u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Category:

Стокгольм. Её Величество Vasa...

И снова - лето 2012-го. :)
---


Музей Vasa... В 2011-м я уже поминал, что описывать его бесполезно http://u-96.livejournal.com/2562628.html#comments. Про этот музей бесполезно читать. Этот музей надо видеть. Его надо прочувствовать.


Громадное многоэтажное сооружение, внутри которого на кильблоках спит восставший из могилы 69-метровый галеон.


Да, он не совершал подвигов.


Не рвал ядрами в грохочущей ярости боя борта чужих кораблей. Vasa просто был. Он просто есть. Но и этого более, чем достаточно...


Вдруг Бронзовый остановился.
- Розенбум, узнаешь ли ты этот корабль? - воскликнул он и вытянул руку.
Розенбум повернулся всем корпусом направо, и Нильс увидел какое-то
огромное корыто, обшитое по краям ржавым железом.
- Узнаешь ли ты этот славный корабль, Розенбум? Посмотри, какая
благородная линия кормы! Как гордо поставлен нос! Даже сейчас видно, что это
был королевский фрегат... А помнишь, Розенбум, как славно палили на нем
пушки, когда я ступал на его палубу?
Бронзовый замолчал, мечтательно глядя на старый, развалившийся корабль
с развороченным носом и разбитой кормой.
- Да, много он видел на своем веку, мой старый боевой товарищ, - сказал
Бронзовый. - А теперь он лежит здесь, как простая баржа, всеми заброшенный и
забытый, и никто не знает, что сам король ходил когда-то по его палубе.
Бронзовый тяжело вздохнул.
Слезы, большие, круглые, как пули, медленно потекли из его бронзовых
глаз.
И вдруг он стукнул палкой, выпрямился, колесом выпятил грудь.
- Шапки долой, Розенбум! Мы должны отдать последний долг свидетелю
нашей былой славы. - И широким величественным движением руки Бронзовый снял
свою треуголку. - Честь и слава погибшим! Ура! - громовым голосом закричал
он.
(с)


Чёрт возьми, Се́льма Отти́лия Луви́са Ла́герлёф знала, о чём писала!..


Магия этого места, магия встречи с прошлым, ошеломляющая.


Тут можно бродить часами. В прошлом году мы с Андрюшкой поставили своеобразный рекорд, прогулявшись по музею всего за полтора часа. Обычно на посещение музея мы тратим минимум три - два с половиной. :)


Vasa модель и Vasa корабль.


Гордость, пафос, блеск и восторг!..


Площадка бушпритного эзельгофта. Модель в масштабе 1:1. Расположена на той же высоте, что и настоящий эзельгофт Vasa. Можно забраться и почувствовать себя вперёдсмотрящим королевского флагмана.


Найденные на дне, поднятые и отреставрированные корабельные скульптуры с Vasa.


Да, королевский флагман был вполне достоин своего заказчика...


Панорама верфи Блазиенхольмен, где строился галеон.
03_032-047_english.indd

Кренгование корабля для очистки/ремонта/покраски днища. Обратите внимание - корабль разоружен. Т.е. на нём сняты стеньги/реи/паруса. В таком виде корабли не только ремонтировались, но и отстаивались в портах во время зимнего времени. Vasa в музее выставлена именно в разоруженном виде "на зимовке".


Легендарнейший шведский король Густав II Адольф на фоне строящейся Vasa. Оба станут знамениты и оба закончат плохо. Король будет тяжело ранен из пистолета и добит шпагами в битве при Лютцене 16 ноября 1632 года, а галеон перевернётся и затонет в своём первом же выходе из Стокгольмской гавани 10 августа 1628-го.


Vasa во всей своей красе.


"Летом 1628 года «Ваза» стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там на борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания.

К воскресению 10 августа всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Целью первого плавания «Вазы» была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма.

В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов «Ваза» отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в своё первое плавание.

Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Ваза» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.

На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Вазой» погибло около 50 человек — почти половина из находившихся на борту людей." (с)


"...Корабль был забыт, пропали и данные о его местоположении. Так продолжалось до середины XX века, когда историей «Вазы» в частном порядке занялся 38-летний инженер Андерс Франсен. В то время он был одним из крупнейших в Швеции специалистов по военно-морской истории XVII—XVIII веков с упором на затонувшие корабли. При этом Франсен был уверен, что корабль хорошо сохранился. Этому должны были способствовать специфические условия Балтийского моря: из-за пониженной солёности воды в нём не водятся корабельные черви, в более солёных морях съедающие всё дерево. В течение длительного времени Франсен изучал старые карты и архивные данные, после чего, определив приблизительное положение корабля, начал поиски непосредственно в акватории Стокгольма. В распоряжении Франсена была лодка, якорь-кошка и сконструированный им лот-пробоотборник. В общей сложности исследования заняли более пяти лет, из которых последние два с половиной года ушли на методичное траление гавани Стокгольма. Позднее Франсен вспоминал:

"В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и дохлых кошек…"

25 августа 1956 года поиски наконец дали результат. Сброшенный на дно лот Франсена воткнулся во что-то твёрдое. Когда лот был поднят, стало видно, что в его трубке застрял кусок почерневшего дуба. Через несколько дней соратник Франсена, водолаз Пер Эдвин Фельтинг спустился на дно в этом месте. На глубине около 32 метров он обнаружил хорошо сохранившийся деревянный борт корабля, на котором имелось два ряда пушечных портов. Таким образом, находка была подтверждена. Об этом событии в стокгольмской газете «Экспрессен» от 13 сентября 1956 года была помещена следующая заметка:

"Найден старый корабль около острова Бекхольмен в центре Стокгольма. Частное лицо занималось исследованиями в течение пяти лет, чтобы найти корабль."

Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года, а 16 августа 1990 года вокруг него на острове Юргорден был открыт музей..." (с)


Возле киля галеона - выставка "Призраки "Васы": обнаруженные на поднятом корабле человеческие останки и восстановленный криминалистами облик погибших во время катастрофы...


Для того, чтобы как-то различать останки, им дали имена. Не условные, типа какого-нибудь Джона Доу, а самые настоящие.


Маришка объясняет Андрею технологию восстановления внешнего облика по костным останкам. Михаил Герасимов форева!..


Лица с того света.


При "жизни" Vasa несла 64 бронзовые пушки, стоившие по тем временам ого-го сколько. Посему после гибели корабля именно бронзовые стволы и попытались поднять в первую очередь. Частично это удалось водолазам Альбректа фон Трейлебена. В 1664-1665-м они всё же смогли выудить пять десятков орудий. от которых ныне остались лишь лафеты.


Остальная артиллерия галеона осталась на своих штатных местах вплоть до самого подъёма корабля в 1961-м.


Вот они - жёрла, последний довод королей.


Боеприпасы. Настоящие и копии. Последние точно имитируют вес и размеры оригиналов, но самое главное - их можно повертеть в руках. :)


Имитация артиллерийского дека на Vasa.


32-фунтовка?..


Любимое развлечение Андрея Андреевича - компьютерный аттракцион "Спаси Vasa!" Варьируя кол-во парусов, орудий и грузов, нужно попытаться не дать обречённому галеону совершить оверкиль.


Век живи - век учись. До 2012-го даже не подозревал, что по особо значимым датам в музее Vasa ушлые шведы устраивают приёмы с застольем. ИМХО, тут они не правы...
Kvällsevenemang på Vasamuseet 19mars 2009

Видеоприложение.

Продолжение следует.
Tags: Стокгольм, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments