?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Сентябрь 8, 2013


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
04:29 pm - Panssarimuseo, Parola, лето 2012-го. Часть 19...
Часть 1 см. http://u-96.livejournal.com/3095567.html#comments
Часть 2 см. http://u-96.livejournal.com/3096881.html#comments
Часть 3 см. http://u-96.livejournal.com/3097837.html#t90193901
Часть 4 см. http://u-96.livejournal.com/3098204.html#comments
Часть 5 см. http://u-96.livejournal.com/3099633.html#comments
Часть 6 см. http://u-96.livejournal.com/3099941.html#comments
Часть 7 см. http://u-96.livejournal.com/3100518.html#comments
Часть 8 см. http://u-96.livejournal.com/3101666.html#comments
Часть 9 см. http://u-96.livejournal.com/3102239.html#comments
Часть 10 см. http://u-96.livejournal.com/3102556.html#comments
Часть 11 см. http://u-96.livejournal.com/3103964.html#comments
Часть 12 см. http://u-96.livejournal.com/3104064.html#comments
Часть 13 см. http://u-96.livejournal.com/3104573.html#comments
Часть 14 см. http://u-96.livejournal.com/3104833.html#comments
Часть 15 см. http://u-96.livejournal.com/3105617.html#comments
Часть 16 см. http://u-96.livejournal.com/3110332.html
Часть 17 см. http://u-96.livejournal.com/3113070.html#comments
Часть 18 см. http://u-96.livejournal.com/3119185.html#comments
---
В честь Дня Танкиста продолжаем прошлолетнее хождение по танковому музею в Парола. :)

После знакомства с противотанковыми орудиями 75 K/40 и антикварной платформой для перевозки танков Julez Weitz, возвращаемся к двум рядам выставленных под открытым небом танков/САУ. Ближайшим к нам окажется "безносый" Т-70М.


"Безносый", потому как - без орудия.


История появления этого советского лёгкого танка в Парола проста и неказиста. Летом 1944-го советские войска перешли в решительное наступление на Карельском перешейке. Под Иханталой и Иломантси впереди пехоты в атаку были брошены "шестидесятки" и "семидесятки". Поскольку это решение было принято спонтанно и без предварительной разведки местности, танки понесли серьёзные потери, выскочив на финские минные поля и подготовленные позиции ПТО. Среди потерянных под Иломантси "семидесяток" оказался и наш Т-70М (модернизированный вариант "семидесятки" с усовершенствованной ходовой частью и сокращённым до 70 выстрелов БК + масса возросла до 9,8 т.). Тот самый, позже попавший в Парола.

По финским данным танк на мине порвал левую гусеницу. Уцелевший экипаж, убедившийся, что под огнём противника отремонтировать гусеницу невозможно, до вечера вёл огонь с места. С наступлением сумерек, когда БК был исчерпан, танкисты покинули машину, предварительно сняв пулемёт ДТ и выведя гранатами из строя орудие. Той же ночью финские сапёры со своей стороны расчистили проход к брошенной "семидесятке" и, подогнав тягач, отбуксировали танк за линию своих окопов. При этом разорванная миной левая гусеница осталась на нейтральной полосе. У финнов в загашнике имелись "гусли" от Т-70 1942-го года выпуска и чухонцы наивно считали, что с их помощью "оживить" Т-70М будет делом не хитрым.

Так страна Суоми заполучила свою первую и единственную "семидесятку".

А потом у финнов с этой "семидесяткой" начались проблемы.

Подорванная "сорокопятка" 20-К ремонту не подлежала. "Да и Сталин с ней!" - решили финны и демонтировали изувеченную гранатами пушку, задумав заменить её на имеющуюся в товарных кол-вах точно такую же "сорокопятку" с трофейных Т-26. Двигло танка было в полной исправности и это финнов бодрило и устремляло, но...

Но камнем преткновения стала та самая отсутствующая левая гусеница. :)

Фокус был в том, что на Т-70М по сравнению с обычными "семидесятками" опорные катки и гусеницы были уширены. И как финны не бились, "гусля" от Т-70 с Т-70М спадала, как спадают с мужика "семейники" без резинки.

Короче, до конца боевых действий с СССР поставить на ход Т-70М финнам так и не удалось. После окончания Второй мировой танк был признан тотально устаревшим и столь же тотально не нужным. Поэтому его затолкали с глаз подальше на какую-то базу хранения и забыли. Так хорошо забыли, что когда начался послевоенный шабаш отправки в утиль всякого старья, о "семидесятке" даже не вспомнили. Видимо, потому что тупо не нашли. :)

Наткнулись на забытую машину только в 1964-м. Некоторое время соображали что это и откуда, а когда сообразили, с чистым сердцем переправили в Парола. Где трофейная "семидесятка" и красуется до сих пор на радость посетителям. Кстати, левую гусеницу на танк финны-таки заполучили. Но лишь в начале 2000-х. :D

Рядом с "семидесяткой" стоит ещё один финский трофей образца лета 1944-го. Он тоже был захвачен в единственном экземпляре и его судьба в точности повторяет судьбу "семидесятки". Речь идёт о Т-60.


По словам финнов во время атаки под Портинхойка (Петровка) танк получил попадание бронебойным снарядом в маску пушки. 20-мм пушка ТНШ была разнесена вдрызг, а "башнёр" погиб на месте. Мехвод попытался увести машину с поля боя, но в этот момент движок заглох. Тогда механик-водитель бросил машину и бежал. Ночью финны пробрались в оставленный Т-60, "извлекли тело погибшего советского танкиста" (читай - бросили на нейтралке), завели двигатель и угнали танк к себе.

До окончания боевых действий вернуть танку боеспособность финны так и не успели. После окончания войны трофейный Т-60 в точности повторил путь трофейного Т-70М. Т.е. был за ненужностью засунут в нафталин, в 1964-м оттуда извлечён и переправлен в музей. Когда танк был уже в Парола, на место уничтоженных маски орудия и ТНШ финны для "оживляжа" присандалили самопальную имитацию маски с раритетной 37-мм танковой пушкой образца 1930 года Б-3, сохранившейся в закромах финского рейхсмарта аще со времён оных. Если точнее, то с Зимней войны, когда чухонцы спёрли её из разбитого БТ-2. В таком виде машина сейчас и демонстрируется в Парола.


Чисто для сравнения - "шестидесятка" из нашей Кубинки с "родными" маской и 20-мм ТНШ.


По соседству с "шестидесяткой" - настоящая "жемчужина" музея. Редчайший из редчайших Т-50.


Всего "пятидесяток" было выпущено то ли 65, то ли 75. По географическим причинам и в силу военных реалий большая часть машин воевала под Ленинградом. На данный момент из всего немногочисленного семейства "пятидесяток" уцелело лишь три единицы:

1. Прототип Т-126СП, находящийся в Кубинке.


2. Серийный Т-50, также находящийся в Кубинке.


3. И единственный совершенно неповторимый Т-50 с усиленным бронированием, хранящийся в Парола.


Зимой 1941-го этот танк, ещё без дополнительных бронелистов на "морде" корпуса и боках башни, с выведенным из строя двигателем попал в руки финнов на Карельском перешейке. Новые владельцы вернули машину к жизни, позаимствовав работоспособное двигло с другой "пятидесятки", у которой передняя часть была разворочена, но дизель В-4 остался в целости. Танк получил регистрационный номер Ps 183-1 и прозвище "Маленькая Сотка" из-за внешнего сходства с просто "Соткой" Т-34-76. Об обстоятельствах появления финского прозвища нашей "тридцатьчетвёрки" - см. http://u-96.livejournal.com/3098204.html#comments

Финнам, после простых и незатейливых "Виккерси", Т-50 понравился не особо.


В отчёте об испытаниях трофея появилась задпись: "Танк имеет много технических недостатков, включая тонкую броню и слабую ремонтнопригодность. Единственная положительная особенность танка - независимая торсионная подвеска каждого катка". Интересно сравнить эту оценку с текстом письма начальника ГБТУ РККА Я. Н. Федоренко, написанном в июле 1941-го: "...Новый танк чрезвычайно нужен на фронте. Он безотказен, малозаметен, прекрасно забронирован, имеет прекрасную проходимость и подвижность." (с) :)

Так или иначе, но "Маленькая Сотка" у финнов осталась в единственном экземпляре. В какой-то момент финны (когда точно - я так и не выяснил) озаботились добронированием машины. По крайней мере зимой 1943-1944-го машина в Петрозаводске выглядела уже так.


На протяжении почти всей войны одинокая "Маленькая Сотка" юзалась в качестве командирской машины. Так, в частности, летом 1944-го на Т-50 рассекал майор Хейкки Миккола, командовавший тяжёлой ротой первого танкового батальона. 6 июня 1944-го во время контратаки под Юстилой Т-50 получил повреждение трансмиссии и был эвакуирован в тыл. После этого танк до конца войны числился у финнов в ремонте, а потом, до 1955-го - в резерве и консервации. В 1955-м машина была окончательно списана в утиль, но денег на немедленную утилизацию раритета как-то не нашлось... И, как говорится, слава Богу. Потому как именно это обстоятельство позволило "Маленькой Сотке" дожить до 1964-го года, когда она вместе с Т-70М и Т-60 попала в Парола.

Продолжение следует.

UPD. Добавлен материал про Т-50.

(21 комментарий | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:martynenko
Date:Сентябрь 8, 2013 11:22 am
(Link)
Только это обычный Т-70, не Мка.
[User Picture]
From:u_96
Date:Сентябрь 8, 2013 11:32 am
(Link)
Это именно Т-70М.

Просто, поскольку "семидесятка" у финнов оказалась одна единственная, буквой "М" они особо не заморачиваются. Ну, разве что в заголовках. Страница музейного буклета. :)

[User Picture]
From:martynenko
Date:Сентябрь 8, 2013 11:36 am
(Link)
Ну не знаю. Тут как минимум очень характерный для обычных семидесяток люк мехвода, ранние буксирные крючья и литая маска. Она, конечно, на Мках тоже была, но недолго.
[User Picture]
From:martynenko
Date:Сентябрь 8, 2013 12:25 pm
(Link)
Вот Т-70М. Обрати внимание на люк мехвода, буксировочные петли и ширину опорных катков, они заметно шире чем у танка в Пароле. Это танк выпуска зимы 42-43 года, уже с новым перископом в башне, но ещё с литой маской и антенным выводом на передней части крыши башни. А в Пароле чистая семидесятка, без вариантов.
[User Picture]
From:u_96
Date:Сентябрь 8, 2013 12:32 pm
(Link)
Тогда попробуй объяснить мне историю с "гуслей", рассказанную сотрудником музея. :)
[User Picture]
From:martynenko
Date:Сентябрь 8, 2013 12:37 pm
(Link)
Иногда истории это просто истории. И, кстати, пятидесятка к финнам попала уже экранированная. Их в Ленинграде некоторое количество было экранировано, вместе с Т-26 и КВ.
[User Picture]
From:u_96
Date:Сентябрь 8, 2013 12:40 pm
(Link)
Я знаю, что наши "пятидесятки" экранировали. Но сотрудник музея утверждал - добронирование трофея проводилось самими финнами. Как грится, за что купил - за то продаю.
[User Picture]
From:martynenko
Date:Сентябрь 8, 2013 12:44 pm
(Link)
По крайне мере, фотографий финской пятидесятки без экранов нет. С экранами - куча, начиная с зимы 41-42. Да и придумывать экраны для единичного танка, который особо не участвовал в боевых действиях смысла не было никакого.
[User Picture]
From:u_96
Date:Сентябрь 8, 2013 12:47 pm
(Link)
С "придумывать смысла не было" согласен. Но так ли трудно переставить экраны с танка, не подлежащего ремонту?
[User Picture]
From:martynenko
Date:Сентябрь 8, 2013 01:50 pm
(Link)
Переставить - можно быть. А про семидесятку и гусеницы - скорее всего было все наоборот, потому что на Мку ранние гусеницы не налезут, каток между гребней не влезет. А если наоборот - на обычную семидесятку натянуть гусеницу от Мки, она будет болтаться, сваливаться и, скорее всего шкрябать по корпусу.
[User Picture]
From:masterdl
Date:Сентябрь 8, 2013 05:22 pm
(Link)
К 1 октября 1942 года НКСМ предложил военным промежуточную версию танка Т-70, имеющую следующие главные отличия от выпускаемого прежде: "Боевой вес 9,8-10,1 т, вместо 9,2-9-6 т на Т-70; Подвеска на торсионах диаметром 36-мм против 33,5-мм; Ширина трака 300-мм против 260-мм".

"http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/legkie-tanki/92-t-70" - источник врет?

Новая боевая машина вскоре получила обозначение Т-70М, ее производство началось в первой декаде октября 1942 года на Горьковском автомобильном заводе, а с ноября - и на заводе №38 в Кирове.
[User Picture]
From:masterdl
Date:Сентябрь 8, 2013 06:23 pm
(Link)
по тракам: "...так, была усилена конструкция рамы двигателя, так как ввиду возросшей нагрузки на ходовую часть она потребовала упрочнения. С 260-мм до 300-мм увеличили ширину, с 98-мм до 111-мм шаг траков гусениц, возросла со 104-мм до 130-мм ширина опорных катков, с 34-мм до 36-мм диаметр торсионов. Из-за увеличения шага трака, их число в гусенице сократилось с 91 до 80 штук." - или, было 8918мм стало 8880мм. 80 траков ближайшее целое. Или разница 8918-8880=38 мм. Причем на "70М" гусеница была КОРОЧЕ, чем у 70-ки, а не длиннее. Это выбирается поддерживающими катками. Причем, не факт, что указаны межосевые (у траков) расстояния...Перестаньте собирать слухи. Вам три человека говорят, что бред!

На МАССУ В ТАБЛИЧКЕ КТО СМОТРЕТЬ БУДЕТ?

Edited at 2013-09-08 18:24 (UTC)
[User Picture]
From:u_96
Date:Сентябрь 8, 2013 06:35 pm
(Link)
>Вам три человека говорят, что бред!

Хе-х, сколько эмоций, божежмой. :)

По словам музейщика "гусля" сваливалась не потому, что была длиннее. А потому, что была уже. Это раз.

>На МАССУ В ТАБЛИЧКЕ КТО СМОТРЕТЬ БУДЕТ?

Капс вам к лицу. ;D

Табличку писали музейные сотрудники. Брошюру составляли/переводили они же. В данном конкретном случае чему верить - дело вкуса. Пока в очередной раз не доеду до музея, чтобы поползать по экспонату с линейкой, оставлю вопрос про букву "М" в индексе "семидесятки" в Парола открытым. Это два.

Edited at 2013-09-08 21:18 (UTC)
[User Picture]
From:masterdl
Date:Сентябрь 9, 2013 10:08 am
(Link)
"По словам музейщика "гусля" сваливалась не потому, что была длиннее. А потому, что была уже. Это раз." - вы не с табличкой общаетесь, переходите ... на русский язык. "Потому, что гладиолус", это одна из хохм "пельменей" - вам до них, как до Луны...далеко.
Про трусы, которые, как без резинки, спадают - не вы писали? И это не значит, что длиннее по окружности?
Меняйте тему и аудиторию. "Какой ты, нафиг, танкист" (с).
[User Picture]
From:u_96
Date:Сентябрь 9, 2013 11:02 am
(Link)
Душа моя, вы мне не сват и не брат. Лично вам я ничего не должен. Так что продолжайте общаться с пустотой в своё удовольствие. Будете хамить в моём ЖЖ - пойдёте на хуй. Делов-то.
[User Picture]
From:gozoo
Date:Сентябрь 8, 2013 08:00 pm
(Link)
Спасибо за совет, заехали в музей в Parola - не пожалели. Ребенок в восторге от лазания по Леопарду, да и все остальные экспонаты порадовали. Ну а подписи почти ко всем экспонатам на руссском языке - просто блеск.
[User Picture]
From:u_96
Date:Сентябрь 8, 2013 09:17 pm
(Link)
На здоровье. Главное - чаду понравилось. :)
[User Picture]
From:ikratkiy
Date:Сентябрь 9, 2013 08:55 pm
(Link)
Советские легкие танки весьма мрачноваты. Все они были практически смертниками, так как оснащались карбюраторными двигателями и при подбитии горели как свечи вместе с экипажами. Но все-таки в умелых руках это было и довольно грозное оружие. Лейтенант Пегов на Т-70 из засады, правда, умудрился грохнуть две "Пантеры" http://tankyvbou.blogspot.com/2013/01/70.html , лейтенант Осатюк под Ленинградом на Т-60 загонял двух "Тигров" до такой степени, что те расслабились и выехали бортами под прямую наводку нашей батареи ПТО http://tanki-v-boju.ru/boj-sovetskogo-legkogo-tanka-t-60-s-dvumya-tigrami-pod-leningradom-16-yanvarya-1943-goda/ Но все-таки более выдающимся, я считаю, бой 25 июня 1941 года (?!), когда сержант Найдин на БТ-7 ухекал немецкую танковую колонну http://tanki-v-boju.ru/boj-tanka-bt-7-serzhanta-najdina-s-kolonnoj-nemeckix-tankov-v-rajone-poselka-rudishkes-25-iyunya-1941-goda/
[User Picture]
From:niokiioo8
Date:Январь 4, 2014 01:32 pm
(Link)
Афтар умница

> Go to Top
LiveJournal.com