?

Log in

No account? Create an account
HMS Glowworm. Версия PROF... - Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Январь 22, 2012


Previous Entry Поделиться Next Entry
08:03 pm - HMS Glowworm. Версия PROF...
"...Глядя на карту малого масшта­ба, трудно представить океанский простор и бесконечно маленькую точку в этом просторе, которой яв­ляется корабль. Сегодня, благодаря радиолокатору, необъятность водно­го пространства уменьшилась, но в 1940 году, при видимости всего лишь десять или одиннадцать миль с мостика эсминца в ясный день, об­наружение корабля или эскадры в дождливый, хмурый день являлось проблемой, разрешение которой за­висело, в основном, от счастливого стечения обстоятельств.

Пытаясь навязать противнику бой, Адмиралтейство все шире рас­ставляло свою сеть. 7 апреля в 20:30 два линкора - "Родней" и "Вэлиант",- линейный крейсер "Рипалс"', два крейсера и десять эсминцев вышли из Скапа-Флоу. Через полтора часа 2-я эскадра крейсеров в составе двух крейсе­ров и четырех эсминцев, вышла из Розайта. 1-я эскадра крейсеров, на­ходившаяся также в Розайте, полу­чила приказ как можно скорее присоединиться в море к флоту. Из устья Клайда в Скапа-Флоу от­правились легкий крейсер "Орора" и шесть эсминцев.

Пока разворачивались эти собы­тия миннозаградительная операция шла полным ходом. Два из трех мин­ных заграждений должны были быть выставлены между Бергеном и Трон­хеймом, а третье - у входа в Вест-фьорд, для защиты подходов к жиз­ненно важной гавани Нарвика.


Одним из эсминцев эскорта этого третьего, самого северного сое­динения, был корабль его величества "Глоууорм" (командир - лейтенант-коммандер Руп).


Эсминец шел к рай­ону постановки сквозь бушующие волны, глухо бившиеся о бак, когда один из матросов был смыт за борт огромной волной. И этот печальный обыденный случай вылился в один из самых славных эпизодов саги о военных походах эсмин­цев в этой войне.

"Глоууорм" тотчас же просиг­налил "человек за бортом!" и, оста­вив свое место в строю, стал вести поиск. Пока шел поиск, остальные корабли ушли вперед и вскоре поте­рялись из виду. Продемонстрировав великолепные навыки управления кораблем, командиру вскоре уда­лось найти потерянного матроса. После поднятия спасенного, кото­рый был отдан на попечение судово­го врача, "Глоууорм" лег на преж­ний курс и рассекая вздымавшиеся волны, попытался присоединится к ушедшим кораблям.

В такую штормовую погоду он испытывал сильную качку, и на следующее утро (8 апреля - ред.) все еще шел по следу своих товари­щей. Волны, падавшие на палубу, каскадами скатывались с нее, а ве­тер швырял пелену брызг на мос­тик и пост управления огнем. Рупу пришлось снизить ход до 90 оборотов - около 10 узлов. Но впереди ждали гораздо большие неприятности.

На рассвете на "Глоууорме" все посты были заняты в соответст­вии с утренним боевым расписани­ем. Командир находился на мости­ке, с надеждой вглядываясь в даль в поисках британских кораблей. Вме­сто них он увидел германский эсминец. "Лево на борт! Пол­ный вперед!"- прозвучала ко­манда, и "Глоууорм" был приведен в боевую готовность. Почти сразу же из тумана по носу появился дру­гой эсминец противника. Оба ко­рабля открыли огонь. "Глоууорм" полным ходом шел на сближение, его четыре 120-мм орудия яростно извергали огонь.

Незадолго до 8 часов утра "Глоууорм" кратко радировал адми­ралу, находившемуся на "Ринауне", о том, что он вступил в бой с двумя эсминцами неприятеля при­мерно в 150 милях юго-западнее Вест-фьорда. Через час с небольшим он передал другой радиосигнал, ко­торый внезапно оборвался без како­го-либо намека на гибель корабля. Больше "Глоууорм" уже никогда никто не видел, и о его судьбе ни­чего не было известно вплоть до окончания войны и возвращения на родину оставшихся в живых членов команды, ставших военнопленными.

Через несколько минут после начала боя "Глоууорм" добился прямого попадания в один из гер­манских кораблей, сейчас известно, что это был "Бернд фон Арним". Противник отвернул к северу, пре­кратив стрельбу, и поставил дымо­вую завесу. Затем события приняли зловещий оборот. Опасность неожи­данно возникла впереди в виде ба­шенных очертаний [?!!.. Переводчика - на рею! - u_96] тяжелого крей­сера "Хиппер".


Руп немедленно послал сооб­щение об обнаружении неприятеля и лег на обратный курс, пытаясь уйти от своего массивного против­ника. Он, должно быть, осознавал ужас своего положения. "Хиппер" мог обогнать эсминец в штормовом море и поражать "Глоууорм" из своих 203-мм орудий, в то время как орудия "Глоууорма" не могли эффективно ответить.

Как только машинная команда отрегулировала механизмы на по­становку дымовой завесы от британ­ского эсминца повалил дым, но едва "Глоууорм" вышел из дымовой за­весы, он обнаружил тяжелый крей­сер прямо перед собой. Был перело­жен руль, и дан торпедный залп. Торпеды ушли, но не смогли найти свою цель. Тем временем вокруг эс­минца неистовствовал град 203-мм снарядов, с яростью которых слива­лась ярость волн. Вскоре один из снарядов достиг цели, разрушив ра­диорубку и внезапно оборвав от­правку радиограммы.

Руп, надеясь на спасение, сно­ва направил корабль в дымовую за­весу. Но с двумя вражескими эсмин­цами на левом траверзе и мощным "Хиппером" с правого борта, "Глоу­уорм" был обречен. Его гибель была делом нескольких минут.


"Хиппер" прошел сквозь дымо­вую завесу и, выйдя из нее, обнару­жил бесстрашный маленький эсми­нец в нескольких сотнях метров, идущий на полной скорости прямо на него. На борту "Глоууорма" раз­далась команда "Приготовиться к тарану!" Нос обреченного эсминца врезался в среднюю часть брониро­ванного борта "Хиппера" среди вспышек и рева снарядов. Носовая часть "Глоууорма" смялась, согну­лась и сплющилась подобно оло­вянной фольге. Совершенно изуро­дованный, охваченный сильным пламенем, с верхней палубой, пре­вратившейся в бойню, с телами до­блестных офицеров и матросов, по­гибших на своих боевых постах, эсминец пал жертвой своего гигант­ского противника. Через несколько минут огонь добрался до погребов боезапаса, и эсминец взорвался. Он затонул среди рева осколков.












Несмотря на большое волнение и зиявшую как железнодорожный тоннель пробоину в борту, "Хипперу" удалось спасти 31 оставшего­ся в живых из 149 членов экипажа.

Среди погибших был и лейтенант-коммандер Руп, кото­рому, по наблюдениям некоторых членов экипажа, поч­ти удалось добраться до палубы крейсера, прежде чем он, обессиливший, сорвался в море. Больше его так и не видели. Позднее он был награжден за свой героизм крестом Виктории. Когда страна узнала истинную ис­торию этого боя, свои награды за храбрость получили еще один офицер и трое матросов "Глоууорма".

Поврежденный "Хиппер" с трудом дошел до Трон­хейма и был поставлен на временный ремонт.


Прибыв в германский порт, крейсер провел в бездействии мно­гие недели, пока не были устранены обширные повреж­дения, и он снова стал годен к плаванию.

Таким образом, самопожертвование "Глоууорма" не было напрасным. Он сам отплатил за свою гибель, и по большому счету."
/Британские эсминцы в бою. Часть 2. http://www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/GB_DD_2/index.htm/

События по версии Владимира Кофмана:
"В это время в той же части Северного моря находилось британское оперативное соединение адмирала Уитворта в составе линейного крейсера "Ринаун" и 4 эсминцев, прикрывавшее минную постановку в норвежских проливах. С борта одного из них, "Глоууорма", упал в воду матрос. Эсминец пытался найти своего члена команды в бурном море, когда на него внезапно наткнулся один из немецких кораблей того же класса - "Бернд фон Арним". Противники обменялись несколькими выстрелами, не причинившими им никакого вреда. Оба сообщили о контакте и с этого момента немецкая операция стала фактом для англичан, хотя они еще долго не догадывались о ее истинных целях и масштабах.

"Фон Арним" запросил помощи и Маршалл приказал "Хипперу" уничтожить неприятеля.


Крейсер отвернул от своей группы около 9.20 и двинулся против волны к сообщенной своим эсминцем позиции. Плохая погода настолько затрудняла действия, что ему потребовался свыше получаса, чтобы прибыть к месту действия. С большим трудом отличив "Арним" от противника, Хейе в 9.59 приказал открыть огонь по "Глоууорму" из носовых башен с дистанции около 45 каб. Командир крейсера сознательно предпочел вести стрельбу только из половины артиллерии, чтобы быстро сблизиться с британским эсминцем на остром курсовом угле, не подставляя борт под торпедный залп. Крейсер успел дать пять залпов, тогда как "Глоууорм" быстро распознал угрозу и отвернул влево, выстрелив торпеды из одного из своих торпедных аппаратов и прикрывшись дымзавесой. Торпеды были обнаружены наблюдателями с "Хиппера", и ему пришлось навернуть на залп, пропустив их по обоим бортам. В этот момент 203-мм снаряд поразил надстройку "Глоууорма", прервав сообщение об обнаружении германского крейсера. Из дымовой завесы торчала только мачта "британца", и артиллеристы "Хиппера" произвели еще 2 залпа, ориентируясь на нее. Внезапно "Глоууорм" выскочил из завесы и разрядил в своего грозного противника второй торпедный аппарат. Немецкий крейсер вовремя отвернул и тут же ответил следующим, восьмым залпом, один или несколько снарядов из которого попали в эсминец. На малой дистанции открыли стрельбу 105-мм зенитки, также добившиеся нескольких попаданий в мостик, носовое орудие и середину корпуса. "Глоууорм" ответил неточными беспорядочными выстрелами, ни один из которых не попал в цель, и попытался вновь скрыться в поставленной ранее дымзавесе, но "Хиппер" уже ввел в действие свой радар, наблюдая за перемещениями своего противника в дыму. Дистанция сократилась настолько, что в дело вступили зенитные автоматы. "Глоууорм", получавший снаряд за снарядом, уже расстрелял все свои торпеды, и его командир, капитан-лейтенант Руп, принял единственное оставшееся решение - попытаться таранить крейсер.


Догадавшись о его намерениях, Хейе в свою очередь попытался направить форштевень в борт эсминца, но менее маневренный крейсер не успел развернуться в бурном море, и "Глоууорм" ударил его в нос районе якоря с правого борта.


Бортовая обшивка оказалась вдавленной на протяжении почти четверти длины корабля, вплоть до носового торпедного аппарата, который вышел из строя. Управление огнем пришлось переключить на кормовой артиллерийский пост, и кормовые башни сделали еще несколько выстрелов по оставшемуся сзади британскому эсминцу, который уже начал тонуть. Хейе приказал прекратить огонь, и в течение целого часа "Хиппер" пытался спасти храбрых английских моряков из бушующего моря. Им был принят на борт 31 человек.

Повреждения "Хиппера" оказались более впечатляющими с вида, чем серьезными. На крейсере оказались затопленными ряд небольших отсеков; он потерял около 200 тонн нефти и приобрел незначительный крен на правый борт, который контр- затоплением быстро уменьшили до 3°. Крейсер мог принимать участие в дальнейших действиях...//

...Ремонт нанесенных "Глоууормом" повреждений занял примерно три недели. Уже 8 мая крейсер прошел послеремонтные испытания и отправился в восточную Балтику, где и провел остаток месяца..."
/Владимир Кофман, Тяжелые крейсера типа "Адмирал Хиппер" http://navycollection.narod.ru/library/TKR_tipa_Admiral_Hipper/1.htm/

В качестве P.S.

Tags:

(25 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:b00ling
Date:Январь 21, 2012 08:30 pm
(Link)
Где надыбать про "Самсонъ"-"Сталин"?
[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 21, 2012 08:39 pm
(Link)
Ссылка для скачки http://dl.rutracker.org/forum/dl.php?t=1745309
[User Picture]
From:bill_oflading
Date:Январь 23, 2012 05:11 pm
(Link)
"У него сила - в усах"(С)
[User Picture]
From:pagan_el
Date:Январь 21, 2012 08:47 pm
(Link)
Охренеть! Сасибо за инфу.
[User Picture]
From:tambovwolf
Date:Январь 21, 2012 09:26 pm
(Link)
Сильно...
[User Picture]
From:lastry_rus
Date:Январь 21, 2012 09:48 pm
(Link)
интересно, матрос которого смыло - он выжил?
[User Picture]
From:eugene_gu
Date:Январь 22, 2012 12:55 am
(Link)
Чтож, на то он и британский эсминец.
Поразило поведение немцев, спасших пытавшихся их убить британцев.

>по носу появился дру­гой эсминец противника... "Глоууорм" полным ходом шел на сближение, его четыре 120-мм орудия яростно извергали огонь
---
С носовыми двумя всё ясно, а два кормовых... Как, Холмс?
[User Picture]
From:goldenworm
Date:Январь 22, 2012 06:22 am
(Link)
>>> Поразило поведение немцев, спасших пытавшихся их убить британцев.

На днях в очередной раз набрёл:
http://putnik1.livejournal.com/886975.html
(Удалённый комментарий)
From:pasha_z
Date:Январь 22, 2012 12:06 pm
(Link)
где-то было в сообществе постинг про американцев, косящих из пулемента спасающихся японцев. бритты, конечно, такого себе не позволили бы, как и немцы по отношению к бриттам (дык почти арийцы). :)
[User Picture]
From:eugene_gu
Date:Январь 22, 2012 03:28 pm
(Link)
>как в спорте
---
В тему отношение немецких лётчиков к сбитому советскому ГСС. Его расконвоировали, напоили чаем, побеседовали. Даже на возточном фронте война технических специалистов(флот, авиация) располагала к взаимоуважениею.

На земле, где дрались лицом к лицу, отношение было другим.
[User Picture]
From:bf_xor
Date:Январь 22, 2012 12:08 pm
(Link)
Так для немцев англосаксы были людьми, и достойными противниками. В их отношении никаких особых зверств никогда и не предполагалось.
From:siberian_chem
Date:Январь 22, 2012 02:32 pm
(Link)
По первому пункту самой занятной была эпопея с лайнером Лакония.

Иллюстрирующая помимо прочего занятный момент что американцы уже тогда засчастливку палили с воздуха не только по тонущим немце-итальянце-японцам но и по англичанам тоже, причём с не меньшим удовольствием. :)
А немцы весь этот дурдом зачем-то пытались спасать..

Edited at 2012-01-22 14:43 (UTC)
[User Picture]
From:eternity_scout
Date:Январь 22, 2012 01:04 am
(Link)
А потом эта история легла в основу книги HMS Uliss?
[User Picture]
From:voron_vp
Date:Январь 22, 2012 03:04 am
(Link)
Википедия пишет, что к моменту столкновения на рулях уже никого не было...
[User Picture]
From:deadmanru
Date:Январь 22, 2012 03:14 am
(Link)
Героический Черчиль пытается нагнуть Е-75, после чего самоубивается посредством тарана.
[User Picture]
From:mfdukn
Date:Январь 22, 2012 07:18 am
(Link)
Очуметь.
Это, наверно, единственный случай тарана эсминцем крейсера во Вторую мировую?
From:siberian_chem
Date:Январь 22, 2012 02:35 pm
(Link)
был ещё таран подводной лодкой эсминца. Знаменит единственным во ВМВ отражением абордажа.
[User Picture]
From:Maxim Nekrasov
Date:Январь 24, 2012 04:35 pm
(Link)
По теме таранов на память приходит 1 февраля 1944, когда Вашингтон имел шансы записать на свой счёт второй линкор (и стать самым "результативным" линкором Второй Мировой), а Индиана счастливо избежала печальной славы Виктории...
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Январь 22, 2012 08:07 am
(Link)
вообще-то рассказ спасённого героического лейтенанта несколько противоречил картинке, представленной немцами, что командиром эсминца, что крейсера :) И кто кого таранил - тоже в общем-то загадково получилось :)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Январь 22, 2012 08:58 am
(Link)
По рапорту немецкому крейсер пошёл на эсминец, неожиданно появившийся из дыма, с целью не дать возможности торпедного залпа. И врубил в район носовой части. Отрубив нос и подмяв эсминец, который лёг на борт. фактически, от удара. При взаимном движении киль корпуса эсминца и пропорол борт.
На фото с мостика крейсера тот идёт строго на маневрирующий эсминец.

Edited at 2012-01-22 09:06 (UTC)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Январь 22, 2012 10:11 am
(Link)
Поглядеть на содранную краску и зазубрины форштевня? :)
Возможно и есть.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Январь 22, 2012 12:13 pm
(Link)
честно говоря, вряд ли настолько принципиально. как и вряд ли бронированный тяжеленный в разы и более быстрый Хиппер мог получить существенные разрывы от столкновения в любом вариаанте, кроме "перпендикулярно в свой борт", типа того.
В общем-то, он всё время старался идти на британца, дабы затруднить торпедный залп.
Из пробританских преувеличений по статье - первый "бой", с первым обнаруженным немецким эсминцем, вылился в запрос "ты кто?", ответ по-английски "я швед", и пара залпов вслед свалившему в туман "шведу" от британца. Второй "бой" вылился в преследование немца, получившего от командования "совет" не забывать о выполнении основной боевой задачи (десант в Тронхейм) и свалившем полным ходом к "своим". Дальше командир британца ошибся с опознаванием появившегося крейсера и оказался в результате слишком близко, чтобы уйти. И даже опоздал с передачей инфы о обнаруженном противнике. Потому как при попытке уже передать - получил сходу чуть не первым залпом попадание и выход рации из строя. Дальше хлопец отчаянно вертелся, крутился, получал бумбулей и дважды промазал, выходя в торпедную атаку. На выходе из второй произошло столкновение. Перед этим по мостику были попадания, и управлялся ли эсминец рулями - вопрос.
В среднюю часть крейсера эсминец не впилился, судя по описанию повреждения крейсера - пробоина топливной цистерны у носовой части и вмятина обшивки метров 40 вплоть до носового торпедного аппарата.
После столкновения крейсер, после осмотра повреждений, неотложных аварийных и спасательных работ, продолжил выполнение боевой задачи, высадив десант в Тронхейме и подавив береговую оборону. Никаких серьёзных проблем с ходом и плавучестью не испытывал. Вернувшись по окончании операции в германский порт, "многие недели" уложились в три недели дока.

Edited at 2012-01-22 12:16 (UTC)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Январь 22, 2012 01:09 pm
(Link)
не, ну я ж не говорю, что ребята не молодцы. не зассали, пытались сделать всё, что могли. тут никаких вопросов быть не может.
[User Picture]
From:fafnire
Date:Январь 22, 2012 12:18 pm
(Link)
Это они в мазуте?

> Go to Top
LiveJournal.com