u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

  • Mood:

Италия. День второй. Помпеи, тени и фаллосы...

Был вечер, как удар,
И был грудною жабой
Лесов багровый шар,
Чадивший без послабы.
И день валился с ног,
И с ног валился тут же,
Где с людом и шинок,
Подобранный заблудшей
Трясиной, влекся. Где
Концы свели с концами,
Плавучесть звезд в воде
И вод в их панораме.
Где словно спирт, взасос
Пары болот под паром
Тянули крепость рос,
Разбавленных пожаром.

И был, как паралич,
Тот вечер. Был, как кризис
Поэм о смерти. Притч
Решивших сбыться, близясь.

Сюда! Лицом к лицу
Заката, не робея!
Сейчас придет к концу
Последний день Помпеи.


Так писал о Помпея Боря Пастернак. Что к этому добавить?.. Нет, можно, конечно, поиграть в пафосного гида. Раскинуть руки пошире и заорать на Везувий: "Помпеи"! - как много в этом звуке для сердца русского!.."

И ТыДы, и ТыПы.

И что самое смешное, вот это самое "как много в этом звуке для сердца русского" будет сущей правдой. Это в том смысле, что 70% жителей нашей страны возможно и не сообразят, что это за хрень такая - Помпеи. Зато все помнят картину (ну этого... как там его? Бля, вот только что же помнил... Ах да - Брюллова!) "Последний день Помпеи".


Как грится, и на том спасибо.

Так вот. Можно было бы встать в крассивую позу и устроить длиннющий ликбез о гибели Помпеи. В красках и лицах. Но...


Но вот как-то не хочется. Не то, чтоб настроения не было (хотя и это тоже - меня вчера самым натуральным образом чуть не прибило на фиг), а просто... Просто Помпеи, это место не для рукомашества и языкодрыжества. Это место для созерцания.

Тут хочется неспеша ходить, смотреть, трогать и размышлять. А вот говорить как-то не хочется. Совсем. По крайней мере - мне.

Таким образом, всех жаждущих научных откровений отсылаю к соответствующим по тематике книгам, сайтам (вот, к примеру, ресурс, который ведёт Юля Улётова ака ulli_u http://pompeii.ru/ или офсайт Помпей http://www.pompeiisites.org/index.jsp?idProgetto=5&idLinguaSito=2#) и фильмам.

С остальными я готов поделиться нет, не фактами. Ощущениями.

Не передумали? Тогда - вперёд. :)


От окружённой зеленью ж/д-станции развалин не видно. Но стоит чуть пройти и перед вами появляется... Всё правильно - билетная касса. Безусловно, это правильно. Тупо было бы не брать деньги за подобный аттракцион. Но в том-то и дело, что для кого-то Помпеи - аттракцион, а для кого-то - памятник...

Платить за память странно, но выбора нет.

Наконец, вместе с кассой заканчивается мирское. Начинается небесное. Буквально пара шагов и мы - перед Морскими воротами. В воротах - две арки. Одна - для пешеходов, вторая - для вьючных животных. Первая - довольно узкая, так что группы туристов предпочитают вторую.


Морские ворота. За ними нас ждут Помпеи. Живой город мёртвых - не правда ли, звучит парадоксально. Но это так и есть с того самого дня - 24 августа 79-го года. Там, за воротами, до сих пор высятся руины погибшего города. Руины полны жизни - между ними как муравьи снуют туристы, едва заметно проплывают миражи прошлого и на цыпочках бродят призраки тех 2000 горемык из 20000-ного населения, которым так и не удалось спастись. Где-то среди этих 2000 мужчин, женщин, детей, стариков и старух прячется призрачная тень незабвенного Gaius Plinius Secundus, т.е. Плиния Старшего - автора знаменитой "Естественной истории". Если говорить честно, то Плиний погиб не в Помпеях, а в Стабиях (древнеримский аналог Малаховки с её фешенебельными дачами), куда его затащили научный итерес и стремление помочь людям. Но в Стабиях скучно шописец. Так что мне хочется думать, что дух Плиния перебрался в Помпеи. Вот так взял и перебрался. Ясным солнечным днём просквозил по старинным камням тоннеля ворот и никто его из туристов не заметил. Подумаешь, какая-то тень...

Мы последуем за тенью Плиния Старшего. Из тьмы - к свету. Тихо и незаметно. Чтобы не спугнуть миражи прошлого.


Нам повезло дважды. Во-первых, мы приехали в Помпеи рано утром и потому тут ещё нет туристических толп. Есть возможность остаться с городом почти один на один. Во-вторых, оставшийся за спиной Рим подарил нам очередной солнечный день и нет необходимости думать об укрытии от дождя. Последнее весьма кстати, т.к. Помпеи, это город со стенами, но без крыш. Черепичные крыши города рухнули под тяжестью пемзы...

Итак, мы входим.


Ноги ступают по холодным старым камням, похожим на большие обмылки. Едва слышное эхо шагов. Кажется, что в воздухе растворено умиротворение. Годы стёрли боль и ужас, оставив лишь шершавое спокойствие кладки стен.

"– Слушай беззвучие, – говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я." (с)

По Морской улице мы следуем к форумной площади, вымощенной травертином.


Там мы отыщем храм Аполлона.


Усядемся на первый попавшийся камень с видом на Везувий и будем говорить. О том, как жили и как погибли Помпеи. О владельцах прачечных, собиравших с горожан мочу - лучший пятновыводитель по тем временам. О Новеллии Примигении из Нуцерии - лучшей давалке города, чей адрес восхищённые пользователи увековечили в граффити. О выцарапанном на стенах местного лупанария огромном фаллосе с подписью из серии "Ваш К.О.": «Mansueta tene» - «Обращаться бережно». О стенах гладиаторских казарм, исписанных неким Целадусом из Фракии. О Алькубьерре, ла Веге и Джузеппе Фиорелли. Именно последний из них, кста, обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения.


Мы говорим о Форуме, базилике и комициях. Мы потрогаем уцелевшие барабаны колонн и будем говорить дальше. Об амфорах, храмах, палестрах, лупанарии и термах. О домах Веттиев, Поэта, Хирурга и Фавна. О рыбном соусе "гарум", пекарнях и местном фастфуде - термполиях. О камнях, которые клались поперёк мостовой и по которым римляне пересекали улицы в непогоду. Ветер будет едва слышно шелестеть меж камней, словно погибшие жители города всё ещё о чём-то шепчутся между собой, подсматривая с того света за этим. А под ногами будут шмыгать маленькие, но предельно наглые ящерицы.










































































Вот так дворы Помпеи выглядели когда-то.


Вот так они выглядят сейчас.


















Очень забавно читать на стенах граффити - подлинную летопись времён. На одной стене какая-то двухтысячелетняя проститутка напоминает, что отдаётся со скидкой тем, кто при выборах в городскую администрацию будет голосовать за Цицелия. На соседней стене - вполне себе современные имена Тони и Иры. И дата - "2010". Интересно, они тоже того?.. За Цицелия? ;)


Дом Фавна. На пороге мозаикой выложено «HAVE» - "Здравствуй". За порогом - атрий и имплювий - маленький бассейн для сбора дождевой воды. Посреди имплювия - фигурка фавна, давшая название всему особняку.






В гостинной - всемирно известная мозаика, изображающая битву при Иссе Александра Македонского с Дарием III. Полтора миллиона кусочков, собранных в технике «opus vermiculatum».


Копия, конечно. Подлинник хранится в Неаполе. Причём, не на полу - на стене. Так мозаику легче разглядывать.


Когда Оливеру Стоуну понадобился внешний вид царского доспеха Александра Македонского, режиссёр-янки слизал его для своего фильма именно с помпеянской мозаики.


Забавно всё в мире переплетается, да?..












На мостовых - колеи, оставленные давным давно превратившимися в пыль колесницами и телегами...












...А потом Маришка присела на уцелевшую кладку и внятно сказала "фаллос"!
- Что, любимая?
- Фаллос. Когда в прошлый раз я тут была, гид нам показывал выбитый на мостовой член-указатель.
- Куда, прости, указатель?
- К местным проституткам.
- В смысле - к лупанарию?
- Да. Так вот. Гид сказал, что если женщина встанет на тот знак, то на неё немедленно ахнет счастье.
- И что?
- И ничего. Хочу фаллос!

И мы пошли искать фаллос.

Надо сказать, что я на фиг не помнил, чтобы в Помпеях херы выбивали на мостовой. На стенах - да, а вот на мостовой - нет. Тем не менее, почему не сделать Жене приятное? Должно быть мы клёво смотрелись, когда с видом заправских грибников методично обшаривали античные улицы в поисках куёв. ;)






Пока мы занимаемся средь Помпей этим богоугодным делом, следует пояснить, что с куями в Помпеях было всё Ок.


Город был куёвый. В том смысле, что куи тут в буквальном смысле слова были на каждом углу и это никого не смущало.






















Проникнувшимся советую зачесть Апулея http://www.flibusta.net/b/129588.


Ленивым - см. комиксы Манары по тому же Апулею http://jacals.ya.ru/replies.xml?item_no=11462


Короче, с сексом у помпеян проблем не было. Во всех смыслах этого слова...


Последняя статуэтка, правда не из Помпей, а из Геркуланума, ну да он там рядом. Настолько рядом, что накрыло тем же Везувием и с теми же последствиями... Кста, назло вулкану у потомков помпеянцев и гкркуланумцев с трах-тибидохом тоже всё Ок. :D


Однако, вернёмся к нам. Фаллос-таки нашёлся. И всё таки не на мостовой, а на стене дома, так что стать на него было несколько затруднительно. В общем, ничего нам не оставалось делать, как следуя куям пойти искать лупанарий.






Дальше было забавно. На карте лупанарий был, но мы его никак не могли найти на местности. Во-первых, я не сразу вспомнил про местную нумерацию домов имени Джузеппе Фиорелли http://www.pompeii.ru/numero.htm, а, во-вторых, Помпеи регулярно реставрируются и раскапываются (до сих пор не вскрыто минимум 20% погребённого под пеплом города), но столь же регулярно осыпаются и разваливаются. В силу чего улицы ВДРУГ перекрываются для ахтунговой реставрации. Как следствие, Помпеи становятся лабиринтом с постоянно меняющимся маршрутом. Т.е. вы точно по карте несётесь, закинув от усердия рога за спину, к публичному дому, а потом - тпрррру! Приехали. Улица перекрыта. Чорд. Вы вспоминаете старинную русскую истину "настоящие герои всегда идут в обход". И чувствуете себя полным и законченным урод... героем.

Ибо идёте-таки в обход. :)

Через какое-то время мы заметили, что вовсе не одиноки в желании навестить местных путан. Со странными улыбками на лицах вокруг клубились тихие старые пары, пары поновее и совсем уж зелёная молодёжь, то и дело норовящая за ближайшим углом подёргать друг друга за мошонку и сиськи.

И все настойчиво искали путь к лупанарию, изо всех сил делая вид, что делают это совершенно случайно. А на самом деле их неимоверно интересует вооооооооон та обрушившаяся античная халупа.

В итоге лупанарий нашли все. И мы - тоже.


Гнездо местных жриц любви было маленьким, тесным и больше всего напоминало домик Карлсона, водружённый на трансформаторную будку.


Едва оказавшись внутри, Жена немедленно выразила своё возмущение в буквальном смысле этого слова жёсткими условиями работы данного учреждения.






"Но как, Холмс?!.. Как они ЭТО делали?!!" (с)


Надо признать, что условия труда тут и правда были весьма спартанские. Зачастую клиенты оказывались иностранцами, ни рожна не вяжущими на языке братьев Гракхов и Цицерона. Для того, что облегчить таковым пользование лупанарием, весь ассортимент услуг был запечатлён в меню на специальных фресках. Так что клиенту оставалось только ткнуть в нужную пальцем, прочитать на восковой табличке цену, потом забашлять и - вуаля - добро пожаловать на прокрустово ложе.












Некоторое время после хождения в лупанарий у нас занял перекур и высокодуховное обсуждение вопросов цистита применительно к юзанью проститутками каменных лож.


А потом мы пошли накручивать новые круги по бесконечному лабиринту Помпей.


















Пока я совершенно безотносительно к Помпеям вспоминал историю взаимоотношений Гнея Помпея и киликийских пиратов (Коракекессиум - дракон над морем. Часть первая, Коракекессиум - дракон над морем. Часть вторая, Коракекессиум - дракон над морем. Часть третья, Коракекессиум - дракон над морем. Часть четвёртая), начал накрапывать едва заметный дождик. Сорри за набившее оскомину сравнение, но словно кто-то там, в верхотуре, в очередной раз начал оплакивать Помпеи.










Местный фастфуд - термополий. Блюда разогревались с помощью нескольких объёмных сосудов (лат. dolium) с водой или больших чанов, встроенных в прилавок, содержимое которых подогревалось на огне под сосудами. Внутри находилась печь, на которой еда варилась. Предлагаемые блюда были очень просты: горох, бобы, чечевица, также подавалось вино, смешанное с горячей водой. Посетители обычно ели стоя...






Пресс для отжима оливкового масла.


В качестве наглядного материала по работе девайса снова воспользуюсь комиксом Манары. :)


Идём дальше. Мы уже столько намотали сегодня по Помпеям, что ножки начинают ощутимо побаливать. Но ещё столько не осмотрено!.. С дождиком на смену жаре приходит прохлада. Камни перестают пахнуть нагретой пылью и начинают пахнуть сыростью...






В крепостной стене Помпей было 6 ворот: Морские, Геркуланские, Везувианские, Нуцерийские, Капуанские и Сарнские. Мы сворачиваем со Стабиевой улицы на улицу Изобилия и проходим весь город насквозь почти до Сарнских ворот. Уже нет сил смотреть театры и гладиаторские казармы. Да и вообще пора уже собираться в обратку... Ограничиваемся посещением Большой палестры и амфитеатра.






Об амфитеатре. Он вмещал 20 000 зрителей и был построен около 80 года до н. э. Имеет размеры 135 на 104 м. и в настоящее время является древнейшим известным амфитеатром. Отличается от остальных тем, что входы в него находились в верхней части зрительного зала, а также отсутствием подвальных помещений: выход гладиаторов на арену осуществлялся через коридор прямо с улицы. Ave, Caesar, morituri te salutant!


Через второй коридор выносили раненых и убитых.


Как писал Байрон: "I see before me the gladiator lie..."








Мы уходим из Помпей. А тени... Тени остаются там. Чтобы жить вечно. И Плиний Старший нам машет рукой у Сарнских ворот.












И Везувий хмурится нам в спину.


И пьяный с бурдюком пьяно улыбается нам вслед.






Мы сюда ещё как-нибудь вернёмся. Обязательно вернёмся. Чтобы снова целый день ходить меж камней и теней. А сейчас мы едем в Неаполь.





Tags: Италия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →