?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Декабрь 14, 2015


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
12:12 pm - Ух ты...
Оригинал взят у mr_garett в Атака на «Atlantic Conveyor». Интервью Roberto Curilovich.
Данный текст – тотальный эсклюзив. Единственный существующий на русском языке перевод интервью капитана Роберто Куриловича о его легендарной атаке на британский контейнеровоз Atlantic Conveyor. Изначально хотел вывесить текст на смерть Тетчер, но не успел, ибо в испанском не очень силен. Переводить приходилось со словарем. Вероятно, некоторые оттенки смысла утеряны, но уж извините.

Роберто Курилович – аргентинский летчик хорватского происхождения, капитан третьего ранга (corvette captain), участник Фоклендской войны, пилот Super Etendard. В 1984 году награжден медалью La Nación Argentina al Valor en Combate. В 1987 году получил Бразильский орден Al Mérito Naval.

fuel
Итак.

АТАКА НА «ATLANTIC CONVEYOR»
Капитан Роберто Курилович.

Я только что получил звонок от г-на вице-адмирала Альфонсо, который попросил меня написать статью для газеты и поделиться с нашими читателями опытом боевых действий времен Фолеклендской войны.

Во время написания статья я чувствовал гордость и благодарность за то, что мне приходится писать данный текст. С другой стороны мне постоянно не хватало времени, поскольку мои текущие обязанности требовали от меня постоянных путешествий по стране. В третьих, я старался сделать текст, как можно более образным, лишенным сухих технических деталей.

Поскольку текст получился несколько спонтанным, в основу статьи я положил  интервью, которое я давал в 1997 году Хуан Луис Гальярдо, писателю и журналисту, сотрудничающему с журналом военно-морского университета.

Q - Вопрос (Хуан Л. Гальярдо): - Просто из любопытства, на каком самолете вы сделали первый вылет за пределами училища?
A - Ответ (Курилович): - Это был Т-28. Отличная машина, которая показала насколько быстро меняется оснащение военно-морского флота. Летные курсы я закончил в 1969 году. Десять лет летал на поршневых машинах. В 1980 году начал проходить тренировку на «Супер Этендард», более сложной и комплексной машине, вооруженной «умными» ракетами

Q: - Я понимаю, что вы вошли в состав первой группы аргентинских пилотов получивших доступ к новым машинам.
A: - Именно так. В начале мы летали на Skyhawk A4Q, но эти самолеты быстро устарели. Американские машины получить не удалось и мы остановили свой выбор на французских «Этендардах». Они могли взлетать с устаревших аргентинских авианосцев, предназначенных, в первую очередь, для запуска поршневых машин.

Q: - Вы выбрали «Этендард», что произошло дальше?
A: - Руководство выбрало 10 пилотов, которые были отправлены в Европу для прохождении тренировочных курсов. В октябре 1980 года мы поехали во Францию и начали тренировки с французскими пилотами, которые продолжались несколько месяцев. Летный курс был завершен в июне 1981 года. Некоторое время я оставался во Франции вместе с младшим лейтенатом Майора, который был сигнальщиком на авианосце.

Q: - Когда вы получили первый Etendard?
A: - В декабре 1981 года мы получили первые 5 машин из партии в 14 штук.

Q: - Выходит, что новые самолеты практически сразу попали на войну? Вы действовали с авианосца?
A: - Нет, мы не успели адаптировать корабли для боевой работы. Вылеты осуществлялись с авиабаз. Тренировались мы, взлетая с базы Commander Spore, после чего совершали атаки по гипотетическим целям.
SEt

Q: - Когда вы поняли, что готовы вступить в бой?
A: - В конце марта я был приписан на авианосец аргентинских ВМФ «25 di mayo» моей машиной вновь стал A4Q. Информация о начале войны добралась до нас во время маневров, так что мы сразу оказались возле театра боевых действий. Во время «Операции Розарио» корабль оставался в 90 милях к северу от островов. Мы создавали заслон, перед вражескими соединениями, которые могли атаковать машины, садящиеся в Порт Стенли. Не прошло и недели, как я покинул авианосец и вернулся к своим «Этендардам».

Q: - Как вас встретила эскадрилья.
A: - Мы купили у французов 14 машин, но успели получить только 5. Летали на четырех. Пятую (3-А-201) «каннибализировали» на запасные части. Если бы мы не сделали это, то вылеты пришлось бы прекратить при первой же технической неисправности. Что касается ракет «Экзосет», то в нашем распоряжении оказалось  5 подобных боеприпасов.

Q: - Важный вопрос, эти пять ракет могли быть использованы только во время боевых действий?
A: - В целом, да. Конечно, «Этендард» нес пушки, бомбы и другие ракеты, но командир эскадрильи Дж.Коломбо сделал ставку на «Экзосеты». Выбор был мудрым. Однако была и проблема. Специалисты Aerospatiale должны были синхронизировать электронные системы ракет и самолетов. Думаю, не стоит говорить о том, что французы к нам не приехали.

Q: - И что же вы сделали?
A: - Как я уже говорил, в течение года мы практиковались в стрельбе морскими «Экзосетами», поэтому у нас был серьезный опыт использования данных ракет. Мы смогли наладить их начинку и подвесить под крылья самолетов. Серьезной проблемой стали внутренние системы блокировки, которые французы установили на «Экзосеты» и не успели снять до начала конфликта. Капитан Ловаццо смог добыть недостающую информацию лишь 20 апреля, после чего мы смогли вооружить самолеты.
Естественно, были и другие трудности, которые нам удалось преодолеть.

map of conflict

Q: - Какие еще задачи вам пришлось решать?
A: - В основном, проблемы были тактического и оперативного характера. Нам очень повезло с тем, что аргентинские эсминцы Тип 42 (мы использовали их в качестве учебных целей) были построены на британских верфях и обладали британской электроникой. Таким образом, мы проводили учебные атаки на наши собственные эсминцы, нарабатывая опыт будущего  столкновения с британскими кораблями.

Q: - После того, как система «Супер Энтендард – Экзосет» стала функциональной, вас перевели в Рио-Гранде?
A: - Именно так. Поскольку авианосца у нас не было, мы подумывали летать из Порта Стенли. Однако там была плохая ВВП и мы не могли рассчитывать на поддержку собственными системами РЭБ. В итоге пришлось летать из Рио-Гранде, поскольку местная ВВП была ближайшей по отношению к островам. Стоит отметить, что атака на низких высотах была весьма прожорливой. Самолет потреблял 70 литров топлива в минуту. Таким образом, с ракетами и дополнительными топливными баками радиус действия наших машин составлял 308 миль (704 километра) без дозаправки.

Q: - То есть вы могли достичь островов, но не могли вернуться обратно?
А: - Верно. Поскольку британский флот находился за пределами архепелага, нам приходилось брать топливо с КС-130. В результате дополнительной заправки, радиус действия самолетов возрастал до 500 миль (930 километров). Кроме того Коломбо ориентировал нас на удар парами. В бою должны были участвовать пять пар. При этом старшие по званию офицеры должны были лететь первыми.

Q: - Каким образом были сформированы двойки?
A: - Colombo (наш командир) - Machetanz; Badacarratz - Mayora; Rodriguez - Mariani, Curilovic - Barassa и Collavino - Francisco. Было решено, что пары будут атаковать цель последовательно. Пока первая пара наносит на миссии, следующая готовится к взлету (не забывайте о том, что у нас было всего 4 «Этендарда»). Данная тактика получила название «резинка».

Q: - Что произошло после того, как вы ввели «резинку» в действие.
A: - Ты забирался в летный костюм, прыгал в кабину самолета и ждал своей очереди на взлет.

Q: - Первый боевой вылет достался паре
ColomboMachetanz, своей очереди ждали Bedacarratz – Mayora.
A: - Это произошло 1 мая. Командир решил показать нам пример заправки в воздухе, но вследствие технической неисправности клапана заправка завершилась провалом, самолет стал терять топливо. Командир решил прервать миссию и вернулся на базу. Пара Colombo уступила воздух паре Bedacarratz – Mayora. Эти ребята 4 мая потопили «Шеффилд». Тут то и всплыла еще одна проблема, которая касалась радаров.

Sheffild

Q: - Что случилось с радарами?
A: - «Этендарды» не имели нормального активного радара с помощью которого можно было бы искать корабли на морской поверхности. Поначалу нам помогали два стареньких P-2 «Нептун», но потом от их услуг пришлось отказаться. Активное использование «Нептунов» прекратилось 15 мая. Причиной этому послужила нехватка запчастей и устарелость радарных кристаллов. Вместо них ВМФ Аргентины предложил использовать трехмерный радар AN/TPS-43F и радар слежения AN/TPS-44 Alert IIA, находящихся в Пуэрто Архентино. Эти радары постоянно отслеживали передвижение всех британских самолетов, фиксируя места "стартов" 'Харриеров' и 'Си Харриеров'.

Q: - Атака на «Шеффилд» совсем другая история, но все же интересно, как вы смогли достать англичан в столь неблагоприятных условиях? И как пилотов встретили в Рио-Гранде?
A: - Мы радовались каждому возвращению и каждому успеху. Стоит помнить, что в англичан попасть было очень непросто даже несмотря на то, что команды их кораблей не были готовы к применению «Экзосетов».

Q: - Паре Rodriguez - Mariani так и не представился случай использовать ракеты?
A: - К моменту их вылета мы оказались «слепыми». Нептуны были отозваны в следствие недостатков электронных систем и проблем с двигателями. Нас наводили на цель операторы радаров из Порта-Стенли, которые идентифицировали корабли противника по эхо-сигналам британских самолетов. Таким образом, информация была неточной и во время своего вылета Rodriguez - Mariani не смогли обнаружить врага. 

Q: - Какая система командования была в вашей «резинке»?
A: - Я был ведущим, Барасса ведомым.

Q: - Когда произошел ваш первый боевой вылет?
A: - 24 мая был спокойный день. На следующее утро в Аргентине был национальный праздник. В 9-00 мы предприняли вылет против тактической группы, которая предположительно располагалась к северо-западу от островов. Судя по всему, два английских корабля располагались в водах залива Сан Карлос, они занимались радиолокационной разведкой. В том же самом районе патрулировали британские «Харриеры»

Q: - Десант на Сан-Карлос состоялся 21-го.
A: - Да. Во время высадки активно работали ВВС Аргентины и авиация Военно-морского флота. Таким образом, мы примерно представляли, с чем нам предстоит иметь дело и спроектировали атаку таким образом, чтобы удар пришелся с неожиданной стороны.

Q: - Вам пришлось заправляться в воздухе?
A: - Из-за заправок происходили постоянные сбои в графике вылетов, поскольку в распоряжении ВВС Аргентины имелось всего два воздушных танкера. Хочу отметить великолепную работу летчиков танкера, которые на протяжении всего конфликта обеспечивали работу военной авиации на большом удалении от баз.
Ну так вот, изначально мы планировали совершить дозаправку в 11-00, но нам пришлось отложить данную операцию до 15-00, вследствие чего в воздух мы поднялись лишь в 14-00.

atlantic

Q: - Где и когда вы осуществили дозаправку?
A: - примерно в 150 милях к востоку от Пуэрто Десадо в полном соответствии с планом. Встреча с танкером произошла в 15-05 в условиях тотального радиомолчания. Мы поднялись на 20,000 футов и летели в связке 6-7 минут. Противник не противодействовал нам системами РЭБ, вследствие чего мы решили, что наши машины не обнаружены и атака будет внезапной.

Q: - Как вы подлетали к цели?
A: - На расстоянии 130 миль от британской тактической группы мы ушли на снижение. Неслись над волнами, на высоте 20 метров. Подобравшись к противнику на 50 миль, мы набрали высоту и засекли электромагнитные импульсы, испускаемые радарами вражеских кораблей.

Q: - Расскажите о финальном этапе операции?
A: - На расстоянии 35 миль мы начали слежение за целью. Системы обнаружения идентифицировали  3 вражеских контакта. Стоит отметить, что системами сбора информации я пользовался всего два раза. Первый рад для идентификации целей, второй раз – для пуска ракеты, который был выполнен в 16-32, на расстоянии 20 миль от британцев, которые находились на позиции 50°38'S и 56°08'W.

Q: - Вы произвели пуск двух ракет?
A: - Решение о парном запуске было принято исходя из того, что шанс попадания одной ракеты из двух был равен (по предварительным расчетам) 97%. Я проверил пуск Барраса и ушел в маневр уклонения. В тот момент мы были в восторге, нам казалось, что под нашим контролем находится невероятное оружие!

Q: - После атаки вы вернулись в Рио-Гранде?
A: - У нас оставалось мало топлива. В начале мы направились к Пуэрта Десадо, решив, что британцы попытаются нас перехватить. Однако, этого не случилось. Поскольку солнце все еще весело над линией горизонта, я запросил помощь заправщиков для обратного полета к Рио-Гранде. Встретившись с заправщиков, мы приняли топливо и вернулись на авиабазу после заката. Четырехчасовая миссия подошла к концу. Правда мы все еще не знали, чем она кончилась.

Q: - Как вы узнали о результатах атаки?
A: - В 20-0 BBC сообщило о том, что аргентинские самолеты атаковали эсминец Типа 42 «Ковентри» и контейнеровоз ACL «Атлантик Конвейор». «Атлантик Конвейор», поврежденный ракетами «Экзосет» продолжает погружаться в воду вместе со всем своим ценным грузом. Именно таким нехитрым образом мы и узнали о счастливых обстоятельствах, предшествующих успеху нашей операции.

Falklands War

Q: - Вы сказали счастливые обстоятельства?
A: - Так и есть. Британские ВВС прозевали атаку на контейнеровоз, поскольку все их внимание было приковано к тонущему «Ковентри». Силы британцев были стянуты к северу от Сан-Карлос, тогда как мы нанесли удар с северо-северо-западного направления, да еще и неожиданно для англичан. Позже мы узнали, что фрегат «Амбаскэйд» обнаружил наши машины и с опозданием поднял тревогу. В 80-ых британцы думали, что успешная атака носила скоординированный характер, хотя сейчас вы знаете, что дела обстояли совсем не так.

Q: - Вы знаете, какие еще корабли входили в атакованную вами тактическую группу?
A: - Сложный вопрос. Подобные данные мы могли узнать только от англичан и только после того, как война подошла к своему концу. Сбор информации продолжался в течение 15 лет. В итоге у нас получилась следующая картина. Контейнеровоз находился в центре защитного ордера, на расстоянии пяти миль от него шел авианосец «Инвисибл» и фрегат «Амбаскэйд» который и засек наше появление. С большим опозданием британцы выпустили шесть ракет Sea Darts. 2 из них устремились к вертолетам, занимающимся противолодочной борьбой, 2 других отклонились от цели, поскольку повелись на ловушки, выпущенные кораблями ордера, а оставшаяся парочка вообще не нашла целей. Вообщем, не стрельба, а один большой радиоэлектронный провал.

Q: - Какой груз находился на борту контейнеровоза?
A: - Для начала замечу, что транспорты использовались британцами для переброски войск и стратегических материалов. Эти корабли были нашей приоритетной целью, тогда как англичане пытались сохранить их любой ценой. Потопленный нами контейнеровоз был важнейшим элементом британской логистики, на его борту находилось большое количество боевых вертолетов: 6 – HU5, 3 – HC1, 2 – Lynx. Из всех этих машин удалось спасти единственный HC1. Кроме того, на борту «Атлантик Конвейор» находились припасы для 4500 десантников: боеприпасы, палатки, полевые госпитали, кухни, 75 тонн кассетных бомб, известных под названием «Белуга», армированные пластины, 10 бензовозов и многочисленные запасные части для вертолетов и самолетов типа «Харриер». Кроме того, нам известно, что на борту корабля были 2 «Харриера», погрузку и уничтожение которых англичане так и не подтвердили. Атака привела к жертвам среди команды корабля. Погибло 12 человек, среди которых был капитан судна – Иан Норт.

cargo

Q: - Что вы делали дальше? Я имею в виду на войне?
A: - Мы терпеливо дожидались своего вылета и, в конце концов, заменили пару Collavino Francisco. В нашем распоряжении оказались последние ракеты «Экзосет», нашей целью должен был стать британский авианосец «Инвисибл». В течение несколько недель мы тренировались в проведении ночных атак, и если бы наш план вошел в активную стадию, то британцы получили бы новый, крайне неприятный для них сюрприз. Тут, впрочем, война и закончилась.

Q: - И последний вопрос. Будучи пилотом и летчиком вы часто бывали в экстремальных ситуациях. Какой опыт несут с собой подобные события, как вы боретесь с трудностями и преодолеваете их?
A: - Я скажу ответ, основанный на моем личном мнении. Как и все пилоты,  я оказывался в ситуации, когда было страшно. Частенько, это происходило на тренировках, когда машина входила в управляемый, но все же пограничный режим. В подобных условиях действовать приходилось крайне осторожно. В боевых миссиях ситуации были аналогичными, важно было лишь помнить о том, что на другой стороне обычно находится враг. Пилот, в отличие от подводника или пехотинца не имеет времени подумать. Скорости, на которых идет бой таковы, что можно легко и быстро допустить серьезную ошибку. Это пугает. Ситуация во многих случаях разрешается на рефлексах. Находясь на ВПП вы боитесь будущего, но в полете у вас уже нет времени думать о своих страхах, поскольку ситуация вынуждает вас к действию. Многие считают, что в сложных ситуациях надо сконцентрироваться на мыслях и о семье и доме. Думаю, для пилота это невозможно, поскольку летчик всегда находится в режиме максимально возможной концентрации. В целом я согласен с фразой, что «человек вспоминает о Боге, когда припрет, в остальные моменты он может о нем и не думать».

Q: - Спасибо за интервью. Хотите что-то добавить?
A: - Совсем немного. В те трудные дни нам было сложно, но я чувствовал поддержку, исходящую от командира Colombo. Я признателен ему за это. Далее, во время боевых вылетов, я чувствовал, что всех нас, пилотов морской авиации, сковывает единый дух, приверженность выбранному делу, которую невозможно разорвать. Я хочу напомнить о том, что наш успех был связан с «незримой» деятельностью механиков и техников, которые готовили нас к вылету Наконец, во время Фолклендской войны Аргентина было совсем одна и мы смогли доказать, что является настоящими мужчинами, которым по плечу самое сложное дело.

Оригинальный текст на испанском.
http://www.aveguema.org.ar/Gacetas%20Malvinenses%20Digitales/LGM%206/Ataque%20y%20hundimiento.doc


(20 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:eevan
Date:Декабрь 14, 2015 11:38 am
(Link)
(В теме я не разбираюсь совсем.)
Интересно, а насколько крупный ущерб такая ракета способна нанести авианосцу? Там с борьбой за живучесть получше дела должны обстоять.
Может быть выбор транспорта, набитого вертолётами, действительно имел смысл?
Хотя имиджевый ущерб от попадания по авику был бы серьёзнее это точно, да и авиагруппу прижали бы...

UPD: пожалуй, я глупость сморозил.

Edited at 2015-12-14 11:44 (UTC)
(Удалённый комментарий)
From:stariknavy
Date:Декабрь 14, 2015 01:28 pm
(Link)
"Системы обнаружения идентифицировали 3 вражеских контакта. Стоит отметить, что системами сбора информации я пользовался всего два раза. Первый рад для идентификации целей, второй раз – для пуска ракеты"

т.е. пуляли скорей всего почти наугад: думается или ракета (с меньшей вероятностью сам летун) просто выбрали цель "пожирнее" (с большей радиолокационной заметностью)
[User Picture]
From:eevan
Date:Декабрь 14, 2015 02:50 pm
(Link)
Мне пару раз попадалось упоминание, что это была атака на "Гермес", что, впрочем, сути не меняет.
[User Picture]
From:eevan
Date:Декабрь 14, 2015 11:43 am
(Link)
Хотя.. пожалуй, я глупость сморозил.
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Декабрь 14, 2015 12:53 pm

Тоже неплохо

(Link)
сказал зять, кинув палкой в собаку, и попав в тёщу. (с)
:)
[User Picture]
From:jim_beam
Date:Декабрь 14, 2015 08:27 pm

Re: Тоже неплохо

(Link)
надо это куда-нибудь записать себе))))))
[User Picture]
From:chelovecheki
Date:Декабрь 14, 2015 04:13 pm
(Link)
Что бы было понятно возможно ли или нет. Надо глянуть на характеристики самой ракеты: из вики "«Экзосет» может лететь очень низко над водой, не опасаясь, что волны захлестнут воздухозаборник. Маршевая высота полёта «Экзосета» может достигать 1-2 метра над гребнями волн, что меньше чем у любой другой сопоставимой ракеты. Столь малая высота полёта сильно затрудняет своевременное обнаружение ракеты радарами корабля противника.

На маршевом участке полёта ракета управляется при помощи инерциальной системы наведения. При приближении к цели на расстояние 5-6 км (до 10 км), ракета активирует активную радиолокационную головку самонаведения и снижается на малую высоту, после чего атакует противника. Боевая часть ракеты имеет контактный и неконтактный взрыватели. Дальность обнаружения цели типа фрегат с ЭПР 100 м² около 24 км[1]."
Из этого понятно, что РЭБ не смогла бы отвести ракету. Соответственно тот курс, который указал летчик и был целью. А вот то что англичане проворонили подлет самолетов, говорит лишь о том, что как обычно думали, что круче нас никого нет.
[User Picture]
From:shkslj
Date:Декабрь 15, 2015 05:23 am
(Link)
Контейнеровоз в составе флотилии боевых кораблей вполне себе военный транспорт (см. убожества экспресса) чем плохая цель? Тем более ящиковоз оказался со вкусной авианачинкой.
[User Picture]
From:pa3_the_dog
Date:Декабрь 14, 2015 10:17 am

Не пойму

(Link)
то ли Рудель, то ли Хартманн ;)
[User Picture]
From:taira_koremochi
Date:Декабрь 14, 2015 11:02 am
(Link)
Интересно.
[User Picture]
From:vinum
Date:Декабрь 14, 2015 12:52 pm
(Link)
Риторический вопрос: интересно, а перевод интервью "Как мы забомбили "Инвинсибл" когда-нибудь будет?
[User Picture]
From:relikt_74
Date:Декабрь 14, 2015 12:59 pm
(Link)
В Аргентине используют какие-то специальные, аргентинские мили? Которые ажно больше двух километров?
[User Picture]
From:pechnik74
Date:Декабрь 14, 2015 02:31 pm
(Link)
А погуглить?
1000 брас = 2,22 км
[User Picture]
From:relikt_74
Date:Декабрь 14, 2015 02:46 pm
(Link)
А прочитать текст? Или без дозаправки радиус меряют в этих загадочных брасах, а с дозаправкой в нормальных морских милях?
[User Picture]
From:pechnik74
Date:Декабрь 14, 2015 02:48 pm
(Link)
Возможно, перевод?
[User Picture]
From:isolder
Date:Декабрь 15, 2015 10:04 am
(Link)
>los Super Etendard tenían un radio de acción (ida y vuelta) de aproximadamente 380 millas (704 Km),

704/380 ~= 1.8

>las 500 millas (930 Km)

930/500 ~= 1.8

Нет никаких проблем с милями в этих единственных двух примерах из интервью.
[User Picture]
From:dima_dragon
Date:Декабрь 14, 2015 06:54 pm
(Link)
А на красивой картинке в начале-та самая атака?
А то меня 6 (шесть) "Этандаров" в одном кадре сильно смущают...
Ибо капитан говорит, что у них в строю было только 4, а пятый-на запчасти пустили.
[User Picture]
From:vinum
Date:Декабрь 15, 2015 08:15 am
(Link)
На красивой картинке, судя по всему, атака 30 мая — четыре "скайхока", два "этандара", один "экзосет" и "Инвинсибл" за горизонтом.
From:bonadykov
Date:Декабрь 15, 2015 03:10 am
(Link)
Спасибо, интересно. Но для аргентинцев эта война не фолклендская, а мальвинская (уж если речь идет об аргентинских летчиках).
[User Picture]
From:shkslj
Date:Декабрь 15, 2015 05:25 am
(Link)
Ой забыл Люк, я твой Атец.

> Go to Top
LiveJournal.com