u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Category:

"Аврора". Взгляд изнутри...

Оригинал взят у periskop.su в Крейсер "Аврора" изнутри. Поход вниз до трюма
Пришла пора завершить рассказ об "Авроре", на которой удалось побывать во время стоянки в доке Велещинского в Кронштадте 6 октября 2014-го.
Тогда я написал несколько постов о ней - по горячим следам и с яркими впечатлениями, но по ряду независящих от меня причин не удалось выложить внутренние помещения. А меж тем, мы там совершили очень интересный эксперимент, на который я изначально даже и не надеялся - спустились до самого нижнего уровня, где проходил когда-то гребной вал (с разрешения командира корабля), и увидели своими глазами технологическую границу "Старой Авроры" и "Новой" (1984, з-д им. Жданова). Кроме того, ещё и побеседовали со старыми судостроителями, которые были в теме предыдущего капитального ремонта с заменой обшивки и нижней части корпуса.

К моему удивлению, оказалось, что "старая Аврора" была опущена в корпус "новой" значительно ниже видимой границы двух аврор по внешнему борту, наглядно см. илл. №53 поста. Спускались вниз мы, понятно, по немузейной части крейсера - так как музеефицированная была опечатана и закрыта. К слову, группу журналистов "обычных" СМИ, которые попали тогда на крейсер на пару дней позже нас, в рамках официального пресс-подхода, в такие нижние дебри не пускали - они тусовались только в верхних помещениях и снимали тоже там.

Давайте сейчас совершим поход по внутренностям крейсера и посмотрим, как оно там.
Сразу предупреждаю, пост необычно большой (более полусотни фото и несколько схем в разрезе) - ввиду уникальности материала я не сумел сократить его до стандартного размера своего поста. Надеюсь, что и в увеличенной версии вам будет интересно.



2. Сперва заходим внутрь, на уровне батарейной палубы.


3. По коридорам идём к корме.


4. Музейная табличка.


5. Приближаемся к офицерской кают-компании.


6. Заходим туда.


7. Старенькие диваны, "шахматный" стол.


8. Картина. "Аврора" тут стоит у Николаевского моста и освещает прожектором акваторию Невы в сторону Зимнего.


9. Красивые плафоны.


10. Ещё картина, там же. "Потёмкин" на рейде Одессы.


11. Приближаемся к командирскому салону. Он в самой корме. По бокам - каюты старшего командного состава и флагмана.


12. Таблички над дверьми кают.


13. Взгляд назад, по коридору.


Тут-то нас и застал утренний развод экипажа. Чтобы не мешать, мы на двадцать минут зашли в каюту флагмана, где базировались судостроители головного завода-генподрядчика.

14. Каюта флагмана - двухкомнатная. Слева - дверь в комнату отдыха, справа - рабочее место. Пока ждали, расспрашивали нашего сопровождающего - старого судоремонтника - о авроровских особенностях и о ремонте 1984 года.


15. А это - комната отдыха в каюте флагмана. На время ремонта тут и живёт старший специалист от завода, курирующий работы.

(фото soullaway)

16. Заходим в командирский салон.


17. Тут уже видно сужение корпуса, в самой корме. Командирский салон предназначен не только для приёмов и совещаний флагмана и командира, но имеет ещё одну интересную функцию. Как нам сказали - командир крейсера не мог просто прийти в кают-компанию обедать без приглашения представителей экипажа (!), и если экипаж его не приглашал - то он обедал тут, в одиночестве. Так это или нет, я не знаю, но вот такой был рассказ.


18. Иллюминаторы тут двух форм - как квадратные (в него видна корма "Красина", кстати),


19. ...так и обычные, круглые.


20. Плафоны со старыми бронзовыми креплениями.


21. Картина в салоне.


22. Клёпаные элементы переборок. По ним отлично видно, где тут "старая" часть, а где начинается новое. Такой безошибочный маркер.


23. Вот, покрупней.


24. Но вот, развод наконец закончился, мы можем подойти к командиру и попросить разрешения спуститься вниз.


25. Проходим к командиру (про него был отдельный пост).


26. Рядом - ещё одно помещение типа кают-компании.


27. На стене - большая картина, изображающая встречу на борту старых членов экипажа крейсера.


28. Картина с другой стороны.


29. На противоположной стене висят разные вымпела. Увидев среди них Вилючинск, чуть не прослезился :)


Получив разрешение на поход вниз, до трюмной части, по трапу спускаемся уровнем ниже - на жилую палубу. Уровней/ палуб, если считать от батарейной, всего четыре. И только самая нижняя и самая маленькая - новодел 1984 года.

30. Тут уже всё более прозаично и буднично. Нет лоска батарейной палубы.


31. Проходим к трапу, который поведёт нас дальше вниз, минуя опечатанные музейные зоны.


32. Можно и тут спуститься, но нам лучше по центру, чтобы достичь самого киля.


33. Остатки 2-ярусных коек. Скорей всего, наследие ремонта 1945-47 гг.


34. Себяшка на память, в компании с nord_ursus. Сам себе не верю, что оказался тут! :)


35. На этом уровне корпус везде старый, клёпаный.


36. Ага, вот и трап, по которому пойдём дальше вниз.


37. Схема - чтобы было понятней, где мы спускались. Более тёмным выделены музейные помещения, остальное - непарадная жилая и обеспечивающая часть помещений. Где мы сейчас, собственно и находимся.


38. Спускались вниз примерно в районе 111-112 шпангоутов.


39. Ну, пора вниз!


40. Вторым за заводским старшим спускаюсь я, за мной - коллеги по походу zydog, nord_ursus, soullaway.


41. Вид вверх на жилую палубу. Сейчас я нахожусь на уровне -2 от батарейной палубы. Это уже ниже ватерлинии. Но корпус и переборки тут ещё старые, клёпаные.


42. Правда, некоторые силовые элементы крепления всё же заменены. Тут же стоит старая динамо-машина.


43. Чуть поближе.


44. Кладовые. Хорошо видно, что тут ещё клёпаный корпус.


- Как же так? - спрашиваю старшего от завода, - тут же ниже ватерлинии, а корпус ещё старый?
- А так и есть. На "Жданове" ставили обратно три палубы, и только самая нижняя новодел. А обшивку врезали новую на уровне пола жилой палубы - так как иначе нельзя было, она вообще сгнила к восьмидесятому году. Вот сейчас увидите!

45. Заглядываем вниз. Там и есть граница старой и новой "Авроры". Спускаемся!


46. Уровень -4. Это уже новодел з-да им. Жданова.


47. Всё новенькое такое.


48. ...


49. Пролазим в центральную часть трюмной палубы.


50. Внизу проходил гребной вал. Сейчас, понятно, его нет. Это самый низ корабля, дальше уже только киль.


51. Теперь возвращаемся наверх.


52. Уровень -3 уже старый, исторический. Видно по заклёпкам. Но борта тут уже новые.


53. Вот на этой схеме хорошо видно, как историческую "Аврору" вставили в новые борта. Смотрите, буква А - это место, где сращивается старый корпус и новая обшивка 1984 года, а Б - это уровень, где граница старого и нового проходит изнутри. Получается, что "новодельные" объемы занимают около 12-15% от суммарного объема помещений.


- А вообще, можно ли было сохранить старый корпус? Ну, хотя бы теоретически? - спрашиваю старшего от завода.

- Практически нет. Ведь крейсер "просидел" на грунте в войну аж три года. За это время никто не заботился о герметичности корпуса, вода проникла везде, где можно. В ремонт 47-го заполнили щели и пазухи бетоном, потом ещё трижды укрепляли - в разных местах вылезала коррозия и дефекты. Бесконечно это делать было нельзя. Поэтому и отрезали низ корпуса целиком, в комплексном ремонте.

- А то, что лежит в Ручьях, оно самое и есть?

- Да. Остаток отбуксировали туда. Но иначе нельзя было - там повреждения были внутренние, мелкие, плохо обнаруживаемые и многочисленные. И невероятная смесь бетона и стали, которую уже не исправить. Но нам-то надо по требованиям Регистра обеспечивать плавучесть, с учётом всех норм. Ведь крейсер наш живой, а не мёртвый. Он на плаву - а не на земле сухой стоит, как у японцев. Это всё равно, что сравнивать засушенного жука в коллекции и живую бабочку, но с подломанным крылом. А как обеспечить плавучесть, если подводная часть корпуса уже полный инвалид? Латай - не латай, уже всё. Он потонет, а нас посадят. И писаки бы непременно написали, что мы изверги и разгильдяи. А сейчас пишут, что "Аврора" ненастоящая. Им всё равно не угодить... - но зато у нас есть исторический крейсер на плаву.

- Понятно...

- И я вам больше скажу - если бы тогда не заменили нижнюю часть, а отсрочили ремонт лет на пять - кранты были бы. Гарантированно. Она бы встала в док году в 90-м, а там и 91-й, со всеми вытекающими. И остатки крейсера бы утилизовали и всё, никто не стал бы такие огромные средства в восстановление вкладывать, как при Советской власти. Заводы потом 10 лет стояли без работы, гарантированно кранты. Так что вовремя сделали.

54. Схема, показывающая уровень воды (красная черта), во время посадки "Авроры" на грунт в 1941-44 гг.


55. Проделываем весь путь назад, на три палубы вверх.


56. Снова мы на жилой палубе, откуда и спускались.


57. Технические помещения с обеспечивающим оборудованием.


58. Заходим напоследок к командиру, благодарим его за предоставленную возможность спуститься вниз. "История вас не забудет!" Всё, поход закончен, сейчас выходим на свежий воздух.


В завершение - видео внутренностей.
У меня уже было, но в этом посте всё равно уместно.



PS. Уточнения терминологии, дополнительные пояснения пишите в комменты, если знаете.
На этом "Авроровская" серия у меня завершается, но ещё наверное расскажу про Морзавод в Кронштадте, когда будет время.

Спасибо за внимание!

Tags: флот
Subscribe

  • А хорошо бомбануло

    Прямо любо дорого. :)

  • ...

    Россия не строит иллюзий. Россия строит ракеты.

  • Продолжаем продолжать...

    Барражирующие боеприпасы компании ZALA Aero К осени 2024 года все составляющие разведывательно-ударного комплекса (РУК), в состав которого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • А хорошо бомбануло

    Прямо любо дорого. :)

  • ...

    Россия не строит иллюзий. Россия строит ракеты.

  • Продолжаем продолжать...

    Барражирующие боеприпасы компании ZALA Aero К осени 2024 года все составляющие разведывательно-ударного комплекса (РУК), в состав которого…