая.

Новым командиром Щ-403 стал капитан-лейтенант (впоследствии кап-три) Константин Матвеевич Шуйский (личность, по-своему, легендарная. В 20 октября 1939 г. в Кольском заливе у о.Торос выходившая в дозор Щ-424 была протаране­на рыболовным траулером РТ-43 и, спустя несколько мгновений, навсегда скрылась под водой, унеся жизни 31 члена экипажа. По ши­роко известной благодаря мемуарам И.А.Колышкина версии, единственным виновником столкновения был капитан траулера, который, якобы, после удачного улова находился в не­вменяемом состоянии от обильного возлияния. Однако нельзя пройти и мимо другого факта — вместо не имевшего допуск к самостоятель­ному управлению командира Щ-424 старшим на борту находился командир Щ-401 капитан 3 ранга К.М. Шуйский. Суд усмотрел в факте столкновения и его вину, хотя, возможно, что суть дела заключалась в отсутствии «сплаванности» между «временным» командиром и эки­пажем. Так или иначе, и капитан траулера, и Шуйский были приговорены к высшей мере наказания, замененной впоследствии 10 года­ми лишения свободы. В ноябре 1941 года, благодаря ходатайству командова­ния бригады подплава СФ, он был освобожден из-под стражи, понижен в звании до кап-лея, и в следующем месяце назначен по­мощником на К-3, откуда позже "откочевал" на Щ-403).

Первый поход на «403-й» в роли командира (2 — 11.6.1942) сразу принес Шуйскому славу, хотя реальных успехов в нем достиг­нуто и не было. Из двух «победных» атак (8 и 11.6), проведенных с дистанций 8—12 кбт, вторую немцы даже не заметили.

Затем (28.6 — 8.7.1942) «щука» выходила на прикры­тие каравана PQ-17, причем 7 июля Шуйскому удалось уклониться от торпедного залпа U-657. Далее последовал новый по­ход в Варангер-фьорд (29.7— 12.8.1942), в ходе которого субмарина трижды избежала ги­бели: первый раз — на новом противолодоч­ном минном поле, второй — 8.08.42 в Варангер-фьорде безуспешно атаковав четырьмя "угрями" с 11 кб транспорт "Thorland" (5208 брт. Сопровождение - 3 СКА, сбросивших на выскочившую после залпа из-под воды лодку 8 глубинок), третий - 11.08.42, когда в том же Варангер-фьорде после промаха четырьмя торпедами с 13 кб по транспортам "Santos" (5943 брт) и "Rauenthaler" (3727 брт), 3 СКРа и 4 СКА из охраны транспортов за 2,5 часа "выгрузили" на Щ-403 118 бомб.

В сентябре (11 —23.9.1942) лодка при­крывала переход PQ-18 и вновь 12 сентября едва не по­пала под торпеды немецкой субмарины. На этот раз ею была U-251, две торпеды которой прошли в 150 и 20 м по носу "щуки", а третья в 30 м по корме.

Пос­ле небольшого ремонта Щ-403 действовала в Варангер-фьорде (22.10 — 7.11.1942), где 28.10 в 11.04 с дистанции 11 кб выпустила 2 торпеды в направлении 3 неопознанных надводных целей. Звука попадания никто не слышал, но в журнале лодки появилась запись о потоплении вражеского тральщика. На обратном пути "щука" подверглась воздушной атаке неопознанного самолёта. Две точно сброшенные бомбы заклинили клапа­ны вентиляции лодки и кингстоны нескольких цистерн, вывели из строя освещение. Но в це­лом «щуке» везло: она благополучно пришла в базу, несмотря на то, что из-за "потерявших место" командира и штурмана, случайно прошлась по собственному минному полю. По возвращении в Полярный, командование бригады опровергать заявление Шуйского о потопленном тральщике не стало...

В следующем походе (2 — 19.12.1942) Шуйский атаковал вражеский конвой из 4 транспортов и 3 СКР, но единственным результатом четырёхторпедного залпа с дистанции в 7 кб стал самопроизволь­ный взрыв собственной торпеды на неболь­шом удалении от субмарины — и в этот раз обошлось без повреждений. Правда о том, что торпеда взорвалась сама догадались только после войны - вплоть до окончания ВОВ в документах бригады подводных лодок СФ значилось, что 14.12.42 Щ-403 в Варангер-фьорде потопила транспорт "Utviken" (3502 брт).

Затем последо­вал затянувшийся до середины апреля ремонт, в ходе которого на лодке сменили аккумуля­торную батарею и установили стабилизатор глубины «Спрут». В мае — июне «403-я» дваж­ды выходила на позицию в район м.Нордкин (3—12.5 и 25.5 —10.6.1943), но встреч с ко­раблями противника не имела. Казалось, не­плохие результаты были достигнуты в июль­ском походе (12 — 23.7.1943) в район Конгс-фьорда. Лодка дважды выходила в торпед­ные атаки (17 и 20.7) и претендовала на по­топление тральщика и транспорта. На самом же деле в первом случае торпеды были вы­пущены с дистанции 12 кбт по охотнику из внешней линии охранения крупного конвоя, причем сам конвой Шуйский так и не обнару­жил. Основанием для победного рапорта ста­ли взрывы глубинных бомб, сброшенных гер­манским гидросамолетом на замеченные тор­педы. Во второй раз, стреляя с дистанции 9 кбт, командир промахнулся, но услышанный спустя 10 минут (!) взрыв торпеды при ударе о береговую скалу все равно стал основанием для победного доклада. Уже на следующий день после возвращения из похода экипаж «щуки» праздновал награждение корабля орденом Красного Знамени. Капл-лей К.М. Шуйский снова стал капитаном третьего ранга.
Photobucket - Video and Image Hosting
К этому времени уже сильно проявился износ корпуса субмарины. В частности, об­шивка топливных цистерн внутри прочного корпуса постоянно протекала. После усилен­ного навигационного ремонта вечером 2 ок­тября 1943 г. Щ-403 вышла к Конгс-фьорду и пропа­ла без вести. Скорее всего, она погибла на минных полях «Коффер Гепакт» или «Конрад Бегрюсст», выставленных минным заградите­лем «Роланд». Дело в том, что, в отличие от остальных немецких полей, эти находились на расстоянии менее 5 миль от берега, то есть там, где, по мнению советских составителей ин­струкции для командиров ПЛ, мины отсутствовали и лодки долж­ны были осуществлять поиск конвоев на пе­рископной глубине. Особенно обидно, что еще 18 августа патрулировавшая в этом районе подлодка Л-15 обнаружила с помощью гидролокатора «Дра­кон» (отечественное название британского "Асдика") несколько минных банок, но в штабе бригады ПЛ этому не придали особого значения...

Боевой счёт Щ-403: 14 боевых походов и 11 безрезультатных торпедных атак.
Музыка: Усталая подлодка

(30 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:old_fox
Date:Декабрь 18, 2006 01:57 pm
(Link)
Интересно и подробно так...
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 18, 2006 01:59 pm
(Link)
Рад, что тебе глянулось. :)
Со временем и до заграничных подводных чудес доберусь.
[User Picture]
From:pyatishkin
Date:Декабрь 18, 2006 02:11 pm
(Link)
Жутко интересно читать!
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 18, 2006 02:13 pm
(Link)
Oops. А я то думал, что постю эти фишки для двух-трёх чёкнутых на цифрах и фактах. ;)
[User Picture]
From:pyatishkin
Date:Декабрь 18, 2006 02:15 pm
(Link)
Я даже в командировках читаю эти посты, только без фотог - ГПРС роуминг дороговат. Просто читается великолепно, а я как и многие мальчики сильно повернут на оружии вообще.
[User Picture]
From:realmark
Date:Декабрь 18, 2006 02:29 pm
(Link)
Не надо думать, надо просто постить. :)
Наше имя - легион ( в смысле читателей, если что) :)
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 18, 2006 02:34 pm
(Link)
Учту. :)
[User Picture]
From:init_0
Date:Декабрь 18, 2006 03:42 pm
(Link)
так уж и чекнутых.. :)
[User Picture]
From:a_kokorin
Date:Декабрь 16, 2007 09:28 pm
(Link)
Неправда, читателей много, я уверен ) не зря же сообщество существует...
[User Picture]
From:vladoff_revolt
Date:Декабрь 18, 2006 02:19 pm
(Link)
я в какой-то книжке вычитал следующее:

Герой Советского Союза Г.И.Щедрин, в годы Великой Отечественной войны командир подводной лодки С 56, в своих воспоминаниях приводит пример автоматизма. Лодка С-56 стояла у пирса. Один из вахтенных, пробегая через центральный пост, нечаянно задел рукоятку сигнального звонка. Раздалась трель, соответствующая команде «Срочное погружение». Поскольку вахтенный был трюмным и срочное погружение должен был осуществлять он сам, то он бросился к своему заведованию и исполнил команду. Лодка легла на грунт прямо у пирса. Находившихся на её борту спасло от гибели лишь то, что экипаж неукоснительно выполнял все требования по обеспечению живучести ПЛ, и потому все входные люки были задраены. Если бы хоть один люк был открыт, то потом ни одна следственная бригада не смогла бы выявить столь идиотской причины затопления исправного военного корабля в гавани прямо у стенки.

не знаю, правда, когда именно это произошло.
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 18, 2006 02:43 pm
(Link)
Это отрывок из мемуаров Щедрина "На борту С-56". В оригинале он выглядит так: "День за днем идет напряженная боевая учеба. Занятия [30] сменяются учениями и тренировками на материальной части. Старшины, командиры боевых частей требуют от краснофлотцев безукоризненного знания организации службы, устройства корабля, инструкций и наставлений по использованию механизмов. Но этого мало. Нужно убедиться, что люди умеют эксплуатировать материальную часть, устранять характерные неисправности, заделывать пробоины и тушить пожары в отсеках. Время уплотнено до предела. Нередко в часы короткого отдыха тишину отсеков нарушают колокола громкого боя. Это сигнал тревоги. Приходится прерывать сон и бежать на свои боевые посты. Ночные учения служат для того, Чтобы проверить, насколько твердо личный состав усвоил свои обязанности. Ведь недаром, когда хотят подчеркнуть безупречность знаний, говорят: «Разбуди меня среди ночи, я и тогда тебе отвечу». Вот и хочется убедиться, что никто даже спросонья не сделает ошибок.

А когда задача отработана во всем объеме, мы повторяем отдельные ее элементы, закрепляем знания, совершенствуем навыки, «шлифуем», или, как говорят, «отрабатываем автоматизм действий». Здесь надо оговориться, что понимать это буквально нельзя. «Автоматизм» всегда должен оставаться сознательным, а не слепым. Утверждаю это с полной ответственностью, ибо было в моей практике еще в период командования «Щукой» излишнее увлечение им. Мы так часто устраивали всякие тревоги, что у людей притупилась способность сознательно разбираться в обстановке. Два случая, приключившиеся на ночных вахтах, заставили меня серьезно задуматься о чувстве меры.

...Лодка стояла у пирса в базе. Команда переселилась в казарму, и ночью на корабле оставалась лишь дежурная служба. Старшина 2-й статьи Терещенко нес вахту по живучести. Обходя центральный пост, он случайно нажал рычажок звонковой сигнализации. Прозвучал короткий сигнал, означавший «открыть кингстоны». Услышав звонок, Терещенко бросился исполнять свои обязанности по тревоге и открыл кингстоны балластной цистерны № 1, Открыв кингстоны, он стал ждать команды «открыть вентиляцию», но вдруг сообразил, что подать эту команду, кроме его самого, некому.

Нечто подобное случилось с краснофлотцем Еловенко, с той лишь разницей, что нажал он рычажок ревуна. Услышав ревун, он схватил съемный прицел и выскочил к кормовой пушке, где должен был находиться по тревоге. После установки прицела и собственного доклада «наводчик готов» понял свою ошибку. Такой «автоматизм» едва ли может принести пользу.

Эти примеры я и привел, подводя итоги дня, чтобы предостеречь товарищей от подобных ошибок". Источник - http://victory.mil.ru/lib/books/memo/schedrin/02.html

Кста, Щедрин намного более знаменит другим. 17 мая 1943 г. Щедрин единственным среди всех советских подводников сумел одним торпедным залпом поразить сразу две цели - транспорт и танкер. К сожалению, торпеда попавшая в транспорт, не взорвалась...
[User Picture]
From:vladoff_revolt
Date:Декабрь 18, 2006 02:56 pm
(Link)
Я в детстве читал мемуары колышкина, он там рассказал о том, как щедрин одним залпом поразил два судна. Правда, по-моему, про то, что одна торпеда не взорвалась, он не написал. Хотя, может я уже и не помню. А еще у него был интересный рассказ, как одна "Малютка" участвовала в дуэли с какой-то немецкой подлодкой, которая раз десять выпускала торпеды, но поразить цель ей не удалось, и только после этого командир малютки приказал выстрелить своими торпедами (их вроде бы было две штуки всего) и утопил немцев.

А С-56 у нас в городе возле моря и штаба ТОФ стоит:) Одна из местных достопримечательностей:)
[User Picture]
From:deadmanru
Date:Декабрь 16, 2007 05:42 pm
(Link)
После окончания ВОВ выяснилось, что ни одна торпеда 22.12.41 в корабли не попала - обе взорвались от удара о прибрежные скалы. Зато при этом инциденте был убит один и контужены два немецких солдата на береговом наблюдательном посту Сверхольт-Клуббен!
Отличный результат. Целых дохлый фриц...
[User Picture]
From:vaselena
Date:Май 8, 2012 09:57 am
(Link)
Спасибо за пост..Извините,что пишу спустя пять лет... Мой дед-тот самый Климов,который высаживал разведгруппу и попал в плен.Он много рассказывал об этом,но никогда не рассказывал о том,как воевал на Щ-403... Прочитала с огромным интересом.
[User Picture]
From:u_96
Date:Май 10, 2012 04:57 pm
(Link)
Спасибо вам и вашему деду.

> Go to Top
LiveJournal.com