?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Апрель 9, 2013


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
06:50 pm - Турку. Forum Marinum. Часть пять...
Часть раз см. http://u-96.livejournal.com/3019639.html#comments
Часть два см. http://u-96.livejournal.com/3020530.html#comments
Часть три см. http://u-96.livejournal.com/3020975.html#comments
Часть четыре см. http://u-96.livejournal.com/3021667.html#comments
---
Покидаем стены бывшего портового склада, выходим под огороженный навес.

Вот, вот он, финский породистый скакун итальянских кровей - Moottoritorpedovene Taisto 3 (Tyrsky)!..


Что в переводе на человеческий язык означает "третий торпедный катер типа "Тайсто" под названием "Турску" (Пенный барашек на гребне волны)". :)


Просто красавец, не правда ли?.. Изящный, стремительный, хищный. И чуть-чуть побитый жизнью... ;)


К началу Второй мировой в составе единственной финской флотилии торпедных катеров, которой командовал кап-лей Пеуранхеймо, насчитывалась лишь полудюжина уже изрядно изношенных катеров с деревянными корпусами, что на фоне почти сотни единиц аналогичного класса в составе КБФ не смотрелось ни разу. Посему, с началом войны финны пытались надыбать торпедоносцы где только можно. Когда можно было купить у союзников - покупали, когда можно было украсть у врагов - крали. Когда не получалось купить или украсть, приходилось строить самим. Именно так к началу 1943-го финское морское командование дошло до мысли забубенить в Турку серию самоновейших ТКА собственного изготовления.

Сперва мечтали о катерах с металлическими корпусами, но не выгорело. Пришлось вернуться к дереву, а заодно - и к передовому опыту торпедокатеростроения стран-союзниц, дабы, по выражению уже нам известного Пеуранхеймо, "не изобретать велосипед".


Собственно, выбирать финнам пришлось между двумя образцами - германским Schnellboot и итальянским Motoscafo Anti Sommergibite типа Baglietto 500.


После знакомства с присланными спецификациями, на "немце" поставили крест. По мнению главного конструктора верфи в Турку Ярла Линдблома "шнелльбот" был слишком большим, слишком тихоходным и слишком дорогим. "Итальянец" Линдблому показался куда более симпатичным и подходящим для действий в лабиринте финских шхер, потому в Италию ушёл запрос на полный комплект чертежей MAS-а. В Турку ждали, что получат материалы на самую новейшую 4-ю серию итальянских Baglietto 500, но макаронники пожадничали и отправили в Турку кальки 1-й серии. Дарёному коню, как известно, в зубы не смотрят. Пришлось финнам в 1943-м конструировать свои Moottoritorpedovene на основе итальянских идей образца 1936 года, предварительно потратившись ещё и на итальянскую лицензию. И, в общем-то, получился довольно неплохой проект, который назвали Taisto.

По мореходности и вооружению он заметно превосходил основу советских "москитных" сил на Балтике - ТКА типа Г-5.


При этом не уступал по этим показателям более крупному советскому ТКА типа Д-3.


Мало того. До появления на вооружении у "Дэшек" ленд-лизовских "кольт-браунингов" с "эрликонами", Taisto со своим 20-мм "Мадсеном" превосходил по вооружению и "Дэшки".


Единственной ахиллесовой пятой проекта Taisto, по мнению самих финнов, было полная неприспособленность новых ТКА к действиям в ледовых условиях. Впрочем, Г-5 к плаванию во льдах годился ещё меньше...


ТТХ финских ТКА проекта Taisto.
"Длина 17,8 м
Ширина 4,7 м
Глубина 1,5 м
Водоизмещение 22 т

Экипаж 11 человек

Главные двигатели 2 х 1150 л.с. Isotta Fraschini ASM 183 AD
Крейсерские двигатели 2 х 65 л.с. Olympia позже Ford
Скорость около 48 узлов

Вооружение во время войны:
2 х 45 см торпеды или 2 мины
20-мм – Madsen пушка
4 глубинные бомбы

Вооружение после войны:
зенитная 40-мм установка Bofors и
20-мм – Madsen
2 х 12,7-мм пулемет Breda
2-6 глубинных бомб"
http://www.forum-marinum.fi/ru/nayttelyt-ja-museoalukset/museolaivat/moottoritorpedovene-taisto-3-tyrsky


Всего по проекту Taisto фирма “Tурун Веневейстяме" в Турку построила восемь ТКА. Шесть - в 1943-м и ещё парочку - уже после окончания войны. Начиная с 1944-го имена собственные в названии катеров были заменены на буквенно-цыфровые обозначения, т.е. Т-1, Т-2 и ТыДы. Наш герой - Tyrsky, соответственно, превратился в Т-3.


Первая шестёрка ТКА закончила цикл ввода катеров в строй и подготовки экипажей к началу 1944-го. После чего была включена в состав первого дивизиона (командир - кап-лей резерва Лехтонен) первой флотилии (командир - кап-три Перхонен) ТКА. С окончание весеннего ледохода, первый дивизион был брошен в бой, но особых подвигов как-то не насовершал. Правда, финны считают иначе:
"Катера типа Таисто были в использовании в 1943-1944 годах в восточной части Финского залива, где они атаковали советский спецтранспорт [??? - u_96 Инкассаторов что ли?!..]. Катера потопили несколько барж и буксиров." (с)

По моим же сведениям боевая деятельность дивизиона свелась к нескольким безрезультатным выходам на перехват неких виртуальных "русских конвоев", дозорной службе и эпизодическим обстрелам занятого советскими войсками побережья из автоматических пушек. Так финны "развлекались", пока не нарвались...

21 июня 1944-го головной катер серии Т-1 (бывший Tarmo) угодил под авианалёт сталинских соколов, был обстрелян, загорелся и взорвался к ибеням. После этого ЧП весь остальной дивизион ушёл в Турку и оттуда носа не высовывал до самой осени. А осенью, прижатая к ногтю РККА, Финляндия была вынуждена пойти на перемирие с СССР. Мало того - осенью 1944-го финны учинили Lapin sota, т.е. Лапландскую войну - боевые действия против бывшего союзника - Германии.

В результате всего этого цирка 15 сентября 1944-го первый дивизион первой флотилии финских ТКА обрушился на фрицевские десантные силы у Суурсаари. При этом Т-5 (бывший Tuisku) лейтенанта Оваскайнена отправил на дно катерный тральщик P-29 и буксир "Пернау", а Т-3 под командованием Йоуко Пирхонена знатно изрешетил из "Мадсена" два другие катерные тральщика немцев...


После 1945-го и спуска на воду последних двух катеров серии, торпедные аппараты с Taisto сняли, а названия заменили на Taisto-1, Taisto-2 и т.д. по Taisto-8 включительно. Таким образом наш Т-3 стал называться Taisto-3 и, вместе с систершипами, оказался переквалифицирован в сторожевые катера.


В 1964-м, после очередного освидетельствования корпусов и механизмов ТКА, показавшем их полную убитость, катера типа Taisto были выведены из состава ВМС и проданы в частные руки или на слом. Единственным исключением стал Taisto-3, с которого сняли все механизмы, оборудование и вооружение, а корпус подняли на берег и законсервировали в ожидании превращения посудины в музейный экспонат.


Там и стоял долгие годы под брезентом деревянный остов бывшего "Пенного барашка". Так-зять, медленно в своё удовольствие сгнивая. Пока на него, совершенно забытого, вдруг не наткнулись в начале 2000-х.


Вообще, к тому моменту Tyrsky, он же Т-3, он же Taisto-3, проще было построить заново, чем восстановить, но финнам, что называется, вожжа попала под юбку... По всей Suomi был организован сбор средств на реставрацию торпедного катера. В 2004-м то, что ещё осталось от Tyrsky, доставили в родной для катера Турку. Установили на кильблоки под навесом у Forum Marinum и приступили к работе. В планах было доведение останков катера до состояния, соответствующего внешнему виду ТКА осени 1944-го.

Очень большую помощь людьми оказали ВМС. Деньгами и чертежами поделился Военный музей, на баланс которого ТКА и подвесили, оставив за Forum Marinum ответственность за сохранность катера. В 2008-м реставрация закончилась и помолодевший Tyrsky был предъявлен публике. С тех пор ТКА остаётся всё там же - под навесом Forum Marinum.


Техническое состояние катера - удовлетворительное, т.к. два года назад в русле общих сокращений госзатрат была подрезана статья и на содержание "Барашка". С тех пор для посетителей Forum Marinum оказался закрытым и доступ на палубу катера...


Вот такая длинная история маленького деревянного кораблика.

Продолжение следует.

(21 комментарий | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:lynx_tassi
Date:Апрель 9, 2013 12:38 pm
(Link)
ай, красава!
[User Picture]
From:pogo_on_air
Date:Апрель 9, 2013 01:04 pm
(Link)
Очень качественно сделана экспозиция.
[User Picture]
From:denisjuk
Date:Апрель 9, 2013 01:09 pm
(Link)
очепятка вроде " Шесть - в 1843-м " а в остальном отличный материал!
[User Picture]
From:khathi
Date:Апрель 9, 2013 01:55 pm
(Link)
А чо краска облупленная?
[User Picture]
From:u_96
Date:Апрель 9, 2013 01:58 pm
(Link)
"Два года назад в русле общих сокращений госзатрат была подрезана статья и на содержание "Борьбы". (с)
[User Picture]
From:khathi
Date:Апрель 9, 2013 02:02 pm
(Link)
Значит изначально хреново покрасили, что за джва года так облупилось.
[User Picture]
From:u_96
Date:Апрель 9, 2013 02:05 pm
(Link)
Мейби. :)
[User Picture]
From:Tony Chernigovskii
Date:Апрель 9, 2013 02:15 pm
(Link)
Действительно красава...
А что у него за серый баллон с трубками на жопе корме висит?
[User Picture]
From:u_96
Date:Апрель 9, 2013 02:16 pm
(Link)
Примус для постановки дымзавесы. :)
[User Picture]
From:Tony Chernigovskii
Date:Апрель 9, 2013 03:05 pm
(Link)
О как)
[User Picture]
From:gwadelup
Date:Апрель 9, 2013 02:59 pm
(Link)
Хммм, tyrsky это вообще-то барашек на гребне волны.
[User Picture]
From:gwadelup
Date:Апрель 9, 2013 03:00 pm
(Link)
А вот taisto как раз борьба :)
[User Picture]
From:gwadelup
Date:Апрель 9, 2013 03:07 pm
(Link)
Т-1 tarmo - энергия (в смысле у человека)
Т-5 tuisku - метель.
[User Picture]
From:u_96
Date:Апрель 9, 2013 03:12 pm
(Link)
Спасибо за. Сейчас поправлю. Последние 39 лет в финском не силён. :)
[User Picture]
From:sergiovillaggio
Date:Апрель 9, 2013 03:58 pm
(Link)
Хотелось бы вставить небольшую реплику к началу рассказа.
О каких катерах с металлическими корпусами могли мечтать финны? Подавляющее большинство быстроходных катеров в то время строилось из дерева. Применение легких алюминиевых сплавов вызвало, скорее, негативные, чем положительные отзывы. Других прототипов с легкими металлическими корпусами в мире попросту не существовало. Во всяком случае, я вспомнить не смог.
[User Picture]
From:u_96
Date:Апрель 9, 2013 04:02 pm
(Link)
Мечтали как раз о люминии и Ко, уповая на то, что такие корпуса будут более лёгкими и "долгоиграющими", нежели чем деревянные.
[User Picture]
From:k141ufo
Date:Апрель 9, 2013 05:11 pm
(Link)
мне бы такой москито-бот , на рыбалку гонять
[User Picture]
From:asuprun
Date:Апрель 9, 2013 06:51 pm
(Link)
Мореходность все же наверное была не айс, хоть и два редана. Как-то мне шнельбот в этом плане посимпатичней.
[User Picture]
From:Bekrenev Denis
Date:Апрель 9, 2013 08:21 pm
(Link)
Taisto 7 (1947) стоит сейчас (летом) в Лапперанте, катает туристов(?). Я хозяина не нашел, но всяко деньги он как-то зарабатывает.
http://www.maritimeforum.fi/index.php?topic=10367.0
Вот тут мои фото этого катера:
http://ms74.ru/forums/viewtopic.php?pid=414222#p414222
[User Picture]
From:u_96
Date:Апрель 10, 2013 04:46 am
(Link)
Ух ты ж. Спасибо. :)
[User Picture]
From:uctinol636
Date:Январь 5, 2014 09:52 pm
(Link)
Аноним перспективный мужик

> Go to Top
LiveJournal.com