?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Июль 19, 2013


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
06:51 pm - Panssarimuseo, Parola, лето 2012-го. Часть 4...
Часть 1 см. http://u-96.livejournal.com/3095567.html#comments
Часть 2 см. http://u-96.livejournal.com/3096881.html#comments
Часть 3 см. http://u-96.livejournal.com/3097837.html#t90193901
---
Продолжаем прошлолетние хождения по первому павильону танкового музея в Парола.

На мой взгляд главная его "звезда", это - "Сотка". Т.е. - трофейный Т-34-76 образца 1941-го года.


Впервые финны встретились с "тридцатьчетвёрками" в первое же лето Великой Отечественной на Карельском перешейке и даже успешно вывели из строя несколько машин этого типа. Попутно было отмечено, что штатные орудия финской ПТО - 25-мм "Марианны" из Франции (Canon leger de 25 antichar SA-L Mie 1934/Mie 1937), 37-мм Бофорсы и 37-45-мм немецко-советские "Плётки" (3.7 cm Pak и трофейные "сорокопятки") "по-видимому будут не в состоянии адекватно бороться" с новыми советскими танками. 2 октября 1941-го финны сумели заполучить в свои руки исправный Т-34 и тут же опробовали "новинку". После первых покатушек, новые хозяева отметили отличную проходимость танка, душераздирающий звук при движении машины + ослепительно-яркую вспышку при выстреле из орудия + отвратительнейший обзор из башни.


Нервно морщась от непривычно-громкого гусеничного лязга и глядя на то, как "тридцатьчетвёрка" лихо преодолевает хляби, в которых "Виккерси" утоп бы навсегда, кто-то из финских танкистов обозвал Т-34 "Соткой". Т.е. - гоголем.
- Как-как? - переспросил сержант Лаури Хейно, назначенный мехводом трофея.
- Гоголь - утка такая! Нахальный и шумный! Прёт куда хочет и гогочет - аж в ушах звенит! Я до войны ходил на буксире "Сотка" - вот он тоже был такой...
- Какой "такой"?
- Нахальный и шумный!

Так Т-34-76 стал у финнов "Соткой".


Сперва финны к "Сотке" отнеслись довольно скептически - слишком Т-34 отличался от привычных Виккерсов и Т-26. Но когда в конце 1941-го восточнее Медвежьегорска башенный стрелок сержант Кауко Ауланко в считанные секунды разнёс 76-мм болванками два встречных БТ-7, все сомнения пропали. Командование танкового батальона оказалось засыпано просьбами л/с о переводе со старичков-"Виккерси" на "Сотку".


Однако, трофей явно не хотел служить финнам.


Сперва Хейно долго возился с коробкой передач и зажиганием... А 6 декабря 41-го в Повенеце, выполняя после боя отход, машина заскользила по обледенелому мосту и перевернулась вверх тормашками, грохнувшись башней на лёд. Не теряя бодрости и присутствия духа, экипаж оставил машину и потопал к своим в поисках какой-нибудь кракозябли, которой "Сотку" можно будет перевернуть в нормальное положение.


Но, как грится, не везёт, так не везёт.


Бойцы РККА подняли на воздух плотины на канале Сталина и "перевёртыш" ушёл под воду. В итоге заполучить свою "Сотку" обратно Лаури Хейно смог только в 1944-м. Но не надолго. Летом того же года мстительная "тридцатьчетвёрка" снова утонула! На этот раз в Сайменском канале, рухнув в воду с обвалившегося моста...


Кроме "Сотки" Хейно финны во время Великой Отечественной смогли поездить ещё на трёх Т-34-76 с башней-"пирожком". В отличие от невезучего первенца, эта трофейная тройка дожила до конца войны и пошла под списание лишь в 1961-м. Стоящий в первом музейном павильоне Т-34-76 образца 1941-го года был захвачен осенью 1943-го у Сеесярви с неисправными фрикционами. Тем не менее, финны смогли ввести его в строй. Что они там с фрикционами нахимичили - чёрт его знает, но по словам гида машина продолжала "радовать" мехводов глюками при поворотах вплоть до конца своей службы. Кстати, о гиде. Молодой такой парень из Танковой Гильдии вёл на английском экскурсию для группки немецких туристов. Подхожу поближе и слышу следующее:
- Т-34 1941-го года был мощным танком, но с большим кол-м недостатков. Поэтому в Финляндии 3 из 4 захваченных танков прошли серьёзную модернизацию.
Не выдерживаю, спрашиваю:
- Простите, а в чём она заключалась?
- О!.. - гид явно преисполнился гордости, - Во-первых, на орудие для уменьшения вспышки установили дырчатый пламегаситель. Танкисты его называли "солонкой". Во-вторых, фары танка прикрыли опускающимися противоосколочными колпаками. В-третьих, обрезали крылья полок над гусеницами. В-четвёртых, установили новый ящик для ЗИП-а. В-пятых, ввиду плохого обзора из танка, под люком башни прикрепили эбонитовый чехол для бинокля...
- Это всё?
- Да. Я же говорю - СЕРЬЁЗНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ!

Занавес. :)


Что ещё добавить? Экспонат полностью комплектен и внешне содержится в образцовом состоянии. Все устройства и механизмы на месте, включая орудийные прицел и замок. ДТ стрелка-радиста снят и демонстрируется отдельно. На ходу ли танк или нет - финны сами не знают. В последний раз танк катался в 1961-м, когда своим ходом пришёл в музей. После этого движок машины законсервировали и больше ни разу не заводили.

Чисто для сравнения - фото Т-34-76 образца 1941-го года из Кубинки. Танк хранится на открытой площадке, левая фара оторвана, приборы наблюдения отсутствуют. Что сейчас творится за запертыми люками этой "тридцатьчетвёрки" лично мне не известно.


Продолжение следует.

(47 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:masterdl
Date:Июль 19, 2013 03:08 pm
(Link)
плохой вам гид попался...не в теме.
Главный инструмент для "втыкания" передач была кувалда - штатное место по правую руку от механика водителя. :)
Основным недостатком считалось отсутствие второго люка - выскочить через один два бойца не успевали...
Много интресных деталей http://statehistory.ru/books/Artyem-Drabkin-_YA-dralsya-na-T-34/2
Манштейн под Мелитополем захватил в 1941 году 132 танка в смазке...Только два Т-34 были использованы в военных дйествиях: катались до 1944 года на ж\д платформах по центральному Крыму, как бронепоезд. От испольования остальных трофейных Т-34 отказались - причина, кроме самубиваемой трансмиссии и сырого движка с моторесурсом в несколько десятков часов, отказ был вызван отсуствием дизтоплива в сухопутных войсках. А флот не давал - лимиты.
[User Picture]
From:u_96
Date:Июль 19, 2013 03:44 pm
(Link)
>Главный инструмент для "втыкания" передач была кувалда - штатное место по правую руку от механика водителя. :)

Если вы мне пытаетесь как тому Вию поднять веки на проблемы "тридцатьчетвёрок", то - не стоит. Я кагбэ в курсе. Опережая следующую фразу - да, я знаю, что воевали с незапертыми башенными люками, прихваченными ремнями. А с Артёмом мы пиво пили. :)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Июль 20, 2013 02:02 pm
(Link)
вы уверены, что Манштейном были захвачены под Мелитополем именно т-34 в таком количестве?
[User Picture]
From:Слон СеребряННый
Date:Июль 19, 2013 03:40 pm
(Link)
Ну, оно понятно, эбонитовый чехол и ясчик для ЗИПа.
Но крылья?! крылья-то зачем срезать?
[User Picture]
From:tovarish_77
Date:Июль 19, 2013 03:48 pm
(Link)
какой же финский не любит быстрой езды? - что б грязь как крылья сзади летела, засыпая собою следы....
[User Picture]
From:semen_semenytsh
Date:Июль 19, 2013 03:54 pm
(Link)
Может быть:назад сдаешь-загибаются об кусты, потом задевают за гусеницы? А тут можно назад даже не смотреть

Edited at 2013-07-19 15:54 (UTC)
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Июль 19, 2013 03:48 pm
(Link)
"модернизация" очень порадовала
[User Picture]
From:rbcf
Date:Июль 19, 2013 04:26 pm
(Link)
Я набор головок на крыле стоит зачем? Неужто по-финнски неспешно продолжают модернизацию?
[User Picture]
From:waldliebhaber
Date:Июль 19, 2013 05:43 pm
(Link)
Надо было человека брать за пуговку и таки выкрутить что они там с фрикционами, коробасом и двигателем наделали.
[User Picture]
From:zaloginen
Date:Июль 20, 2013 05:54 am
(Link)
Вы писали, что на Т-34 передачи легко включались. Не интересовались, как этого добились?
[User Picture]
From:u_96
Date:Июль 20, 2013 06:14 am
(Link)
>Вы писали, что на Т-34 передачи легко включались.

Если быть точным, то я писал следующее: "Передачи в Т-34-85 оказывается переключаются куда легче, чем я думал." http://u-96.livejournal.com/3095567.html#comments А написал я это именно потому, что знал, какая бодяга была с передачами на первых "тридцатьчетвёрках" и как с проблемой воевали до конца войны. Причём, так и не довоевали до конца. Данные послевоенных испытаний из журнала Димы Шеина:




Субъективно на финском Т-34-85 усилий на рычаг приходилось прикладывать всё же не 30 с гаком кг, а где-то 20. Что меня удивило и в итоге привело к процитированной выше моей записи. Как финны снизили усилие на рычаг - х/з. Но там точно не тридцатка, а меньше.

>Не интересовались, как этого добились?

Вы про финнов? Нет, не интересовался. Тупо - не додумался. :(

Edited at 2013-07-20 06:31 (UTC)
[User Picture]
From:zaloginen
Date:Июль 20, 2013 06:38 am
(Link)
Да, про финнов. Извиняюсь, что неясно сформулировал.

Спасибо.
[User Picture]
From:puurijarven
Date:Июль 21, 2013 12:35 pm
(Link)
Что-то у Шермана не намного слабее усилие на рычагах.
[User Picture]
From:peter_2a46m
Date:Июль 20, 2013 08:00 am
(Link)
---На ходу ли танк или нет - финны сами не знают. В последний раз танк катался в 1961-м, когда своим ходом пришёл в музей. После этого движок машины законсервировали и больше ни разу не заводили.

А не этот ли танк снимался у финнов в Tali-ihantala1944 в 2007? Вроде он же:


Edited at 2013-07-20 08:01 (UTC)

> Go to Top
LiveJournal.com