?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Декабрь 11, 2006


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
09:19 pm - Будни подводной войны - 6.
Первую часть поста см. тут.
Вторую часть поста см. тут.
Третью часть поста см. тут.
Четвёртую часть поста см. тут.
Пятую часть поста см. тут.

Вместо эпиграфа:
Сообщение Совинформбюро было по обыкновению кратким: “Энская подводная лодка Северного флота под командованием старшего лейтенанта Столбова проникла в фашистскую гавань и атаковала транспорт водоизмещением в 6 тыс. тонн. Торпедист Мельников двумя торпедами взорвал вражеское судно. Подводная лодка благополучно возвратилась на свою базу”. Этот первый боевой успех Северного флота в Великой Отечественной войне выпал на долю экипажа подводной лодки Щ-402, которая 14 июля 1941 года проникла в Порсангерфиорд и уничтожила транспортное судно противника. Почин был сделан. Но “четыреста второй” предстояло еще множество сложнейших походов, и каждый требовал от экипажа максимальной отдачи духовных и физических сил, отваги, мужества и находчивости. (c)
Photobucket - Video and Image Hosting
Гвардейская Краснознаменная подводная лодка "Щ-402"

Щ-402 встретила 22 июня 1941 г. под командованием старшего лейтенанта Николая Гурьевича Столбова в составе 3-го дивизиона бригады ПЛ в Полярном. 11 июля заняла позицию в районе Порсангер-фьорда, но, не обнаружив противника, ушла к Хоннигвогу. В ночь на 14 июля, при проникновении на рейд порта Хоннингвог, в подводном положении лодка ударилась о дно килем, что привело к разлитию электролита в носовой аккумуляторной группе. Почему в неприятельский порт, по данным разведки не имеющий никакой ПЛОшной обороны, Щ-402 входила ночью с опущенным перископом, имея ход в 5 узлов и прибывая на глубине 30 метров, Столбов впоследствии внятно объяснить так и не смог... Тем не менее, в порту "щука" обнаружила стоящий на якоре транспорт "Hanau" (5892 брт) и из-под воды с дистанции 3 кб его атаковала 2 торпедами. Обе прошли мимо и взорвались в прибрежных скалах, что не помешало командиру Щ-402 отметить в лодочном журнале факт потопления вражеского судна. 15 и 16 июля Столбов отказался от атак в наглую днём идущих мимо него одиноких транспортов, подозревая, что это суда ловушки. 16 августа "щука" досрочно возвратилась в базу, т.к. по мнению командира, лодка не могла находиться в море из-за пропуска воды через заклёпку газоотвода дизеля. При этом при подходе к берегу оказалось, что подлодка имеет невязку своего места в 29 миль и вместо м. Кильдин-восточный оказалась у м. Шарапова, что едва не привело к обстрелу Щ-402 артиллерией советской береговой обороны. При осмотре Щ-402 в базе пришли к выводу, что она вполне могла находиться с такой неисправностью на позиции и это был просто повод для досрочного возвращения с моря. Приказом комфлота командир лодки был арестован на 10 суток с исполнением своих обязанностей, а военкому старшему политруку А.Б. Кочергину объявили строгий выговор. 27 августа на Щ-402 назначили нового военного комиссара политрука Н.А. Долгополова, но это помогло мало. Уже 10 сентября "щука" вновь долгосрочно возвратилась из похода, на этот раз из-за расплескивания электролита сразу двух аккумуляторных групп, что было вызвано упрямым желанием командира лодки пережидать сильный шторм в надводном положении. Примечателен диалог между командующим бригадой ПЛ СФ и Столбовым, состоявшийся сразу после того, как второй объяснил первому причины очередного досрочного возвращения субмарины в бербазу:
"- Столбов, вы идиот?!..
- Так точно!"

Столбову вставили мощный "фитиль" сразу и по служебной и по партийной линиям, что сработало. 17 октября у острова Сергей Щ-402 подкараулила каботажник Vesteraalen (682 брт) с гражданскими лицами на борту и четырьмя торпедами с 6 кб разнесла его в пыль. 27 февраля 1942 г. в Порсангер-фьорде Столбов наткнулся на немецкий конвой из 6 транспортов, идущих в сопровождении 2 СКРов и 4 тральщиков. Не осмелившись на прорыв ПЛОшного ордера, Щ-402 с дистанции в 15 кб выпустила две торпеды по головному транспорту. Транспорт уцелел. Послепоходное разбирательство установило: при расчёте торпедного треугольника командир лодки допустил непростительные ошибки в определении элементов движения цели,.. что не помешало Столбову этим самым залпом благополучно угробить неприятельский СКР NM01 Vandale!

8 декабря 1941 г., на второй день возвращения из 5 боевого похода, находившийся в ЦП лодки Столбов решил незаметно проверить как несёт свою службу вахтенный у сходни. Для этого командир приказал "приподнять" зенитный перископ, после чего развернул его в сторону берега. Дежурным у сходни в этот момент стоял краснофлотец Жадов. От скуки он скатал снежок и наобум запулил его в головку перископа. Бросок оказался снайперским, а случайно оказавшаяся внутри снежка сосулька прилично покорёжила верхнюю линзу зенитного перископа. Отремонтировать перископ удалось только через три недели. Столбов за произошедшее получил очередной "фитиль", а Жадов пошёл под суд по статье за вредительство.

3 марта 1942 г. после атаки корабля ПЛО Щ-402 подверглась преследованию и получила повреждения от близких разрывов глубинных бомб, в том числе топливно-балластных цистерн. Для предотвращения возникновения демаскирующего следа из-за утечки топлива его из балластных цистерн продули за борт. 10 марта в 22.11 из-за ошибки в замерах наличия соляра в основных топливных цистернах Щ-402 осталась без хода в 30 милях от м. Нордкап. Только смелые и решительные действия командира и экипажа К-21 позволили аварийную "щуку" дозаправить и сопроводить в Полярный. Реакция комбрига на третье досрочное возвращение Столбова с позиции неизвестна...

3 апреля 1942 г. Щ-402 совершившая к тому моменту 6 боевых походов и официально числившая на своём счету 2 потопленных и 1 повреждённый транспорт + 1 потопленный тральщик (реально потоплен 1 транспорт и 1 СКР) была награждена орденом Красного Знамени.

5 мая 1942 г., несмотря на запрет командира, вахтенный офицер подвсплыл на глубину 7 метров, и Щ-402 столкнулась с льдиной. В результате достопамятный зенитный перископ был окончательно сломан, срезаны антенные стойки, а лодка четвёртый раз с начала войны досрочно вернулась в базу.

13 августа 1942 г. ночью из-за грубого нарушения личным составом Щ-402 правил эксплуатации аккумуляторной батареи №1 (вентиляция батарей в момент наиболее интенсивного выделения водорода оказалась переключена вахтенным по просьбе сослуживцем на вентиляцию отсеков) произошёл сильный взрыв в носовой группе батарей. Находившийся во втором и третьем отсеках личный состав (19 чел., включая командира лодки кап-три Столбова, военкома Долгополова, помощника командира капитан-лейтенанта К.Н. Сорокина и штурмана лейтенанта А.Я. Семёнова) погиб. В результате взрыва была полностью разрушена носовая группа аккумуляторных батарей, повреждены многие магистрали, трубопроводы, механизмы и электроизмерительные приборы отсеков. В командование кораблём вступил командир БЧ-5 капитан-лейтенант А.Д. Большаков, который и привёл лодку в пятый раз досрочно в базу. Ремонт субмарины продлился до 30 ноября 1942 г. Проведённое по горячим следам ЧП расследование вскрыло не только систематические грубые нарушения правил эксплуатации батарей на подлодке, но и многочисленные упущения по части корабельной службы. В частности, покойный Столбов, даже несмотря на неоднократные замечания командования бригады, не препятствовал курению в отсеках корабля, причём в качестве эпицентра произошедшего взрыва была определена собственная каюта Столбова... Вместо погибшего кап-три Столбова командиром "щуки" был назначен кап-три Александр Моисеевич Каутский.

25 июля 1943 г. Щ-402 присвоено звание "Гвардейская".
Всего за время войны Щ-402 совершила 16 боевых походов, 14 раз выходила в торпедные атаки, в ходе которых официально было потоплено 7 транспортов + ещё 1 повреждён. Кроме транспортов на боевой счёт Щ-402 занесли 1 потопленный тральщик. Реально же лодка за всю войну потопила лишь 1 транспорт и 1 СКР.

17 сентября 1944 г. Щ-402 вышла из Полярного в море для действий на коммуникациях противника. 21 сентября в этот же район вылетели три советских "бостона", один из которых обнаружил на подходах к селению Гамвик подводную лодку без хода и атаковал её торпедой, в результате Щ-402 оказалась потопленной. Она стала последней погибшей в войне 1941-1945 гг подводной лодкой Северного флота...
Настроение: минздрав ЫШШо предупреждает

(63 комментария | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:motodenisio
Date:Декабрь 11, 2006 07:50 pm
(Link)
ипать а ктож тада фрицев то топил ...
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 12, 2006 03:43 am
(Link)
Они и топили. :)
"Это ж всё наши - русские!" (с)
[User Picture]
From:zinik_alexander
Date:Декабрь 11, 2006 08:18 pm
(Link)
Блин. Ну неужели все было совсем так мрачно?
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 12, 2006 03:45 am
(Link)
Ну почему же "мрачно"?..
[User Picture]
From:timtimoff
Date:Декабрь 11, 2006 08:30 pm
(Link)
Кошмар...
[User Picture]
From:psilogic
Date:Декабрь 11, 2006 08:47 pm
(Link)
второй командир выходит тоже приписывал себе на счет победы? :)
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 12, 2006 03:23 am
(Link)
Ну, приписывание себе побед командиром, это, как раз, нормально. Со всех точек зрения.
А вот то, что этот гон без достаточной проверки и с подачи непосредственного начальства бригады официально заносился на боевой счёт и в таком виде шёл "наверх", это уже трабл...
[User Picture]
From:shewolf_org
Date:Декабрь 11, 2006 09:07 pm
(Link)
Командир несчастной "Щуки".
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 12, 2006 03:24 am
(Link)
Ага. :(
[User Picture]
From:periskop.su
Date:Декабрь 11, 2006 09:53 pm
(Link)
А из каких источников такие неутешительные сведения, причем так много? Не след ли это тотальной чернухи 90-х годов, когда все мазали только черной краской, а Жуков немцев телами заваливал?

Очень хочется источники узнать. И годы их издания.
[User Picture]
From:szhaman
Date:Декабрь 11, 2006 09:55 pm
(Link)
+1
From:flammar
Date:Декабрь 17, 2007 10:44 am
(Link)
Радует, что даже при таком распиздяйстве можно было воевать...
[User Picture]
From:le_chinoise
Date:Февраль 3, 2008 11:02 am
(Link)
Что такое "не везет" назыыается... Бостоны меня добили окончательно вместе с лодкой...
[User Picture]
From:22sobaki
Date:Май 22, 2008 10:19 am
(Link)
"17 октября у острова Сергей Щ-402 подкараулила "...
Что это за остров Сергей, где находится, не знаете? Яндекс не помог.
From:pro_shura
Date:Июнь 19, 2008 07:11 am
(Link)
Панки, панки... ПОДВОДНИКИ!!! Вот вам образец распиздяйской отваги!
[User Picture]
From:faiman
Date:Апрель 26, 2010 06:31 pm
(Link)
Вот это особенно понравилось:
"...причём в качестве эпицентра произошедшего взрыва была определена собственная каюта Столбова..."
Доигрался таки.
Вообще судьба лодки и ее экипажа очень органична от начала и до конца. Особенно если учесть, что в итоге и потопили ее свои же.
[User Picture]
From:pavlov_alex
Date:Июль 14, 2010 04:23 am
(Link)
Каждый раз читая такие истории все более и более проникаюсь флотофобским духом. Флот России ненужен а местами и вреден. Только патрульные катера и части береговой обороны спасут родину ;-))
[User Picture]
From:real_shtirlitz
Date:Июль 14, 2010 05:04 am
(Link)
Что, все 40 (или сколько там) тыс км побережья будете частями береговой обороны оборонять?))
[User Picture]
From:pilny_meshok
Date:Июль 14, 2010 08:09 am

Что-то мне и не понравилось в таком подходе к

(Link)
"будням подводной войны".

Сижу, курю, пытаюсь определить: что же именно мне не понравилось?

Хотя вру, сигареты кончились, а переться всего лишь за пачкой сигарет в магазин - лень. Так что не курю, пользую еще подводную привычку заядлого курильщика - дескать, всплывем, за все и накуримся...

И вот пока до какой мысли я "докуриваюсь": не иначе, как мы имеем дело с ней, с родимой. С "Маткой Правды"...

Но сначала байка. Чтоб было понятней. Есть на флоте охальники. Они придумывают всякие выражения. Дамам просьба заткнуть ушки, хотя опыт подсказывает, что в обморок от слов они нынче не падают. Одно из таких выражений в печатном виде выглядит так: "Я вам сейчас выверну матку наизнанку!". Это, естественно, дополняется воинским обращением: мичман, лейтенант, старший лейтенант!

Обычно этим грешат капитаны 3-го, 2-го рангов - старпомы, желаюшие быстро стать командирами. Потом это как-то проходит...

Но случается, что и лейтенанту вдруг захочется провернуть ту же операцию. И что особенно ценно - вывернуть ее, родимую, кому-нибудь там, наверху. И очень характерно, довольно часто это даже оправданное побуждение - так все там засиропят, залакируют, жить не захочется...

Так вот эту самую, ранее чрезвычайно редкую, а по нашим временам, увы, слишком частую (практически ставшую заурядной) процедуру выворачивания Матки Правде, на этот раз Правде о буднях подводной войны мы и имеем место наблюдать.

Ну, или ее попытку.

U_96 просьба не обижаться. Ничего обидного эти ассоциации, усугубленые никотиновым голоданием, против него не содержат.

Копать всегда трудней, чем не копать. Особенно, когда не оплачивается.
[User Picture]
From:u_96
Date:Июль 14, 2010 12:24 pm

Re: Что-то мне и не понравилось в таком подходе к

(Link)
А на что я должен обижаться-то? :)

> Go to Top
LiveJournal.com