?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Январь 29, 2013


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
01:13 pm - Сергей продолжает радовать...
Оригинал взят у grumblerr в Навигационное
За свою службу мне пришлось совершить несколько штурманских кунштюков. Нет, конечно, до подвига самого великого навигатора всех времён Негоро, приведшего корабль с помощью топора вместо Америки в точное место побережья Африки, мне далеко. Хотя и до уровня матроса Железняка, который "шёл на Одессу, а вышел к Херсону" я не падал. Но различного занимательного таки случалось.
В частности, мною был освоен нетрадиционный штурманский метод ПРОКЛАДКИ ПО ГАЗЕТЕ.

Одной из подводных лодок 613 проекта предстояло совершить переход из Лиепаи в Палдиски. Лодка стояла в консервации, потом была расконсервирована силами кадрового состава и призванных из запаса "партизан". Потом она прошла и сдала курс боевой подготовки, потом докование в Лиепае, и вот теперь её надо было перегнать к новому месту службы, чтобы снова поставить в резерв. Поскольку доковый ремонт несколько затянулся, у большинства переподготовщиков окончился срок призыва, их демобилизовали и отправили по домам. А на перегон лодки прикомандировали сборный экипаж, ибо дело это нехитрое - просто тихо доползти из точки А в точку Б. Так я и попал на эту лодку.
Сказать, что лодка представляла из себя жалкое зрелище, было бы не совсем справедливо. Что-то из механизмов на ней работало, крутилось, жужжало и даже погромыхивало. Но далеко не всё. Из моего родного штурманского оборудования на ней работал только гирокомпас. Эхолот, правда, тоже подавал признаки жизни, но только на глубинах не свыше 10 метров. Об этом мне доложил весёлый штурманский электрик, которого я по прибытии на борт отыскал в аккумуляторной яме.
- Ничего, лейтенант, прорвёмся,- успокоил меня командир, которому я доложил эту, как мне тогда казалось, ужасную правду, - Делов-то... Надводный переход. Пойдём ближе к берегу, по маякам будешь определяться.
Командир тоже был приписным, мне незнакомым, и, как и я, прибывшим на борт за два часа до отхода. Не успев разобраться что к чему в своём заведовании, мне уже пришлось вылетать наверх, на мостик, по команде "По местам стоять, со швартовых сниматься". Забурлила вода за кормой, потянулись вдоль бортов знакомые берега Военного канала, и вот мы уже проходим ворота аванпорта. Погода отличная, настроение немного улучшается, хотя на душе всё же тревожно.
- Товарищ командир, разрешите хотя бы определить девиацию магнитного компаса? - вдруг спохватываюсь я.
- Время только тратить... - ворчит кэп, - хотя ладно, может и есть смысл. Даю тебе полчаса.
Прыгаю к магнитному компасу, вглядываюсь в увеличительное стекло гермитичной тумбы. Ничего не видно. Подсветка не работает. И неизвестно ещё что там внутри.
- Да сними ты у него колпак, нам же погружение не грозит, - советует командир, с интересом наблюдающий за моей суетой с мостика.
Посылаю боцмана за гаечным ключом, сам становлюсь на руль. Через десять минут колпак лежит на палубе, котелок магнитного компаса оказывается целым и не выпитым (в чём были главные сомнения). Лодка описывает циркуляцию, я снимаю отсчёты.
И очень вовремя. Потому что внезапно все репитеры гирокомпаса, издав печальное жужжание вдруг остановливаются. Ныряю вниз, в центральный пост. Там стоит вонь горелого электролака и суетятся вахтенный механик с электриком.
- Девятка сгорела, - радостно докладывает мне штурманский электрик.
Девятка - трансляционный прибор гирокомпаса. С него показане курса передаётся на все репитеры. Изоляция у него от времени отсырела и постоянно горели предохранители. Поэтому их заменили "жучками". Прибор нормально тянул весь прошлый месяц. И вот теперь наступили кранты - сгорел трансформатор. Запасного, естественно нет. Всё это он мне рассказывает с неубиваемым оптимизмом. Лезу на мостик пересказать это всё командиру уже с трагическими интонациями. Рекомендую вернуться в базу для устранения неисправности.
Но командир - бывалый морской волк! Он и слушать не хочет ни о каком возвращении. Плавали, знаем! И не в таких переплётах бывали. Боцман! Рулить по магнитному компасу. Как раз кстати колпак сняли, гы-гы-гы. К тому же, у него есть личный интерес. По приходу в Палдиски он должен сразу ехать в отпуск за позапрошлый год. Комбриг поклялся, что на этот раз точно отпустит. Даже отпускным билетом перед носом помахал. И чтобы он после этого из-за какого-то паршивого гирокомпаса вернулся? Хрен! Только вперёд!
Блин, похоже я попал в экипаж отчаянных весельчаков. Но что поделать? Второй после Бога приказал вперёд, значит вперёд. Вырубаю напрочь свой когнитивный диссонанс между тем, чему ещё недавно учили в училище и суровой правдой жизни, пытаюсь мыслить категориями реальности. Тщетно! Меня настигает последний удар - КАРТЫ ЗАБЫЛИ!
Ага, уймитесь, остряки... Не обе колоды, а натуральные навигационные карты перехода, разпротудыть их в трижды Нептуна пасть с проворотом! Альфу и Омегу навигации! Вот, лежит карта подходов к Лиепае на штурманском столе - и всё! Ящик пуст! Куда идём? И я не проверил... хотя, какое там в том дурдоме перед выходом... но всё же... блин, понадеялся... ну, теперь точно хана, возвращаться. 
Извлечённый на этот раз из-за торпедного аппарата штурманский электрик, захлёбываясь от счастья, подтверждает, что да, он помнит рулон карт, который относил в казарму по приказанию предыдущего штурмана, тот их корректировал. Где этот рулон сейчас он понятия не имеет. Я уже ненавижу его веснушчатую, вечно улыбающуюся физиономию, но себя я начинаю ненавидеть ещё больше.
На этот раз командир серьёзен. Так, давай, думай, лейтенант. Тебя ж учили. К тому же ты сам виноват, что не проверил перед выходом. Мало ли что времени не было! Тебе что, тепличные условия подавай? Вернёшься обратно - рапорт на тебя накатаю, спишут на тральщик или складом заведовать! Пойми, никак нельзя мне возвращаться. Иначе... неважно, не твоего ума дело. Нельзя и всё! Обыщи всю лодку, может где-то завалялись старые карты. Но обеспечь навигацию до Палдиски, считай это боевой задачей! Нам главное - попасть в Финский залив, а там разберёмся...
Убитый горем и непосильной ответственностью спускаюсь вниз. Весь экипаж начинает шарить по закоулкам в поисках карт. То один, то другой приносят мне обрывки, обрезки, какие-то плакаты с картами на обороте. Не то..., не то...
Через час поисков удалось отыскать старую карту западной части Финского залива, которая служила подложкой на книжной полке в каюте старпома. Всё. Маршрут между этими кусками, бОльшая часть перехода - терра инкогнита. Что делать? Ни радиопеленгатора, ни визуального пеленга, да и на кой они без карт? Отыскался, правда, секстан. Почти новенький, непользованный. И астрономический ежегодник. И закрутилась, заскрипела тут тяжёлая штурманская думка...

В результате долгих размышлений, метаний и рефлексий переход был совершён следующим образом:
gazeta_08

Выйдя из Лиепаи, легли на курс чистый N на меридиане 20°30' и шли этим курсом до конца карты. А потом перевели счисление на газету. Не помню её даты, но то, что это была "Правда" - совершенная истина. Так и шли мы на север примерно до широты, гарантирующей влезть в Финский залив, то есть 59°20'. Там легли в дрейф до полудня. В полдень с помощью секстана определили меридиональную широту Солнца и по ней скорректировали широту места. Затем повернули строго на восток и пришли осорожненько этим курсом в видимость острова Осмуссаар, а там уже вдоль знакомых берегов на выпуклый военно-морской глаз и до Палдиски. Лодка снова стала в консервацию и больше никогда уже в строй не вводилась, через 10 лет её сдали на слом.
Первые седые волосы у меня появились именно на этом переходе. Первые слои бегемотовой кожи на чувствительных местах моей души отросли тогда же. Ну, и зародились первые навыки нестандартного подхода к точным наукам..


Настроение: и так бывает

(22 комментария | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:glenn_witcher
Date:Январь 29, 2013 10:25 am
(Link)
Красиво. Но нервно.
[User Picture]
From:622529
Date:Январь 29, 2013 10:27 am
(Link)
Сила - в Правде!
[User Picture]
From:magistr111
Date:Январь 29, 2013 10:35 am
(Link)
Вот! А то всё - лётчики, по пачке беломора... По пачке и дурак слетает, а вот по газете пройди!..
[User Picture]
From:sas1
Date:Январь 29, 2013 10:38 am
(Link)
До сих пор. по собственному опыту думал, что все в этом мире держится на пластиковых бутылках и скотче, а на газете можно только сало резать. А ту эвона как! :)
[User Picture]
From:darkkir
Date:Январь 29, 2013 10:50 am
(Link)
Теоретически задача решаема, а вот практически, в процессе, обосраться от страха можно. Кстати, как там с глубинами, мелями и скалами?
[User Picture]
From:sas1
Date:Январь 29, 2013 01:03 pm
(Link)
"Теоретически задача решаема, а вот практически, в процессе, обосраться от страха можно."
Иносказательно автор пишет об этом в предпоследнем предложении : "Первые седые волосы у меня появились именно на этом переходе." :)
[User Picture]
From:bf_heavy
Date:Январь 29, 2013 05:04 pm
(Link)
там полный жопец, включая магнитную аномалию, прям при входе в финских залив, протянувшуюся в аккурат рядом с Осмусааром. Ну и всяких мелей хватает, да.
Буй банки Глотова - наверное узнаю в любом положении - огибал его раз цать
[User Picture]
From:nserg
Date:Январь 29, 2013 10:56 am
(Link)
Супер!
Помню, как перегоняли старенький пароход, тоже из консервации, с картой, но без гпс и секстана.
Подлые буржуазные империалисты позатыкали почти все свои радиомаяки. Меня как нач. рации поставили определять местоположение парохода по едва слышным сигналам оставшихся, работающих у черта на куличиках, радиомаяков.
Дежавю испытал в прошлом году, когда в Финском заливе ночью у катера вырубился генератор и все электричество скисло.
[User Picture]
From:Andrey Pavlychev
Date:Январь 29, 2013 04:06 pm
(Link)
гыгык! В пятом годе (по моему), утопили в Рыбинке атлас водных путей идучи из Москвы в Петрозаводск на яхте. Причем оба потребных тома атласа были заботливо сшиты в одну книжку. Из средств навигации остался шлюпочный компАс и GPS приемник типа Garmin e-trex (без прошитых карт ессно). Ничо, дотопали, но, как перегоночному капитану, мне было весело. Благо твердо помнил компасный курс на Петрозаводск на выходе из Вытегры в Онегу...

Дмитрий

Edited at 2013-01-29 16:07 (UTC)
[User Picture]
From:nserg
Date:Январь 29, 2013 04:11 pm
(Link)
Это хорошо, когда компАс остался. :))
Я ночью без него оказался и без гпс. А залив суко темный... и мелкий.
[User Picture]
From:Andrey Pavlychev
Date:Январь 30, 2013 05:28 am
(Link)
ну без компаса, хотя бы, на Онеге и вовсе стремно. Это на Волге мели песчаные а на Онеге - камушки сплошные. Можно влететь так, что мало не покажется. Пересчитали в свое время килем на 6,5 узлах (под спинчом) банку Строевая возле Суйсари. Шкурка выдержала а вот силовой набор покалечили - из пяти флор в районе подвески киля три концевые оказались перебиты, пришлось потом клеить.

Дмитрий
[User Picture]
From:nserg
Date:Январь 30, 2013 07:56 am
(Link)
Я камушек словил в районе нового пассажирского порта на Васильевском. Пришлось бронзовый винт править. До сих пор думаю, что подрезав его, баланс сбили, хотя старались вроде.....
Бггы, а почему ник на фейсбуке так сильно по другому переводится на русский в подписи? :)))))))

Edited at 2013-01-30 07:58 (UTC)
[User Picture]
From:Andrey Pavlychev
Date:Январь 30, 2013 08:10 am
(Link)
>Бггы, а почему ник на фейсбуке так сильно по другому переводится на русский в подписи? :)))))))
эт служебный шефский а ЖЖ нету по причине наличия личного сайта (navy-labs.ru). Надо же как-то обходить запрет на анонимные комментарии... Тем более, что с хозяином журнала давеча поручкались на презентации книжки по WoT ;)

Edited at 2013-01-30 08:18 (UTC)
[User Picture]
From:nserg
Date:Январь 30, 2013 08:28 am
(Link)
Понятно! :) Я там в фейсбуке зафрендил на всякий случай :))
Кстати, заходить можно и из Вконтакта, кажись.
[User Picture]
From:Andrey Pavlychev
Date:Февраль 1, 2013 01:19 pm
(Link)
кстате, во, посудина: http://www.youtube.com/watch?v=6RZvmHZRU_8
я там штатно старпом а нештатно (в перегонах) - капитан. Посудина польской постройки, проект "Конрад-25р", ну переделанная слегка, ессно, за давностию лет выпуска.
[User Picture]
From:nserg
Date:Февраль 2, 2013 03:06 pm
(Link)
Ага. Выглядит как современная.
[User Picture]
From:capt4net
Date:Январь 29, 2013 12:13 pm
(Link)
> Первые слои бегемотовой кожи на чувствительных местах моей души отросли тогда же.
> Ну, и зародились первые навыки нестандартного подхода к точным наукам..

Весьма полезные приобретения...
[User Picture]
From:torinus
Date:Январь 29, 2013 01:32 pm
(Link)
Наши штурмана - самые штурманастые штурмана в мире. ;о)
[User Picture]
From:rootadmin
Date:Январь 29, 2013 02:12 pm
(Link)
Восхитительно.
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Январь 29, 2013 06:28 pm
(Link)
"- Выполнить и доложить!". Из Традиций, проверенных временем... не самая плохая из традиций СА и ВМФ СССР :)
[User Picture]
From:andrey_ka23
Date:Январь 29, 2013 11:19 pm
(Link)
штурман, обещаю больше никогда не говорить "про слева буй и справа буй")))
целую пыль от Ваших ботфорт
Вы гениальны!!

Edited at 2013-01-29 23:19 (UTC)
[User Picture]
From:andrey_ka23
Date:Январь 29, 2013 11:26 pm
(Link)
спасибо, перепост)

> Go to Top
LiveJournal.com