?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Июль 17, 2013


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
11:31 pm - Panssarimuseo, Parola, лето 2012-го. Часть 1...
Ах лето, прошлогоднее лето... Июльским утром мы проснулись в Тампере. Что-то перехватили на завтрак и рванули в Парола. Ночевать мы собирались уже в Выборге, так что день обещал быть длинным. И интересным.

Ехали мы, значит себе, ехали. И, разумеется, приехали. В Panssarimuseo.

Писать о нём подробно - дело не благодарное. Во-первых, чтобы понять, что это такое, там надо побывать. Увидеть. Потрогать. Почувствовать. Во-вторых, и до меня музей отметился в сети за глаза и за уши. Начиная с офсайта http://www.panssarimuseo.ru/, продолжая Мишей Михиным, побывавшим там с группой Баира http://onepamop.livejournal.com/940357.html и заканчивая фиговой тучей иных описателей http://www.airforce.ru/content/muzei/636-muzei-bronetankovoi-tehniki-panssarimuseo/, http://military-photos.livejournal.com/188909.html?style=mine#comments.

Посему ограничусь наикратчайшими заметками. А то и вовсе обойдусь без оных.

Всё. Заводи моторы. Погнали!..


Территория танкового музея в Парола заметно меньше таковой у Кубинки. И экспонатов у финнов меньше. Но содержатся они в куда лучшем состоянии и выставлены заметно более толково. У каждого экспоната - поясняющая табличка на 4 языках. В павильонах - отличное освещение. Машины поставлены так, что к ним можно подойти практически с любой стороны. Подойти и, разумеется, сфотографировать. На броню в большинстве случаев можно подняться. На свой страх и риск. В некоторые экспонаты можно и забраться. Разумеется - с разрешения сотрудников музея. А на некоторых экспонатах можно и погонять. Как-никак, 30 машин в полной комплектации и на ходу.


Прямо у въезда на музейную автостоянку - два танка. "Шерман", который финны махнули у дойчей на "Штуг" в 1989-м...






...И остов британского "Комета", в ноль расстрелянный на полигоне.




"Кометы" занесло в Суоми в 1961-1962-м гг. Сперва один - на халяву, а потом ещё четыре десятка по совершенно бросовой цене 2500 фунтов за штуку. Если кто не вкурил, это в начале 60-х цена нового автомобиля. Такая ценовая политика бриттов не вызовет удивления, если вспомнить, что "Кометы" к тому времени были предивно изношены и устарели совершенно. Джентльмены их уже пилили на патефонные иголки, когда объявились финны со слёзной челобитной "люди, добрые, подайте нам бронетанкового старья кто сколько сможет!" Вот джентльмены и того... подали.


Правда, вышла одна закавыка. На момент сделки англичане уже умудрились утилизировать все бронебойные снаряды к пушкам "Комет". Пришлось финнам юзать аглицкое наследство без болванок...










От "Шермана" и "Комета" мы с Андрюшкой двинули вглубь музея, где почти сразу наткнулись на бойкую группу срочников из соседней танковой бригады. Ребята вместе с местными энтузиастами из Panssarikilta - Танковой Гильдии возились с Т-34-85, Т-55 и "мотолыгой". Заливали масло, что-то подкручивая в МТО. Мы подошли и нагло воззрились. Молча. Финны молча подняли глаза и упулились на мою футболку с логотипом WOT... Короче, слово за слово и... мы оседлали Т-34 с "пятьдесят пятым". Как грится, "и взревели дизелЯ!" (с)


Передачи в Т-34-85 оказывается переключаются куда легче, чем я думал. Но машина по асфальту грохочет неописуемо. И пылищу поднимает почище любой дымовой завесы. А ещё у Т-34-85 стопор башни видимо был убит, т.к. при поворотах башня по инерции прилично гуляла в стороны. На Т-55 втыкать передачи куда проще, да и лязгает он заметно слабее, но романьтизьм всё ж не тот, хе-х.


Оторвались мы, чего уж там. :)


При последующем разговоре со срочниками выяснилось, что мы приехали в Парола не вовремя, ога. Нам бы не сегодня приехать, а завтра... Ибо завтра тут будет "фемели дей" - семейный день. Народные гуляния, танковые покатушки, реконструкторское пати, воздушные шарики, барбекю и стрельбы из исторического оружия. Вот так это будет завтра. Вместе с Баиром Иринчеевым и Мишей Михиным.




Блин, а мы не попадали на этот праздник жизни. :( Ну, хоть за рычагами посидел...


Кста, во время Великой Отечественной финики умудрились ввести в строй 7 трофейных Т-34 с 85-мм орудием. Т-34-85 у финнов назывался "Длинноствольная Сотка". Соответственно, просто "Сотка" (Sotka - гоголь, шумный и нахальный вид утки), это Т-34-76. Попавшаяся нам "Длинноствольная" не входила в число трофейной "великолепной семёрки", а была приобретена финнами в 1993-м вместе с партиями Т-72М1 и БМП-1 из доставшихся бундесам запасов бывшей ГДР. Техническое состояние машина - на твёрдое Ок.












Т-55 в кол-ве 74 машин были проданы в Финляндию во второй половине 60-х. Причём, финнов опять напарили со снарядами. Продав западным соседям вместе с танками бронебойные и осколочно-фугасные выстрелы к 100-мм нарезной Д-10Т2С, наши сховали подальше под прилавок подкалиберные и кумулятивы. И сделали вид, шо так и было. В итоге подкалиберы и кумулятивы для своих "пятьдесят пятых" финны получили только в 1993-м со складов бывшей ГДР. Тогда же, в 1989-1993-м финны вместе со шведами проапгрейдили все суомистые Т-55 до модификации Т-55М, путём установки нового эжектора, бортовых экранов, СУО FCS-FV/K, нового ночного прицела и прочих приблуд.


Последняя рота финских Т-55М пошла на дембель в первых месяцах 2002-го.








Ну, "Мотолыга" и есть "Мотолыга". У финнов она до сих пор в строю и пользуется искренней любовью.


Всего Финляндия в 1984-1991-е гг. приобрела 220 советских машин + ещё 3 тягача в версии МТ-ЛБу отжала у дойчей в 1992-м.






За МТ-ЛБ - плац между павильоном с танковыми двигателями и бывшей крытой танцевальной площадкой танковой бригады, ныне превращённой в выставку средств ПТО. За танцплощадкой сворачиваем налево - там кафе, сортир, продажа билетов и сувенирный магазин. Перед всей этой богадельней - ещё 2 интересных экспоната.

Единственный сохранившийся в мире образец советского бронеавтомобиля БА-10. Захваченная в 1941-м на Карельском перешейке машина прошла Великую Отечественную и до сих пор не просто на ходу, а спокойно выжимает 45 км/ч по шоссе. Кстати, для этой "БА-шки" у финнов в закромах имеется ещё и запасной движок. Полностью исправный, разумеется.






Рядом с "БА-шкой" - машина куда менее редкая, но с любопытной судьбой. Янковский бронетранспортёр White Half-track Car M2. Такие полугусеничные агрегаты в б/у-шном состоянии после окончания Второй Мировой сотнями распродавались куда ни попадя. 466 из этой кучи в 1947-1949-х гг. попали в Финляндию. Из них специальная комиссия 213 бронетранспортёров отобрала для армейской службы, а прочее попало в коммунальные службы, лесхозы и частные руки. Последние M2 списали из армии в 1964-м, а на гражданке у финнов они встречались вплоть до конца 1980-х. Попавшая в музей машина была собрана в 1995-м Микко Нурми из Порвоо на основе купленного на распродаже старья остова машины выпуска 1943 года, переделанной в Тампере в мобильный агрегат для прокладки телефонного кабеля. Ушлый Микко добавил к остову купленные в Бельгии и во Франции оригинальный бронекорпус, двигло, катки и прочую шнягу, после чего получившуюся машину летом 2009-го передал музею. М2 восстановлен в виде, соответствующим внешнему облику машины, принимавшей участие в 1944-м в высадке в Нормандии. Кста, тот самый исходный остов М2, с которого всё началось, реально принимал участие в "Оверлорде". :) Разумеется, восстановленный М2 на ходу. Выжимает, кста, под 60 км/ч.






После осмотра "Ба-шки" и халф-трека, заходим в кафе-сортир-кассу-магазин. Осматриваемся...








Если кого-то заинтересовали книжки, продающиеся в музее, посмотрите раздел "В продаже" на офсайте музея. Там много чего интересного заказать можно.

Тем временем мы уже купили билеты и топаем смотреть музей дальше. На входе в павильон - скромный стенд с панцерюмором.


Полюбовались?.. Тогда пошли дальше. :)

Продолжение следует.

(21 комментарий | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:gozoo
Date:Июль 17, 2013 06:56 am
(Link)
О, мы коттедж совсем рядом снимаем в августе, в Ilmoila, надо будет смотаться.
[User Picture]
From:u_96
Date:Июль 17, 2013 07:22 am
(Link)
Крайне рекомендую.
[User Picture]
From:solikama
Date:Июль 17, 2013 07:31 am
(Link)
Что ж за народ такой, финны? Не только свое, но и чужое берегут.
Наши танкисты предложили бы погонять?
У нас в городе от военного училища остался Т-34-85. Потом с него башню сняли и как тягач использовали. А, к какому-то юбилею поставили на постамент, предварительно КПП и двигатель сняв. Триплексы стоят, но дебилы их поразбивали, кое-какое оборудование еще есть внутри, мы с младшим порой залазим туда. Я тут шлемофон старый нашел, он теперь ждет День танкиста.

Да и городская администрация покрасила танк в кислотный салатовый цвет, щаз он немного выгорел смотрится не так ужасно.
[User Picture]
From:crazy_paddy
Date:Июль 17, 2013 07:48 am
(Link)
34ка интересная. Черты выпуска машин середины 44 го года, таких по России-то мало (например на постаменте у ЦМВС), но при этом есть и следы советской послевенной модернизации - бонки под траки на ВЛД, уши под скатку брезента на задней стенке башни и отсутствие там поручня.
[User Picture]
From:u_96
Date:Июль 17, 2013 01:56 pm
(Link)
Таки да. Ребята из "Гильдии" так мне и сказали. Мол, после ВОВ наши же спецы все финские трофейные "Длинноствольные Сотки" доводили до наших стандартов.
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Июль 17, 2013 08:17 am
(Link)
Занятно.
Жалко, карикатуры (и особенно подписи) не разглядеть...
[User Picture]
From:dr_kkv
Date:Июль 17, 2013 08:32 am
(Link)
они комет из пулемета добивали)))
[User Picture]
From:foto6x7
Date:Июль 17, 2013 08:44 am
(Link)
Гильзы продают? Вот пройдохи!
[User Picture]
From:zorich
Date:Июль 17, 2013 09:13 am
(Link)
БА-10 и M2 впечатлили несказанно.

(Д.)
[User Picture]
From:u_96
Date:Июль 17, 2013 01:56 pm
(Link)
Меня тоже.
[User Picture]
From:eugene_gu
Date:Июль 17, 2013 07:38 pm
(Link)
При чём 60 км/ч на гусеницах - это не хухры-мухты! И история восстановления греет душу.
А вот насчёт фар на БА я сомневаюсь :-/
[User Picture]
From:megavolt_2003
Date:Июль 17, 2013 10:32 am
(Link)
На этом дырявом Комете, что у парковки стоит, вроде как финнские гранатометчики мастерство оттачивали на полигоне. А вот М2 я что-то не видел там, ни в весенний, ни в летний приезд, видать где-то по окрестностям катался.
Смотритель там - прикольный дядька, на удивление бойко говорит по-русски.:)
[User Picture]
From:u_96
Date:Июль 17, 2013 01:57 pm
(Link)
Смотритель - да. Занятный тип. :)
[User Picture]
From:eugene_gu
Date:Июль 17, 2013 07:33 pm
(Link)
Отметил про себя, что на стендах в роли иконки "танк" используется не что-нибудь, а сугубо немецко-фашистский панцерваген.
То же с "пушка" и "пулемёт".

Идеологическая диверсия, однако! ;)
[User Picture]
From:u_96
Date:Июль 17, 2013 08:03 pm
(Link)
Он им исторически ближе. :)
[User Picture]
From:sunderland73
Date:Июль 18, 2013 04:46 pm
(Link)
По поводу финских полугусей надо уточнить,что скорее всего,большей частью они попали к финнам уже разбронированные.Им оборудовали ветровое стекло,деревянную грузовую платформу и стали таскать ими гаубицы М-30.Были такие фотки.А А фоток стандартных полугусеничных БТР М2-М3 у финнов я не видел.
[User Picture]
From:gwadelup
Date:Июль 19, 2013 07:45 am
(Link)
Sotka - это чернети, утка такая, с нырками часто путают.
[User Picture]
From:u_96
Date:Июль 25, 2013 08:15 am
(Link)
Ок.
[User Picture]
From:aramis7
Date:Июль 22, 2013 03:30 pm
(Link)
интересно
[User Picture]
From:ninhymajter
Date:Январь 5, 2014 10:35 pm
(Link)
Не помню где я уже встречал подобную подборку данных да ладно
[User Picture]
From:rovenko_a
Date:Июнь 4, 2014 04:36 am
(Link)
Воу...вот это фины молодцы. Сохраняют технику.

> Go to Top
LiveJournal.com