u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:

Италия. День третий. Колизей...

В этот день: в 1221-м году родился княжич Александр Ярославич - будущий князь Александр Невский; русские в 1703-м "на шпагу" взяли шведский Ниеншанц; в 1799-м десант кавторанга А.А. Сорокина занял Бари; в 1867-м русские вломили бухарцам под Самаркандом; в 1940-м премьер-министр У. Черчилль порадовал британцев сообщением, что он «не обещает ничего, кроме крови, труда, слез и пота»; в 1977-м впервые была продемонстрирована широкой публике "Меркава"; в 1981-м Мехмет Али Агджа чуть не грохнул римского папу Иоанна Павла II.

Короче, насыщенный день получился. Впрочем, это не имеет ни малейшего отношения к дальнейшему тексту...

Что-то я опять воспоминания об Италии забросил. Исправляюсь.
---
В качестве эпиграфа:



Замок Святого Ангела и Пантеон остаются за спиной. По просторной Via Dei Fori Imperiali мы идём мимо Форума на юго-восток к самому известному сооружению Рима.

И вот оно перед нами - в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где когда-то был пруд Золотого Дома Нерона. Да, это амфитеатр Флавиев. Он же - Колизей.


Он тут стоит с 80 г. н. э. Бетон и травертин. Колонны, арки и лестницы. Кровь, пот и восторг императорского Рима. И хотя от него былого осталось чуть больше трети, он по-прежнему колоссален...


Им восхищаешься и ужасаешься одновременно.


А ещё его можно бесконечно разглядывать и всякий раз подмечать какую-то новую и почти всегда удивительную деталь. Колизей, это мрак...






...И свет.


Колизей, это настоящий перекрёсток миров и времён. Всё смешалось в этом эллипсе длинной в 524-ре метра.

Тут весёлое воркование современных туристок смешивается с несущимися из глубины веков воплями насилуемых конями на арене пленниц и криками пятнадцати рожающих, но из-за такой мелочи не пожелавших отказаться от присутствия на роскошной наумахии, римлянок.


Тут отрывистые команды иссечённых шрамами центурионов перекрываются зазывными кличами ряженных "легионеров": "Фото, сеньоры, фото!.."














Тут хрип смертельно раненого гладиатора, в агонии впившегося пальцами в пропитанный кровью песок, заглушается нынешними экскурсоводами: "Представляете, вот это всё было прямо здесь!"


Ave, Caesar, morituri te salutant! И тут же наше посконное в мобилу: "Петрович, я те потом перезвоню, ок?" Рёв пятидесятитысячной толпы патрициев, клиентов и плебеев на трибунах, сквозь который пробивается бибиканье автопотока. Яростная ругань сотен моряков из Остии, натягивающих внутри Колизея мегатент и не менее яростная брань двух арабов, не поделивших место для впаривания туристам сувениров...

Наконец, именно тут, у Колизея, мы пересекаемся с нашими московскими друзьями - shewolf_org и psycolorena. ;)






Пересекаемся, договариваемся о следующем рандеву и разбегаемся. Они - в сторону Ватикана, мы - в Колизей.

Даже не знаю, как описать словами те чувства, которые испытываешь в первый раз попадая в него. Если очень упрощённо, то когда рукой прикасаешься к камню Колизея, возникает ощущение сродни "шерсти, вставшей дыбом на загривке". Описать, повторяю, нельзя. Можно только показать фотки. Что я, собственно, и сделаю. Ирония судьбы - прямо перед Колизеем у меня сдох аккум в цифромыльнице. Так что чрево амфитеатра Флавиев пришлось пошло снимать смартфоном. Соответственно, просьба не бросаться в меня табуретками за качество и компоновку снимков. :)

Писать исторический трактат про Колизей не стану - это займёт слишком много времени и места. Жаждущим подобных данных - интернет в помощь + Мэттьюз http://www.flibusta.net/b/250048, Хёфлинг http://www.flibusta.net/b/155221, Манникс с Праттом http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3788837. Самым ленивым рекомендую фильм в конце поста.








Евреям следовало бы перенести Стену Плача в Рим. Как-никак Колизей возводился на те средства, которые Тит Флавий "изъял" у иудеев в 70 г. н.э. во время взятия и разграбления римлянами Иерусалима...


"...Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров.

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.

Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией.

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere "извергать"), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене. На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента (лат. velarium) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков)..." (с)
















































Обедать в находящуюся совсем недалеко от Колизея "Наумахию" мы с Маришкой уходили какими-то оглушёнными. И опустошёнными.


А Колизей медленно уплывал из поля зрения, возвышаясь над Римом подобно скале средь океана. Средь океана бушующего времени. И стоять ему так и день, и ночь, храня в себе память прошлого. Как говаривали пилигримы VIII века: "Пока стоит Колизей - стоять и Риму".






P.S.
Tags: Италия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments