u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Category:

Panssarimuseo, Parola, лето 2012-го. Часть 4...

Часть 1 см. http://u-96.livejournal.com/3095567.html#comments
Часть 2 см. http://u-96.livejournal.com/3096881.html#comments
Часть 3 см. http://u-96.livejournal.com/3097837.html#t90193901
---
Продолжаем прошлолетние хождения по первому павильону танкового музея в Парола.

На мой взгляд главная его "звезда", это - "Сотка". Т.е. - трофейный Т-34-76 образца 1941-го года.


Впервые финны встретились с "тридцатьчетвёрками" в первое же лето Великой Отечественной на Карельском перешейке и даже успешно вывели из строя несколько машин этого типа. Попутно было отмечено, что штатные орудия финской ПТО - 25-мм "Марианны" из Франции (Canon leger de 25 antichar SA-L Mie 1934/Mie 1937), 37-мм Бофорсы и 37-45-мм немецко-советские "Плётки" (3.7 cm Pak и трофейные "сорокопятки") "по-видимому будут не в состоянии адекватно бороться" с новыми советскими танками. 2 октября 1941-го финны сумели заполучить в свои руки исправный Т-34 и тут же опробовали "новинку". После первых покатушек, новые хозяева отметили отличную проходимость танка, душераздирающий звук при движении машины + ослепительно-яркую вспышку при выстреле из орудия + отвратительнейший обзор из башни.


Нервно морщась от непривычно-громкого гусеничного лязга и глядя на то, как "тридцатьчетвёрка" лихо преодолевает хляби, в которых "Виккерси" утоп бы навсегда, кто-то из финских танкистов обозвал Т-34 "Соткой". Т.е. - гоголем.
- Как-как? - переспросил сержант Лаури Хейно, назначенный мехводом трофея.
- Гоголь - утка такая! Нахальный и шумный! Прёт куда хочет и гогочет - аж в ушах звенит! Я до войны ходил на буксире "Сотка" - вот он тоже был такой...
- Какой "такой"?
- Нахальный и шумный!

Так Т-34-76 стал у финнов "Соткой".


Сперва финны к "Сотке" отнеслись довольно скептически - слишком Т-34 отличался от привычных Виккерсов и Т-26. Но когда в конце 1941-го восточнее Медвежьегорска башенный стрелок сержант Кауко Ауланко в считанные секунды разнёс 76-мм болванками два встречных БТ-7, все сомнения пропали. Командование танкового батальона оказалось засыпано просьбами л/с о переводе со старичков-"Виккерси" на "Сотку".


Однако, трофей явно не хотел служить финнам.


Сперва Хейно долго возился с коробкой передач и зажиганием... А 6 декабря 41-го в Повенеце, выполняя после боя отход, машина заскользила по обледенелому мосту и перевернулась вверх тормашками, грохнувшись башней на лёд. Не теряя бодрости и присутствия духа, экипаж оставил машину и потопал к своим в поисках какой-нибудь кракозябли, которой "Сотку" можно будет перевернуть в нормальное положение.


Но, как грится, не везёт, так не везёт.


Бойцы РККА подняли на воздух плотины на канале Сталина и "перевёртыш" ушёл под воду. В итоге заполучить свою "Сотку" обратно Лаури Хейно смог только в 1944-м. Но не надолго. Летом того же года мстительная "тридцатьчетвёрка" снова утонула! На этот раз в Сайменском канале, рухнув в воду с обвалившегося моста...


Кроме "Сотки" Хейно финны во время Великой Отечественной смогли поездить ещё на трёх Т-34-76 с башней-"пирожком". В отличие от невезучего первенца, эта трофейная тройка дожила до конца войны и пошла под списание лишь в 1961-м. Стоящий в первом музейном павильоне Т-34-76 образца 1941-го года был захвачен осенью 1943-го у Сеесярви с неисправными фрикционами. Тем не менее, финны смогли ввести его в строй. Что они там с фрикционами нахимичили - чёрт его знает, но по словам гида машина продолжала "радовать" мехводов глюками при поворотах вплоть до конца своей службы. Кстати, о гиде. Молодой такой парень из Танковой Гильдии вёл на английском экскурсию для группки немецких туристов. Подхожу поближе и слышу следующее:
- Т-34 1941-го года был мощным танком, но с большим кол-м недостатков. Поэтому в Финляндии 3 из 4 захваченных танков прошли серьёзную модернизацию.
Не выдерживаю, спрашиваю:
- Простите, а в чём она заключалась?
- О!.. - гид явно преисполнился гордости, - Во-первых, на орудие для уменьшения вспышки установили дырчатый пламегаситель. Танкисты его называли "солонкой". Во-вторых, фары танка прикрыли опускающимися противоосколочными колпаками. В-третьих, обрезали крылья полок над гусеницами. В-четвёртых, установили новый ящик для ЗИП-а. В-пятых, ввиду плохого обзора из танка, под люком башни прикрепили эбонитовый чехол для бинокля...
- Это всё?
- Да. Я же говорю - СЕРЬЁЗНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ!

Занавес. :)


Что ещё добавить? Экспонат полностью комплектен и внешне содержится в образцовом состоянии. Все устройства и механизмы на месте, включая орудийные прицел и замок. ДТ стрелка-радиста снят и демонстрируется отдельно. На ходу ли танк или нет - финны сами не знают. В последний раз танк катался в 1961-м, когда своим ходом пришёл в музей. После этого движок машины законсервировали и больше ни разу не заводили.

Чисто для сравнения - фото Т-34-76 образца 1941-го года из Кубинки. Танк хранится на открытой площадке, левая фара оторвана, приборы наблюдения отсутствуют. Что сейчас творится за запертыми люками этой "тридцатьчетвёрки" лично мне не известно.


Продолжение следует.
Tags: Кубинка, Парола, автоездания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments