u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Category:
  • Mood:

Будни подводной войны - 6.

Первую часть поста см. тут.
Вторую часть поста см. тут.
Третью часть поста см. тут.
Четвёртую часть поста см. тут.
Пятую часть поста см. тут.

Вместо эпиграфа:
Сообщение Совинформбюро было по обыкновению кратким: “Энская подводная лодка Северного флота под командованием старшего лейтенанта Столбова проникла в фашистскую гавань и атаковала транспорт водоизмещением в 6 тыс. тонн. Торпедист Мельников двумя торпедами взорвал вражеское судно. Подводная лодка благополучно возвратилась на свою базу”. Этот первый боевой успех Северного флота в Великой Отечественной войне выпал на долю экипажа подводной лодки Щ-402, которая 14 июля 1941 года проникла в Порсангерфиорд и уничтожила транспортное судно противника. Почин был сделан. Но “четыреста второй” предстояло еще множество сложнейших походов, и каждый требовал от экипажа максимальной отдачи духовных и физических сил, отваги, мужества и находчивости. (c)
Photobucket - Video and Image Hosting
Гвардейская Краснознаменная подводная лодка "Щ-402"

Щ-402 встретила 22 июня 1941 г. под командованием старшего лейтенанта Николая Гурьевича Столбова в составе 3-го дивизиона бригады ПЛ в Полярном. 11 июля заняла позицию в районе Порсангер-фьорда, но, не обнаружив противника, ушла к Хоннигвогу. В ночь на 14 июля, при проникновении на рейд порта Хоннингвог, в подводном положении лодка ударилась о дно килем, что привело к разлитию электролита в носовой аккумуляторной группе. Почему в неприятельский порт, по данным разведки не имеющий никакой ПЛОшной обороны, Щ-402 входила ночью с опущенным перископом, имея ход в 5 узлов и прибывая на глубине 30 метров, Столбов впоследствии внятно объяснить так и не смог... Тем не менее, в порту "щука" обнаружила стоящий на якоре транспорт "Hanau" (5892 брт) и из-под воды с дистанции 3 кб его атаковала 2 торпедами. Обе прошли мимо и взорвались в прибрежных скалах, что не помешало командиру Щ-402 отметить в лодочном журнале факт потопления вражеского судна. 15 и 16 июля Столбов отказался от атак в наглую днём идущих мимо него одиноких транспортов, подозревая, что это суда ловушки. 16 августа "щука" досрочно возвратилась в базу, т.к. по мнению командира, лодка не могла находиться в море из-за пропуска воды через заклёпку газоотвода дизеля. При этом при подходе к берегу оказалось, что подлодка имеет невязку своего места в 29 миль и вместо м. Кильдин-восточный оказалась у м. Шарапова, что едва не привело к обстрелу Щ-402 артиллерией советской береговой обороны. При осмотре Щ-402 в базе пришли к выводу, что она вполне могла находиться с такой неисправностью на позиции и это был просто повод для досрочного возвращения с моря. Приказом комфлота командир лодки был арестован на 10 суток с исполнением своих обязанностей, а военкому старшему политруку А.Б. Кочергину объявили строгий выговор. 27 августа на Щ-402 назначили нового военного комиссара политрука Н.А. Долгополова, но это помогло мало. Уже 10 сентября "щука" вновь долгосрочно возвратилась из похода, на этот раз из-за расплескивания электролита сразу двух аккумуляторных групп, что было вызвано упрямым желанием командира лодки пережидать сильный шторм в надводном положении. Примечателен диалог между командующим бригадой ПЛ СФ и Столбовым, состоявшийся сразу после того, как второй объяснил первому причины очередного досрочного возвращения субмарины в бербазу:
"- Столбов, вы идиот?!..
- Так точно!"

Столбову вставили мощный "фитиль" сразу и по служебной и по партийной линиям, что сработало. 17 октября у острова Сергей Щ-402 подкараулила каботажник Vesteraalen (682 брт) с гражданскими лицами на борту и четырьмя торпедами с 6 кб разнесла его в пыль. 27 февраля 1942 г. в Порсангер-фьорде Столбов наткнулся на немецкий конвой из 6 транспортов, идущих в сопровождении 2 СКРов и 4 тральщиков. Не осмелившись на прорыв ПЛОшного ордера, Щ-402 с дистанции в 15 кб выпустила две торпеды по головному транспорту. Транспорт уцелел. Послепоходное разбирательство установило: при расчёте торпедного треугольника командир лодки допустил непростительные ошибки в определении элементов движения цели,.. что не помешало Столбову этим самым залпом благополучно угробить неприятельский СКР NM01 Vandale!

8 декабря 1941 г., на второй день возвращения из 5 боевого похода, находившийся в ЦП лодки Столбов решил незаметно проверить как несёт свою службу вахтенный у сходни. Для этого командир приказал "приподнять" зенитный перископ, после чего развернул его в сторону берега. Дежурным у сходни в этот момент стоял краснофлотец Жадов. От скуки он скатал снежок и наобум запулил его в головку перископа. Бросок оказался снайперским, а случайно оказавшаяся внутри снежка сосулька прилично покорёжила верхнюю линзу зенитного перископа. Отремонтировать перископ удалось только через три недели. Столбов за произошедшее получил очередной "фитиль", а Жадов пошёл под суд по статье за вредительство.

3 марта 1942 г. после атаки корабля ПЛО Щ-402 подверглась преследованию и получила повреждения от близких разрывов глубинных бомб, в том числе топливно-балластных цистерн. Для предотвращения возникновения демаскирующего следа из-за утечки топлива его из балластных цистерн продули за борт. 10 марта в 22.11 из-за ошибки в замерах наличия соляра в основных топливных цистернах Щ-402 осталась без хода в 30 милях от м. Нордкап. Только смелые и решительные действия командира и экипажа К-21 позволили аварийную "щуку" дозаправить и сопроводить в Полярный. Реакция комбрига на третье досрочное возвращение Столбова с позиции неизвестна...

3 апреля 1942 г. Щ-402 совершившая к тому моменту 6 боевых походов и официально числившая на своём счету 2 потопленных и 1 повреждённый транспорт + 1 потопленный тральщик (реально потоплен 1 транспорт и 1 СКР) была награждена орденом Красного Знамени.

5 мая 1942 г., несмотря на запрет командира, вахтенный офицер подвсплыл на глубину 7 метров, и Щ-402 столкнулась с льдиной. В результате достопамятный зенитный перископ был окончательно сломан, срезаны антенные стойки, а лодка четвёртый раз с начала войны досрочно вернулась в базу.

13 августа 1942 г. ночью из-за грубого нарушения личным составом Щ-402 правил эксплуатации аккумуляторной батареи №1 (вентиляция батарей в момент наиболее интенсивного выделения водорода оказалась переключена вахтенным по просьбе сослуживцем на вентиляцию отсеков) произошёл сильный взрыв в носовой группе батарей. Находившийся во втором и третьем отсеках личный состав (19 чел., включая командира лодки кап-три Столбова, военкома Долгополова, помощника командира капитан-лейтенанта К.Н. Сорокина и штурмана лейтенанта А.Я. Семёнова) погиб. В результате взрыва была полностью разрушена носовая группа аккумуляторных батарей, повреждены многие магистрали, трубопроводы, механизмы и электроизмерительные приборы отсеков. В командование кораблём вступил командир БЧ-5 капитан-лейтенант А.Д. Большаков, который и привёл лодку в пятый раз досрочно в базу. Ремонт субмарины продлился до 30 ноября 1942 г. Проведённое по горячим следам ЧП расследование вскрыло не только систематические грубые нарушения правил эксплуатации батарей на подлодке, но и многочисленные упущения по части корабельной службы. В частности, покойный Столбов, даже несмотря на неоднократные замечания командования бригады, не препятствовал курению в отсеках корабля, причём в качестве эпицентра произошедшего взрыва была определена собственная каюта Столбова... Вместо погибшего кап-три Столбова командиром "щуки" был назначен кап-три Александр Моисеевич Каутский.

25 июля 1943 г. Щ-402 присвоено звание "Гвардейская".
Всего за время войны Щ-402 совершила 16 боевых походов, 14 раз выходила в торпедные атаки, в ходе которых официально было потоплено 7 транспортов + ещё 1 повреждён. Кроме транспортов на боевой счёт Щ-402 занесли 1 потопленный тральщик. Реально же лодка за всю войну потопила лишь 1 транспорт и 1 СКР.

17 сентября 1944 г. Щ-402 вышла из Полярного в море для действий на коммуникациях противника. 21 сентября в этот же район вылетели три советских "бостона", один из которых обнаружил на подходах к селению Гамвик подводную лодку без хода и атаковал её торпедой, в результате Щ-402 оказалась потопленной. Она стала последней погибшей в войне 1941-1945 гг подводной лодкой Северного флота...
Tags: будни подводной войны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments