u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:
  • Music:

«Титаник» - это сцена…» (с)

Это потрясающе… Я не о мощно отпиареном художественном фильме «Титаник», а о его «побочном продукте» - документальном фильме «Призраки бездны» от Walt Disney Pictures, где предельно подробно и красочно показана вся камероновская одиссея со съёмками затонувшего лайнера.
Как подводный археолог, я просто аплодирую.
Нет слов. Это феерия.
Художественный фильм на фоне творения Walt Disney Pictures, это как фастфудовская коробка Макдональдса на фоне сверкающего великолепия громады Версаля.

«Три мира», да, именно так. Именно так я назвал бы этот фильм.

«Мир первый» - поверхность океана южнее Ньюфауленда.
Бело-сверкающий мир российского корабля «Академик Мстислав Келдыш». 2001 год.
Странный мир, где каким-то непостижимым образом прекрасно ужились участники американской экспедиции и члены команды корабля. …Плакаты с Бобом Марли, соседствующие на переборках с аварийными наставлениями по борьбе за живучесть. Янковские, усыпанные советскими краснозвёздными значками, джинсовки рядом с синими спецовками русской боцманской команды. Доктор Анатолий Сагалевич, напевающий под гитару что-то из Городницкого и Джеймс Камерон, ползающий на четвереньках по разбросанным в каюте чертёжным синькам. И наигрыши в стиле кантри по корабельной трансляции. И вполне космополитичный баскетбол на верхней палубе.

225,05 КБ Подводный аппарат «Мир» спускается с борта "Келдыша" на воду.


Кликабельно. «Титаник» в разрезе.

«Титаник» на дне.
Нос…
114,31 КБ
Отломившаяся корма.
127,10 КБ

«Мир второй» - тёмно-зелёная бездна на четырёхкилометровой глубине.
Словно древний утёс, торчащий из грунта, весь в буграх наростов, форштевень затонувшего корабля. Оживлённые компьютером, призраки команды и пассажиров на его палубах и в отсеках... Покосившаяся громада хрустальной люстры в курительном салоне первого класса. Великолепно сохранившийся краник пресной воды в кубрике кочегаров. Кем-то забытая, но уцелевшая шляпа в сумраке каюты третьего класса. Стойка штурвала посреди руин капитанского мостика. Женская туфелька, выглядывающая из донных наслоений рядом с громадой корпуса «Титаника»… Замершие в немом благоговении глаза за толстыми стёклами иллюминаторов подводных аппаратов.
И над всем этим – печальные напевы ирландских баллад композитора Джоэла МакНели.

«Мир третий» поместился между «первым» и «вторым».
Это мир «Миров» - подводных аппаратов – «шеститысячников» (маде ин Суоми), с помощью которых, собственно и велись исследования, видео и киносъёмка. Замкнутая капсула отсека, стискивающая в себе трёх человек.
Утро над Атлантикой.
Камерон с гордым видом подходит к стремянке, прислонённой к одному из глубоководников и разувается. «Вход» внутрь только в специальных войлочно-резиновых «полуваленках». Ассистент принимает из рук маститого режиссёра понтовые белые кроссовки и Камерон ныряет через комингс в люк.
Крышка опускается, пилот закручивает кремальеру. Всё, готовы.
Бородатый русский боцман проверяет сцепку и стропы. Разрешающая отмашка. Кран-балка выносит «Мир» из ангара «Келдыша» и вываливает мини-субмарину за борт.
Всплеск приводнения.
«Пошла сцепка!..»
Аквалангист в последний раз осматривает поверхность «Мира» и отдаёт крепёжные гаки строп. Через десять минут рядом с первым «Миром» в океан ухает второй. В иллюминаторе внешнего обзора – подсвеченная солнцем поверхность океана в позиции «вид снизу».
С «Келдыша» по звукоподводной связи получено «добро» на погружение.
Дальше начинается цирк.
ЭТОГО делать нельзя. ЭТО запрещено всеми наставлениями. При одновременном погружении двух аппаратов они должны располагаться не ближе двух радиусов циркуляции друг от друга. И должны идти параллельными курсами.
Но Камерон башляет по-чёрному и Сагалевич лично садится за джойстик управления… Два «Мира» идут вниз на расстоянии менее метра и развернувшись друг к другу носовыми панорамными иллюминаторами! Малейшая ошибка и столкновение на глубине неминуемо… Но ошибки не будет – за джойстиками асы своего дела.
Погружение на 4 км безумно долгое. В утыканном приборами объёме жилой капсулы у людей постепенно уходит наигранное веселье и появляется странная отрешённость. По мере того, как всё темнее становится за иллюминатором и всё больше атмосфер давит на поверхность аппарата, на лицах членов экипажа высыпают крупные капли пота…
Потом внезапно вспыхивает луч прожектора, выхватывающий чёрно-зелёную вертикальную громаду. Вот он – «Титаник». Приехали!..
…Что потом творили наши пилоты – это неописуемо. Это надо видеть.
Сагалевич, как то даже не особенно и напрягаясь, заставляет висящий «по-вертолётному» (опущенный нос – задранная корма) аппарат идти на минимальной скорости (чтобы не поднять в воде облака донной взвеси и тем не помешать киносъёмке) на высоте ПОЛУМЕТРА над палубой «Титаника»…
В один из последующих дней американцы теряют на глубине в лабиринтах останков лайнера один из двух своих подводных мини-роботов. Стоимость утраты исчисляется ОЧЕНЬ большой суммой. Русские уходят вниз и… отлавливают «беглеца»! Камерон в шоке – он готов поручкаться с каждым матросом русского судна.
Но вернёмся к описанию погружения. Через несколько часов работы, «Миры» начинают подъём. В этот момент кому-то из американцев приспичило «по-маленькому». Русский пилот невозмутимо протягивает страдальцу огромную пластиковую колбу… В глазах американца неподдельный ужас, хе-х!..
Уже вечер. На поверхности штормит. После долгих часов в стылой чёрной глубине, вечерние сумерки ослепляют!.. Аппараты выныривают на поверхность и их немедленно начинает бултыхать в волнах, как пробку от шампанского в смываемом унитазе. Укачиваются даже приборы.
Волнение увеличивается – оставлять аппараты за бортом нельзя…
Среди бурлящей воды в свете прожекторов «Келдыша» виден надувной «Зодиак». Катер, пританцовывая на пенных гребнях, подлетает к «Миру» и на палубу аппарата лихо спрыгивает упакованный в неопреновый гидрокостюм парень из швартовой команды.
Парень падает на четвереньки, наклоняет голову и во что-то вцепляется руками. Вовремя – над ним с гулом пролетает полтора метра солёной воды. Едва оказавшись снова на поверхности, швартовщик молниеносно стыкует «Мир» с кран-балкой и бросается в воду.
«Есть сцепка!..»
Пока «Зодиак» вылавливает швартовщика, кран-балка под натужный вой лебёдки выдёргивает аппарат из воды. Вот он уже опущен на штатные кильблоки в своём ангаре…
Отдраивается люк. Из комингса появляется бледно-зелёное лицо Камерона. После многочасового дайва и океанской болтанки режиссёр чувствует изрядное утомление жизнью… Первым к Камерону бросается его ассистент с парой камероновских кроссовок. Джеймс тупо смотрит на них, потом делает отталкивающее движение рукой и походкой хронического алкоголика уходит в свою каюту.
Стоп-кадр: широкие смеющиеся лица русских матросов!

…Фильм «Призраки бездны» был посвящён Камероном известнейшему писателю Уолтеру Лорду, создателю книги «Последняя ночь «Титаника».

Пы.Сы.
Для интересующихся историей «Титаника» и не желающих тратить время на пролистывание надлежащей литературы, полезный ресурс -http://home.tula.net/titanic/central.htm
Желающим же что-нибудь прочитать, порекомендую вышепомянутого У. Лорда и очень интересную, профессионально написанную работу "Титаник". Легенда и действительность", созданную в 92-м капитаном дальнего плавания Анатолием Ивановичем Семёновым.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments