u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:
  • Music:

«Вот ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше и всего Израиля!» (с)

Глава, посвящённая заключению брака в Израиле, из нижепомянутой книги Капитонова К.А. «Быть израильтянином…» (стр. 159-171).

Ах, эта свадьба!..

Однажды, мой коллега, известный израильский журналист Георг Мордель пригласил меня на свадьбу своего сына. Предупредил: «Невеста – грузинская еврейка. Так что ничему не удивляйся…» И всё-таки удивиться пришлось! Особенно тогда, когда жених с невестой под оркестр и крики восторга исполнили… лезгинки.
Прощаясь с коллегой, я сказал:
- Всё было здорово!
- Спасибо! Рад, что понравилось… Но имей в виду, что браки в Израиле – дело не простое… Поговори с новыми репатриантами – и всё поймёшь.
Я последовал его совету и словно вместе с ними прошёл все этапы на пути к созданию здоровой еврейской семьи. И здесь я удивился куда больше, чем лезгинке на свадьбе.
Впрочем, всё по порядку…

Свадьба (на иврите – «хатуна») – очень ответственный момент в жизни каждого человека. Хлопоты, связанные с ней, запоминаются не меньше, чем сама церемония. После того, как отец невесты согласился на просьбу молодого человека отдать руку своей дочери, начинается долгий процесс подготовки.
В Израиле, как известно, не существует гражданского брака, а только религиозный. Заявку о намерении вступить в брак подают в раввинат по месту жительства. Для этого жених («хатан») с невестой («кала») заполняют большое количество бумаги бланков и подают свою просьбу на рассмотрение комиссии раввинов.
Одна из самых главных, а иногда и довольно сложных проблем для будущей пары, это доказать «своё еврейство», которое определяется по материнской линии. Если один из двух молодых не еврей, то по иудейским законам, они не могут заключить религиозный брак.
Редкие счастливчики, среди которых в основном коренные израильтяне, избавленные от необходимости доказывать своё еврейство, справляются со всеми предсвадебными хлопотами за месяц-полтора. У новых репатриантов сборы документов занимают от нескольких месяцев до полугода. Ведь жениху и невесте необходимо пройти столько проверок и собеседований, сколько не придётся проходить первому израильскому туристу для полёта в космос.
Одна из недавних невест (просившая не называть её имя) призналась, что к моменту свадьбы была уже на пятом месяце беременности. Именно столько времени она и жених собирали нужные бумажки для свадьбы.
Первым этапом их предсвадебного хождения по инстанциям стало посещение отделения раввината по месту жительства. Там сразу же возникли проблемы: они жили у её родителей в иерусалимском квартале Гило, а местом жительства жениха значился загородный район Иерусалима Мевасерет. Поэтому именно из раввината этого района должна быть переведена бумага, о том, что жених не женат и никогда не был женат.
Они приезжали в раввинат Мевасерета, потом просто звонили. Результат один: никого на месте. Но им повезло – раввин нашёлся через месяц и сразу же переслал документы в раввинат Гило. Там на них завели дело, за ведение которого они заплатили 600 шекелей. Затем жениху и невесте выдали «обходной лист»: список мероприятий, которые они должны были пройти перед свадьбой. Напротив каждого пункта в процессе прохождения нужно было поставить подпись.
На следующем этапе требовалось доказать, что невеста никогда не была замужем. В определённое время, назначенное раввином, ей нужно было привести двух свидетелей, причём не родственников, которые знают её с детства и могут подтвердить, что она не замужем. С этим проблем не было.
Но они неожиданно возникли у невесты в связи с установлением еврейства. В Главный раввинат она и жених пришли, как положено, со своими мамами. Сначала зашёл жених с мамой: у них сложностей не возникло и их быстро отпустили.
Потом зашла невеста с мамой. В зале на кафедре сидели трое раввинов очень представительного вида. Сбоку за столиком – переводчик, разбирающийся с документами на русском языке. Он сказал, что с документами какая-то проблема, что нужно поехать в Гиват-Шауль к главному специалисту по документам из СССР. Он и решит, давать ли добро на еврейскую свадьбу или нет.
Рав из Гиват-Шауля был очень милым человеком. Он почти сразу сказал, что с документами невесты всё в порядке и послал об этом факс в Главный раввинат.
После этих походов все документы вернулись в районный раввинат в Гило. Оттуда жениха и невесту направили на так называемый «шиур» («урок») – предсвадебную беседу о том, что такое еврейская семья и как быть достойным этого звания.
Невеста пришла на беседу о своей будущей семейной жизни к религиозной женщине домой. У неё в это время сидели гости, везде бегали дети. Женщина довольно быстро отправила гостей, успокоила детей и начала беседу с невестой.
Она рассказала, что на людях еврейская женщина должна вести себя скромно и быть скромно одета, чтобы не провоцировать мужчин. Дома же невеста может вести себя откровенно и провоцировать мужа. Это не запрещается. Сексом нужно заниматься только в темноте, потому что в этот момент у жены и мужа могут быть отталкивающие выражения лица – лучше им обоим этого не видеть.
Так, преодолев трудности, жених с невестой подошли вплотную к свадебной церемонии.

В одном из самых дорогих магазинов на Кикар ха-Медина в Тель-Авиве они купили платье невесте – вечернее, голубое, простого покроя, расшитое перламутровыми блёстками – за 2000 шекелей. 300 шекелей стоила фата. Две тысячи стоил костюм для жениха.
Зал, где должна была проходить свадьба, обошёлся в 1000 шекелей. С хозяином фирмы, готовящей свадебную еду, им пришлось немного поторговаться. Он просил 27 долларов за порцию (плюс 17% НДС). Сошлись на 25.
Они могли выбрать как напитки, так и меню. Для напитков было две цены: дорогой бар состоял из иностранных напитков, более дешёвый – из отечественных. Все напитки на торжестве выдаются без ограничений.
Всё, что будет стоять на праздничном столе, принято пробовать заранее и делать свои замечания. В определённый назначенный день они вместе с родителями пришли на пробу. Повара приготовили точную копию будущего свадебного стола со всеми яствами: салатами, горячим и сладким. Они сделали несколько замечаний: в салате попросили не добавлять кинзу, не готовить мясо с лимоном.
Ещё через неделю они пришли уже на контрольную пробу. Для них снова накрыли полный стол, накормили, угостили кофе с пирожными. За угощение они больше не переживали. Всё действительно оказалось очень красиво оформлено и вкусно.
В музыканты они пригласили знакомого «ди-джея», который взял всего 300 шекелей, хотя многие из них берут от 1000 за вечер. Пригласительные они сделали сами – оформили на компьютере и распечатали на принтере.
А потом настал долгожданный день свадьбы. Долгожданный потому, что наконец-то всё это закончилось…
Кстати, за день до свадьбы невеста должна обязательно окунуться в «микву» (специальный бассейн). Женщина заходит туда, встаёт в центре и окунается. Её руки разведены в стороны, и она не касается стенок. Вода должна покрывать её полностью. Большинство женщин окунается два или три раза, а некоторые – семь раз подряд. Между погружениями (обычно после первого раза) произносят благословение: «Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, освятивший нас своими заповедями и заповедавший нам окунание!»

Понимая, какие торосы и айсберги приходится пройти невесте на пути к тёплому семейному очагу, некоторые в день свадьбы устраивают себе «день кайфа». Утром к 10-11 часам девушка приходит в так называемый салон торжеств и начинается…
Сауна, бассейн, джакузи, массаж, ароматические масла, маски для лица, маникюр, педикюр, макияж, причёска и, наконец, свадебное платье, привезённое заботливыми родственниками. Затем – выход к свадебному кортежу. Стоит такой «день кайфа» очень дорого, поэтому подробней рассказывать о такой роскоши я не буду, а лучше расскажу о более практичном выходе из положения.
Как объяснили мне специалисты, прокат свадебного платья на вечер стоит 5-6 тысяч шекелей. Эта сумма включает в себя всё – туфли и праздничное нижнее бельё. Невесте делают причёску, маникюр, педикюр и макияж. Платья в салонах проката новые – клиенты надевают их первыми и только один раз.
Сегодня недостаточно пригласить гостей на свадьбу, рассадить их рядами, кормить и поить до отвала. Их нужно развлекать, и делать это красиво. Их внимание не должно быть отвлечено от жениха и невесты. Так что никаких клоунов, фокусников или комиков не пригласишь. Поэтому жених и невеста должны сами позаботиться о гостях.
Сейчас очень модно заказывать «бук». За несколько месяцев жених и невеста начинают готовить альбом своих фотографий. Перед свадьбой есть чем занять гостей: «бук» кладётся на отдельном столике при входе в зал торжеств и поверьте – всю свадьбу гостей от него за уши не оттащить. Кстати, простой фотограф на свадьбе стоит от 2000 шекелей и выше.
Очень модно сегодня заказывать клип с участием жениха и невесты. Этот 3-4-х минутный клип потом показывают на стене зала торжеств в разгар свадьбы. Это как бы её кульминация. Для производства клипа нанимается сценарист, который с женихом и невестой обсуждает его идею. Вот несколько сценариев, на которых основаны последние клипы.
Жених и невеста – главные герои фильма – постоянно встречаются, но не замечают друг друга. Она то проходит мимо него на пляже, но он в этот момент ныряет в море. То они сидят друг напротив друга в библиотеке, но так увлечены книгами, что не поднимают глаз. То они во время путешествия оказываются в одной и той же экзотической стране, но смотрят в разные стороны – на достопримечательности – и всё это время в руках у девушки книга «Верите ли вы в судьбу». И вот однажды они оба идут на работу в костюмах с портфелями, оба говорят по мобильным телефонам и у неё из рук выпадает эта книга. Парень поднимает её, вспоминает, что мельком видел эту девушку уже много раз и они вдвоём уходят вдаль.
Есть сценарии, где жених и невеста долгое время друг другу мерещатся и в конце клипа встречаются. Очень красивы клипы без сюжета: жених и невеста просто бегут по пляжу, обдавая друг друга брызгами, или же они поют популярную песню на сцене в окружении поклонников. Изготовление клипа стоит в несколько раз дороже «бука», но, судя по реакции гостей, это себя оправдывает.
Хорошо воспринимается, когда молодые дарят гостям свой танец. Помните лезгинку?

Как правило, молодожёнам дарят в качестве подарка деньги. Разумеется, перед теми, кого пригласили на свадьбу, всегда встаёт вопрос о том, какую сумму нести? Однозначного ответа на него нет, ибо всё зависит от того, кем вам приходится жених и невеста, к какой общине они принадлежат, являются ли они светскими или религиозными и т.д.
И всё же есть одно общее правило. Точнее, израильская традиция: дарить слишком дорогие подарки или крупные денежные суммы не стоитю Это считается даже неприличным – ведь таким образом вы как бы обязываете в будущем жениха и невесту или их родителей принести столько же на вашу свадьбу или свадьбу ваших детей. А они, не исключено, просто не имеют таких возможностей.
Так что суммы в 1000 и более шекелей дарят только самые близкие родственники. Остальные гости должны принести в качестве подарка сумму, которая приблизительно окупала бы стоимость их угощения.
Сами израильтяне говорят, что самые роскошные и «дорогие» свадьбы обычно проводят «русские» - репатрианты из бывшего СССР. Они заказывают фешенебельные рестораны, дорогих «диск-жокеев» или ансамбли. Спиртное на «русских» свадьбах льётся рекой, на стол выставляются самые изысканные блюда. Такой стол обходится не менее чем в 30, а то и в 35 долларов за порцию. Соответственно и дарить нужно из расчёта порядка 200 шекелей на человека.
В религиозных кругах главным атрибутом свадьбы считается веселье. Стол играет второстепенную роль и потому, если вас пригласили на свадьбу ваши друзья в вязанных «кипах», то будьте готовы к тому, что ассортимент блюд вас разочарует. Зато ансамбль будет прекрасным. На такую свадьбу вполне достаточно принести 150 шекелей с носа или 250 шекелей на двоих. Никто на вас не обидится.
И, наконец, если у вас есть друзья-ортодоксы, и они пригласили вас на свадьбу своего очередного чада, вообще не имеет смысла впадать в панику и думать, где достать деньги. Можно просто принести новобрачным недорогой, в пределах 100 шекелей подарок в виде сервиза, кастрюли и т.п.
Вот и всё…

Впрочем, нет, не всё. Я забыл рассказать о самой свадебной церемонии.
Перед её началом, раввин пишет «ктубу» (брачный договор), которая считается официальным документом. В ней сказано, что жених обязуется содержать невесту и снабжать её всем необходимым. В случае расторжения брака он, согласно договору, обязуется выплатить установленную «ктубой» сумму.
После подписания жених в сопровождении обоих отцов проходит под «хупу» - традиционный свадебный балдахин. Он символизирует дом, в котором муж и жена будут жить вместе. Раньше эта церемония проводилась только на улице. Сегодня её чаще проводят в помещении, чтобы не зависеть от погоды. Самым распространённым местом проведения является синагога. Однако строгого правила об этом нет – если есть «хупа» и раввин, то церемонию можно проводить где угодно.
Следом обе матери ведут по направлению к «хупе» невесту. На середине «пути» они останавливаются, дабы разрешить жениху закрыть лицо невесты фатой. Эта церемония называется «бедекен» и символизирует намерение жениха защищать свою жену. Данный обряд уходит корнями в библейские времена, когда Ребекка покрыла своё лицо перед тем, как выйти замуж за Исаака, сына Авраама.
Под «хупой» во время церемонии должны находиться: раввин, «хатан» и «кала», обе пары родителей и два свидетеля.
Во время «хупы» раввин произносит благословения, пожелания и напутствия. Жених надевает кольцо на указательный палец невесты. При этом раввин обязательно спрашивает жениха, купил ли он кольцо на свои деньги? И, безусловно, «хатан» должен дать положительный ответ. Надевая кольцо, жених произносит «кидушин» («посвящение»): «Вот ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше и всего Израиля!»
Благословения под «хупой» произносят при налитом бокале вина, который выпивают.
В конце церемонии жених должен правой ногой разбить стакан. Прежде чем разбить его, жених, а с ним и все присутствующие произносят: «Если я забуду тебя, Иерусалим, да отсохнет моя правая рука, да приклеится язык мой к нёбу, если не буду вспоминать тебя, если не подниму Иерусалим на вершину моей радости» («Псалмы», 137:6).
Истоки этого обычая восходят ко времени после разрушения Второго храма. Тогда, как это описывается в Талмуде, случалось, что мудрецы на свадьбах своих сыновей, недовольные слишком бурным весельем, разбивали дорогие блюда. Эти жесты и установившийся вслед за ними обычай выражают существенную черту еврейского миропонимания, когда и при самом радостном событии отсутствие хотя бы небольшой доли печали несколько «опошляет» и принижает празднество.
Разбивание бокала может быть подходящей минутой вспомнить близких и родственников, которые не удостоились участвовать в свадьбе.
Необязательно для выражения скорби использовать разбивание бокала. Принято также символически «посыпать пеплом» голову: намазывают мазок пепла на лоб жениха вместе с разбиванием бокала или вместо него. Обычно используют пепел от сожжённого листа бумаги.
Распространённый обычай видеть в разбивании бокала как бы проверку мужских качеств жениха и награждать его аплодисментами не имеет абсолютно никаких корней в традиции. Многие мужчины шутят, что битьё стакана также символизирует последний раз, когда новобрачный может топнуть ногой.
Момент разбивания считается очень ответственным и самым важным во время всей свадьбы. Особенно для жениха, потому что стакан необходимо разбить с первого раза. Можно, конечно, бить по нему и несколько раз, но говорят, что это плохая примета.
Так заканчивается «хупа». С этого момента жених с невестой официально считаются супругами.
Вот теперь всё! Горько!

Из досье. (печатается выборочно - u_96 )
В Израиле играется в среднем 40 тыс. свадеб в год. 30 тыс. браков заключается между евреями, 10 тыс. – это мусульманские, друзские и христианские свадьбы.
Средний возраст жениха-еврея, впервые вступающего в брак, 26,9 года.
Средний возраст еврейских невест составляет 24, 6 года.
Согласно отчёту, из 505 человек, вступивших в брак в 2003 году, 85% сделали это по религиозным законам. 10% заключили брак путём гражданской церемонии за границей.
А вот какие любопытные цифры опубликовала газета «Новости Недели».
В 2002 году доля холостяков (как мужчин, так и женщин) в возрасте 20-24 лет составляла 90%. Для сравнения: в конце 70-х годов прошлого века этот показатель составлял 77%.
Газета подчёркивает, что убеждённых холостяков в Израиле практически нет. 95% израильтян-евреев в возрасте 40-44 лет были женаты (замужем) хотя бы однажды.
…Если верить данным, опубликованным в местном журнале «Русский Израильтянин», 45% израильских мужчин и 15% женщин время от времени изменяют своим супругам.
Израильский «Форум за гражданские браки» опубликовал результаты опроса, проведённого институтом изучения общественного мнения «Дахав». Выяснилось, что 70% евреев-израильтян поддерживают введение в стране института гражданских браков.
По опубликованным в начале марта 2005 года данным ЦСБ Израиля на 2002 год 274 тысяч израильтян, в большинстве своём репатриантов из СНГ, не могли сочетаться браком в Израиле, поскольку не считались евреями по Галахе. Выход был найден в выезде для заключения брака за рубеж. Чаще всего в этом случае израильтяне отправляются на Кипр…
Свадьба становится поистине разорительным мероприятием для молодожёнов и их родителей. По результатам исследования, обнародованными институтом «Геокартография», средняя стоимость свадебного торжества в Израиле составляет 86 тыс. шекелей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments