u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:

Panssarimuseo, Parola, лето 2012-го. Часть 6...

Часть 1 см. http://u-96.livejournal.com/3095567.html#comments
Часть 2 см. http://u-96.livejournal.com/3096881.html#comments
Часть 3 см. http://u-96.livejournal.com/3097837.html#t90193901
Часть 4 см. http://u-96.livejournal.com/3098204.html#comments
Часть 5 см. http://u-96.livejournal.com/3099633.html#comments
---
Продолжаем прошлолетние хождения по первому павильону танкового музея в Парола.

Если для нас самым ярким бронесимволом Великой Отечественной является несущаяся на врага лавина "тридцатьчетвёрок", то для финнов таковым стала картинка затаившейся в кустах шайки "Штугов". Концепция низкого незаметного Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz 7,5 cm Kanone, в режиме ниндзя-стайл поджидающего противника, чтобы потом уконтропупить его метким снайперским выстрелом, оказалась близка финским танкистам как никакая другая.

Эдакая "бронекукушка".


В нашем случае, это StuG III Ausf. G (он же - StuG 40 Ausf.G) с регистрационным номером Ps 531-45, поставленная в Финляндию из Германии в 1944-м.


Машина полностью комплектна - вплоть до прицела, замка орудия и ЗИПа. ТПУ и радиостанция тоже вполне фурычат.




Разумеется - машина на ходу.

По шоссе уверенно держит 35 км/ч и не менее уверенно паркуется. :)

А теперь немного об истории появления "Штугов" в Суоми.

К 1943-му году финские панцерваффе пришли в удручающем состоянии. Одряхлевшие разномастные "Виккерси" ещё годились для парадов, но бодаться на них с Т-34 и КВ было уже унизительно. И не спортивно. Посему весной 1943-го года финский генштаб пошёл побираться к немцам и те не отказали. В результате была достигнута договорённость, что Рейх продаст Финляндии 45 штурмовых орудий StuG III Ausf. G. Правда, на фразе "продаст" финны споткнулись и стали мямлить, что у них, де, сейчас денег нет. Мол, нельзя ли с деньгами подождать до получки? "Нет денег - нет самоходок. Утром - деньги, вечером - стулья!" - отрезали из Берлина и положили трубку. Пришлось барону, маршалу и президенту Финляндии Карлу Густаву Эмилю Маннергейму идти на поклон к самому Алоизычу.


Дальнейшее выглядело примерно так.

Выслушав проблему, фюрер пожевал одну арийскую губу о другую и задал нелицеприятный вопрос:
- Сколько можете заплатить сейчас?
Маннергейм честно вывернул опустошённые войной карманы:
- Вот!
Алоизыч брезгливо отодвинулся от стопки замусоленных бумажек:
- Сколько там?
- 165 000 рейхсмарок.
- Но это же стоимость только одного "Штуга".
Барон, маршал и президент, все трое поклялись отдать остальные бабки "как только - так сразу":
- Мамой клянусь.
- Ну, смотри, Карлуша, - фюрер нордически погрозил ухоженным арийским пальцем, - Если что, я тебя из-под земли достану!..
Барон, маршал и президент довольно улыбнули лицо, так как ещё со времён службы в Кавалергардском полку помнили притчу про Ходжу Насреддина, эмира и ишака.

«Ведь за двадцать лет, кто-нибудь из нас троих обязательно умрёт — или эмир, или ишак, или я. А тогда поди разбирайся, кто лучше знал богословие!» (с)

В итоге, получив из Германии 59 "Штугов", Финляндия полностью оплатила поставку лишь 24 машин. А потом 2 сентября 1944-го парламент финнов проголосовал за перемирие с Советским Союзом и "ишак умер", оставив "эмира" с носом. :)


Германские штурмовые орудия появились в Финляндии летом-осенью 1943-го. Тремя партиями через бухту Пори прибыло 30 из 45 заказанных StuG 40 Ausf.G (так машины официально именовались в финских и германских документах): 6 июля – 10 машин, 13 августа – восемь и 3 сентября – 19. Техника из этой партии была принята комиссией министерства обороны Финляндии лишь 8 октября 1943-го.

По железной дороге штурмовые орудия были доставлены в Бронецентр (г. Варкаус), где их осмотрели, обкатали и нанесли стандартный финский камуфляж. Новые машины буквально пленили финнов. Старые "Виккерси", "Почтовые вагоны" (трофейные Т-28) и САУ БТ-42 (трофейные БТ-7 с установленной в новой башне 114-мм английской гаубицей образца 1918-го года) стали выводиться из эксплуатации, а их экипажи - пересаживаться на "Стурми" (Sturmi).

В "Штугах" финнам нравилось почти всё. Отличное 75-мм орудие (по словам финнов дистанция уверенного поражения в лоб Т-34/КВ/ИС-2 - 500-600 метров), отличные подкалиберные, великолепный прицел с цейсовской оптикой, великолепная радиостанция (имевшая динамики, что позволяло принимать радиосообщения на стоянке и вне машины, занимаясь погрузкой БК или просто отливая в сторонке), великолепное ТПУ, отличные приборы наблюдения (финны считают, что их качество смогли переплюнуть только приборы наблюдения AMV и Leopard 2A4!), мягкая и выносливая торсионная подвеска, неприхотливый "Майбах", штатная возможность для облегчения запуска двигла в холодное время подогреть его паяльной лампой, тихий звук машины при движении, и, наконец, штатный обогреватель боевого отделения. Тут не удержусь и снова процитирую упоминавшегося ранее местного гида:
- ...А вот советские танки во время войны не имели такого обогревателя. Расчёт был на то, что на войне и без того жарко! ;D

"Минусами" машины, по мнению финнов, были постоянно цепляющиеся за что ни попадя и отваливающиеся бортовые экраны, отвратительного качества (!) кумулятивные снаряды и, почему-то, пулемёт MG34. Чем он так не взлюбился финикам - х/з.

В свете вышесказанного понятно, что новые владельцы техники не удержались от очередной "серьёзной модернизации". Оная заключалась в следующем:
- удаление бортовых экранов;
- замена MG-34 на советские трофейные ДТ;
- переносе запасных катков на борта;
- установке над МТО деревянного короба под ЗИП.
- извлечении от греха подальше из боевой рубки зарядов взрывчатки, предназначенных для вывода из строя двигла, трансмиссии и орудия в случае опасности захвата машины противником.

В таком виде штурмовые орудия поступили на вооружение батальона штурмовых орудий 2 сентября 1943-го года и пошли в бой.


Первые же недели самоходок на фронте заставили финнов задуматься об усилении защиты "Стурми". На борта штурмовых орудий стали крепить связки брёвен, а лоб завешивать запасными траками. Но и этого показалось мало. Тогда лобовую броню рубки по обе стороны от орудия стали заливать бетоном. Эти бетонные "накладки" получили смачное прозвище "Сиськи Окермана" по фамилии майора, командовавшего батальоном штурмовых орудий. :)

В боях штурмовые орудия показали себя самыми эффективными машинами из всего танкового парка Финляндии. К середине лета 1944-го, действуя на Карельском перешейке, "Стурми" по финским данным уничтожили 87 советских танков. Собственные потери составили 8 машин. 5 "Стурми" было потеряно 14-15 июня 1944 г. в бою под Куутерселкья (Лебяжьей), 2 – под Нюрмилампи 27-28 июня и 1 – под Вуосапми 11 июля 1944 г.


Понесённые потери вынудили финское командование обратиться к Рейху с просьбой о возобновлении поставок "Штугов". Рейх, как и в предыдущий раз, ответил взаимностью. Вторая партия "Штугов", поставленных в Суоми, насчитывала 29 единиц. Они прибыли пятью партиями: 29 июня 1944-го – 5 машин, 2 июля – 7, 6 июля - 3, 3 августа – 6 и 6 августа – 8. Все они снова принадлежали к модификации StuG III Ausf. G, но в отличие от первой партии, 11 новых машин имели вместо старой сварной новую литую орудийную маску Saukopf ("Свиное рыло"), 5-мм покрытие из циммерита и упрощённый прибор наблюдения командира. Последнее неимоверно расстроило финнов, но дарёному коню, как известно, в зубы не смотрят. Так что финны "Свиные рыла" оприходовали и отправили на передовую с такой скоростью, что даже не успели перекрасить машины и нанести свои опознавательные знаки. Тем не менее, новые "Стурми" так и не успели принять участие в боевых действиях против СССР.

Четыре самых изношенных "Стурми" во время Великой Отечественной были "раскулачены" на запасные части. Все они были отправлены под списание 8 октября 1944 г., а официально списаны 24 октября.

Любопытна послевоенная судьба оставшихся у финнов 47 "Стурми". Первое время их использовали в учебных целях. Потом сделали качественный капремонт и, в отличие от тех же гоняемых в хвост и в гриву немецких "четвёрок", убрали в парки на длительное хранение. В буклете танкового музея так и написано - "на чёрный день". :) Сняли штурмовые орудия с консервации только после приобретения в 1959-м в СССР танков Т-54. После этого в учебных подразделениях "Стурми" прокатались до 1966-го, когда вхлам устаревшие самоходки решено было использовать уже в качестве неподвижных огневых точек, в основном, по периметру аэродромов. Под окончательное списание доблестные "Стурми" пошли только во второй половине 80-х! После чего Финляндия оказалась страной с самым большим парком "живых" раритетных "Штугов" в мире, попутно став настоящим местом паломничества для богатеньких иностранных коллекционеров.


И своего финны не упустили... Последний мне известный случай продажи финнами находящегося на ходу "Стурми" за рубеж в частные руки относится к 2010-му году. За покупку английскому коллекционеру пришлось выложить 526000 евро.

На балансе музея в Парола числятся 7 "Штугов", из которых мы в июле 2012-го увидели 3. Один (регистрационный номер Ps 531-45) - в первом крытом павильоне и два (Ps 531-19 и Ps 531-57) - на открытой площадке. Соответственно, подробнее о последней паре расскажу позже, когда доберусь до описания открытой площадки.

Нам не удалось увидеть когда-то превращённые в учебные пособия Ps 531-53 и Ps 531-48 (Персональное "Свиное рыло" того самого майора Оккермана со срезанным для показа устройства машины бортом рубки) + самую знаменитую финскую "Стурми" Ps 531-10 с личным именем "Буби". В боях летом 1944-го года эта машина под командованием фенрика Бёрье Бротелла подбила 11 советских танков (6 Т-34-76, 4 Т-34-85 и 1 ИСУ-152). Это превратило Бротелла и его наводчика Олли Соймалу в своеобразных чемпионов среди членов экипажей "Стурми". В настоящее время машина Ps 531-10 установлена перед казармой Танкового батальона Хяме.


Источник фото - http://www.andreaslarka.net/sturmi.html

Не увидели мы и установленную у КПП танковой бригады Ps 531-21. Будучи машиной командира батальона до Ps 531-48, эта самоходка получила попадание в крышу в районе Портинхойкка (Петровки) 25 июня 1944-го и была эвакуирована в Бронецентр для ремонта. Там её конверсировали в безоружное шасси для подготовки механиков-водителей – установили новую крышу рубки, демонтировали вооружение, заделали орудийный порт и присвоили новый регистрационный номер Ps 631-1. В 1959-м машина пошла под списание. Сразу появилась идея сделать из неё памятник. "Стурми" вернули былой номер, орудие и вместо канувшей в лету старой сварной орудийной маски поставили литое "Свиное рыло" с ранее ушедшей в лом самоходки 1944-го года поставки.


Источник фото - http://onepamop.livejournal.com/940357.html

Продолжение следует.
Tags: Парола, автоездания
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 23-е...

    После награждения Мужиком. - А почему такой позывной - "Аквамен"? - Потому что на полигоне провалился в большую лужу. С Днем тех, кто.

  • С Днем Рождения, Андрей

  • И так бывает

    Мы ехали шагом, Мы мчались в боях И «Яблочко»-песню Держали в зубах. Ах, песенку эту Доныне хранит Трава молодая — Степной малахит. В разгар…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • 23-е...

    После награждения Мужиком. - А почему такой позывной - "Аквамен"? - Потому что на полигоне провалился в большую лужу. С Днем тех, кто.

  • С Днем Рождения, Андрей

  • И так бывает

    Мы ехали шагом, Мы мчались в боях И «Яблочко»-песню Держали в зубах. Ах, песенку эту Доныне хранит Трава молодая — Степной малахит. В разгар…