?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Июль 24, 2013


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
09:45 am - Panssarimuseo, Parola, лето 2012-го. Часть 10...
Часть 1 см. http://u-96.livejournal.com/3095567.html#comments
Часть 2 см. http://u-96.livejournal.com/3096881.html#comments
Часть 3 см. http://u-96.livejournal.com/3097837.html#t90193901
Часть 4 см. http://u-96.livejournal.com/3098204.html#comments
Часть 5 см. http://u-96.livejournal.com/3099633.html#comments
Часть 6 см. http://u-96.livejournal.com/3099941.html#comments
Часть 7 см. http://u-96.livejournal.com/3100518.html#comments
Часть 8 см. http://u-96.livejournal.com/3101666.html#comments
Часть 9 см. http://u-96.livejournal.com/3102239.html#comments
---
Продолжаем прошлолетнее хождение по танковому музею в Парола. Пройдя через первый павильон и первую открытую площадку, мы попадаем во второй крытый павильон. В нём куда больше техники, чем в первом и меньше стендов с историческими артефактами. Зато тут вволю можно полазить по железкам. Правда, на свой страх и риск. :)


Повторяю, техники тут много. Но, разумеется, первым в глаза бросается финский "бронецарь зверей" - Leopard 2A4.


Вот уж действительно "Квадратиш! Практиш! Гут!" (с) "Лео" не намного выше стоящего рядом "семьдесят второго", но за счёт своих форм подсознательно воспринимается как куда более монструозное создание рук человеческих.


Появление "Лео" в Суоми стало возможным благодаря, как минимум, шести следующим факторам:
- Обязательству финской стороны, после закупки в ФРГ по бросовым ценам партии б/у-шных "семьдесят вторых", и впредь продолжать приобретать у фрицев их подержанную военную технику;
- Стремлению финнов постепенно переориентироваться с использования советских образцов вооружения на оружие и технику, подпадающие под НАТОвскую стандартизацию;
- Стремлению финнов заполучить себе на вооружение ОБТ с более высоким боевым потенциалом, чем Т-72М1;
- Стремлению финнов при этом не остаться совсем без штанов;
- Желанию германского правительства сбыть в начале 2000-х куда-нибудь уже серьёзно износившиеся и устаревшие "Лео" пятой серии 1985—1987-х годов выпуска (первые машины модификации Leopard 2A4);
- Мечте фрицев изыскать где-нибудь дополнительные, не заложенные в бюджет, средства для продолжения начавшегося в 2001-м апгрейда "Лео" шестых-восьмых серий (уже превратившихся к тому моменту в Leopard 2A5) до стандарта самой современной и мощной модификации "Леопарда-2" - машины с обозначением Leopard 2А6.


Нет, изначально в недрах финского военного командования даже витала амбициозная идея спроектировать и начать выпуск с помощью компании Patria своего собственного, "заточенного" именно под финские условия основного боевого танка. Причём, наиболее подходящей для этого финским теоретикам казалась концепция израильской "Меркавы". Но буквально первые же прикидки показали, что Patria и так зашивается с проектом AMV. И в гробу она видала масштабнейшую задачу создания буквально с нуля современного исконно-финского танка. Последним доводом, окончательно похоронившим проект чухонской "Меркавы", стал вывод о принципиальной невозможности создания и начала производства на финских предприятиях в ближайшие 5 лет подходящего для такого танка многотопливного дизеля.


Короче, "умерла так умерла".


Тогда специально созданная комиссия провела закрытое исследование по теме "Лучший восточноевропейский ОБТ с пробегом и по цене рождественских распродаж". В результате трёхмесячных споров и под влиянием примера лепших свейских дружков, уже имевших у себя "Лео-2", финны остановились именно на нём. Поскольку финансы страны, в отличие от Швеции, не потянули бы лицензионное производство, речь могла идти только о приобретении у ФРГ б/у-ушных танков не самой последней модификации.


По результатам деятельности комиссии, в 2001-м закупочная делегация финнов десантировалась в Германию. Немцы, почуявшие запах свежей денежной массы, приняли гостей очень радушно. Привезли в ангары, где на консервации стояли те самые "Лео-2" пятой серии 1985—1987-х годов выпуска. Привезли и щедро сказали: "Выбирайте!.." Финны, однако, были тоже ребята не промах и потребовали сперва полноценных испытаний предлагаемых к продаже Leopard 2A4. Фрицы были вынуждены согласиться. И понеслись "Леопарды" по кочкам... Впоследствии финские офицеры - участники испытаний говорили, что больше всего им в "Леопардах" понравились две вещи:
а) Подкалиберные выстрелы, которые с потрясающей лёгкостью сверлили установленный на стрельбище остов старого гэдээровского Т-72 и
б) Биотуалет. :)

Не понравилось более хлопотное обслуживание "Лео" в зимнее время по сравнению с Т-72 и отсутствие автомата заряжания.

По результатам испытаний из полутора сотен предложенных к продаже танков, финны отобрали 124. Но с условием - сбросить цену на четверть, провести предпродажный ремонт машин, 10 "Лео" переоборудовать в танки-мосты и ещё 10 - в машины разграждения. Фрицы согласились, но тоже с условием. ФРГ попросила предоплату в размере 1/3 стоимости контракта на поставку танков. Финны кивнули и договаривающиеся стороны ударили по рукам.

К 2003-му немцы закончили ремонт, мелкую модернизацию и переоборудование предназначенных для финнов танков. Машины поплыли к покупателю. За 124 Leopard 2A4 финны заплатили 66 млн. баксов и были этим удовлетворены по самую пипку. К 2005-му финны получили заказ в полном объёме и начали массовое переучивание своих танкистов на новые машины. С тех пор обучение вождению и обслуживанию проводится в Танковой бригаде в Парола. Стрелковое мастерство и тактические приёмы отрабатываются в Карельской бригаде в Валкеала. Leopard 2A4 + BMP-2 + CV9030 до сих пор - главная ударная сила сухопутных войск Финляндии.

Финны прекрасно понимают, что каждый уходящий год не делает их "Лео" сильнее и современнее. Потому ещё в 2009-м начали проработку возможности качественной модернизации своих ОБТ. Проект получил название "Leopard 2 AX" и был призван довести финские "Лео" до уровня, который позволит им оставаться на вооружении еще как минимум до 2030-го года...

Приписанный к Парола "Лео" подвергся демонтажу СУАО. В остальном танк комплектен и на ходу.


Бок о бок с Leopard 2A4 стоит Т-72М1. На прилагающейся табличке указано, что машина была изготовлена в СССР в 1988-м году и попала в Финляндию в сентябре того же года.


Судя по тому, что до конца службы танк прошёл всего 146 км. (!), машина сразу была поставлена на консервацию. На "чёрный день", который так и не настал. :)


Машина полностью комплектна и на ходу.




Кстати, это не единственный Т-72М1, имеющийся в Парола. На второй открытой площадке стоит ещё один "Луноход" (регистрационный номер Ps 264-202, серийный - MHYT20CNM).


Этот был изготовлен в Чехословакии в конце марта 1987-го на заводе ZTS Tees в Мартине. Орудие машины родом с чехословацкого же завода ZTS в Дубнице над Вохом, а двигатель - с польского завода PZL Wola, что в Варшаве. За время заводских испытаний машина прошла 120 км, двигатель проработал 10,5 часов, а орудие сделало 13 выстрелов. Потом новенькую машину вместе с ещё 95-ю такими же танками чехи отправили в ГДР, где его приписали к третьей танковой роте первого танкового батальона 23 танкового полка 9-й танковой дивизии Национальной Народной Армии. Танк получил тактический номер "336" и базировался в Сталльберге, южнее Торгелова. Танк числился в т.н. "резерве боевой готовности", так что покидал боксы только для регулярной регламентной обкатки. После исчезновения ГДР, имевшая минимальный пробег машина была отправлена вместе с другими восточногерманскими Т-72 в Любау (Вайскассель), где её и приглядели для себя финны... О дальнейшем см. http://u-96.livejournal.com/3100518.html#comments

04.12.1996-го танк прошёл в Танковом депо в Хямеенлинна техобслуживание, получил финский регистрационный номер и отправился... снова в консервацию. 12.05.1988-го танк, имевший пробег всего 525 км. перевезли в Танковое училище в Парола, где он прослужил до 20.03.2000-го, когда его вернули в Хямеенлинна и опять засунули в нафталин. К этому моменту в паспорте танка значилось, что машина прошла 2750 км, двигатель проработал 433 часа, а орудие выпустило 211 снарядов.

В музей машина пришла своим ходом 26.04.2006-го. Машина до сих пор на ходу, несмотря на то, что с 2006-го не получала регламентное обслуживание.

Продолжение следует.

(30 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:aks_1
Date:Июль 23, 2013 06:35 pm
(Link)
тигр он и в африке тигр...
[User Picture]
From:ardraeiss
Date:Июль 23, 2013 06:39 pm
(Link)
Всё-таки "Гут", ибо Дойч же.
[User Picture]
From:u_96
Date:Июль 23, 2013 06:41 pm
(Link)
Ок, откорректировал. :)
[User Picture]
From:taira_koremochi
Date:Июль 23, 2013 06:50 pm
(Link)
Что-то есть "тигриное" в облике "Лео".
[User Picture]
From:ardraeiss
Date:Июль 23, 2013 06:52 pm
(Link)
Инженер Ганс явно всё-таки не попал на Восточный Фронт.
[User Picture]
From:lastry_rus
Date:Июль 23, 2013 08:36 pm
(Link)
биотуалет! прекрасный голдовый расходник, не то что вентилятор какой...
[User Picture]
From:jetrabbit
Date:Июль 23, 2013 09:13 pm
(Link)
Нет, чтобы срать, свешивая жопу из башни. Кстати, хороший режЫссерский ход для МихАлкова. Ежели с парусного танка, да погадить...
[User Picture]
From:peter_2a46m
Date:Июль 24, 2013 07:50 am
(Link)
Как всегда - отличный обзор.
А что за Х-образные штуки на носу Лео?
[User Picture]
From:dmitry_ganin
Date:Июль 24, 2013 07:43 pm
(Link)
Х - это съёмные грунтозацепы на гусеницы
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Июль 24, 2013 09:13 am
(Link)
Наши танки симпатичнее. Леопард - страшнее. В лагерях я в окопчике под нашим вполне спокойно сидел, только сердился, что с него земля летит на меня. А вот этого квадратишпрактиша, пожалуй, реально бы испугался даже в таких учебных условиях, и мог бы и не подняться, чтобы деревянную "гранату" в него кинуть :)
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Июль 24, 2013 11:52 am
(Link)
"Лео" не намного выше стоящего рядом "семьдесят второго" -нифигасе не намного :) даже на фото...
[User Picture]
From:u_96
Date:Июль 24, 2013 03:30 pm
(Link)
Не намного. Потому что "намного", это вот. :)

[User Picture]
From:w_bf
Date:Июль 24, 2013 04:32 pm
(Link)
Читаю всю серию постов, огромное спасибо, круто, интересно.

P.S. Как жеж вы получаете четырехперковых танкистов, я вот второй еле-еле...
[User Picture]
From:pobresito
Date:Июль 25, 2013 10:12 am
(Link)
Не могу рассмотреть, где наблюдательный прибор мехвода на "Леопарде". Зеркала бокового обзора вижу, а смотровик - нет. Или он как-то отличается по внешнему виду от наших?
[User Picture]
From:u_96
Date:Июль 25, 2013 10:19 am
(Link)
Он на сдвинутой крышке люке походу. :)
[User Picture]
From:rxpkryy00
Date:Январь 4, 2014 01:31 pm
(Link)
Однако, тот кто писал четко накропал!

> Go to Top
LiveJournal.com