u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:

Признаю - грешен...

Люблю шляться по музеям.
Лучше всего - в будни, когда в залах тихо и покойно из-за отсутствия посетителей.
Идёшь себе по ковровым дорожкам, раскланиваешься с бабушками-смотрительницами, смотришь по сторонам и проникаешься.

Один из самых моих любимых музеев - ГМИИ им. А.С. Пушкина, громадное здание античного ордера, прямо таки набитое шедеврами.
И люблю я его не только из-за того, что в нём когда-то началось моё хождение по археологическим тропам, нет. Там действительно есть на что посмотреть - один "египетский" зал чего стоит!

...Но речь сейчас не о нём. Речь о потрясающих копиях готических скульптур.

Готика - вообще искусство контрастов и сопоставлений, в которых мир делится на два противоположных лагеря - земное и небесное, возвышенное и низменное, доброе и злое, божественное и "диавольское". Но ведь в этих же самых категориях средневековый человек осмысливал и свою собственную жизнь...
И символом этого являются скульптуры, выставленные в музее подле копии южного портала амьенского собора - две аллегорические фигуры, созданные в 30-е годы XIII века для украшения северного портала собора в Страсбурге.
Это, конечно, знаменитые "Церковь" и "Синагога".
165,52 КБ
Аллегория имела в средние века чёткое теологическое толкование, одним из обязательных аспектов которого было утверждение победы Нового завета над Ветхим. В эпоху крестовых походов и ересей церковь настойчиво вдалбливала всем мысль о своём исключительном праве владеть истиной. Но новые гуманистические веяния привносят новый оттенок в трактовку традиционных образов. Противоборство Церкви и Синагоги раскрыто скульптуром как контраст душевных состояний. Утверждая неизбежный триумф Церкви, мастер проявляет сочувствие и к поверженной Синагоге.
Всё очень выразительно и по-человечески понятно.
Церковь победоносно откинулась назад, расправила плечи, решительно водружает крест, складки плаща отвесно падают вниз, подчёркивая устойчивость и монументальность позы... А рядом - поверженная Синагога со сломанным копьём и выпадающими из рук скрижалями Завета. Как символ заблуждений - повязка закрывает глаза. Во всей позе сквозит какая-то потерянность и обречённость.
...Я, порой, вспоминаю эти статуи и думаю, как бы сейчас выглядели эти два образа, сваяй их мастер где-нибудь в политкорректной Америке или... в Израиле?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments