?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Декабрь 4, 2006


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
07:04 pm - Питер. Фотовоспоминанания. "Народоволец" (Четвёртая часть).
Предыдущие части поста:
Краткое описание конструкции и истории корабля.
Седьмой отсек (кормовой торпедный).
Шестой отсек (дизельный).

Продолжаем прогулку по недрам подлодки Д-2.
Photobucket - Video and Image Hosting

Покидая шестой отсек, мы перед межотсечным люком поднимаемся по трапу с тремя ступеньками. Это не спроста - уровень палубного настила в пятом отсеке заметно выше, чем в шестом, соответственно расстояние до подволока в пятом тоже будет меньше.
А всё потому, что пятый отсек - аккумуляторный.

Тут, расположено жилое помещение старшин, по левому борту - спуск в аккумуляторную "яму" №4, которая находится под настилом палубы отсека и официально называется "четвёртой группой аккумуляторной батареи". На этой "яме" весь пятый отсек сидит как курица на насесте. "Яма" окружёна цистернами смазочного масла (их обычно называют масляными).

Всего на "декабристах" таких аккумуляторных "ям" было четыре. На примере четвёртой познакомимся с ними поближе. Ну что ж, спускаемся вниз, под пятый отсек.
Photobucket - Video and Image Hosting
Там - большое, просторное помещение в шесть рядов с проходом посередине заполненное шестьюдесятью свинцовыми элементами марки "ДК", каждый из которых весит аж за 500 кг.
Photobucket - Video and Image Hosting
Высота помещения позволяет прогуливаться по нему в полный рост. Подобных условий для ухода за аккумуляторами не было ни на одной из подводных лодок 30-х гг. XX века. Но это потребовало значительного расширения и увеличения высоты аккамуляторных "ям", что ухудшило обитаемость расположенных над ними жилых и служебных помещений и вызвало затруднения в размещении некоторых механизмов, приводов и трубопроводов. Кроме того, повышение центра тяжести не лучшим образом отразилось на остойчивости "декабристов".

Децельный экскурс в историю и теорию русского аккумуляторостроения. В середине 1870-х гг. В.Н. Чиколеев мастрячит первый в России аккамулятор. Тот состоит из свинцовых пластин, покрытых суриком. Позже, по предложению русского флотского офицера Е.П. Твертинова, пластины делают решетчатыми, что уменьшает общий вес аккамуляторов. "ДК" с Д-2, это прямой наследник твертиновского аккумулятора. "ДК" представляет из себя эбонитовый бак с серной кислотой, в котором находятся две свинцовые пластины. Если к ним подвести постоянный ток, то под воздействием электрохимических процессов на пластине, соединённой с положительным полюсом источника тока, будет образовываться перекись свинца, а на другой, соединённой с отрицательным полюсом, - губчатый свинец. Таким образом, электрическая энергия в процессе зарядки аккумулятора преобразуется в химическую. Если после окончания зарядки зажимы аккумулятора соединить проводником, по нему (вах!) пойдёт ток. В процессе разряда перекись свинца на положительной пластине и губчатый свинец на отрицательной переходят в окись свинца, то есть процесс протекает в обратном направлении с превращением химической энергии в электрическую.

Возвращаемся к Д-2. На стадии планирования предполагалось, что номинальное напряжение на шинах главной станции можно будет менять от 120 до 480 В. Однако от верхней границы этих напряжений пришлось отказаться уже во время постойки Д-1. Это было сделано в силу того, что советская промышленность ещё не могла гарантировать прочность электрической изоляции в условиях высокой влажности внутренних помещений. Поэтому аккумуляторные группы "декабристов" соединялись последовательно только попарно, а верхний предел напряжений был снижен до 240 В. Пришлось считаться и с тем, что промышленность к моменту начала строительства лодок типа Д ещё не могла обеспечить лампам накаливания достаточную вибростойкость при напряжении выше 120 В...

Photobucket - Video and Image Hosting
Типовая схема соединения аккумуляторных элементов в аккумуляторную батарею подводной лодки.

Кстати, якоря малой мощности (при описании седьмого отсека забыл упомянуть, что каждый из ПГ20 имел якоря разной мощности - 525 и 25 л.с. для экономического хода) обоих главных гребных электродвигателей иогли переключаться с параллельного соединения между собой на последовательное, что приводило к уменьшению напряжения на их щётках до 60 В при сохранении полного напряжения в обмотках возбуждения. В таком режиме была достигнута подводная скорость в 2,9 уз в течение 52 часов. Это соответствовало совершенно небывалой дальности подводного плавания в 150 миль. "Народоволец" мог пройти этой скоростью под водой, не всплывая, расстояние от Лужской губы и до выхода в Балтийское море, что фактически позволяло превратить в операционную зону "декабристов" весь Финский залив.

Полная зарядка всех аккумуляторов Д-2 осуществлялась за 10 часов.

Покидаем аккумуляторную "яму" №4, поднимаясь по трапу вверх. Трап этот, между нами, девочками, врезан тут был специально для удобства туристов. Когда-то вместо него тут был установлен круглый горизонтальный люк диаметром в 65 см, чей высокий комингс дополнялся толстым резиновым уплотнителем, закреплённым на кромке крышки люка. Ох, не напрасно на "декабристах" аккумуляторы постарались "упаковать" как можно более герметично... Дело в том, что каждый аккумулятор подлодки, это газовая мина замедленного действия. Если крен лодки зашкаливает за 40-45 градусов, то на гальванических элементах срывает пробки и выплёскивается едкий электролит. Если, не дай Бог, на аккумуляторы попадает морская вода, то происходит короткое замыкание, начинается активное выделение удушающего хлора и легко воспламеняющегося водорода. Последний, встретившись с кислородом воздуха, превращается в гремучий газ, который способен при сильной концентрации фукнуть к бениной маме не хуже любого боеприпаса объёмного взрыва. Вот почему с момента появления аккумуляторов на подлодках и по сию пору подводники изо всех сил стараются одновременно сделать "ямы" предельно герметичными и в тоже время постоянно вентелируемыми. Впрочем, это не мешало и не мешает лодочным гальваническим элементам с завидной частотой вызывать взрывы и пожары на субмаринах. Прецедентов - сотни... Вот потому-то на "декабристах" аккумуляторные группы не только убрали в герметичные "ямы", но ещё и установили довольно мощную общеямовую вентиляцию. Отмечу, что позже немцы на своих "семёрках" пошли ещё дальше, не только сделав помещения аккумуляторных батарей герметичными, но ещё и установив индивидуальную вентиляцию гальванических элементов. И, кстати, правильно сделали. А тогда, в 30-е гг XX века в СССР решили, что герметичная укупорка аккумуляторов, это чистое пижонство. И на строящихся вслед за "декабристами" подводных минных заградителях типа "Л" - "ленинцах" от укупорки "ям" отказались. Результат не замедлил воспоследовать. В 1934 г. сразу на двух "ленинцах" (на "Сталинце" и "Гарибальдийце") через 3-4 часа после полной зарядки батарей произошли мощные взрывы в аккумуляторных "ямах". С жертвами и пожарами. Проведённое по горячим следам расследование явных вредителей и провокаторов среди личного состава пострадавших лодок не выявило. Факт попадания в "ямы" забортной воды тоже не подтвердился. Причину аварий подсказали учёные-химики, указавшие, что аккумуляторы способны выделять водород даже во время обычной процедуры зарядки элементов. После этого в срочном порядке для сжигания водорода был разработан прибор КП. Его работа основывалась на каталитическом окислении водорода кислородом воздуха отсека при помощи платинового катализатора. Вслед за "ленинцами" приборы КП получили и "декабристы". Так, на всякий случай...

Photobucket - Video and Image Hosting
Пятый отсек. Вид в корму с первой ступеньки трапа, ведущего в аккамуляторную "яму" №4. В открытом люке межотсечной переборки виден отсек №6 с его дизелями.

Итак, мы с вами выбрались наверх - в пятый отсек. Мысленно задраим за собой уже не существующий люк в "яму" (на крышке люка - буквенная маркировка "З") и осмотримся. Из достопримечательностей пятого отсека, если, конечно, не считать нам уже до боли знакомых аккуратно застеленных откидных коек, сразу за спуском в "яму" обнаружим большой жёлтый агрегатище. Это турбокомпрессор низкого давления №2, служащий для продувки цистерн главного балласта при всплытии подлодки. Всё, больше ничего любопытного в пятом нет. Идём дальше в четвёртый отсек, где расположена святая-святых "Народовольца" - центральный пост подводной лодки.

Photobucket - Video and Image Hosting
Вид на пятый отсек из четвёртого. Если присмотреться - хорошо заметна разница в уровнях более низкого палубного настила в четвёртом отсеке и более высокого в пятом. Сквозь открытый межотсечный люк хорошо видны откидные койки и идущие вниз перила трапа в аккумуляторную "яму" №4. Справа - жёлтый корпус турбокомпрессора низкого давления №2. Над люком - та самая "горизонтально примандяченная металлическая хваталка в форме гнутой трубы" для межотсечного проникновения способами fast и very fast. Подробнее о методах межотсечного проникновения - см. описание шестого отсека. ;)

Продолжение следует.
Настроение: в Багдаде всё спокойно
Tags:

(15 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:lol_sus
Date:Декабрь 4, 2006 06:33 am
(Link)
вот хорошо написано, с упоением

аффтор пеши есчо ;)
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 4, 2006 10:12 am
(Link)
>вот хорошо написано

А шо?.. Таки предыдущие части поста - чистый отстой? ;)
From:antismith
Date:Декабрь 4, 2006 06:42 am

аккУмуляторные ямы?

(Link)
назад и далее по тексту. Исправь, пожалуйста. Глаз режет, а так написано вполне интересно.
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 4, 2006 10:06 am

Re: аккУмуляторные ямы?

(Link)
Чудеса вордовской орфографии, исправляющей написанное по собственному желанию. А я постил утром с сонных глаз и не приметил. Спасибо за поправку. :)
[User Picture]
From:sergey_ilyin
Date:Декабрь 4, 2006 08:31 am
(Link)
Уважаемый У!

"аккУмулятор" же!
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 4, 2006 02:44 pm
(Link)
Кста, а кроме орфографических, ещё замечания и пожелания по постам о Д-2 будут?..
Заранее благодарен за уточнения и дополнения. :)
[User Picture]
From:labromatin
Date:Декабрь 4, 2006 09:24 am
(Link)
Еще бы неплохо сурикова исправить. "пластин, покрытых суриков." Покрывали суриком. А тов. Суриков может кого и покрывал, но не пластины точно. Возможно холст.
[User Picture]
From:periskop.su
Date:Декабрь 4, 2006 09:36 am
(Link)
Слушай, а что за история с Д-3 на СФ? Как это она смогла столько себе приписать? Есть где про это почитать?
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 4, 2006 10:24 am
(Link)
Это не "она себе", это ей официально на счёт зачислили.
Честно говоря, с учётом архаичности прицельных устройств для торпедной стрельбы, стоявших на наших лодках в 1941-45 гг, я вообще удивлён, что они таки во что-то попадали. Впрочем, об этом подробный рассказ в следующем посте, где буду описывать ЦП "Народовольца".

В плане детального разбора мнимой и реальной эффективности отечественного подплава в годы ВОВ настоятельно порекомендую энциклопедию Платонова - http://www.bearbooks.ru/book.asp?id=456913 Ну, и для общего понимания тенденций, вот эту короткую заметку - http://www.deol.ru/manclub/war/podlodka.htm
[User Picture]
From:periskop.su
Date:Декабрь 4, 2006 11:40 am
(Link)
Спасибо. Буду читать. Чувствую, нужно разобраться в этом вопросе до конца...
[User Picture]
From:glorfindeil
Date:Декабрь 5, 2006 11:04 am
(Link)
Ты только не впадай в модную нонче ересь - победы наши по немецким данным считать.

Слишком 3,14здежа и вранья в вопросе собственных потерь у немцев многовато.

Что же касается "архаичности", опять же, глянь мемуары Щедрина. У нас в своё время теория торпедной стрельбы была разработана очень хорошо. Поищи работу на эту тему (хоть она и библиографическая редкость) кап. 1 ранга Томашевича.
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 5, 2006 12:02 pm
(Link)
>Ты только не впадай в модную нонче ересь - победы наши по немецким данным считать.

Бога ради!.. Я стараюсь использовать не только прямые, но и косвенные источники.

>Что же касается "архаичности", опять же, глянь мемуары Щедрина.

Да читал я их, читал. Как и кокретную документацию по теории и практике торпедной стрельбы у нас и у немцев. Если кратко, то "теория" у нас была, а вот "практика"... Немцы уже на первые свои "семёрки" ставили ПУТС "форхальтерехнер". У нас его аналог "Трюм" в опытном варианте появился только в 46-м после изучения немецкого образца, изъятого с поднятой U-250.
Установка режима хода/глубины и угла растворения на торпедах у нас могла до конца войны изменяться только вручную, для чего торпеды приходилось из аппаратов выволакивать внутрь отсека. Сам понимаешь, не всегда на это было время, как и техническая возможность. Стандартные автомат-коробки, как и имеющиеся на XII и XIV сериях автоматические коробки торпедной стрельбы на практике оказались абсолютно ненадёжными... Плюс к этому не самая лучшая тактическая подготовка командиров ПЛ... Короче, это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОДВИГ, что что-то таки утопили торпедами. Кста, это объясняет, почему в начале войны так часто наши лодки стремились использовать артиллерию. И это не из-за экономии торпед - уже с начала 42-го правило "одна цель - одна торпеда" было снято... Просто из орудия во что-то попасть оказалось много проще, чем торпедой.

> Go to Top
LiveJournal.com