?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Апрель 18, 2006


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
10:24 pm - Признаю - грешен...
Люблю шляться по музеям.
Лучше всего - в будни, когда в залах тихо и покойно из-за отсутствия посетителей.
Идёшь себе по ковровым дорожкам, раскланиваешься с бабушками-смотрительницами, смотришь по сторонам и проникаешься.

Один из самых моих любимых музеев - ГМИИ им. А.С. Пушкина, громадное здание античного ордера, прямо таки набитое шедеврами.
И люблю я его не только из-за того, что в нём когда-то началось моё хождение по археологическим тропам, нет. Там действительно есть на что посмотреть - один "египетский" зал чего стоит!

...Но речь сейчас не о нём. Речь о потрясающих копиях готических скульптур.

Готика - вообще искусство контрастов и сопоставлений, в которых мир делится на два противоположных лагеря - земное и небесное, возвышенное и низменное, доброе и злое, божественное и "диавольское". Но ведь в этих же самых категориях средневековый человек осмысливал и свою собственную жизнь...
И символом этого являются скульптуры, выставленные в музее подле копии южного портала амьенского собора - две аллегорические фигуры, созданные в 30-е годы XIII века для украшения северного портала собора в Страсбурге.
Это, конечно, знаменитые "Церковь" и "Синагога".
165,52 КБ
Аллегория имела в средние века чёткое теологическое толкование, одним из обязательных аспектов которого было утверждение победы Нового завета над Ветхим. В эпоху крестовых походов и ересей церковь настойчиво вдалбливала всем мысль о своём исключительном праве владеть истиной. Но новые гуманистические веяния привносят новый оттенок в трактовку традиционных образов. Противоборство Церкви и Синагоги раскрыто скульптуром как контраст душевных состояний. Утверждая неизбежный триумф Церкви, мастер проявляет сочувствие и к поверженной Синагоге.
Всё очень выразительно и по-человечески понятно.
Церковь победоносно откинулась назад, расправила плечи, решительно водружает крест, складки плаща отвесно падают вниз, подчёркивая устойчивость и монументальность позы... А рядом - поверженная Синагога со сломанным копьём и выпадающими из рук скрижалями Завета. Как символ заблуждений - повязка закрывает глаза. Во всей позе сквозит какая-то потерянность и обречённость.
...Я, порой, вспоминаю эти статуи и думаю, как бы сейчас выглядели эти два образа, сваяй их мастер где-нибудь в политкорректной Америке или... в Израиле?
Настроение: готичное

(8 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:ded_banzai
Date:Апрель 18, 2006 08:51 pm
(Link)
ПОлучилось бы нечто "политкорректное" - ниэкспрессии, ниглубокого смысла. ПОлиткорректность предусматривает ширпотреб, конвейр штамповок.Один раз испрользуется хорошо, а потом ...ПОтом начинаешь тратить ресурсы на ремонты.
[User Picture]
From:eugene_gu
Date:Апрель 18, 2006 11:55 pm
(Link)
В Израиле - никак. Ибо "не сотвори себе кумира" - нельзя статуи делать.
[User Picture]
From:u_96
Date:Апрель 19, 2006 02:25 am
(Link)
Нечто подобное мне в голову и приходило...
[User Picture]
From:antoin
Date:Апрель 19, 2006 06:56 am
(Link)
ага, очень частый сюжет
мне очень нравится.
[User Picture]
From:bratbill
Date:Апрель 19, 2006 10:48 am
(Link)
помнится, там не одна такая пара. Надо сказать, что увидев их впервые лет 6 назад был обескуражен. Потом проникся
[User Picture]
From:hoholusa
Date:Апрель 19, 2006 03:26 pm

Сионистское...

(Link)
Это она только притворяется потерянной и обречённой... Сейчас перхватит досточку поудобнее, и как захерачит сеструхе между глаз...
[User Picture]
From:u_96
Date:Апрель 19, 2006 03:39 pm

Re: Сионистское...

(Link)
....!!! ;D
From:stranez_za
Date:Май 19, 2006 06:01 am
(Link)
Вчера тоже была в этом зале, по случаю дня Музеев. И больше всего впечатлил этот самый зал скульптуры Средневековья. Что за мифы создавали за последние сотни лет просветители, что Средневековье мрачно и темно? Таких веселых лиц, как у Искусителя и Неразумной девы из того же страсбургского собора, или у одной из королев, - ни в одном зале не видно. Глядя на эти улыбки, невозможно не улыбнуться и не рассмеяться по-доброму. :) :) По-моему, такая радостная, детская наивность у мастеров 13 века, такое мастерство в изображении лица, что не понятно, как можно было так уничижить культуру Средних веков.

А там есть еще деревянные Церковь и Синагога, даже еще более трогательные, чес Страсбургские: наверное, был распространенный и необходимый сюжет?

> Go to Top
LiveJournal.com