u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:

"Россия молодая" или как из мухи сделать подвиг.

Так уж получилось, что мы с Женой обожаем смотреть советские фильмы.
Среди них, естественно, присутствует и снятая в 82-м киноэпопея Юрия Германа и Ильи Гурина "Россия молодая" - фильм захватывающий, образный и попросту эпический. Центральный момент фильма - рейд в 1701 году мощной шведской эскадры на Архангельск, город, который в начале Северной войны остался единственным портом, связывающим Россию с Западом.

Ах, какие образы вывел Герман! Решительный капитан-командор Иевлев, подлый и трусливый воевода Прозоровский, смелый кормщик Иван Рябов...
Именно последнему, по версии Германа, Архангельск был обязан своим спасением.
В то время как Прозоровский готовится сбежать, а Иевлев обороняться до последней возможности, Рябов героически сажает на мель прямо под русские пушки береговой батареи шведский флагманский линейный корабль. Второй шведский линейный корабль налетает на остановившегося флагмана, вдребезги разбивает себе бушприт, форштевень, гальюн, лишается хода и тонет, расстреляный русскими батареями… Командующий рейдом шведский адмирал погибает. Русские в жестокой рукопашной отбивают вражеский десант и захватывают шведский флагман.
Всё кончается хеппи-эндом.
Ураураура.

Действительно, фильм бесспорно великолепен.
Но, надо помнить, что действительность и фильм - это, как говорят в Одессе: "Две большие разницы".
Это не к тому, что я стремлюсь охаивать роман Германа или фильм Гурина - нет. Это к тому, что художественно-экранная реальность и историческая действительность чаще всего очень и очень различаются...

Надо сказать, что меня история обороны Архангельска интересовала давно - с момента прочтения в детстве богдановской повести "Лодейный кормщик", где тоже описывается подвиг Рябова.
Потом был роман Германа.
А потом я сам стал заниматься историей и, наконец, разобрался, как всё было на самом деле.
В значительной мере мне помогли материалы Кальмарского музея в Швеции и работы отечественного историка Вячеслава Красикова....
Вкратце дело было так.

В начале Северной войны шведы так быстро "вывели из игры" Данию, что после этого шведский флот просто лишился хоть какого-либо достойного противника. В силу этого, шведам с избытком хватало ресурсов для организации хорошо подготовленной экспедиции на русский север. Однако шведы совершили типичную ошибку воюющей стороны, которая прекрасно осознаёт своё явное качественное превосходство над противником. Они переоценили это преимущество и отнеслись к планированию рейда просто наплевательски.
Имея возможность отправить более двух десятков ничем, по большому счёту, не занятых линейных кораблей, шведы отправили в Белое море всего 3 фрегата ("Варберг" (42 пушки), "Эльфсборг" (40), "Марстранд" (26)) и 4 вооружённых вспомогательных парусника (шнява "Мьехунден" (6), галиот "Фалькен" (5), боты "Сулен" (4) и "Тева-литет" (4)). Численность экипажей эскадры составляла лишь 850 человек, что сильно ограничило возможности формирования десантных партий.
Возглавил рейд командор Леве.
В распоряжении архангельского воеводы князя Прозоровского имелось 2400 солдат и стрельцов, а также около 100 пушек, установленных на батареях вдоль русла Северной Двины от устья и до самого города. Голландский купеческий корабль заметил шведскую эскадру и предупредил русских, которые успели подготовиться к отражению нападения.
В июне 1701-го шведы добрались до Северной Двины. Но её фарватера они не знали. Если бы Леве имел более крупную эскадру, то мог бы высадить десант, который по берегу реки достиг бы Архангельска. Однако в реальности сил для такой акции у него не хватало. Подвергать фрегаты риску командор не решился. 6 июля он отправил на разведку 3 вспомогательных судна («Мьехунден», «Фалькен», «Сулен», всего -120 человек экипажа), 2 из которых из-за незнания фарватера в зоне обстрела русских батарей сели на мель (кста, ни на одном из них русского лоцмана по фамилии Рябов не было). После перестрелки шведы отчаялись спасти оба аварийных корабля, перебрались на бот «Сулен» и вернулись к фрегатам.
Потери в этой стычке составили у русских 13 убитых и 17 раненых. У шведов – 1 убитый (один!) и 2 раненых. Кроме того, шведы бросили шняву «Мьехунден» и галиот «Фалькен». Больше входить в Двину они не пытались, на чём всё и закончилось.
Вот так всё было на самом деле… Заурядная перестрелка и уж никак не «могучая баталия», что неоднократно подтверждали работы дореволюционных отечественных и иностранных исследователей.
О том, как из этой "архангельской мухи" слепили "героического слона" надо спрашивать уже советских историков.

P.S. Кстати, обратил внимание, что во всех экранизациях жизни Петра Великого сплошь и рядом показываются верфи, на которых статисты в одежде «а ля рюс» бодро так мастрячат корабли двуручной пилой.
Милыееее, маииии!.. Хочется напомнить, что до Петра Россия обыкновенной примитивной пилы просто НЕ ЗНАЛА. Более красноречивый пример, характеризующий степень отсталости Московии от Запада, найти трудно. Да и Пётр свои первые корабли строил из «тёса», что было жутко дорого и трудоёмко. Что такое «тёс»? Это весьма и весьма неровная доска, получаемая путём расшивки бревна топором. Обычно из одного бревна получали, максимум, 2 доски.
На постройку корабля досок требовалась уйма, так что быстрее, чем за год, а то и полтора, построить фрегат у Петра не получалось. В той же Дании или Англии такой корабль с помощью пил строили за полгода и стоила новостройка в полтора раза меньше, чем корабль такого же ранга, но построенный в России.
И это при намного лучшем качестве исполнения!..
Недаром Пётр так любил закупать корабли за границей.

И ещё. Петровские корабли в своей массе из-за срочности постройки сооружались не из дуба, а из сосны. Так что гнили они после этого просто с безумной скоростью.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 162 comments