u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Category:

"Объект 225"...

В рамках танкового ликбеза.

«Объект 225» - средний танк (проект)










"Разработчик: КБ-3 Ленинградского Кировского завода.
Главный конструктор: С.Н.Попов.
Стадия: эскизный проект.

В конце 1960-х гг. в СССР были развёрнуты работы по созданию перспективного среднего танка. К работам были привлечены несколько танковых КБ, в числе которых ХКБМ (главный конструктор А.А.Морозов), КБ-3 ЛКЗ (главный конструктор Н.С.Попов), танковое КБ ЧТЗ (главный конструктор П.П.Исаков).

В начале 1970-х гг. в КБ-3 Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) под руководством главного конструктора Н.С.Попова выполнялась разработка проектов перспективного среднего танка — «Объект 225» и «Объект 226». В качестве основного пушечно-ракетного вооружения предполагалось использовать два варианта перспективных танковых пушек высокой баллистики: 125-мм гладкоствольной или 130-мм нарезной. По результатам своеобразного конкурса предполагалось принять на вооружение лучшую артсистему.

125-мм танковую пушку Д-89Т высокой баллистики разрабатывало артиллерийское КБ (с 1942 по 1958 гг. - ОКБ-9 завода № 9) УЗТМ им. С.Орджоникидзе в Свердловске под руководством главного конструктора Ф.Ф.Петрова. 130-мм нарезную танковую пушку ЛП-36В разрабатывало артиллерийское КБ Пермского машиностроительного завода им. В.И.Ленина под руководством главного конструктора Ю.Н.Калачникова.

Один из первых докладов по перспективному танку КБ-3 ЛКЗ проходил 18 ноября 1971 г. в МОП СССР на совещании у Заместителя Министра оборонной промышленности СССР Е.П.Шкурко. Тема совещания «Рассмотрение проектов перспективных танков 80–х годов». Главный конструктор Н.С.Попов представил танк «объект 225». Компоновка машины была классическая, экипаж 3 человека, пушка калибра 130 мм, двигатель ГТД мощностью 1200 л.с., боекомплект 50 штук, из них 36 в механизме заряжания (МЗ). Вес танка 42 … 43 тонны, удельная мощность 23,5 л.с./т, запас хода по шоссе 600 км, по бездорожью – более 200 км. Возимый запас топлива 2 тонны. Титан используется в балансирах, пальцах гусениц, боковой броне корпуса.

Очередное рассмотрение промежуточных этапов работ по переспективным танкам проходило 25 мая 1972 г. на НТС МОП СССР у Министра оборонной промышленности СССР С.А.Зверева. Кроме проектов танков «объект 225», «объект 226» на НТС рассматривались танки «объект 450» (Т-74) и «объект 780»; танковые пушки Д-89Т и ЛП-36В.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) проектов танков КБ-3 ЛКЗ были аналогичными, за исключением состава силовой установки: для «объекта 225» предлагался несуществующий газотурбинный двигатель ВТДТ-1000Т с теплообменником, а для «объекта 226» - дизельный двигатель 2В16. Танк «объект 225» с газовой турбиной имел расчётный вес в 41,6 т, а танк «объект 226» с дизелем - 42,5 т. Защита: лоб 550..600 мм, борта 70 мм, башня 550 мм. Нижний лист корпуса был взят с танка «объект 434» (Т-64А). На танке планировалась применение системы управления огнем (СУО) «Морж», прибор командира «Краб» и перископ «Свисток», которые разрабатывал КМЗ.

С конца 1960-х гг. для новых средних танков в КБТМ (С.П.Непобедимый) и ОКБ-16 (А.Э.Нудельман) велись работы по создании комплексов управляемого вооружения (КУВ): «Гюрза» и «Кобра». С выходом КБТМ на этап летных испытаний решением ВПК от 14 января 1971 г. работы по КУВ «Гюрза» были закрыты, но направление танкового управляемого вооружения некоторое время продолжалось в КБМ применительно к оснащению перспективного среднего танка «объект 225» (для этого танка так же прорабатывалось и применение КУВ «Кобра»). Однако спустя 2—3 года работы по «объекту 225» и его вооружению были окончательно заморожены. Тем не менее КБМ удалось спроектировать и изготовить два опытных образца ракеты, один из которых был даже доведен до первых пусков, закончившихся, к сожалению, неудачно.

Опытные образцы танков «Объект 225» и «Объект 226» не изготовлялись. На ЛКЗ в натуральную величину был изготовлен деревянный макет перспективного танка «Объект 225».


Одной из осноных причин прекращения работ над танками «объект 225», «объект 226» отсутствие превосходства над новым натовским танкам, особенно новым модификациями танка «Леопард». Кроме того, «объект 225» и «объект 226» имели незначительное преимущество над серийными отечественными машинами и существенно уступали проекту перспективного среднего танка ХКБМ - Т-74 («объект 450»). При этом из-за использования титана в конструкции машины были бы дорогими в серийном производстве.




Сам Н.С.Попов на совещании МОП СССР 8 августа 1973 г. говорил, что «объект 225» получился плохой, но его можно было улучшить. По его оценкам «объект 225» превосходил танк Т-64А («объект 434») всего на 50...60%. То есть перспективный танк не имел значительного отрыва от серийного танка, как по вооружению, так и по бронезащите. Требовалось снижать массу танка на 1,6 т. до 40 т. А дизельный вариант машины - «объект 226» - требовалось облегчать ещё больше, т.к. он был тяжелее газотурбинного танка.

Так же следует отметить, что КБ-3 ЛКЗ в то время было загружено работами по доводке танка «объект 219» (в 1976 г. после принятия на вооружение - Т-80), работы по которому имели более высокий приоритет (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале работ от 16 апреля 1968 г.). Вероятно, из-за этого МТО танка «объект 225» в 1973 г. разрабатывалось главным конструктором П.П.Исаковым на ЧТЗ (после прекращения работ по проекту танка «объект 780»).

Известно, что для исполнения указаний ЦК КПСС от 30 октября 1970 г. в КБ завода им В.Я.Климова и в КБ-3 ЛКЗ начались работы по созданию в период 1972—1974 гг. танкового ГТД с удельным расходом топлива 180 - 200 г/л.с.ч (ВТДТ-1000Т) и танка («Объект 219») с указанным двигателем (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 мая 1972 г. № 314-113).

Тема новой ОКР звучала как «ГТД ВТДТ-1000Т и дальнейшее совершенствование танка типа Т-64А с ГТСУ». Целью этой работы являлось создание ГТД с экономичностью по расходу топлива на уровне, приближающемся к экономичности танковых дизелей, и обеспечение дальнейшего совершенствования танка с газотурбинной силовой установкой (ГТСУ).

Общие требования к танку, утвержденные 29 ноября 1972 г. заместителем начальника Танковых войск Ю.А.Рябовым, включали следующие основные пункты:
- боевая масса — не более 41 т+2%;
- максимальная скорость по шоссе - 70 км/ч;
- средняя скорость по сухой грунтовой дороге — 40-45 км/ч;
- максимальная тормозная мощность — не менее 50% максимальной мощности в условиях танка при максимальных оборотах силовой турбины;
- запас хода: по сухой грунтовой дороге — не менее 300 км; по шоссе - не менее 550 км;
- объем забронированного топлива — не менее 65% от общего запаса топлива основных баков;
- время заправки топливом — не более 15 мин;
- глубина преодолеваемого брода без подготовки — не менее 1,2 м;
- встроенное средство самоокапывания.
Кроме этого предлагалось:
- доработать комплекс вооружения с учетом НИР «Точность» от 13 марта 1972 г.;
- обеспечить размещение в боевом отделении комплекса управляемого вооружения «Кобра»;
- установить на месте командира ЗУ 12,7-мм пулемета с боекомплектом не менее 400 патронов;
- размещение мортирок по теме «Туча».

В танке требовалось обеспечить возможность эвакуации членов экипажа через любой люк, а также переход из отделения управления в боевое и обратно (в зимней одежде).

Разработку нового двигателя необходимо было выполнять с учетом возможности его установки вместо ГТД-1000Т в ранее выпущенных танках «Объект 219» при проведении капитального ремонта.

После утверждения Тактико-технических требований (ТТТ) были разработаны:
- технический проект двигателя ВТДТ-1000Т;
- технический проект ГТСУ на танк «Объект 219» с ГТД ВТДТ-1000Т.

В заключении совещания по рассмотрению представленных проектов отмечалось:
«1. Принятые в техническом проекте параметры рабочего процесса двигателя ВТДТ-1000Т являются целесообразными, реально достижимыми и обеспечивают получение, заданных в ТТТ мощности и экономичности. По уровню параметров двигатель ВТДТ-1000Т близок к зарубежным опытным ГТД мощностью 1000—1500 л. с.

2. Конструкция узлов турбокомпрессорного блока двигателя и силовая схема аналогичны конструкции доведенного опытного двигателя ГТД-1000Т, что является оправданным и целесообразным.

3. Новыми узлами двигателя, требующими доводки конструкции, являются высокотемпературная охлаждаемая турбина компрессора 2 каскада, двухступенчатая силовая турбина с РСА и двухсекционный теплообменник с перепускными золотниками.

4. Принятая конструктивная схема двухсекционного пластинчато-ребристого теплообменника, расположенного несимметрично относительно оси двигателя, обусловлена заданными требованиями компоновки двигателя в ограниченном по объему МТО танка «Объект 219М». Применение такой схемы теплообменника может привести к возникновению короблений и поломок теплообменника и корпусных деталей. Поэтому целесообразно проработать компоновку двигателя с кольцевым теплообменником.

5. Уровень КПД основных узлов двигателя соответствует максимально достигнутому в настоящее время в узлах малоразмерных ГТД. Принятые параметры ряда узлов двигателя ВТДТ- 1000Т подтверждены экспериментальными данными по результатам испытаний узлов двигателя ГТД-1000Т. Экспериментальные данные по испытаниям теплообменника и охлаждаемой турбины компрессора 2 каскада, являющимися наиболее напряженными узлами, в проекте отсутствуют.

6. С учетом замечаний по доработке отдельных узлов представленный тех. проект двигателя ВТДТ-1000Т может быть одобрен. К защите необходимо представить экспериментальные данные и характеристики основных узлов двигателя.

7. При дальнейшем развитии двигателя целесообразно предусмотреть мероприятия по его форсированию с целью увеличения мощности при повышенной температуре окружающего воздуха».

Тем не менее, в заключение ВП по проекту ВТДТ-1000Т наряду с вышеизложенным говорилось:

«.. .2. При современном уровне отечественного производства ГТД и достижений металлургической промышленности у ВТДТ-1000Т резервы увеличения мощности отсутствуют.

3. Наиболее сложными вопросами при создании и доводке двигателя являются:
- обеспечение работоспособности высокотемпературной турбины с охлаждаемыми лопатками, особенно при работе в условиях повышенной запыленности окружающего воздуха;
- обеспечение эксплуатационной надежности теплообменника, особенно при работе на дизельных топливах и в условиях повышенной запыленности окружающего воздуха;

...6. Тех. проект ВТДТ-1000Т, в основном соответствует ТТТ УНТВ и ТЗ главного конструктора танка».


Но и работы по танку «Объект 219М» с ВТДТ-1000Т вскоре были прекращены в пользу доводки танка «Объект 219» с ГТД-1000Т."
http://russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=1721
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments