u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:

HMS Glowworm. Версия PROF...

"...Глядя на карту малого масшта­ба, трудно представить океанский простор и бесконечно маленькую точку в этом просторе, которой яв­ляется корабль. Сегодня, благодаря радиолокатору, необъятность водно­го пространства уменьшилась, но в 1940 году, при видимости всего лишь десять или одиннадцать миль с мостика эсминца в ясный день, об­наружение корабля или эскадры в дождливый, хмурый день являлось проблемой, разрешение которой за­висело, в основном, от счастливого стечения обстоятельств.

Пытаясь навязать противнику бой, Адмиралтейство все шире рас­ставляло свою сеть. 7 апреля в 20:30 два линкора - "Родней" и "Вэлиант",- линейный крейсер "Рипалс"', два крейсера и десять эсминцев вышли из Скапа-Флоу. Через полтора часа 2-я эскадра крейсеров в составе двух крейсе­ров и четырех эсминцев, вышла из Розайта. 1-я эскадра крейсеров, на­ходившаяся также в Розайте, полу­чила приказ как можно скорее присоединиться в море к флоту. Из устья Клайда в Скапа-Флоу от­правились легкий крейсер "Орора" и шесть эсминцев.

Пока разворачивались эти собы­тия миннозаградительная операция шла полным ходом. Два из трех мин­ных заграждений должны были быть выставлены между Бергеном и Трон­хеймом, а третье - у входа в Вест-фьорд, для защиты подходов к жиз­ненно важной гавани Нарвика.


Одним из эсминцев эскорта этого третьего, самого северного сое­динения, был корабль его величества "Глоууорм" (командир - лейтенант-коммандер Руп).


Эсминец шел к рай­ону постановки сквозь бушующие волны, глухо бившиеся о бак, когда один из матросов был смыт за борт огромной волной. И этот печальный обыденный случай вылился в один из самых славных эпизодов саги о военных походах эсмин­цев в этой войне.

"Глоууорм" тотчас же просиг­налил "человек за бортом!" и, оста­вив свое место в строю, стал вести поиск. Пока шел поиск, остальные корабли ушли вперед и вскоре поте­рялись из виду. Продемонстрировав великолепные навыки управления кораблем, командиру вскоре уда­лось найти потерянного матроса. После поднятия спасенного, кото­рый был отдан на попечение судово­го врача, "Глоууорм" лег на преж­ний курс и рассекая вздымавшиеся волны, попытался присоединится к ушедшим кораблям.

В такую штормовую погоду он испытывал сильную качку, и на следующее утро (8 апреля - ред.) все еще шел по следу своих товари­щей. Волны, падавшие на палубу, каскадами скатывались с нее, а ве­тер швырял пелену брызг на мос­тик и пост управления огнем. Рупу пришлось снизить ход до 90 оборотов - около 10 узлов. Но впереди ждали гораздо большие неприятности.

На рассвете на "Глоууорме" все посты были заняты в соответст­вии с утренним боевым расписани­ем. Командир находился на мости­ке, с надеждой вглядываясь в даль в поисках британских кораблей. Вме­сто них он увидел германский эсминец. "Лево на борт! Пол­ный вперед!"- прозвучала ко­манда, и "Глоууорм" был приведен в боевую готовность. Почти сразу же из тумана по носу появился дру­гой эсминец противника. Оба ко­рабля открыли огонь. "Глоууорм" полным ходом шел на сближение, его четыре 120-мм орудия яростно извергали огонь.

Незадолго до 8 часов утра "Глоууорм" кратко радировал адми­ралу, находившемуся на "Ринауне", о том, что он вступил в бой с двумя эсминцами неприятеля при­мерно в 150 милях юго-западнее Вест-фьорда. Через час с небольшим он передал другой радиосигнал, ко­торый внезапно оборвался без како­го-либо намека на гибель корабля. Больше "Глоууорм" уже никогда никто не видел, и о его судьбе ни­чего не было известно вплоть до окончания войны и возвращения на родину оставшихся в живых членов команды, ставших военнопленными.

Через несколько минут после начала боя "Глоууорм" добился прямого попадания в один из гер­манских кораблей, сейчас известно, что это был "Бернд фон Арним". Противник отвернул к северу, пре­кратив стрельбу, и поставил дымо­вую завесу. Затем события приняли зловещий оборот. Опасность неожи­данно возникла впереди в виде ба­шенных очертаний [?!!.. Переводчика - на рею! - u_96] тяжелого крей­сера "Хиппер".


Руп немедленно послал сооб­щение об обнаружении неприятеля и лег на обратный курс, пытаясь уйти от своего массивного против­ника. Он, должно быть, осознавал ужас своего положения. "Хиппер" мог обогнать эсминец в штормовом море и поражать "Глоууорм" из своих 203-мм орудий, в то время как орудия "Глоууорма" не могли эффективно ответить.

Как только машинная команда отрегулировала механизмы на по­становку дымовой завесы от британ­ского эсминца повалил дым, но едва "Глоууорм" вышел из дымовой за­весы, он обнаружил тяжелый крей­сер прямо перед собой. Был перело­жен руль, и дан торпедный залп. Торпеды ушли, но не смогли найти свою цель. Тем временем вокруг эс­минца неистовствовал град 203-мм снарядов, с яростью которых слива­лась ярость волн. Вскоре один из снарядов достиг цели, разрушив ра­диорубку и внезапно оборвав от­правку радиограммы.

Руп, надеясь на спасение, сно­ва направил корабль в дымовую за­весу. Но с двумя вражескими эсмин­цами на левом траверзе и мощным "Хиппером" с правого борта, "Глоу­уорм" был обречен. Его гибель была делом нескольких минут.


"Хиппер" прошел сквозь дымо­вую завесу и, выйдя из нее, обнару­жил бесстрашный маленький эсми­нец в нескольких сотнях метров, идущий на полной скорости прямо на него. На борту "Глоууорма" раз­далась команда "Приготовиться к тарану!" Нос обреченного эсминца врезался в среднюю часть брониро­ванного борта "Хиппера" среди вспышек и рева снарядов. Носовая часть "Глоууорма" смялась, согну­лась и сплющилась подобно оло­вянной фольге. Совершенно изуро­дованный, охваченный сильным пламенем, с верхней палубой, пре­вратившейся в бойню, с телами до­блестных офицеров и матросов, по­гибших на своих боевых постах, эсминец пал жертвой своего гигант­ского противника. Через несколько минут огонь добрался до погребов боезапаса, и эсминец взорвался. Он затонул среди рева осколков.












Несмотря на большое волнение и зиявшую как железнодорожный тоннель пробоину в борту, "Хипперу" удалось спасти 31 оставшего­ся в живых из 149 членов экипажа.

Среди погибших был и лейтенант-коммандер Руп, кото­рому, по наблюдениям некоторых членов экипажа, поч­ти удалось добраться до палубы крейсера, прежде чем он, обессиливший, сорвался в море. Больше его так и не видели. Позднее он был награжден за свой героизм крестом Виктории. Когда страна узнала истинную ис­торию этого боя, свои награды за храбрость получили еще один офицер и трое матросов "Глоууорма".

Поврежденный "Хиппер" с трудом дошел до Трон­хейма и был поставлен на временный ремонт.


Прибыв в германский порт, крейсер провел в бездействии мно­гие недели, пока не были устранены обширные повреж­дения, и он снова стал годен к плаванию.

Таким образом, самопожертвование "Глоууорма" не было напрасным. Он сам отплатил за свою гибель, и по большому счету."
/Британские эсминцы в бою. Часть 2. http://www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/GB_DD_2/index.htm/

События по версии Владимира Кофмана:
"В это время в той же части Северного моря находилось британское оперативное соединение адмирала Уитворта в составе линейного крейсера "Ринаун" и 4 эсминцев, прикрывавшее минную постановку в норвежских проливах. С борта одного из них, "Глоууорма", упал в воду матрос. Эсминец пытался найти своего члена команды в бурном море, когда на него внезапно наткнулся один из немецких кораблей того же класса - "Бернд фон Арним". Противники обменялись несколькими выстрелами, не причинившими им никакого вреда. Оба сообщили о контакте и с этого момента немецкая операция стала фактом для англичан, хотя они еще долго не догадывались о ее истинных целях и масштабах.

"Фон Арним" запросил помощи и Маршалл приказал "Хипперу" уничтожить неприятеля.


Крейсер отвернул от своей группы около 9.20 и двинулся против волны к сообщенной своим эсминцем позиции. Плохая погода настолько затрудняла действия, что ему потребовался свыше получаса, чтобы прибыть к месту действия. С большим трудом отличив "Арним" от противника, Хейе в 9.59 приказал открыть огонь по "Глоууорму" из носовых башен с дистанции около 45 каб. Командир крейсера сознательно предпочел вести стрельбу только из половины артиллерии, чтобы быстро сблизиться с британским эсминцем на остром курсовом угле, не подставляя борт под торпедный залп. Крейсер успел дать пять залпов, тогда как "Глоууорм" быстро распознал угрозу и отвернул влево, выстрелив торпеды из одного из своих торпедных аппаратов и прикрывшись дымзавесой. Торпеды были обнаружены наблюдателями с "Хиппера", и ему пришлось навернуть на залп, пропустив их по обоим бортам. В этот момент 203-мм снаряд поразил надстройку "Глоууорма", прервав сообщение об обнаружении германского крейсера. Из дымовой завесы торчала только мачта "британца", и артиллеристы "Хиппера" произвели еще 2 залпа, ориентируясь на нее. Внезапно "Глоууорм" выскочил из завесы и разрядил в своего грозного противника второй торпедный аппарат. Немецкий крейсер вовремя отвернул и тут же ответил следующим, восьмым залпом, один или несколько снарядов из которого попали в эсминец. На малой дистанции открыли стрельбу 105-мм зенитки, также добившиеся нескольких попаданий в мостик, носовое орудие и середину корпуса. "Глоууорм" ответил неточными беспорядочными выстрелами, ни один из которых не попал в цель, и попытался вновь скрыться в поставленной ранее дымзавесе, но "Хиппер" уже ввел в действие свой радар, наблюдая за перемещениями своего противника в дыму. Дистанция сократилась настолько, что в дело вступили зенитные автоматы. "Глоууорм", получавший снаряд за снарядом, уже расстрелял все свои торпеды, и его командир, капитан-лейтенант Руп, принял единственное оставшееся решение - попытаться таранить крейсер.


Догадавшись о его намерениях, Хейе в свою очередь попытался направить форштевень в борт эсминца, но менее маневренный крейсер не успел развернуться в бурном море, и "Глоууорм" ударил его в нос районе якоря с правого борта.


Бортовая обшивка оказалась вдавленной на протяжении почти четверти длины корабля, вплоть до носового торпедного аппарата, который вышел из строя. Управление огнем пришлось переключить на кормовой артиллерийский пост, и кормовые башни сделали еще несколько выстрелов по оставшемуся сзади британскому эсминцу, который уже начал тонуть. Хейе приказал прекратить огонь, и в течение целого часа "Хиппер" пытался спасти храбрых английских моряков из бушующего моря. Им был принят на борт 31 человек.

Повреждения "Хиппера" оказались более впечатляющими с вида, чем серьезными. На крейсере оказались затопленными ряд небольших отсеков; он потерял около 200 тонн нефти и приобрел незначительный крен на правый борт, который контр- затоплением быстро уменьшили до 3°. Крейсер мог принимать участие в дальнейших действиях...//

...Ремонт нанесенных "Глоууормом" повреждений занял примерно три недели. Уже 8 мая крейсер прошел послеремонтные испытания и отправился в восточную Балтику, где и провел остаток месяца..."
/Владимир Кофман, Тяжелые крейсера типа "Адмирал Хиппер" http://navycollection.narod.ru/library/TKR_tipa_Admiral_Hipper/1.htm/

В качестве P.S.
Tags: флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments