u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Category:

Panssarimuseo, Parola, лето 2012-го. Часть 2...

Часть 1 см. http://u-96.livejournal.com/3095567.html#comments
---
Мне Парола чем-то напоминает советско-поселковый книжный магазин времён Застоя. В городах все интересные книги тогда с прилавков расхватывали сразу, а в посёлке население часто либо не въезжало, что за "вкуснятина" лежит в магазе, либо просто жмотилось тратить деньги на книги. И вот в середине 80-х ты приезжаешь в какое-нибудь Гадюкино... А там запросто продаётся "Великий час океанов" кораблестроителя-коллаборациониста Жана-Мари Эдика ака Жоржа Блона!..

Вот в Парола - так же. Пресытившийся Кубинкой, ты высокомерно наведываешься к финикам, а у них за амбаром - Т-28Э и БТ-42. А по двору рассекают "Штуг" и второй "Леопард".

Аллес капут!..

...Что ж, входим в первый крытый павильон музея. Я уже говорил раньше, как был после Кубинки удивлён продуманностью выставочной экспозиции в Парола? При кажущейся беспорядочности расстановки экспонатов, на деле к каждому можно подойти почти с любой стороны и с любой стороны же экспонат сфотографировать. И потрогать, а частенько и подняться на экспонат. :)

Чёрт и, конечно, нормальное освещение, которого так не хватает в Кубинке! И комплектность. Потрясающая комплектность единиц хранения. Вплоть до полностью сохранённого ЗИПа. И буквальная вылизанность каждой машины. Вылизанность, которая и не снилась, увы, подмосковному музею с его сантиметровым слоем пыли на иных экспонатах. Я вот тут, в первом павильоне Паролы только и понял, как эта финнская вылизанность достигается. По помещению без лишней суеты передвигалась девчушка возраста нашей третьеклассницы. В зелёных кроксах, жёлтой дорожной распашонке со светоотражателями и красных резиновых перчатках. И губкой с Fairy старательно протирала каждый квадратный сантиметр брони!.. Увидев моё удивление, хранитель музея на сносном русском пояснил, что учащиеся местной школы убираются в музее совершенно добровольно. Более того - считают за честь способствовать сохранению бронечастиц мировой истории. А за это этих малолеток бесплатно пускают в музей, катают на Т-34/"Леопарде" и при случае возят на танковые стрельбы. Вот такое воспитание тряпкой и историей...

Блин, вы как хотите, а мне завидно.

Но я отвлёкся. Первым номером в первом павильоне разумеется - почётный "дедушка" местного и не только местного панцерваффе Renault FT Modele 1917.


Причём, не просто Рено ФТ17, а "самец". Т.е. - машина с орудием, а не с пулемётом. Последняя по английской моде именовалась "самкой".


Финны в 1919-м по дешёвке закупили во Франции 32 Рено (благо франки всё равно после окончания Великой войны собирались потасканные машины отправлять в лом) + 6 тракторов + 16 транспортировочных платформ Weitz для доставки не отличавшихся скоростными качествами Рено (максималка - 7,8 км/ч) к линии фронта. Однако, после получения покупки выяснилось, что максимальная скорость таскания тракторами платформ с танками по реальному ландшафту Суоми не превышает 4 км/ч. После этого на платформы плюнули и до наших дней дожила только одна из них, которая, кстати, тоже выставлена в Парола. Как немой символ крушения гениальных человеческих планов при столкновении с суровой действительностью. ;) Что же до танков, то в июле 1919-го из них сформировали первый финнский панцерполк, с чего, собстна, и началась история финнских бронетанковых войск. Французские "самцы" и "самки" благополучно дожили до Зимней войны, где их, уже окончательно устаревших, почти всех задействовали в районе Выборга как неподвижные огневые точки. Там они, не сделав ни единого выстрела, попали в руки РККА. Оставшиеся же на ходу последние 4 "француза" гонялись финнами в учебной танковой роте аж до 1942-го.


Единственный избежавший сдачи на слом Рено из этой четвёрки попал в Парола.
Renault F.T. Modele 1917

Танк полностью комплектен и финны мечтают поставить его на ход. Говорят, уже даже заказали во Франции нужные запчасти...


В 1933-м финны для испытаний закупили в Великобритании 4 новейшие единицы бронетехники. Одной из этих единиц была широко тогда рекламируемая производителем танкетка Vickers-Carden-Loyd Mk VI. Едва забравшись в это чудо английского танкостроения, финны сразу сделали вывод, что в условиях Финляндии это гарантированный гроб для всего экипажа машины. Особенно - в зимнее время. Потому заказа на последующие поставки джентльмены не получили, а танкетку финны гоняли лишь на парадах. Причём - только на летних. В 1941-м машину списали. Но не отправили в лом, а запасливо законсервировали. В результате она совершенно чудесно сохранилась.


Справа от танкетки - та самая вышеописанная девчушка. :)


Вторая после Рено эпохальная машина финских панцерваффе - знаменитый аглицкий Vickers-Armstrong 6-ton, Type E. Местное прозвище - Viccersi или короче - Vicy. Точно так же финны обзывали советскую реинкарнацию Виккерса - Т-26.


Не принятый на вооружение британской армией, Виккерс-шеститонный стал настоящим законодателем "танковой моды" за пределами Альбиона. Его покупали и поляки, и сиамцы, и китайцы, и парагвайцы, и канадцы, и наши, и финны. В 1936-м последние заказали 32 "шеститонника", но до начала Зимней войны успели получить только 26 танков. Остальные джентльмены отгрузили только после завершения Talvisota.


По условиям контракта "Виккерси" поставлялись в Суоми без вооружения, средств связи, прицелов и наблюдательных приборов. Чтобы придать хоть какое-то подобие боеспособности своим новейшим танкам, финны стали устанавливать в башнях Виккерсов демонтированные из Рено 37-мм допотопные "окурки"....


Смех-смехом, но именно почти безоружная бронеотара "Виккерси" оказалась самой боеспособной частью финнских бронетанковых войск к началу 1940-го. Ну, в самом деле, не считать же реальной боевой силой стайку рассыпающихся от старости английских "самок" и "самцов"?! ;) Когда-таки припекло, финны спешно заказали на Государственном Артзаводе для перевооружения своих "шеститонников" клепавшиеся по лицензии 37-мм орудия Бофорса. В конце февраля в результате авральной работы удалось таким макаром перевооружить "чёртову дюжину" Виккерсов - неполную роту. При этом единственный оптический прицел в танке имел установленный слева от мехвода 9-мм пистолет-пулемёт "Суоми", а спаренный с орудием 7,62-мм пулемёт и сам 37-мм Бофорс прицелов не получили вообще. Наводить башенное вооружение предписывалось через ствол орудия! Вместо так и не появившихся приборов наблюдения оставили смотровые щели, а вместо так и не установленных радиостанций командирам танков выдали флажки и ракетницы. Для отличия Виккерсов от советских Т-26 (которые с десяти шагов были похожи на своих финских визави как близнецы-братья) финны на башни своих машин нанесли синие полосы. Если б горячие финнские парни знали, чем это для них кончится, они бы, пожалуй, аффтара приказа "о полосах" прилюдно расстреляли бы из Бофорса...


После того, как лейтенант Хейнонен, командир той самой неполной роты (4-й танковой роты отдельного танкового батальона), отрапортовал командованию, что его танки "теоретически уже способны воевать", перевооружённые Бофорсами Виккерсы решено было немедленно пустить в дело. Хейнонен получил приказ 26 февраля 1940 года вместе с 23-й пехотной дивизией как можно быстрее отбить у советов полустанок Хонканиеми.


В 6.15 утра, без всякой разведки, 8 Виккерсов поползли в атаку, позднее ставшую известной как самое масштабное встречное танковое сражение Зимней войны. В 6.20 2 танка встали из-за поломок и "путь в бессмертие" продолжили лишь 6 машин. Пехота финнов за своими танками не пошла... В этот момент навстречу финнам, пребывая в полном незнании о том, что их ждёт, двигались 3 советские Т-26 из 112-го танкового батальона 35-й легкотанковой бригады. Тройкой советских танков командовали молодые и ретивые командиры взводов, возвращавшиеся к своим после рекогносцировки. Общее командование группой осуществлял командир роты капитан Архипов. Комроты накануне "накрутил хвоста" своим подчинённым за отсутствие инициативы, посему командиры взводов горели неукротимым желанием продемонстрировать свой энтузиазиЗЬм на всём, что подвернётся под руку. Подвернулись как раз танки лейтенанта Хейнонена... Сперва Архипов их принял за своих (финны, кстати, ответили тем же). Но потом синие полосы на башнях расставили всё по своим местам, а 45-мм болванки башнёров Т-26 поставили окончательную жирную точку в конце этой истории.


Что-таки характерно, отряд Архипова потерь не понёс вообще! Ещё одна деталь: командованию Архипов сообщил, что уничтожил аж 14 вражеских танков...

Чутка позже, 29 февраля 1940 года при контратаке финнами позиций 91-го батальона советской 20-й тяжелой танковой бригады у станции Перо, краснозвёздные Т-28 "вынесли" у финнов ещё пару Виккерсов.


После окончания Зимней войны все уцелевшие Виккерсы финны спешно перевооружили трофейными советскими "сорокопятками" и доукомплектовали трофейной же оптикой. В таком виде "Виккерси", официально именуемые уже Т-26Е, прошли Великую Отечественную, с окончанием которой были либо списаны, либо переквалифицированы в лёгкие тягачи. Хранящийся в Парола Виккерс оказался сущим долгожителем, дотянув в армейских рядах до 1958-го года. В 1961-м ветерана приволокли в Парола, где его восстановили в виде, соответствующем февралю 1940-го. Ради этого на складах отыскали даже забытый 37-мм Бофорс. Но это ещё не всё. Попутно там же, на артскладе, обнаружился промасленный тюк, внутри которого оказался настоящий раритет - абсолютно целое 47-мм "родное" орудие Виккерса.


Узнав об этом, кто-то из иностранных коллекционеров тут же предложил приобрести его по очень приличной цене. Но финны с негодованием отмели эти поползновения на своё имущество, причём главный аргумент с их стороны звучал поистине неотразимо: "Мы не можем продать вам это орудие, так как такое орудие в Финляндии - ТОЛЬКО ОДНО!" :)


Да, чуть не забыл. Виккерс не на ходу. Но только из-за того, что двигло законсервировано. На буксире машину периодически выкатывают из павильона наружу. Проветриться. ;)


Продолжение следует.
Tags: Парола, автоездания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments