?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Апрель 11, 2013


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
08:55 pm - Турку. Forum Marinum. Часть шесть...
Часть раз см. http://u-96.livejournal.com/3019639.html#comments
Часть два см. http://u-96.livejournal.com/3020530.html#comments
Часть три см. http://u-96.livejournal.com/3020975.html#comments
Часть четыре см. http://u-96.livejournal.com/3021667.html#comments
Часть пять см. http://u-96.livejournal.com/3024271.html#comments
---
Насмотревшись на грациозный Moottoritorpedovene Taisto 3 (Tyrsky), посылаем ему воздушный поцелуй и, сделав ровно один шаг, оказываемся у послевоенного потомка серии ТКА Taisto - сторожевого катера Nuoli (Стрела) 8.


Если Tyrsky и его систершипы в 1943-м ваялись по итальянским лекалам, в конструкции Nuoli чувствуются брутальные обводы британских "восперов" MTB (Motor Torpedo Boat).


Проектирование катеров серии Nuoli началось в 1959-м. К началу следующего года проектная документация на "универсальный боевой катер с улучшенной мореходностью" была уже готова. "Улучшенная мореходность" подразумевала, что катер должен свободно оперировать в Финском заливе и Ботнике от середины весны и до начала осенних штормов.


При этом не бояться, буде это потребуется, плавания среди битого льда.


Слово "универсальный" в характеристике будущих "Стрел" следует прокомментировать отдельно. Оно подразумевало, что катер-сторожевик может при форс-мажоре без проблем поменять свою специальность.


Дело в том, что согласно условиям Парижского мирного договора с СССР, подписанного в 1947-м, ВМС Финляндии не только лишались права иметь в своём составе броненосцы береговой обороны и подводные лодки, но также под запрет угодила и установка на кораблях торпедного вооружения. Т.е., благодаря юридической казуистике, иметь торпедные аппараты и торпеды финны могли, а вот устанавливать их на корабли - ни-ни!..


Подобное положение натолкнуло гордых сынов "страны тысячи озер" на весьма здравую мысль: строить боевые корабли с возможностью, в случае необходимости, быстрой установки на них бугельных торпедных аппаратов. Последние изготовливались и, вместе с запасом торпед, до часа X хранились в береговом арсенале. Экипажи должны были отрабатывать торпедные атаки на специально оборудованном понтоне, береговых симуляторах и во время прохождения практики на торпедных катерах Швеции.


Сперва число "Стрел" в закладываемой серии ограничили цифрой 10. Но строившая катера в Турку фирма Oy AB Laivateollisuus умудрилась организовать работы столь эффективно, что сэкономленных по сравнению с первоначальными расчётами средств хватило ещё аж на три катера! От первой десятки Nuoli 11-13 отличались лишь меньшей высотой ходового мостика. К концу 1961 года вся чёртова дюжина "Стрел" уже была спущена на воду.


В ходе испытаний выяснилось, что катера не могут развить запланированных для полного хода 45 узлов. После некоторых раздумий, всю серию отогнали к причалу фирмы Finnscrew. Там выдернули поочерёдно краном все катера из воды, тупо ножовками по металлу на 8 см. укоротили "Стрелам" лопасти винтов и провели балансировку оставшихся "огрызков"... Смешно, но помогло. Nuoli выдали проектные 45 узлов. Только в 1979-м, при т.н. "модернизации катеров" в 1979-м, выразившейся в капремонте движков, нанесении нового камуфляжа, установке новой РЛС, замене бакового 23-мм зенитного орудия и 12,7-мм зенитного пулемёта 20-мм "Мадсеном" и ПЗРК, вместо лопастей-"огрызков" поставили винты с изначально укороченными лопастями.


ТТХ сторожевых катеров типа Nuoli:
Length: 22.0 m
Beam: 6.6 m
Draught: 1.5 m
Propulsion: 3× Zvesda M50 Model V-55 12-cylinder watercooled diesel; 390 kW (520 hp)
Speed:
45 knots (top speed)
25 knots (cruise speed)
Complement: 15
Crew: 20
Armament:
1× 40 mm Bofors
1× 20 mm Madsen


Маленькие дополнения от меня. Да, на "Стрелах" не было двигла для экономхода, а то, что некоторые принимают за таковой, является движком электрогенератора. Да, на "Стрелах" в качестве двигла использовалась тройка чутка переделанных советских танковых дизелей с Т-55. Из-за этого механиками первых экипажей "Стрел" стали танкисты из Panssariprikaati - единственной финской танковой бригады. :)


Что ещё? Ещё каждая из "Стрел" могла нести 4 глубинки и 4 морские мины любой номенклатуры: донные, якорные, контактные, безконтактные. Мины могли ставиться на ходу до 25 узлов включительно, что теоретически позволяло использовать Nuoli для скоростных ночных постановок минных банок в терводах вероятного восточного противника...


Во время вышепомянутой модернизации 1979 года решили "кардинально улучшить" ПВО катеров. Подумали-подумали, да и выкинули на фиг с бака одноствольную 23-мм зенитку, а с мостика отвинтили крупнокалиберный пулемёт. Вместо них Nuoli вооружили несколькими комплектами советского ПЗРК "Стрела". Ещё подумали и, решив, что без зенитной "трещётки" рассекать всё же не айс (а 23-мм обратно впихнуть не позволял уже вес её БК), финны впендюрили на бак Nuoli те самые античные 20-мм "Мадсены", которые до 1964-го украшали собой рубки торпедных катеров типа Taisto. Вот такая связь поколений, ога. :D


"Стрелы" числились в составе ВМС Финляндии до 1984-го года, после чего, за исключением лучше всех сохранившегося Nuoli 8, были разоружены и проданы частным владельцам.


Nuoli 8 вплоть до 1990-го исполнял роль учебного судна финских катерников, потом был списан. Но катер не ушёл с молотка. Простояв на берегу в законсервированном состоянии 6 лет, "Стрела-8" в 1996-м была принята на баланс Военным музеем и перемещена на открытую площадку рядом с Forum Marinum, став музейным экспонатом. Забавно, что в этот момент Nuoli 8 обрела-таки торпедные аппараты. Ибо, поскольку посудина больше не числилась в составе ВМС, это не считалось нарушением международных договорённостей. ;)


Увы, но доступ на палубу катера открыт не был.






Длинные зимние месяцы с обильными снегопадами не самым лучшим образом сказывались на сохранности катера...


...Потому в итоге и было принято решение переместить Nuoli 8 под строящийся навес у Forum Marinum, где уже был установлен отреставрированный торпедный катер Tyrsky. Работа по "переезду" катера и монтажу навеса была успешно проделана летом 2010-го.








С тех пор и по настоящее время катер больше своего "порта приписки" не менял. Доступ посетителей музея на палубу Nuoli 8 по-прежнему закрыт...


ИМХО, куда больше повезло Nuoli 12, который мало того, что вместе с действующими "Мадсеном" и "Бофорсом" был продан дойчам, но и до сих пор на ходу. :)

Офсайт владельцев катера http://www.nuoli12.de/

Продолжение следует.

(6 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:k141ufo
Date:Апрель 11, 2013 05:36 pm
(Link)
Торпеды нельзя , а ракеты можно. Вот такие они господа юристы
[User Picture]
From:afirsov
Date:Апрель 11, 2013 06:15 pm
(Link)
Всегда удивляло, почему мы не использовали во время ВОВ в судостроении В-2? Казалось бы идеально для этого создан и уж лучше клонов М-34.
[User Picture]
From:bambi_simbam
Date:Апрель 11, 2013 07:26 pm
(Link)
Пытались.
Помешала малая агрегатная мощность. ГАМ-34 выдавали 850-1200 л.с. , а В2 - 500 л.с.
[User Picture]
From:sergeyvf
Date:Апрель 12, 2013 03:19 am
(Link)
Во время войны, полагаю, все съедали танки. А после войны массово пошли знаменитые 'балалайки' 3Д6 и 3Д12.
[User Picture]
From:lynx_tassi
Date:Апрель 11, 2013 09:01 pm
(Link)
красивее торпедников пожалуй только "речные мониторы". но там другая красота.

> Go to Top
LiveJournal.com