u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:

Фатальное невезение бывает фатальным до конца.

Строительство шведского корабля "Крунан" ("Корона") началось в 1665 г., в 1668-м он был спущен на воду, а четыре года спустя - передан морскому флоту. Это было первое построенное в Швеции трёхдечное судно (водоизмещением 2140 т и длиной 55 м. Вооружение - 126 орудий. Экипаж - 850 человек). При спуске корабля трёх человек насмерть раздавило упавшими деревянными брусьями, а одну зазевавшуюся женщину разрезало надвое лопнувшим швартовым канатом. Во время достройки на плаву случайно рухнувшей стеньгой придавило семерых, а одному переломало обе ноги, оставив на всю жизнь инвалидом. Именно с этого момента шведские моряки стали считать "Крунан" невезучим кораблём и под любым предлогом стараться избегать службы на нём.
Ежемесячно с "Крунана" дезертировало от 30 до 80 матросов. Их ловили, пороли, окунали связанными в воду, протягивали под килем, клеймили - ничего не помогало... Дезертирство продолжалось.
В 1674-м "Крунан", неловко сманеврировав, снёс форштевень другому шведскому линейному кораблю "Свэрдет" ("Королевский меч"). Во время аварии на обоих кораблях погибло 52 человека. "Свердет" остался на плаву, его шлюпками отбуксировали в порт и через год восстановили. Но, похоже, с момента "близкого знакомства" "Меча" с "Короной", невезение распространилось и на первый... По крайней мере, стоило "Свэрдету" вступить снова в строй, как молниеносно вспыхнувшая на нём эпидемия инфлюэнции унесла жизни более 200 (!) человек. Теперь народ гурьбой побежал и со "Свэрдета", особенно после того, как устроенное по инициативе матросов "Короны" тайное языческое гадание предсказало скорую гибель "Крунана" и "всего, что к кораблю прикасалось"... Между тем, неприяности на "Короне" продолжали множиться. То полыхал пожар на камбузе, то рвались снасти и упавшим такелажем пробивало насквозь верхнюю палубу, то лопался штуртрос, то сорвавшаяся с креплений в шторм пушка начинала носиться по батарейной палубе...

Короче, самое безобидное, что с человеком могло приключиться на невезучем корабле, так это просто случайное падение за борт.

62,19 КБ
Рисунок "Крунана", сделанный в 1906 г. адмиралом Якобом Хоггом.

...В середине XVII в. Швеция была великой державой, стремившейся к неограниченному господству на Балтике и созданию, таким образом, закрытого внутреннего моря - Mare Claustrum. В 1675 г. шведским провинциям на Европейском континенте стало угрожать Бранденбургско-Прусское государство. В тот же год началась война между Данией и швецией, а весной 1676 г. шведский флот направился в южную часть Балтийского моря, с тем чтобы воспрепятствовать действиям датского флота, грабившего шведские острова.

Первое сражение произошло между островами Борнхольм и Рюген в ночь на 25 мая. Несмотря на численное превосходство шведов, датчанам удалось уйти, а через несколько дней к ним на подмогу подошли корабли из Голландии, которая выступила в союзе с датчанами, желая помешать Швеции добиться владычества на Балтике.

Недовольный растерянностью своих адмиралов, король приказал флоту искать встречи с противником ближе к шведским берегам, чтобы в случае неудачи корабли смогли отойти под защиту береговых укреплений.

Утром 1 июня 1676 г. шведский флот, насчитывавший свыше шестидесяти кораблей, шел при штормовом юго-западном ветре на север вдоль берегов Эланда. В районе деревни Гультерстад флагман второго соединения - наш старый знакомый "Свэрдет" произвел пушечный выстрел, то ли подавая сигнал кораблям приблизиться друг к другу, то ли требуя развернуться в сторону настигавшего их сзади врага.

Не ответив на выстрел "Свэрдета", следовавший за ним в кильватер "Крунан", не убирая парусов, развернулся по ветру. Внезапно корабль накренился на левый борт и начал опрокидываться. Команда делала отчаяные попытки выправить крен, выбрасывая орудия через артиллерийские порты, но все было напрасно. Корабль перевернулся, и его потряс взрыв, снесший весь правый борт. В течение нескольких минут "Крунан" затонул. Погибло 800 человек, спастись удалось лишь сорока членам команды.

Гибель "Крунана" вызвала полное замешательство шведского флота. В последующее сражение с датчанами вступили только несколько кораблей, в том числе "Свэрдет", который героически вёл бой, до тех пор пока брандеру противника не удалось его поджечь. Спустя четверть часа огонь добрался до крюйт-камеры и "Королевский меч" взлетел на воздух со всей командой.
Так сбылось языческое предсказание.

Исход сражения оказался для Швеции катастрофическим: она потеряла два своих самых больших корабля и 1500 человеческих жизней. Но это был ещё не конец истории "Крунана"...

В 1980-м после систематического обследования дна с помощью гидролокатора бокового обзора, протонного магнитометра и подводных телекамер, экспедиция Андерса Францена (до того обнаружившая в 56-м знаменитую "Васу") обнаружили останки "Крунана" на глубине 26 метров всего в шести морских милях от восточного побережья Эланда. В 1981-м начались подводные раскопки, которыми руководил Кальмарский музей. Раскопки принесли богатейший материал по истории и быту шведского военно-морского флота семнадцатого века, а также.. гибель двух аквалангистов от переохлаждения. После этого все работы перешли под патронаж ВМС Швеции, что позволило успешно продолжать работы по исследованию затонувшего корабля до 1989 года без особых потерь. Если, конечно, не считать столкновения в 83-м двух вспомогательных судов, внезапно затонувших в 84-м во время полного штиля четырёх понтонов и сильного пожара на базовом корабле экспедиции в 88-м.

Заметка написана по материалам Kalmar County Museum, Sweden и сетевого ресурса Парусники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments