?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Октябрь 12, 2012


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
08:35 pm - С дуру заинтересовался я...
...Подоплёкой т.н. отечественного "оппозиционного движения". Стал проводить всякие исторические параллелограммы параллели. Копаться в иллюзиях и аллюзиях. И пиво пить. Где-то ближе к концу второй бутылки тёмного "Velkopopovicky Kozel" вспомнилось нечто. Из самого себя.
---
...С началом рурского кризиса правые политические группировки активизировали подготовку решающего наступления на конституционный строй. Однако опыт капповского путча показал, что насильственная ликвидация республики может создать опасный вакуум власти. Требовался выход на арену нового политического движения, принципиально не связанного с веймарской парламентской системой и достаточно массового, чтобы обеспечить видимость законности государственного переворота. Основой для него стали праворадикальные группировки, сплотившиеся под знаменем “консервативной революции”.
Истоки революционно-консервативной идеологии обнаруживаются ещё в программных установках консервативных движений предвоенной Германии, активность которых порождалась противоречиями процесса ускоренной модернизации. А её окончательное оформление было связано с крайним обострением национального чувства на фоне военного поражения и возрождением гипертрофированных идей социального этатизма в условиях жесточайшего социально-экономического кризиса послевоенных лет. Крупнейшие идеологи революционно-консервативного толка – О. Шпенглер, Мёллер ван ден Брук (кстати, близкий друг Отто Штрассера), К. Шмитт, Э. Юнг, М. Шпан, Ф. Юнгер – протестуя против либеральных идеалов, отвергли и монархический легитимистский консерватизм. Речь шла о тотальной революции, способной создать принципиально нового человека, противоположного ограниченной в своем рационализме и практицизме западной личности. Эта революция могла носить лишь национальный, немецкий характер, поскольку являлась не новым витком умозрительных поисков универсальных рецептов всеобщего благоденствия, а возвращением к подлинным истокам народного духа, восстановлением естественных форм существования нации. Освальд Шпенглер, автор книги “Закат Европы”, разработал особую концепцию немецкого социализма. Напомним, что под социализмом там понималась не столько конкретная система социально-экономических и политических отношений, сколько само состояние общества, связанное с приоритетом общих целей, идеалов, ценностей. Немецкий социализм (в трактовке Шпенглера – “прусский социализм”) являлся не одной из возможных национальных моделей такого общественного устройства, а присущей именно немцам глубинной чертой национального характера. Развивая эти идеи, Э. Юнгер предложил теории “нового национализма” расистского толка и “тотальной мобилизации” – как особого состояния общества, позволяющего добиться растворения личности в общем движении нации. Известный юрист К. Шмитт разрабатывал теоретическое обоснование “подлинного демократического государства” как основанного на народном духе и прямой воле народа-суверена в отличие от диктатуры политического меньшинства в условиях либерального парламентаризма. Впоследствии Шмитт широко использовал для обозначения такого рода государственности термин, предложенный итальянскими фашистами – тоталитарное государство. Идеи “национального социализма”, корпоративного государства, национальной солидарности, народной демократии стали базовыми и для концептуальной работы известного фёлькишского теоретика Мёллера ван ден Брука “Третий рейх”. Её автор предсказывал рождение третьего рейха немецкого народа в результате национальной революции. Но самое интересное произошло чуть позже.
Начинающий социалист бруковского толка - Отто Штрассер и его товарищи по Социалистической партии организовали встречу в т.н. “Июньском клубе” двух кумиров Германии того времени - ван дер Брука и Шпенглера. В ходе возникшей дискуссии ван дер Брук с пафосом бросил: “Мы были тевтонцами, мы стали немцами, мы будем европейцами”. Чем парировал это Шпенглер - “социалист с прусским уклоном”, мне выяснить не удалось. Но в своём цюрихском издании 1935-го года “Die deutsche Bartholomausnacht” - “Варфоломеевская ночь в Германии” Отто Штрассер, сам того не ведая, выдал роковую фразу: “Величайшей целью Шпенглера было поставить социализм на службу пруссачеству. Именно это и сделал Гитлер”.
Идеи консервативной революции создали духовную среду для многочисленных правоэкстремистских движений. Их ядром являлись добровольческие корпуса ветеранов войны (“фрайкоры”), традиционные для Германии “юношеские союзы”, фёлькишские и антисемитские организации. Тем самым, в Германии начинается процесс образования раннего фашистского движения, со свойственными ему политическим радикализмом, воинственностью, бунтарством, преобладанием негативных, разрушительных целей. Особенностью раннего фашистского движения в Германии являлась значительная роль общенациональной консолидирующей идеологии и меньшее, по сравнению с аналогическими движениями в других странах, влияние корпоративной и анархо-синдикалистской идеологии, минимальная роль социального католицизма. Особую специфику имела лидирующая организация подобного толка – национал-социалистическая партия Гитлера, агрессивно воздействующая на массовое сознание немцев (“Und willst du nicht Genosse sein, so schlagen wir dir den Schadel ein!” - “Если ты не хочешь стать нашим товарищем, мы пробьём тебе череп!”), и оперирующая не понятием volk - “народ”, а понятием menge - “толпа”, “масса”. Чтобы не быть голословными, обратимся к словам самого Гитлера:
“Психика широких масс совершенно невосприимчива к слабому и половинчатому... Масса больше любит властелина, чем того, кто у неё чего-либо просит. Масса чувствует себя более удовлетворённой таким учением, которое не терпит рядом с собой никакого другого, нежели допущением различных либеральных вольностей. Большею частью масса не знает, что ей делать с либеральными свободами, и даже чувствует себя при этом покинутой. На бесстыдство её духовного терроризирования со стороны социал-демократии масса реагирует так же мало, как и на возмутительное злоупотребление её человеческим правом и свободой. Она не имеет ни малейшего представления о внутреннем безумии всего учения, она видит только беспощадную силу и скотски грубое выражение этой силы, перед которой она в конце концов пасует”.
С другой стороны, насквозь прагматичное учение Гитлера, в условиях прокатолической Германии не могло обойтись без таких штампов: “Ныне я уверен, что действую вполне в духе творца всемогущего...” или же: “Я борюсь за дело божие”. Любопытно, что пройдёт совсем немного времени, и Гитлер скажет в феврале 42-го: “Величайший ущерб народу наносят священники обеих конфессий. Я не могу им теперь ответить, но всё заносится в мою большую записную книжку. Придёт час, и я без церемоний рассчитаюсь с ними”. Кажется, г-н Шикльгрубер собирался стать единственным посредником между Богом и Германией, так сказать “великим понтификом” третьего рейха... Даже в этом проявилась неутолимая тяга Гитлера к абсолютной монополии на власть.
Быстрый рост влияния национал-социалистов и специфика их идейно-политической ориентации первоначально были связаны с внешним влиянием на партию. Во-первых, это движение пользовалась щедрой поддержкой, в том числе финансовой, промышленных магнатов. Эта связь не была необычной. Еще в 1920 г., после провала капповского путча, правые политические круги начали работу по консолидации националистических массовых организаций, способных противостоять влиянию идей “еврейского социализма” (марксизма) в среде рабочего класса. По поручению Г. Стиннеса к этой деятельности присоединился “Союз политического обновления” Эдуарда Штадлера, объединивший сторонников идей солидаризма, отколовшихся от партии “центр”. В отличие от католиков движение Штадлера развивало солидаристские идеи надклассовой общности и корпоративизма в остром националистическом ключе, сочетая биологическую трактовку понятия “народ” с идеями “немецкого социализма”, или национал-социализма. Одной из таких организаций, попавших в поле зрения Штадлера, была Deutsche Arbeiterpartei - Немецкая рабочая партия (ДАП), образованная в январе 1919 г. под руководством слесаря мюнхенских железнодорожных мастерских Антона Дрекслера и возглавленная затем отставным ефрейтором А. Гитлером. Вот мнение самого Гитлера о ДАП: “Ужасно, ужасно! Это была кружковщина самого худшего вида”. Однако ДАП рассматривалась Штадлером как важный канал для распространения идей “немецкого социализма” в Баварии, регионе с сильными сепаратистскими тенденциями и специфической политической культурой. Вскоре ДАП была переименована в National-Sozialistische Deutsche Arbeiterpartei - Национал-социалистическую рабочую партию Германии (НСДАП), началась разработка программных установок партии в духе идеологии “национальной революции” и радикального солидаризма - “Так Он пришел!”
Но “Он” не только пришёл, “Он” ещё и говорил:
“Как-то один человек мне сказал: “Послушайте, если вы это сделаете, то тогда через шесть недель Германия погибнет”.
Я спросил: “Что вы имеете в виду?”
“Тогда Германия развалится”.
Я уточнил: “Что вы имеете в виду?”
“Тогда Германии конец!”
И я ответил: “Немецкий народ в былые времена выдержал войны с римлянами. Немецкий народ выдержал переселение народов. После, немецкий народ выдержал войны раннего и позднего Средневековья. Немецкий народ выдержал затем религиозные войны Нового времени. Немецкий народ выдержал потом Тридцатилетнюю войну. После немецкий народ выдержал наполеоновские войны, освободительные войны, он выдержал даже мировую войну, даже революцию, и меня он тоже выдержит!”
Хотя это заявление Адольфа Гитлера относится к 1938-му году, его можно расценивать как изначальное программное обращение к массам, ко всему германскому народу, как лейтмотив всего гитлеровского правления. С этим заявлением Гитлер пришёл к власти и с ним в 1945-м ушёл. Гитлер оказался провидцем на все 100 %. Германский народ фюрера действительно выдержал, а вот Гитлер самого-себя - нет...
---
Мы то выдержим. Всех выдержим на своей шее. Но вот выдержат ли наши политики сами себя?..
Настроение: с дуру

(18 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:bigdrum
Date:Октябрь 12, 2012 06:00 pm
(Link)
Не забывайте, что немцы частично - полесские славяне. :) А у нас царь - сублиматор алертности :)
[User Picture]
From:thorvaldsen
Date:Октябрь 12, 2012 06:03 pm
(Link)
полабские, пардон :-[
[User Picture]
From:bigdrum
Date:Октябрь 12, 2012 06:10 pm
(Link)
Полабские. Пардон.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:bigdrum
Date:Октябрь 12, 2012 07:31 pm
(Link)
Родился в семье бедного школьного учителя, окончил богословский факультет Кёнигсбергского университета. В родной Пруссии ему угрожала рекрутчина, поэтому в 1764 году Гердер уехал в Ригу, где занял место преподавателя в соборной школе, позже — пасторского адъюнкта. В Риге начал литературную деятельность. В 1776 благодаря стараниям Гёте, переселился в Веймар, где получил должность придворного проповедника. В 1788 совершил путешествие по Италии.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:bigdrum
Date:Октябрь 13, 2012 01:17 pm
(Link)
Хотя быть может вами имелось ввиду нечто и вовсе другое - именно. В свете слов Герднера крайне любопытно то, что славяне еще существуют :) Тот факт, что товарищ "избежал службу в армии" говорит о многом...
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:bigdrum
Date:Октябрь 13, 2012 05:11 pm
(Link)
Я не про то. Я про это: "Они были щедры, гостеприимны до расточительности, любили сельскую свободу, но вместе с тем они были покорны и послушны – враги разбоя и грабежа". Как вы понимаете, покорный и послушный раб не сможет любить сельскую свободу, не будет гостеприимен до расточительности. Одной только этой фразы достаточно, чтобы понять, как гордый ариец не хочет, чтобы придворному проповеднику из Веймара припомнили некое событие, связанное с отбытием такового в Ригу :)

Чем больше я читаю придворных историков, тем смешнее мне при взгляде на двор... Правильно говорил Шико - "пока я управляю Францией..." Относитесь с осторожностью к высказываниям чужих придворных, а то можно воспринять в качестве объективно истины что-то вроде:

Велик и славен, словно вечность,
Король, чье имя — Благородство!
И отступила бесконечность,
И уступило первородство!

(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:bigdrum
Date:Октябрь 13, 2012 05:22 pm
(Link)
Думаю, что адекватно оценить жизнь деревни, приехав на лето, невозможно. Иначе об это не спотыкались бы все подряд, включая Наполеона и Гитлера... :)
[User Picture]
From:fe_nix
Date:Октябрь 17, 2012 03:19 am
(Link)
..сходите в местный клуб, где возможно (а может и нет, как повезет) вам расскажут, что "чужие здесь не ходят" и пропишут живительных люлей для понимания...
.. а если вы застанете местную свадьбу дык! редко какая свадьба обходится без дружественных "почесунчиков кулаков" ибо одно из развлечений, вписанных в программу деревенской свадьбы чуть ли не традиционно.

если что - это я утрирую, но в сказке ложь да в ней намек...
[User Picture]
From:thorvaldsen
Date:Октябрь 13, 2012 09:00 am
(Link)
>>>то, что испанцы сделали из природных жителей Перу

эээ... и что они сделали из них? Неужели основное население современного Перу? Испаноязычное, католическое, но - индейское по происхождению в большинстве. Так что если Гердер именно это имел в виду, то конечно 8-)))
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:thorvaldsen
Date:Октябрь 13, 2012 11:39 am
(Link)
а че б не являться им потомками? В культурном смысле - нинасколько не являются, а генетически, скорей всего, они и есть, с примесью крови завоевателей. Владеющих письменностью правящих классов, надо полагать, конкистадоры таки повыбили, а основная масса как сидела на маисовых полях, и стригла альпак, никакой письменностью не владея, так и сейчас занимается примерно тем же, сидит и стрижет. Впрочем, преподобный Гердер тем не менее прав в этом сравнении - раз уж славяне германизировались за немногим исключением (типа лужичан), настолько, что кроме фамилий не осталось ничего славянского, то можно говорить о полном растворении народа. В Перу местные жители хоть и не стали 100% испанцами, но и инками быть давно перестали, создав народ, эээ, латиноамериканцев, если так можно выразиться (грубо, конечно, просто правильной классификацией не владею, наверное есть название для субэтноса жителей Анд)
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Октябрь 12, 2012 09:14 pm
(Link)
немного нарушена хронология событий. сначала присоединена Австрия, потом захвачена Чехия. Которая впоследствии что-то вроде трети военного производства Рейха обеспечивает, что ли... Потом к экономике присоединяется польская Силезия (ещё около четверти, вроде, военного и промышленного производства Рейха). После лета 40го - в экономику "вливаются" заводы и шахты Голландии и Бельгии, часть французской экономики. Чуть не половина автотранспорта в вермахте летом 41го - французского и бельгийского экспроприирования, вплоть до отнятиячасти велосипедов у голландцев :)
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Октябрь 12, 2012 09:27 pm
(Link)
ещё о некоторых аспектах "экономического чуда": некоторых военспецов по истории ВМВ удивляла устойчивая схема действий немцев в катаниях дивизий из Рейха в Францию, из Франции на Восточный фронт, после опистюливания - снова во Францию на восстановление. Ответ в условиях перемирия с Францией и Бенилюксом: содержание оккупационных войск возлагалось на местные власти :) ну и соответственно на экономики этих стран :)
[User Picture]
From:bigdrum
Date:Октябрь 12, 2012 06:07 pm
(Link)
Если вы определитесь с тем, какой у нас мейнстрим - тогда вопрос о корнях оппозиции пропадет сам собой.
[User Picture]
From:zhizd
Date:Октябрь 12, 2012 06:53 pm
(Link)
Никак Болотной площадью пахнуло?)
[User Picture]
From:tork73
Date:Октябрь 12, 2012 09:03 pm
(Link)
Мне нужна та трава, что ты, жидогрузин, курил, блядь..................................................................................................................................................................................................................................
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 13, 2012 05:21 am
(Link)
Бггггг. :)
[User Picture]
From:tork73
Date:Октябрь 13, 2012 05:38 am
(Link)
Вообще шикарно...Полабские славяне...
ну и ладно.
[User Picture]
From:kaschey_lp
Date:Октябрь 13, 2012 11:59 am
(Link)
Этапять!

> Go to Top
LiveJournal.com