?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Июль 24, 2013


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
09:40 am - Panssarimuseo, Parola, лето 2012-го. Часть 9...
Часть 1 см. http://u-96.livejournal.com/3095567.html#comments
Часть 2 см. http://u-96.livejournal.com/3096881.html#comments
Часть 3 см. http://u-96.livejournal.com/3097837.html#t90193901
Часть 4 см. http://u-96.livejournal.com/3098204.html#comments
Часть 5 см. http://u-96.livejournal.com/3099633.html#comments
Часть 6 см. http://u-96.livejournal.com/3099941.html#comments
Часть 7 см. http://u-96.livejournal.com/3100518.html#comments
Часть 8 см. http://u-96.livejournal.com/3101666.html#comments
---
Продолжаем прошлолетнее хождение по танковому музею в Парола. Оставив за спиной первый крытый павильон, выходим на первую открытую площадку. Точнее даже - просто маленький дворик между первым крытым павильоном и вторым. Маленький-то он, конечно, маленький, но тут тоже очень даже есть на что посмотреть.

Ближе всего к нам оказывается экспонат, частично уже знакомый по ранее осмотренному первому павильону. Речь о концепт-модели самоходной двухствольной миномётной установке на базе БТР Patria AMV (Armoured Modular Vehicle) 8x8 (об AMV уже писал тут http://u-96.livejournal.com/3099633.html#comments).


Полное название системы, впервые продемонстрированной публике на выставке Евросатори в 2000-м - Armoured Modular Vehicle 8x8 Advanced Mortar Systems. Сокращённое - Patria AMV 8x8 AMOS. До принятия на вооружение, т.е. до 2005-го года, система именовалась XA-361-AMOS.


Не думаю, что надо ещё раз тереть за респектабельный AMV.


Гораздо любопытнее познакомиться с боевым модулем AMOS.


Advanced Mortar System — это финско-шведская двуствольная 120-мм гладкоствольная автоматическая миномётная система, смонтированная в модуле-башне Ставится на несколько боевых бронированных машин, таких как XA-180, Rosomak, Strf 90 и AMV. ВМС Швеции первоначально планировали размещать эти башни на катерах CB90, но данная посудина оказалась слишком мала для четырёх с полтиной тонной башни.


Тогда специально под AMOS был спроектирован катер побольше — Combat Boat 2010.

При установке AMOS на транспортное средство, для навигации используются GPS-позиционирование и инерционный метод. Электронная система управления огнем использует цифровые карты. Будучи развернутой, AMOS может выстреливать 4 мины за менее чем 8 секунд и может продолжать стрельбу со скорострельностью 26 выстрелов в минуту. Используя управляемую компьютером функцию MRSI (серия из несколько мин в воздухе) можно добиться одновременного попадания в цель до 14 мин. Первые мины выпускаются под большим углом с бОльшим ускорением, что обеспечивает более высокую траекторию полёта. Следующие выстреливаются попозже с чуть меньшим углом и меньшим ускорением, так что они летят по более низкой траектории к той же цели. Кол-во взрывчатки, доставляемое одновременно к цели миномётной установкой при использовании функции MRSI превосходит таковую у залпа стандартной 120-мм артбатареи. Использовать функцию MRSI можно при стрельбе на дистанцию от 10 км и дальше. Минимальная дистанция, на которой AMOS может поразить цель - 150 метров.

Башня AMOS может поворачиваться на все 360 градусов, а стволы опускаются/поднимаются в вертикальной плоскости на углы от −3 до +85 градусов. AMOS способна как на стрельбу с закрытых огневых позиций, так и на огонь прямой наводкой. На развёртывание и подготовку к началу стрельбы Patria AMV 8x8 AMOS тратит 30 секунд. И уже через 10 секунд после окончания ведения огня Patria AMV 8x8 AMOS готова сорваться с места и покинуть огневую позицию со скоростью до 100 км/ч. Высокая мобильность считается основным гарантом живучести всей системы.

AMOS производится и продается финско-шведским совместным предприятием Hagglunds Patria, которое создано финской компанией Patria и шведской BAE Systems Hägglunds. В Швеции миномётная система называется SSG120. Боекомплект каждой установки AMOS включает 6 шведских высокоточных 120-мм мины Strix и 84 испанские 120-мм кассетные MAT-120. Последние имеются только в Финляндии и намечены к списанию в связи с нарушением ряда международных договоров. В связи с этим у сынов Суоими жёстко встал и до сих пор не упал вопрос о замене MAT-120. Трабл в том, что обычные 120-мм мины для AMOS не подходят...

После показа концепт-модели на Евросатори и длительных испытаний, с модели сняли компьютеризированную СУАО и в 2005-м переправили в Парола. Ну, а компания Hagglunds Patria получила госзаказ на изготовление 24 Patria AMV 8x8 AMOS.

Перед следующим экспонатом не лишне будет дать короткий эпиграф. :)

Sisu — важная особенность финского национального характера, один из национальных символов Финляндии. Невозможно дать точное определение сису. Оно включает в себя выдержку, упорство, выносливость, стойкость, настойчивость, мужество, смелость и решительность. Одной фразой сущность сису можно приблизительно описать так: что должно быть сделано — то будет сделано, несмотря ни на что. Говорят, именно поэтому в финском языке нет будущего времени — если что-то сказано, то это уже можно считать состоявшимся.

Итак, следующий экспонат - средний бронеавтомобиль Oy Suomen Autoteollisuus Ab "Sisu". Де-факто - первенец финского бронестроения.


Как человек предельно ленивый, ничего сам писать тут не буду, а тупо украду чужой текст.


"В 1936 году Министерство внутренних дел и министерство обороны Финляндии приняли решение оснастить полицейские подразделения бронемашинами. Вариантов выполнения этого плана было всего два – закупить технику за границей или производить её самим. Второй вариант казался более оптимальным, поскольку для полиции не требовался бронеавтомобиль с хорошей проходимостью и мощным вооружением. Заказ на постройку одного опытного образца был выдан фирме Oy Suomen Autoteollisuus Ab в 1937 году.
По всей видимости, определенное влияние на финских инженеров оказал опыт их коллег из шведской фирмы Landsverk. Полицейский бронеавтомобиль, который теперь известен под названием “Sisu”, получился очень похожим на L-185. Корпус машины был клёпаным и собирался из листов катаной броневой стали (производимой, кстати, в Великобритании) толщиной 8-11 мм. Сборка корпуса производилась фирмой Crichton-Vulcan Oy. Компоновка была классической для бронеавтомобилей такого типа. Спереди размещался бензиновый дизель от фирмы American Hercules Motor Corp. (79 л.с.) и радиатор, который прикрывался лобовым бронелистом с управляемыми жалюзи. За двигателем находился бензобак и места для пулеметчика (справа) и водителя (слева).
Боевой отсек и отделение управление были совмещенными. На крыше боевого отсека устанавливалась одноместная башня с круговым вращением. В ней монтировалась спаренная установка из 13,2-мм пулемета L-35/36 и 7,62-мм пулемета L-33/36. Видимо, установка столь мощного для легкой бронемашины вооружения производилась с учётом его возможного применения в полномасштабных боевых действиях. Тем более, что все пулеметы были предоставлены Министерством обороны. Обслуживал пулеметную установку командир.


Сведения о ходовой части бронеавтомобиля “Sisu” неточны. Судя по всему, в качестве базового было шасси от грузовика серии SH, но вместо обычных шин были использованы бескамерные, предохранявшие колёса от повреждения пулями и мелкими осколками. Полный вес машины оценивался в 3000 кг.
Sisu
«Sisu» на
Прототип бронеавтомобиля “Sisu” был передан заказчику в 1938 году (по другим данным – в конце 1937 г). Что-либо сказать об испытаниях этой машины сложно, так как сведений по этому вопросу пока найти не удалось. Точно известен лишь их итог – серийное производство “Sisu” не состоялось. Предположительно, главную роль в принятии такого решения сыграла зависимость от зарубежных поставщиков и невысокие ходовые качества бронемашины.
Эти выводы, впрочем, не помешали передать Sisu на вооружение одного из подразделений МВД Финляндии, где бронеавтомобиль служила на тыловых коммуникациях вплоть до 1950 г. Когда ресурс “Sisu” подошёл к концу его решили передать армии, что было сделано 16 июня 1951 г. Конечно, в виду сильного износа, использовать эту машину по прямому назначению было невозможно и в 1954 году “Sisu” переделали в автокран, предварительно демонтировав вооружение и срезав верхнюю часть корпуса. В таком виде первый и единственный бронеавтомобиль финской конструкции использовался вплоть до 1962 г., пока из-за сильных нагрузок не треснула рама шасси. Примечательно, что кран был установлен после этого на “модернизированный” таким же образом трофейный БА-10, после чего эта машина получила обозначение BA-10N. Финский бронеавтомобиль отправили было на металлолом, однако…

Простояв в очереди на разделку много лет “Sisu” был отправлен на склад для долгосрочного хранения, откуда он был извлечен только в 1993 г. Финны решили восстановить бронемашину, однако сделать это в полном объёме не представлялось возможным – к этому времени “Sisu” представлял собой жалкое зрелище из останков корпуса и ходовой части. Тем не менее, специалистам той же фирмы Oy Suomen Autoteollisuus Ab, которая теперь называется Oy Sisu Auto Ab и хорошо известна многоколесными машинами военного назначения, удалось довести “Sisu” практически по первоначального состояния. Были восстановлены корпус и башня, а место “родных” колёс заняли колёса от советской трофейной 152-мм гаубицы. Работы были завершены в 1997 году, после чего бронеавтомобиль отправили в танковый музей г. Парола.
В целом, “обновленный” вариант “Sisu” смотрится не хуже оригинала образца 1937 года. Для более полноценного восприятия не хватает только комплекта вооружения, хотя двигатель и другое внутреннее оборудование также отсутствует."
http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/finland/sisu.htm

Рядом с Patria AMV 8x8 AMOS и Sisu на первой открытой площадке стоят две машины, обстоятельства появления которых в Парола уникальны. Они не были сделаны финнами. Они не были захвачены финнами. Они даже не были куплены финнами. Финны их выменяли! Действительно, английский БТР FV 1609 Humber Pig и английский же бронеавтомобиль Daimler Ferret Mk 2/3 появились в Парола в 1989-1990-м гг., как результат обмена их на "Стурми", ушедшую в Бовингтон.


Сама причина интереса финнов именно к этим двум машинам тоже не совсем обычна. Дело в том, что начиная с 1957-го финские солдаты стали участниками миротворческих акций ООН. Всё было хорошо, кроме одного - у горячих финских миротворцев не было своей брони. Вообще. Выход из ситуации финны нашли не оригинальный, но никогда граждан Суоми не подводивший.


Они пошли побираться к соседям.


В результате англичан так допекли финские стенания, что они с барского плеча отстегнули попрошайкам в голубых касках сперва несколько хамберовских "Свинок" в 1964-1966-м, а потом, в 1966-1968-м несколько даймлеровских "Хорьков". Оба случая "одалживания" имели место на острове Кипр. Разумеется, до того, как оседлать переданные английскими частями машины, финны прошли блиц-курс обслуживания и вождения новинок. После окончания миротворческой службы финским UN-батальоном, все бронеединицы были честно возвращены настоящим владельцам. При этом англичане с удивлением обнаружили, что покатавшие фиников броневики находятся в куда лучшем техническом состоянии, чем они были до передачи финнам. :)


Ностальгические воспоминания о "кипрских гастролях" и навели финнов в конце концов на мысль о бартере с Бовингтоном, в запасниках которого к концу 80-х скопилось списанной, но не утилизированной бронетехники до жопы и даже больше. Танкисты Её Королевского Величества мрачно шутили, что в музее броневиков больше, чем в строю у знаменитых Desert Rats - Песчаных Крыс...


В 1989-м/1990-м FV 1609 Humber Pig и Daimler Ferret Mk 2/3 прибыли в Парола и заняли своё место на малой открытой площадке. Уы, обе машины - не на ходу.

Сперва финны собирались нанести на броню "англичанок" зелёно-жёлтый камуфляж, в котором красовались машины финских миротворцев на Кипре. Но потом плюнули и оставили броневикам те цвета, в которых они прибыли из Великобритании. Соответственно, FV 1609 Humber Pig украшает окраска времён службы на улицах Ольстера, а Daimler Ferret Mk 2/3 несёт типичную белую окраску, введённую во всех подразделениях миротворцев с 1974-го года.

Обе машины хорошо известны и материала о них в той же сети очень много. Соответственно, не вижу причин тратить время на описание истории их создания и службы. Как грится, ищите и да не обломится вам. :)

Последней машиной, выставленной на первой открытой площадке, являются бренные останки одного из двух попавших в 1943-м в Финляндию германских восемнадцатитонных полугусеничных тягачей Sd.Kfz. 9 FAMO.


Такие тягачи были самыми тяжёлыми халф-траками, выпускавшиеся Рейхом и использовались в основном как для буксировки тяжёлых орудийных систем, так и для эвакуации вышедших из строя танков.


Собственно, именно последнее обстоятельство и заставило финнов добавить парочку FAMO к первой заказанной у немцев партии "Стурми".


Продолжение следует.

(5 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Июль 23, 2013 12:49 pm
(Link)
первая установка интересная... но не опасно ли так надеяться на компьютер? Противник подорвёт устройство, создающее ЭМИ, и опа...
[User Picture]
From:u_96
Date:Июль 23, 2013 12:55 pm
(Link)
Финны по жизни - оптимисты. Медленные, но упорные. :)
[User Picture]
From:Антон Черниговский
Date:Сентябрь 11, 2013 09:56 am
(Link)
Прищепенко (который эти ЭМИ разрабатывал) пишет, что радиус поражения крайне невелик, порядка 10 калибров устройства. И бОльшая часть электроники через несколько минут после поражения очухивается. "Фугасом проще и дешевле" :)
[User Picture]
From:nekowinarra
Date:Январь 3, 2014 01:03 pm
(Link)
Автор следит за сайтом
[User Picture]
From:tksiraud
Date:Январь 4, 2014 03:37 pm
(Link)
Честно, бессмысленная заметка

> Go to Top
LiveJournal.com