u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:

Потери на море в ходе Северной войны.

По горячим следам темы РЕЙДА ШВЕДОВ В 1701-М ГОДУ К АРХАНГЕЛЬСКУ восхотелось мне разобраться со всеми боевыми морскими потерями сторон в ходе Северной войны.
К моему удивлению, я не нашёл в отечественных работах подобных, сведённых воедино, материалов.
Пришлось засучить рукава и заняться этой темой самому.
Получилось вот что:

БЕЗВОЗВРАТНЫЕ БОЕВЫЕ ПОТЕРИ ВОЕННЫХ ФЛОТОВ ШВЕЦИИ И РОССИИ В ХОДЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ 1700-1721 гг.
Приводятся потери на Балтийском и прилегающих ТВД без учёта потерь, понесённых Шведским флотом в столкновениях с датчанами. В списке, в связи с ленью автора-составителя, не указывается точная участь того или иного корабля (захвачен противником или уничтожен).

Данные приводятся по следующей схеме: порядковый номер. "название корабля"/кол-во орудий/дата гибели-захвата/место, где это случилось.

ШВЕЦИЯ.
Линейные корабли:
1."Вахтмейстер"/52/04.06.1719/у о-ва Эзель

Фрегаты:
2. "Карлскрон-Вапен"/32/04.06.1719/ у о-ва Эзель
3. "Стор-Феникс"/34/
4. "Венкер"/30/
5. "Кискен"/22/
6. "Данск-Эрн"/18/
№3-6 фрегаты/07.08.1720/у о-ва Гренгам

Прочие:
7. "Мьехунден" шнява/6/06.07.1701/Северная Двина
8. "Фалькен" галиот/5/06.07.1701/Северная Двина
9. "Ла Соль" яхта/6/11.06.1702/пролив между Псковским и Чудским озёрами
10. "Флундран" яхта/4/11.06.1702/пролив между Псковским и Чудским озёрами
11. "Виват" яхта/12/30.07.1702/Чудское озеро
12. "Астрильд" шнява/10/18.05.1703/устье Невы
13. "Гедан" бот/5/18.05.1703/устье Невы
14. "Каролус" шнява/10/
15. "Вахтмейстер" шнява/10/
16. "Ульрика" шнява/10/
17. "Дорпат" шнява/8/
18. "Виктория Ватблат" шнява/8/
19. "Виват" шнява/8/
20. "Елефант" шнява/10/
21. "Нарва" шнява/10/
22. "Горн" шнява/8/
23. "Шлипенбах" бот/6/
24. "Нумерс" бот/4/
25. "Штрофельт" бот/4/
26. "Шутте" бот/4/
№14-26 /18.05.1704/устье Эмайги
27. "Эсперн" бот/4/23.10.1706/Выборгский залив
28. "Крефт" шнява/14/22.08.1712/у Вегелакса
29. «Элефант» прам/18/
30. «Грипен» галера/16/
31. «Трана» галера/16/
32. «Эрн» галера/16/
33. «Вальфиш» галера/14/
34. «Геден» галера/14/
35. «Лаксен» галера/14/
36. «Флюндра» шхербот/4/
37. «Симпан» шхербот/3/
38. «Мортан» шхербот/4/
№29-38 /07.08.1714/Рилакс-фиорд
39. «Единорог» прам/16/22.04.1715/
40. «Эсперанс» шнява/10/23.04.1715/
41. «Стокгольм-Галей» шнява/12/27.04.1715/
№39-41 – у побережья Курляндии
42. «Поллукс» шнява/24/31.08.1717/у Аландских о-вов
43. «Бернгардус» бригантина/12/04.06.1719/у о-ва Эзель


РОССИЯ
Линейные корабли:
1. «Выборг»/50/22.07.1713/у банки Кальбограунд
2. «Булинброк»/50/??.09.1713/в Датских проливах

Фрегаты:
3. «Эндрахт»/32/??.06.1720/у о-ва Борнхольм

Прочие:
4. «Фалк» шнява/14/31.05.1709/у о-ва Котлин
5. «Конфай» галера/8/06.08.1714/у мыса Гангут
6-49. 43 галеры (названия - ?)/?/07.08.1720/у о-ва Гренгам


Примечания:
1. Не представляется возможным учесть все русские боевые потери в разделе «прочие корабли», т.к. значительную часть их составляют скампавеи, боты и просто большие вооружённые лодки, названия которых нигде не упоминаются. Мало того, эти плавсредства (по моим прикидкам, кол-м до полутора сотен единиц) вообще не записывались в потери. Если с лодками это понятно (десятком больше – десятком меньше, кто заметит?), то с ботами и скампавеями происходило следующее. Скампавея или бот получали сильные повреждения, выбрасывались на берег, а потом, за невозможностью ремонта, сжигались или разбирались на дрова. Но, повторяю, «в убыль» не записывались!
2. При сравнении русской галеры «Конфай» и шведских кораблей аналогичного класса хорошо заметна разница в уровне вооружения. При этом «Конфай» не была лёгкой скампавеей, а числилась «большой галерой».
3. Уровень подготовки петровских «мореходов» был столь «высок», что небоевые потери неизмеримо превосходили боевые. Например, только из-за навигационных аварий и прочих ЧП русский ВМФ на Балтике потерял следующие боевые единицы: шесть точно установленных линейных кораблей («Нарва»/60/,«Святой Антоний»/50/,«Фортуна»/50/, «Лондон»/54/, «Портсмут»/54/, «Ништадт»/56/), а также фрегат «Святой Илья»/26/ и 3 других корабля («Лизет»/18/, «Принцесса»/20/, «Десон»/10/). Есть сведения, что сюда надо добавить ещё один 54-х пушечник, построенный в июле 1712-м на Олонецкой верфи и якобы погибший в навигационной аварии столь быстро, что даже не успел получить названия. Но это ещё требует проверки... В мортиролог "аварийных утопленников" обязательно надо внести и большую 20-ти пушечную яхту «Транспорт-Роял», ещё в 1698-м году подаренную Петру английским королём.
4. Отвратительное качество постройки на отечественных верфях приводило к тому, что срок службы подавляющего большинства кораблей Балтийского ВМФ едва-едва перетягивал за 4-5 лет. «Корабли боле сгноены в портах, понеже биты в баталиях». (с)
Для сравнения, в шведском ВМФ считалось, что нормальный срок службы для линейного корабля или фрегата – не менее 15 лет.
5. Чтобы отобразить общую динамику событий, приведу следующие цифры. Всего за 1702-1721 гг. на Балтике Петром было задействовано 118 боевых парусных кораблей. К началу кампании 1722 года из них в строю осталось лишь 42…


Источники:
Андерссон И. История Швеции. М., 1951.
Данилов А.М. Линейные корабли и фрегаты русского парусного флота. Мн., 1996.
Ден Д. История российского флота в царствование Петра Великого. СПб., 1999.
Красиков В.А. Неизвестная война Петра Великого. СПб., 2005.
Кротков А. Повседневная запись замечательных событий в русском флоте. СПб., 1893.
Соколов А.Л. Летопись крушений и пожаров русского флота от начала его до 1854 г. СПб., 1855.

P.S. Добавления и уточнения приветствуются.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments