u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:

Panssarimuseo, Parola, лето 2012-го. Часть 7...

Часть 1 см. http://u-96.livejournal.com/3095567.html#comments
Часть 2 см. http://u-96.livejournal.com/3096881.html#comments
Часть 3 см. http://u-96.livejournal.com/3097837.html#t90193901
Часть 4 см. http://u-96.livejournal.com/3098204.html#comments
Часть 5 см. http://u-96.livejournal.com/3099633.html#comments
Часть 6 см. http://u-96.livejournal.com/3099941.html#comments
---
Продолжаем прошлолетние хождения по первому павильону танкового музея в Парола.

После осмотра "Стурми", самое время подойти к следующим экспонатам павильона. Первым номером сегодняшней программы - учебный макет Т-54.


Появление этой интересной штуковины в Парола стало следствием дисбаланса финского импорта во взаимной торговле с СССР и открытие СССР кредита Финляндии в конце 50-х годов, сделавшими возможными поставки в Финляндию советской военной техники. Эти поставки начались 3 сентября 1959 г. с проходом через границу первой партии из 12 танков Т-54 и 10 зенитных установок ЗСУ-57-2.

"Пятьдесят четвёртые" приобретались Финляндией у СССР по 1961-й год включительно. Всего финны купили 43 Т-54, которые сразу заработали две медали в номинации "первые". Во-первых, это были первые советские танки именно купленные Финляндией у Советского Союза, а не захваченные. Во-вторых, Т-54 стали первыми финскими танками, оснащёнными приборами ночного видения.


Своим "пятьдесят четвёртым" финны прозвище Nikita. Думаю, не надо пояснять, в честь кого. :)


В принципе, Т-54 финнам понравился. Особенно им импонировал нагреватель, позволявший за 30 минут прогреть холодный двигатель до +80 при морозе за бортом в -30 градусов и поддерживать обогрев двигателя вплоть до момента запуска. Но "в принципе нравится", не означает, что нравится всё. Новые хозяева с ходу меняли штатные коротковолновые радиостанции танков на новые, работавшие в УКВ диапазоне. Отмечался "значительно худший обзор из танка по сравнению с StuG 40 Ausf.G и меньшая манёвренность по сравнению с Т-34".


В 1965-м в СССР дополнительно был приобретен ещё один Т-54 для использования в учебных целях. Он не получил регистрационного номера. В 1983-м финны попытались его своими силами модернизировать, но результаты были признаны не удовлетворительными. При больших затратах боевой потенциал Т-54 удалось поднять лишь до уровня Т-55, что в 1983-м было уже как-то не комильфо. Неудавшийся супер-Т-54 к октябрю 1984-го конверсировали в эвакуационную машину, оборудованную тяжелым краном. Это бронечудо получило обозначение КАМ-1. По результатам её испытаний весной 1985-го из другого "пятьдесят четвёртого" была переделана еще одна эвакуационная машина с краном меньшей грузоподъемности. К февралю 1987-го она была готова, и ей присвоили обозначение КАМ-2. Все работы по теме "КАМ" проводились заводом Ваммаскоски.

Постепенно устаревая и изнашиваясь, "пятьдесят четвёртые" прослужили финнам до 1991-го. Вообще-то изначально предполагалось их в стиле "Стурми" законсервировать "на чёрный день", но распад СССР навёл финское командование на здравую мысль, что "чёрный день" отодвигается в неопределённое будущее. А посему тратить финансы и ресурсы на сохранение в боеспособном состоянии предельно устаревших машин - явная глупость.


И "Никиты" отправили в лом.


Представленная в первом павильоне Парола машина (Ps 261-1) оказалась первой из списанных финнами Т-54. Произошло это в феврале 1966-го из-за полного износа двигателя и "неустранимой деформации нижней части корпуса". Что под последней формулировкой финны имели в виду и откуда эта самая "неустранимая деформация" образовалась - х/з. Сперва "деформированный" танк хотели раскулачить на запчасти, но в итоге было решено использовать его для учебных целей. В 1969-м с машины фрагментарно срезали броню и отмаркировали разными цветами системы и механизмы, превратив её тем самым в наглядный учебный макет. Уже в роли макета машина прослужила до 1992-го, когда была второй раз в жизни списана и передана музею.


Перед макетом "Никиты" стоит ещё один "учебный" экспонат...


Т-72М1 появился в 1982-м, как модернизированная версия Т-72М (экспортный вариант танка Т-72А). "Эм-один" отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.


Желая как-то сократить техническое отставание от вооружённых сил СССР, финны стали закупать у советского соседа "семьдесят вторые" начиная с 1984-го года. Всего из Союза было получено 54 Т-72М1 и 9 Т-71М1К (командирский вариант Т-72М1, отличавшийся наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания). Комплектов динамической защиты для своих "семьдесят вторых" финны не получили, но и без них встретили новые танки с полным восторгом.


По словам хранителя музея в Парола, после Т-54 и Т-55, составлявших до того бронекостяк Suomen maavoimat - сухопутных войск Финляндии, Т-72М1 "напоминал какой-то луноход. Столько в нём было всего нового! Так Т-72 у нас и стали называть "луноходами".


В 1990-м финское правительство денонсировало параграфы Парижского договора, запрещавшие финнам приобретать вооружения в Германии, как не соответствующие духу времени. Это позволило произвести закупки техники, ранее принадлежавшей Национальной Народной армии ГДР и теперь на фиг не нужной армии ФРГ. Первая финская делегация посетила Германию в марте 1991-го, а первый контракт о поставках вооружения был подписан в августе. По его условиям немцы обязывались на своей базе в Любау (Вайскассель), где были собраны все гэдээровские Т-72, капитально отремонтировать и потом через Росток и Тахколуото/Пори переправить в Финляндию 78 Т-72М1 и 21 Т-72М1К1. Из Пори германские "семьдесят вторые" по ж/д планировалось переправить в Танковое депо в Хямеенлинна для освидетельствования, обкатки и принятия на службу.
PanssariPrikaatin näytöksen harjoitus

Таким образом всего финны заполучили 162 "луноходов", заплатив за каждый германский "семьдесят второй" чуть больше 1/2 стоимости машины, ранее приобретённой в СССР.


Обратной стороной сделки с Германией стали торговые преференции для немцев и твёрдое обещание финской стороны ("мамой клянусь!" (с)) продолжать скупку б/у-шной военной техники в ФРГ.


Советские и германские "Луноходы" стали основными танками двух финских танковых бригад (в каждой - 6 танковых рот) и оставались таковыми вплоть до 2006-го, когда в связи с массовой скупкой в ФРГ б/у-шных "Леопардов-2" (финны-таки своё слово сдержали!), "семьдесят вторые" пошли либо на продажу, либо - в лом. Учебный же макет "семьдесят второго" и Т-72М1 с номером Ps 264-202 были отправлены в Парола.


"Распил" не ушедших с молотка "Луноходов" проводился в промзоне Сеппялакангас в Ювяскюля начиная со второй половины 2006-го года. В конце лета 2007-го оставшиеся на складах запчасти для Т-72 были проданы через компанию Patria Weapons Systems в Чехию. Покупателем стало Dako Cz, а сумма сделки составила 4,1 миллиона евро. На этом история службы Т-72 в Suomen maavoimat закончилась.

Продолжение следует.
Tags: Парола, автоездания, удивительный музык
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments