u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:

Сказ о том, как мы запускали спутник...

Всё началось с того, что позавчера, пришпоренные приглашением пресс-клуба МО http://military-press.livejournal.com, где-то в 21:30 по Москве мы с legatus_minor стоя наворачивали наваристый борщ. Потом перешли к отбивной с картошечкой. Потом на сон грядущий пропустили по холодненьким "полста" и упали в люли.

Дело было в буфете фирменного поезда "Поморье", который сквозь ночь волок нас + ещё двоих приглашённых блоггеров в Плесецк. На запуск очередного навигационного спутника "Глонасс-М".


Дело предстояло ответственное, так что с полным осознанием значимости поставленной перед нами страной задачи мы продрыхли ровно 12 часов. До этого успев перетереть за жизнь с попутным курсантом 3-го курса Краснодарского лётного, шо б он был здоров.


Рассказ курсанта о том, как к ним надысь пригнали пятёрку новеньких Як-130, из которых пару тут же раскрутили на запчасти, а на оставшихся трёх никто не летает, т.к. даже перегонщики не знают, как этот ероплан устроен, чувствительно тронул за живое. Во избежание хавоса и паники, пришлось усугубить положение "бехеровкой".

...Глаза мы после этого открыли только где-то под Няндомой. Уже вчера, понятное дело. Пока катили дальше, устроили лёгкий диспут на тему происхождения таких встречных ж/д-топонимов, как Шожма, Лельма, Шалакуша, Лепша, Ивакса и Пукса.

Потом была Плесецкая и расторопный космокапитан, который разом нас всех встретил и автодоставил сквозь кучу КПП в трёхзвёздочную космогостиницу "Заря".












Информация для размышления.

Космодром "Плесецк".

Расположение:
63 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы
Российская Федерация, Архангельская область, г. Мирный
Площадь (без учета полей падения) 1762 кв. км.

Инфраструктура:
- 6 стартовых комплексов (9 пусковых установок для запуска ракет-носителей типа Союз, Молния, Космос, Циклон-3). Из них выведены из эксплуатации две пусковых установки - РН Союз и Космос. В стадии создания стартовый комплекс РН Рокот. Остановлено строительство стартового комплекса РН Зенит.
- 8 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещены 37 технических комплексов для подготовки ракет-носителей и космических аппаратов. Из-за отсутствия финансирования остановлено строительство МИК-392Я для подготовки космических аппаратов разработки ЦСКБ (ведется с 1986 года) и кислородно-азотный завод.
- 2 заправочно-нейтрализационных станции для заправки ракет-носителей и космических аппаратов топливом. ЗНС 11Г143-1 выведена из эксплуатации. В эксплуатации ЗНС 11Г143-2. - аэродром «Перо» 2 класса.
- 125 км. железнодорожных путей.
- 152,4 км. линий внутренних электропередач.
- 95 км. трубопроводов теплоснабжения.

Историческая справка:
11 января 1957 года принято Постановление Правительства о создании военного объекта «Ангара» - первого соединения межконтинентальных баллистических ракет Р-7.
Апрель 1957 г - декабрь 1959 г. - строительство первой пусковой установки для запуска РН Р-7.
1960 г. - постановка на боевое дежурство.
В 1963 году принято решение об использовании стартовых комплексов МБР для запусков спутников.
В 1964 году завершены организационные мероприятия по преобразованию объекта «Ангара» в Научно-исследовательский испытательный полигон. (НИИП).
1966 г. - 17 марта осуществлен первый запуск . Космос-112
1968 г. 20 декабря запущен Космос-261 - первый в СССР по программе международного сотрудничества.
1972 г. 4 апреля одновременно со спутником Молния-1 выведен на орбиту французский спутник MAC-1 - первый иностранный спутник, запущенной советской ракетой. 10 июля запущен Космос-500.
1978 г. 31 марта запущен Космос-1000 (КА Цикада)
1982 г. 26 октября начались летные испытания ракетного комплекса PC-22 стационарного базирования.
1983 г. 8 февраля начались летные испытания мобильного ракетного комплекса с твердотопливной ракетой РС-12М. 28 сентября запущен Космос-1500 (КА Океан).
1985 г. 27 февраля начались летные испытания ракетного комплекса железнодорожного базирования.
1989 г. образован Главный центр испытаний и применения космических средств (ГНИП КС). 10 февраля запущен Космос-2000.
1993 г. 25 марта осуществлен запуск РН Старт-1.
1994 г. 11 ноября Указом Президента РФ на базе космических частей полигона образован 1-й Государственный испытательный космодром МО РФ. 20 декабря проведен первый запуск РН Тополь-М.
1997 г. 15 декабря объединение частей НИИП МО и космических частей 1ГИК МО РФ и образование 1ГИК МО РФ в составе РВСН...

После вселения в гостиницу и сдачи на визирование командировачных как-то спонтанно родилась мысль откушать, чем Бог послал и он, в смысле Бог, тут же послал нам кафе "Миндаль". Где и состоялся победоносный обед по случаю прямого попадания в город Мирный. :)






Кстати, о Мирном. Тихий заштатный городок, затерянный в тайге и грибах вместе с космопричиндалами, комендачами, "лиазами" и пивными. Райское место, если вы понимаете, о чём я. Непонятно только, откуда здесь столько пыли. Запаркованный на обочине "мэрин", затонированный пылищей до полной зрительной потери границ между лобовым стеклом и капотом, это норма. Кста, на улицах почти нет военных.
- А где все, тащ подполковник?
- Пашут!..

После этой фразы сразу ощутил себя тотальным бездельником, стушевался и ушёл в тень.

Мирный - городок особый. Режимный. Как и почти всё тут. Так что снимать, увы, можно не всё и не везде. Примите это к сведению, когда будете смотреть сию краткую фотолетопись...

Отобедали и на нас набежала прикреплённая пресс-секретарь (или - пресс-гид? - мы так до конца и не разобрались), вручила пресс-релиз...










...И напористо повлекла на экскурсию по городу. Так-зять - "по местам воинской славы и прочих происшествий", как говаривал один знакомый кап-лей.














Местная сувенирная промышленность нас-таки нокаутировала своим ассортиментом. Впрочем, сувенирная сапёрная лопата и "Сказка про сержанта-гайца и Емелю-удальца или Наставление по работе с ДПС" были, конечно, вне конкуренции... ;)












А вот дальше сразу стало несмешно.

"...Предстояло провести очередной пуск ракеты-носителя "Восток-2М" с космическим аппаратом военного назначения. Эта ракета характеризовалась очень высоким уровнем надежности: за предыдущих 16 лет пусков с обоих космодромов — только одна авария и два несостоявшихся пуска, а с 1970 года не было ни одной аварии.

Пуск был назначен на 21 час 16 минут 18 марта 1980 года. Накануне ракета была установлена в стартовом сооружении и прошла без замечаний автономные и генеральные испытания. К семи часа вечера 18 марта все блоки ракеты были полностью заправлены керосином. Продолжалась заправка жидким кислородом и азотом, при этом баки боковых блоков были уже заполнены полностью. Завершалась заправка перекисью водородом.

В 19 часов 01 минуту яркая вспышка осветила местность и море огня охватило всю пусковую установку. В это время на своих рабочих местах в соответствии со штатным расписанием находились и выполняли операции технологического графика 141 человек. Из них непосредственно на стартовом комплексе погибло 44 человека. 43 человека получивших ожоги различной степени было доставлено в госпиталь, четверо из которых в последствии умерло.

Для выяснения причин взрыва была образована Правительственная комиссия, которую возглавил заместитель Председателя Совета Министров СССР Л.В. Смирнов. Были привлечены ведущие ученые, специалисты и опытные испытатели ракетно-космической техники из научно-исследовательских, конструкторских и производственных организаций промышленности, Министерства обороны и Академии наук СССР. Созданные по заданию Правительственной комиссии рабочие группы провели скрупулёзное рассмотрение документации, опыта эксплуатации ракетно-космических комплексов на базе ракеты Р-7А, технологии производства, данных о техническом состоянии ракеты и стартового комплекса, организации и хода подготовки ракеты к пуску, результатов осмотра остатков ракеты и стартового сооружения, сведений о личном составе боевого расчета и его действиях.

Основная сложность в работе комиссии заключалась в отсутствии прямых свидетельств о месте и причинах катастрофы. Поэтому свои версии рабочие группы строили, опираясь на результаты опроса уцелевших номеров боевого расчета и очевидцев катастрофы, многие из которых находились на достаточно большом удалении от пусковой установки.

По визуальным наблюдениям большинства (более 80 процентов) очевидцев катастрофы в начальный период возникла вспышка в районе третьей ступени (блок Е) ракеты. Затем через 3…7 секунд произошел взрыв ниже нулевой отметки, после чего возник общий пожар на пусковой установке, сопровождавшийся тремя-четырьмя взрывами. Разрушение ракеты носило на столько скоротечный характер, что от боевого расчета не было получено ни одного сигнала тревоги. Только капитан А. Кукушкин успел крикнуть по шлемофонной связи: "Снять напряжение с борта!…"

Для объяснения причин катастрофы было выдвинуто девять версий, которые объединялись в две группы. Одна из них, условно названной "верхней", связывала начало катастрофы с образованием вспышки (локального взрыва) в районе третьей ступени.

Большего всего версий (шесть) оказалось в "нижней" группе, объясняющих начало катастрофы взрывом перекиси водорода в нижней части ракеты. Перекись водорода является крайне неустойчивым химическим соединением. Любая соринка или использование нештатных материалов могут вызвать взрывообразное каталитическое разложение перекиси с выделением большого количества чрезвычайно активного, раскаленного атомарного кислорода, способного поджечь все, что может гореть.

"Верхняя" версия, ставшая в итоге официальной, исходила из показаний подавляющего большинства свидетелей, а также бесспорно установленного факта, что при заправке ракеты была течь жидкого кислорода в месте подстыковки заправочного шланга к баку окислителя третьей ступени и боевой расчет намеревался устранить эту течь нештатным способом — путем обмотки стыка мокрой тканью.

Необходимо отметить, что обе версии во время работы комиссии не были всесторонне и до конца изучены. У каждой из версии оказались не только веские "за", но и "против". Так, для устранения течи кислорода на площадку обслуживания были доставлены необходимый инструмент и мокрая ткань, Однако достоверно установлено, что пока шла заправка ткань не применялась, а истекающий кислород отводился от ракеты по самодельному желобу. Найденные несгоревшие фрагменты ракеты показывали, что первый взрыв произошел в нижней части ракеты, в районе бака перекиси водорода центрального блока. А для подавляющего большинства опрошенных наблюдателей обзор нижней части ракеты закрыт элементами стартового оборудования и они могли принять за "верхний" отблеск вспышки "нижнего" взрыва в парах кислорода, окутывающего ракету. Были возражения и против "нижней" версии.

Правительственная комиссия приняла решение, что причиной катастрофы стал "взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета". Те, кто мог это опровергнуть, погибли вместе с ракетой. Только через год, 23 июля 1981 года, чудом избежав повторения трагедии, удалось установить, что причиной катастрофы 18 марта было использование для изготовления фильтров перекиси водорода каталитически активных материалов. Разложение перекиси началось в наземных магистралях и завершилось взрывом на борту ракеты. Однако доказать документально, что при заправке взорвавшейся ракеты использовались некондиционные фильтры сегодня невозможно.

Каковы бы ни были причины трагедии 18 марта 1980 года, но сухие строки отчета Правительственной комиссии и воспоминания очевидцев сохранили примеры мужества, верности воинскому долгу и товарищеской взаимопомощи, когда командиры спасали своих подчиненных и подчиненные выносили из огня своих командиров.

Не смотря на то, что более двух сотен тонн керосина и жидкого кислорода превратили пусковую установку в огнедышащий вулкан, подполковник А.Г. Касюк, майоры Н.И. Ручков и И.А. Кенов, капитаны Ю.М. Хлямов и В.В. Лаврентьев через огонь, дым и раскаленные двери выводили своих подчиненных в безопасное место, в первую очередь думая об их спасении. Майор Н.И. Ручков погиб, спасая людей. Капитана В.В. Лаврентьева, получившего тяжелые ожоги, спасли его подчиненные — рядовые А.Ю. Баширов и А.М. Беглиев. Выносили из огня своих товарищей и оказывали им первую помощь старший сержант А.В. Александров, сержант А.И. Сергиенко, ефрейтор Т.Д. Лохмаков и рядовой М.А. Мамиджаев. Рядовые Д.С. Шахназаров и Д.А. Дурдыев в условиях сильного задымления и отсутствия видимости стояли в кабельном канале и у выхода из стартового сооружения, голосом подзывали людей и указывали им выход в безопасное место.

Подполковник А.Г. Касюк, прапорщик Н.П. Рябов, ефрейтор Э.Ф. Ганбаров, рядовой Б.Я. Павлов провели отстыковку заправочных шлангов, эвакуировали с "нулевой отметки" заправочные агрегаты и открыли газосброс на кислородно-азотном заводе. Майор Лобур, капитан Суховерков встали в строй аварийно-спасательной группы, которую возглавил полковник С.А. Кириллов. Все три дня, ликвидируя последствия катастрофы, в одной "связке" работали и офицеры, и солдаты. Их обливали водой и они уходили за погибшими товарищами внутрь стартового сооружения, откуда еще било пламя…

5 февраля 1996 года на основании Акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года было подписано Решение №Н-4075 о реабилитации боевого расчета 1-го ГИК МО. В этом решении было признано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчета космодрома."
http://www.plesetzk.ru/index.php?p=1980&d=doc/disaster


Да, нас вывели к мемориалу, посвящённому той жуткой катастрофе. Вот тут и лежит л/с 1-го ГИК МО, погибший в тот злосчастный день. Все тут. От подполковника до рядовых-срочников. Все, кого 18 марта 1980-го сожгло живьём, расплющило ударной волной, обуглило до костей. Все, от кого удалось найти хоть что-то...












Здесь же могила первого начальника космодрома "Плесецк".



Ещё один знак памяти...



...И - изумительные виды на окрестности. И тишина. Оглушительная. Так в тишине и уходим с космического погоста...






Продолжаем прогулку по мирному городу Мирный...



...И набредаем на памятник, носящий у местных звучное прозвище "Три пера".






Раньше здесь была ещё статуя Гагарина, но от времени, надо так понимать, сносилась. Теперь тут... дискотечный танцпол.




Мирный - город ракетчиков, т.е. - город новаторов. Это чувствуется во всём, включая окрас мусорных баков, наличие руин авангардной скульптуры "Гулливер и лилипуты" (это у него бант на груди, БАНТ я сказал!), а также - существовании такого местного вида спорта, как метание бревна в урну. :D








Местной архитектуре не чужда тяга к трансформации. Был лабаз - стала церковь, делов-то!.. Ну и вообще тут есть на что посмотреть. Чувство провала во времени этак до отметки "1975 год" меня не покидало ни на секунду.








Кстати, это местный ДОФ.










Помимо прочего, ДОФ содержит макет нового микрорайона (между нами - в постройке уже 20 лет).



Но самое интересное находится на втором этаже ДОФа. В двух небольших помещениях прячется ведомственный музей.
















Та самая "четвёрка" (как местные называют стартовую площадку №43), с которой должен отчалить в космос наш "Глонасс".



Тот самый Мирный, в котором тот самый ДОФ, в котором те самые мы.



Страницы боевой летописи космодрома. Интересна не только история пусков, но и сама история постройки космодрома. Задуманный, как сверхсекретный объект, он строился чуть ли не исключительно ночами. Даже местные дороги прокладывались специальными извивами и с одной высокой отбортовкой, чтобы при виде сверху конфигурация дорог и игра теней на них предельно напоминали русла рек...




















Ещё одна модель нашей "четвёрки". Сопровождающий, немало тут отслуживший, живо делится впечатлениями, как он когда-то снимал пуск с "четвёрки", взгромоздившись на заправочную мачту находящейся неподалёку стартовой площадки №3 (она видна вдали на первом снимке диорамы). В общем, если бы не страховочный пояс, который не дал спикировать фотоэнтузиасту на твердь земную, у нас сейчас был бы другой сопровождающий...








Продолжаем экскурсию.






Все помнят знаменитое королёвское "ключ на старт?" Вот вам этот ключ. При запуске используются два. Если вставлен и повёрнут только один - запуска не будет.
















Плесецк, это не только космодром, это ещё и целая планета. Не верите? А зря. :)





Самая настоящая капсула со спутниковой развединформацией...




Надеюсь, среди моих читателей нет воинствующих защитников прав животных быть животными в мире животных? Если-таки есть - немедленно уведите их от наших голубых экранов. Ибо!..











И снова - память. О войне...






...И прОклятом для космодрома 1980-м.










Устаревшая, но вполне работоспособная (ибо против лома нет приёма) аппаратура для снятия телеметрии.








Прочая коллекция официально разрешённых для съёмки экспонатов.














На этом с ДОФом было покончено и мы вывалились на площадь Ленина, на которой стоит памятник Ленину и от которой отходит улица Ленина, посвящённая тому самому Ленину, который памятник Ленина, фффуууух...

Глубокий вдох. :)



В процессе экскурсии в шутку начинаем называть Крамника за его габариты "товарищ генерал". В какой-то момент это долетает до ушей сопровождающего и он начинает поглядывать на Илью с Очень Большим Уважением. Думаю, если б мы пошли на повторную экскурсию, Крамник-таки дождался бы отдачи ему чести. ;D

Прошла информация "запуск будет ночью в районе 01:30" по Москве. О'кей. Продолжаем прогулку по достопримечательностям улицы Ленина...














...Потом вместе со всем населением нашей гостиницы сворачиваемся и стремительным марш-броском выдвигаемся на местный аэродром "Перо".










В 21:00 по Москве попутный военный "Чебурашка" поднимает нас с воем и кряхтением в выси горние, чтобы за пол часа до полуночи хлопнуть об бетонку на подмосковном Чкаловском.






Всё время полёта из передней части фюзеляжа, где расселся комсостав, слышится непрерывное звяканье стеклотары и многократное раскатистое "Ура! Ура! Урааааа!.." ;D

Как мы после полуночи выбирались из Чкаловского - особая история. Об этом как-нибудь позже...

ПыСы. Самый первый кадр, а равно и снимок Ан-72 - не мои, а надыбанные в недрах интернета. Ибо, как я уже говорил, Мирный - городок режимного типа и фоткать тут можно не всё.

ПыПыСы. Ах, да. Вы, конечно, спросите, а как же спутник?!

А я вам отвечу - никак.

Как вы помните, накануне были удачно потеряны спутник "Экспресс АМ-4" и грузовик "Прогресс". На этом терпелка у руководства страны лопнула и сверху грянул приказ "Аааатставить!.."

Запуск "Глонасса" в 19:00 застопили, а потом и вовсе перенесли на сентябрь. "До выяснения правительственной комиссией всех обстоятельств, ранее имевших место быть ЧП". (с)

Вот такая космическая петрушка.


ПыПыПыСы. Не вижу в переносе запуска ничего ахтунгового. При случившихся обстоятельствах так и должно быть. Ни в коем случае не виню в чём-то пресс-клуб МО и л/с наших космических войск. Они нянчились с нами как могли, несмотря на то, что по долгу службы были заняты по самые гланды. Большое им спасибо за это. Лично мне, даже несмотря на так и не увиденный запуск, во время этой поездки было очень интересно. Не теряю надежды на старт-таки попасть - по крайней мере, сопровождающий офицер обещал нам в этом поспособствовать. Так что мы не говорим Плесецку "прощай". Мы говорим "до свидания". :)
Tags: Плесецк, автоездания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →