u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:

Италия. День седьмой. "Я б засосал стакан - и в Ватикан!" (с) Часть 4.

Так, на чём я остановился?


Чебуреки, Чебоксары, Че... Тупые туристы, острые швейцарцы... Ах, да - собор Святого Петра. Ну, тот что в Риме.


После экскурсии на купол, мы уже практически направились к экзиту, но тут я набрёл на совершенно неприметную лестницу, ведущую вниз. Над ней что-то было начиркано по-латыни, но что конкретно из-за потёмок было не разобрать. С мыслью, а не найдётся ли там местечко, чтобы носик попудрить, мы стали спускаться. Вот правда - после ванны на крыше, чего б под собором не сыскаться туалету?..

Но туалета там, увы, не нашлось. Зато нашлись Grotte Vaticane - знаменитые гроты Ватикана. Местный подземный аналог кулумбария в Кремлёвской стене.


Не могу сказать, чтобы местная Мория была такой уж потрясающей. По крайней мере - для меня. Чуть приглушённый электрический свет, деловитый топоток туристов по вылизанным до блеска полам, едва слышно гудящая вентиляция, мрамор-мрамор-мрамор... Стандартный цокольный этаж любого крупного музея. Только без гардероба и туалетов.

Катакомбы Каллиста на Аппиевой дороге производят куда большее впечатление, ИМХО.


Зато присутствует могила Того Самого Святого Петра, величественные и не очень саркофаги пап, могилы нескольких иностранных государей + остатки мраморов и мозаики из древней константиновой базилики. И, конечно, главное – исповедальня Святого Петра – Confessio...


Минут пять мы просто чинно гуляли средь склепиков и саркофагиков. Старых и новых.








Потом просто так гулять надоело и мы начали гулять с целью. Маришке во чтобы то ни стало восхотелось припасть к надгробной плите, под которой покоился прах папы, видимо больше всех воспетого в кинематографе и комиксах. Речь, разумеется, идёт об Александре VI. Он же Элла Коцнальбоген, он же Людмила Огуренкова, он же Изольда Меньшова, он же Валентина Панияд, Родриго Борджиа. :)


Да-да, тот самый - отец Чезаре и Алессандро, а главное - блистательной Лукреции Борджиа.


Тот самый, прославившийся на всю Европу интригами, предложением турецкому султану Баязиду II заключить союз, боданием с Савонаролой и креативным взглядом на понятие "воздержание".


Короче, это был ещё Тот Папа. ;D

Долго мы прочёсывали подвалы Ватикана, но так и не обнаружили место упокоения этого беспокойного арагонца. Блин, лишь по возвращении в Москву я сообразил, что надгробие Сашеньки Шесть надо было искать в совсем другом месте - в Santa Maria in Monserrato degli Spagnoli, т.е. в церкви Санта-Мария-ди-Монсеррато, возведённой в XVI-XVII веках в Риме по проекту Антонио да Сангалло младшего как раз для арагонцев и каталонцев. Именно там оба папы из рода Борджиа - Каллист III с Александром VI и лежат.


Когда в марте опять будем в Риме - обязательно дойдём до района Регона и палаццо Фарнезе. Оттуда до Санта-Мария-ди-Монсеррато - два плевка...

Вообще, отнюдь не все известные папы удостоились заноса в крипту Ватикана. Так, к примеру, Урбан II, "запустивший" крестовые походы, лежит в бенедиктинском монастыре Бадиа ди Кава.


А первым папой, похороненным в ватиканской крипте, кстати стал Лев I, по легенде убедивший "пощадить Италию" Того Самого Атиллу-Бич Божий-Где Ступило Копыто Гуннского Коня Там Трава Уже Не Растёт.



ИМХО - была бы могила Александра VI под Святым Петром - к ней бы не зарастала народная тропа. Поскольку Борджиа упокоили в другом месте, самым популярной могилой крипты (после могилы Святого Петра, разумеется) является погост предпоследнего на данный момент папы - блаженного Иоанна Павла II.


Он же - Ка́роль Ю́зеф Войты́ла. Если кто до сих пор не в курсе, то именно об этом человеке Владимир Семёнович сочинил своё знаменитое:

Церковники хлебальники разинули,
Замешкался маленько Ватикан,-
Мы тут им папу римского подкинули -
Из наших, из поляков, из славян!



Надо признать, Кароль, первый неитальянец на Святом престоле за последние четыре с половиной сотни лет, был очень неординарным человеком. Нынешнему панцерпапе до него, как до луны. Хрен с ним, с покушением турецкого "серого волка" Мехмета Али Агджи, КОНЕЧНО ЖЕ ОРГАНИЗОВАННЫМ КГБ. Но ведь папа-лях оказался настоящим чемпионом в плане долгожительства - 27 лет, блин! По продолжительности своего понтификата поляк не сумел превзойти только Апостола Петра и папе Пию IX.

Первое время после похорон в 2005-м и беатифицирования в 2011-м на могилу Кароля было категорически запрещено приносить цветы. Иначе могила была бы мгновенно погребена под многометровым слоем растений...

Осмотром могилы Иоанна Павла II мы визит в ватиканские подземелья и закончили. Поднялись наверх, в собор. Потоптались возле круга из порфира, обозначающего место, где в рождественскую ночь 800 года Карл Великий встал на колени перед папой Львом III, короновавшим его как первого императора Священной Римской империи.


Щёлкнули находившееся тут же, на полу, изображение ключей. Кстати, о них, о ключах. Это один из символов папской власти - золотой и серебряный ключи, которые папа на торжественных выходах обычно держит в руках; по евангельскому преданию, апостол Петр был первым наместником Христа на земле, а папы считают себя преемниками "св. Петра". Серебряный и золотой ключи олицетворяют, соответственно, светскую и духовную власть (земной и небесный рай) Гербом папства как высшего церковного института еще в XIV веке стали скрещенные золотой и серебряный («разрешающий» и «вяжущий») ключи апостола Петра. Символика герба указывала на права, полученные свыше святым Петром — права «решить» и «вязать» все дела церкви, и на то, что эти права унаследованы преемниками апостола Петра — папами.
ссылка на Евангелие от Матфея, главу 16, стихи 18-19:
"И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то и будет связано на небесах, что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах."

Таким образом в церковной геральдике ключи отображают в символической форме духовную власть Папы как Викария Христа на Земле.

Часто ключи понимались буквально: как отпирающие и запирающие врата рая.

В действительности, по словам архиепископа Бруно Хайма, выдающегося геральдиста нашего времени, ключи «иносказательно обозначали абсолютный авторитет Христа, переданный Петру». Ключи были обращены вверх в знак того, что власть находящегося на земле папы достигает даже небес; при этом золотой ключ относили к небесной церкви, а серебряный — к земной. Крест, образованный ключами, должен был напоминать о распятии Христа...

Дочитали? Тогда пора выметаться из собора. Навстречу солнцу!.. :)




Из света - в тень.


Святой кагбэ говорит: "Ну ты это... Заходи, если что". :)


Подлинный Золотой ключик. Остерегайтесь подделок!


Богоданный партер...


И снова - площадь Святого Петра. На этот раз - забитая народом по самую пипку.


Границу Рима и Ватикана бдительно патрулируют копы на спецтраспорте. Видимо, опасаются расползания благодати из-за рубежа...


Кстати, о благодати. Пост бойцов Cohors pedestris Helvetiorum a sacra custodia Pontificis — Пехотной когорты швейцарцев священной охраны Римского папы. Двое из ста десяти.


При появлении трактора, транспортирующего из Священных пределов пластиковые кресла, Hellebardier - алебардист (т.е. гвардии рядовой) и Wachtmeister - вахмистр (т.е. гвардии сержант) немедленно отдают креслам честь. Т.к. считается, что всё, что вывозится из Ватикана (включая гОвны и мусор) неимоверно насыщены божественной благодатью, которую непрерывно струячит на твердь земную папа...


Мощно, да? На всякий случай позже, проходя мимо того же трактора, я тоже щёлкнул каблуками и прогорланил что-то вроде "Здра-жла-ваше святейшество!" Так. Из солидарности. :)


Пожалуй, следующую часть поста надо будет целиком посвятить папской гвардии...
Tags: Италия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments