u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:

Питер. Фотовоспоминанания. "Народоволец" (Четвёртая часть).

Предыдущие части поста:
Краткое описание конструкции и истории корабля.
Седьмой отсек (кормовой торпедный).
Шестой отсек (дизельный).

Продолжаем прогулку по недрам подлодки Д-2.
Photobucket - Video and Image Hosting

Покидая шестой отсек, мы перед межотсечным люком поднимаемся по трапу с тремя ступеньками. Это не спроста - уровень палубного настила в пятом отсеке заметно выше, чем в шестом, соответственно расстояние до подволока в пятом тоже будет меньше.
А всё потому, что пятый отсек - аккумуляторный.

Тут, расположено жилое помещение старшин, по левому борту - спуск в аккумуляторную "яму" №4, которая находится под настилом палубы отсека и официально называется "четвёртой группой аккумуляторной батареи". На этой "яме" весь пятый отсек сидит как курица на насесте. "Яма" окружёна цистернами смазочного масла (их обычно называют масляными).

Всего на "декабристах" таких аккумуляторных "ям" было четыре. На примере четвёртой познакомимся с ними поближе. Ну что ж, спускаемся вниз, под пятый отсек.
Photobucket - Video and Image Hosting
Там - большое, просторное помещение в шесть рядов с проходом посередине заполненное шестьюдесятью свинцовыми элементами марки "ДК", каждый из которых весит аж за 500 кг.
Photobucket - Video and Image Hosting
Высота помещения позволяет прогуливаться по нему в полный рост. Подобных условий для ухода за аккумуляторами не было ни на одной из подводных лодок 30-х гг. XX века. Но это потребовало значительного расширения и увеличения высоты аккамуляторных "ям", что ухудшило обитаемость расположенных над ними жилых и служебных помещений и вызвало затруднения в размещении некоторых механизмов, приводов и трубопроводов. Кроме того, повышение центра тяжести не лучшим образом отразилось на остойчивости "декабристов".

Децельный экскурс в историю и теорию русского аккумуляторостроения. В середине 1870-х гг. В.Н. Чиколеев мастрячит первый в России аккамулятор. Тот состоит из свинцовых пластин, покрытых суриком. Позже, по предложению русского флотского офицера Е.П. Твертинова, пластины делают решетчатыми, что уменьшает общий вес аккамуляторов. "ДК" с Д-2, это прямой наследник твертиновского аккумулятора. "ДК" представляет из себя эбонитовый бак с серной кислотой, в котором находятся две свинцовые пластины. Если к ним подвести постоянный ток, то под воздействием электрохимических процессов на пластине, соединённой с положительным полюсом источника тока, будет образовываться перекись свинца, а на другой, соединённой с отрицательным полюсом, - губчатый свинец. Таким образом, электрическая энергия в процессе зарядки аккумулятора преобразуется в химическую. Если после окончания зарядки зажимы аккумулятора соединить проводником, по нему (вах!) пойдёт ток. В процессе разряда перекись свинца на положительной пластине и губчатый свинец на отрицательной переходят в окись свинца, то есть процесс протекает в обратном направлении с превращением химической энергии в электрическую.

Возвращаемся к Д-2. На стадии планирования предполагалось, что номинальное напряжение на шинах главной станции можно будет менять от 120 до 480 В. Однако от верхней границы этих напряжений пришлось отказаться уже во время постойки Д-1. Это было сделано в силу того, что советская промышленность ещё не могла гарантировать прочность электрической изоляции в условиях высокой влажности внутренних помещений. Поэтому аккумуляторные группы "декабристов" соединялись последовательно только попарно, а верхний предел напряжений был снижен до 240 В. Пришлось считаться и с тем, что промышленность к моменту начала строительства лодок типа Д ещё не могла обеспечить лампам накаливания достаточную вибростойкость при напряжении выше 120 В...

Photobucket - Video and Image Hosting
Типовая схема соединения аккумуляторных элементов в аккумуляторную батарею подводной лодки.

Кстати, якоря малой мощности (при описании седьмого отсека забыл упомянуть, что каждый из ПГ20 имел якоря разной мощности - 525 и 25 л.с. для экономического хода) обоих главных гребных электродвигателей иогли переключаться с параллельного соединения между собой на последовательное, что приводило к уменьшению напряжения на их щётках до 60 В при сохранении полного напряжения в обмотках возбуждения. В таком режиме была достигнута подводная скорость в 2,9 уз в течение 52 часов. Это соответствовало совершенно небывалой дальности подводного плавания в 150 миль. "Народоволец" мог пройти этой скоростью под водой, не всплывая, расстояние от Лужской губы и до выхода в Балтийское море, что фактически позволяло превратить в операционную зону "декабристов" весь Финский залив.

Полная зарядка всех аккумуляторов Д-2 осуществлялась за 10 часов.

Покидаем аккумуляторную "яму" №4, поднимаясь по трапу вверх. Трап этот, между нами, девочками, врезан тут был специально для удобства туристов. Когда-то вместо него тут был установлен круглый горизонтальный люк диаметром в 65 см, чей высокий комингс дополнялся толстым резиновым уплотнителем, закреплённым на кромке крышки люка. Ох, не напрасно на "декабристах" аккумуляторы постарались "упаковать" как можно более герметично... Дело в том, что каждый аккумулятор подлодки, это газовая мина замедленного действия. Если крен лодки зашкаливает за 40-45 градусов, то на гальванических элементах срывает пробки и выплёскивается едкий электролит. Если, не дай Бог, на аккумуляторы попадает морская вода, то происходит короткое замыкание, начинается активное выделение удушающего хлора и легко воспламеняющегося водорода. Последний, встретившись с кислородом воздуха, превращается в гремучий газ, который способен при сильной концентрации фукнуть к бениной маме не хуже любого боеприпаса объёмного взрыва. Вот почему с момента появления аккумуляторов на подлодках и по сию пору подводники изо всех сил стараются одновременно сделать "ямы" предельно герметичными и в тоже время постоянно вентелируемыми. Впрочем, это не мешало и не мешает лодочным гальваническим элементам с завидной частотой вызывать взрывы и пожары на субмаринах. Прецедентов - сотни... Вот потому-то на "декабристах" аккумуляторные группы не только убрали в герметичные "ямы", но ещё и установили довольно мощную общеямовую вентиляцию. Отмечу, что позже немцы на своих "семёрках" пошли ещё дальше, не только сделав помещения аккумуляторных батарей герметичными, но ещё и установив индивидуальную вентиляцию гальванических элементов. И, кстати, правильно сделали. А тогда, в 30-е гг XX века в СССР решили, что герметичная укупорка аккумуляторов, это чистое пижонство. И на строящихся вслед за "декабристами" подводных минных заградителях типа "Л" - "ленинцах" от укупорки "ям" отказались. Результат не замедлил воспоследовать. В 1934 г. сразу на двух "ленинцах" (на "Сталинце" и "Гарибальдийце") через 3-4 часа после полной зарядки батарей произошли мощные взрывы в аккумуляторных "ямах". С жертвами и пожарами. Проведённое по горячим следам расследование явных вредителей и провокаторов среди личного состава пострадавших лодок не выявило. Факт попадания в "ямы" забортной воды тоже не подтвердился. Причину аварий подсказали учёные-химики, указавшие, что аккумуляторы способны выделять водород даже во время обычной процедуры зарядки элементов. После этого в срочном порядке для сжигания водорода был разработан прибор КП. Его работа основывалась на каталитическом окислении водорода кислородом воздуха отсека при помощи платинового катализатора. Вслед за "ленинцами" приборы КП получили и "декабристы". Так, на всякий случай...

Photobucket - Video and Image Hosting
Пятый отсек. Вид в корму с первой ступеньки трапа, ведущего в аккамуляторную "яму" №4. В открытом люке межотсечной переборки виден отсек №6 с его дизелями.

Итак, мы с вами выбрались наверх - в пятый отсек. Мысленно задраим за собой уже не существующий люк в "яму" (на крышке люка - буквенная маркировка "З") и осмотримся. Из достопримечательностей пятого отсека, если, конечно, не считать нам уже до боли знакомых аккуратно застеленных откидных коек, сразу за спуском в "яму" обнаружим большой жёлтый агрегатище. Это турбокомпрессор низкого давления №2, служащий для продувки цистерн главного балласта при всплытии подлодки. Всё, больше ничего любопытного в пятом нет. Идём дальше в четвёртый отсек, где расположена святая-святых "Народовольца" - центральный пост подводной лодки.

Photobucket - Video and Image Hosting
Вид на пятый отсек из четвёртого. Если присмотреться - хорошо заметна разница в уровнях более низкого палубного настила в четвёртом отсеке и более высокого в пятом. Сквозь открытый межотсечный люк хорошо видны откидные койки и идущие вниз перила трапа в аккумуляторную "яму" №4. Справа - жёлтый корпус турбокомпрессора низкого давления №2. Над люком - та самая "горизонтально примандяченная металлическая хваталка в форме гнутой трубы" для межотсечного проникновения способами fast и very fast. Подробнее о методах межотсечного проникновения - см. описание шестого отсека. ;)

Продолжение следует.
Tags: Д-2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments