u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:

Стратегические войска нестратегического назначения. Часть 4…

...Итак, наконец-то следуем к музею железнодорожных войск РФ. Следуем очередной аллеей воинской славы России. Украшенной портретами известнейших военных деятелей России. Так что... Слушай мою команду... С левой нагии... Шааааагаммм... Арш!.. Левой! Левой! Ииии-раз-два-три! Раз-два-три!.. Раааавнение наааапра-ву!..










В конце аллеи на газоне - привет антисталинистам от воинов-железнодорожников. Установленная на прямую наводку вездесущая 76-мм грабинская ЗИС-3.




Шли к музею, а пришли к... клубу. Выстроенному во времена раннего полиомеилита в псевдогреческом стиле.




В рамках последних воинских иноваций уникальный музей железнодорожных войск был лишён музейного статуса и "понижен в звании" до клуба части. Обидно. :(




Внутри - псевдогреческие колонны и запах старых библиотек. Пока поднимаемся на второй этаж - информация к размышлению:

"Музей железнодорожных войск РФ.
---
Единственный в своем роде музей, который отражает более чем полуторавековую историю развития железнодорожных войск России. Железнодорожные войска ведут свою историю от военно-рабочих подразделений, созданных 6 августа 1851 года для охраны и эксплуатации железной дороги Петербург-Москва.

Музей железнодорожных войск впервые открыл свои двери для посетителей двадцать пять лет назад, 20 февраля 1976 г. в поселке Загорянский, что в Московской области. Он находится на территории одной из воинских частей, ныне на этом месте расположился Учебный центр ЖДВ РФ.

За треть века в музее побывали более 130 тыс. человек, проведено более 5 тыс. экскурсий, сотни встреч с ветеранами, десятки тематических вечеров, посвященных знаменательным датам в истории военных железнодорожников. Среди почетных посетителей - первый российский президент, многие другие государственные деятели, более 100 иностранных делегаций, а также Виктор Савиных - дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, служивший срочную в ЖДВ.

В четырех залах музея, общей площадью почти 700 кв. м, находится около 15 тысяч экспонатов - это холодное и огнестрельное оружие, награды, макеты техники и построенных объектов, документы, форма одежды военных железнодорожников разных лет, фотографии, электрифицированные схемы и т.д., дающие возможность представить, как развивались железнодорожные войска с августа 1851 г. по сей день.

Начинался же музей с 3 тыс. единиц хранения. Только за последний год его коллекция пополнилась 300 предметами.

День образования ЖДВ принято считать с вступления в силу Указа императора Николая I № 25471 в 1851 г. Тогда для охраны и эксплуатации железной дороги Санкт-Петербург-Москва были сформированы 14 отдельных военно-рабочих, 2 кондукторские и 1 телеграфная роты.

В музее демонстрируется более 50 знамен соединений, прославившихся в боях и при строительстве объектов в мирное время. Среди них и Боевое Знамя 1-й гвардейской железнодорожной бригады, особо отличившейся во время Великой Отечественной войны. Широко представлены фотографии, награды, личные вещи военнослужащих, отмеченных орденами и медалями, удостоенных звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

Можно увидеть в музее ЖДВ и образцы формы одежды военных железнодорожников в прошлом, путевые инструменты того времени; их оружие - от трехлинейной винтовки и пулемета "максим" до современного стрелкового. Причем все это настоящее, а не муляжи. Выставлено множество моделей, макетов, например, первого в мире паровоза, созданного отцом и сыном Черепановыми; моста через Днепр, наведенного советскими воинами в ноябре 1943 г. всего за 13 суток.

Среди экспонатов есть последнее письмо родителям с фронта Героя Советского Союза сержанта Виктора Мирошниченко, ценою собственной жизни взорвавшего стратегически важный мост и задержавшего тем самым наступление фашистов; фотокопия телеграммы с личной резолюцией маршала Георгия Жукова "Молодцы!" - так оценил легендарный полководец действия военных железнодорожников в Берлинской операции, когда уже 27 апреля они обеспечили проезд первого воинского эшелона в германскую столицу; мундир с многочисленными наградами Героя Социалистического Труда генерал-полковника Павла Кабанова, который в течение двадцати четырех лет командовал железнодорожными войсками.

Основная цель экспозиции - показать роль ЖДВ в строительстве и восстановлении стальных магистралей в боевой обстановке и в мирное время, а также действиям военных железнодорожников в экстремальных ситуациях. Кстати, особое внимание посетителей привлекают материалы о действиях военных железнодорожников при ликвидации стихийных бедствий и катастроф на железных дорогах.

Одно из центральных мест в залах занимают стенды на тему мирных строек: Абакан, Тайшет, Ивдель, Обь, Тюмень, Сургут и знаменитый БАМ.

Случается, сотрудники музея, совершенно неожиданно открывают неизвестные исторические факты. Так, в настоящее время оформляется стенд, посвященный конструктору танка Т-34 Михаилу Кошкину. Оказывается еще в годы гражданской войны он служил в железнодорожных войсках.

Обновляется и экспозиция о сегодняшнем дне ЖДВ, в том числе и посвященная выполнению задач по разминированию и восстановлению железных дорог и объектов на территории Чеченской республики.

Между тем коллектив работников - крошечный. Это директор Олег Лебедев, хранитель фондов Юрий Косогоров, лекторы-экскурсоводы Раиса Пономарева и Ольга Кирюхина. И только огромный энтузиазм, любовь к своему делу и к истории ЖДВ помогают им справляться со своим немалым "хозяйством". В залах музея постоянно проводятся экскурсии не только с военнослужащими, но и со школьниками, студентами. Организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы, проходят тематические вечера и занятия по общественно-государственной подготовке. Оказывается помощь командирам железнодорожных частей в военно-патриотическом воспитании личного состава, поддерживаются тесные связи с людьми отдавшими не один год ЖДВ, с другими военными музеями страны.

Музей железнодорожных войск РФ
Адрес: пос. Загорянский-1, Щелковский район, Московская область, войсковая часть 12672.
Музей расположен на территории учебного центра железнодорожных войск.
Проезд: Электричкой от Ярославского вокзала до остановки "Ст. Загорянская", далее автобусом №24 или маршрутным такси до остановки "Учебный центр железнодорожных войск".
Телефон: (8-095)262-46-77.
Сайт: www.museum.ru/M1798
E-mail: M1798@mail.museum.ru
Режим работы: ежедневно с 9.00 до 18.00 кроме понедельника и воскресенья и первой среды каждого месяца.
Только экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности
Вход свободный."
http://ptdepo.ru/history/muzei_zhdv.php

Вот мы и в музее. Он небольшой, хоть и занимает второй и третий этаж клуба.




Небольшой, но действительно - очень интересный.




Большое кол-во уникальных экспонатов и очень небольшой штат музейных сотрудников, работающих не за деньги (какие деньги могут быть во внештатном музее?), а за совесть. И за память. Свою и чужую.




Так что очень рекомендую, буде у вас такая возможность, музей сей посетить. И местных сотрудников... Нет, не правильно. Правильно - Хранителей (именно так - с большой буквы) послушать. Поверьте - им есть, что рассказать, ибо сами отдали не один десяток лет ЖДВ...

Увидел вот эту схему на ватмане - вообще минуту простоял перед ней. Молча.




У меня один из дедов Жены в 1943-м с яростью и матом в прифронтовой полосе Курской дуги день и ночь клал железнодорожное полотно. Чтобы Ставка смогла вовремя перебросить, протолкнуть по ж/д на запад подкрепления. Дед оставил после себя несколько исписанных на войне от корки до корки записных книжек. Публиковать он их совершенно не собирался, так что примерно треть текста мягко говоря непечатная... Я эти записи читал. Так что глядя на ватман с прочерченными фломастерами линиями, видел за ними содранные ногти, сбитые в кровь мозоли и запавшие от хронического недосыпа глаза. Вдыхал неистребимый запах гари на освобождённых полустанках и вонь раскуренного самосада. Вот такая лирика войны, ребята, по ту сторону ватмана. А по эту сторону - мы, живые, сытые, невыспавшиеся после ночных тусовок и хихикающие над мемом "дедывоевали"...












А вот вам ещё пара артефактов из прошлого - пороховой дыропробойник и пороховой рельсолом.




На войне сверлить/пилить рельсы было некогда. А часто - и нечем. А надо! Раз надо - берётся газовая труба подходящего диаметра и струбциной крепится к рельсу. Внутрь - гильза от "мосинки". На трубу с гильзой - крышка с бойком. Потом по бойку кувалдой - хренак! Порох в гильзе - бах! - и аккуратная дырка под крепёж в рельсе готова. Правда, дырка с трещинами по краям, имеющим свойство под нагрузкой со временем расти вширь и глубь... Но на войне это считалось допустимым злом. Главное - быстро, дёшево и сердито! Рельсолом работал по тому же принципу...

Полевой станок для изготовления болтов. Изобретение многократно ускорило и упростило изготовление крепежа во фронтовых условиях. Изобретатель получил орден. Причём - почти молниеносно и без проволочек. Это к вопросу о том, что для победы в войне нужны не только горы снарядов...




А вот - трогательная модель из совсем недавнего и совсем нетрогательного прошлого.
























Подробнее о бронепоездах в Чечне можно прочесть в моём ЖЖ тут http://u-96.livejournal.com/1834395.html


Повторяю ещё раз - экспозиция музея крайне интересная и очень разнообразная. Очень жаль, что из-за недостатка времени получилось ознакомиться с ней очень фрагментарно.

wolfschanze, это ведь ты всегда причитал: "Дайте мне мой АГС!"?.. Так вот, в этот раз он был. ;)






Не менее любопытные единицы хранения - кубок, модель нао Колумба и кубинское мачете.








Оп-па. Интересный стендик. С опечаточкой. "2008" следует читать как "2007". "2008", это год не подрыва, а год награждения. Кстати, я после этого стендика начал несколько по-иному смотреть на сопровождающего нас офицера...






- Тащ подполковник, долго обломки разгребали?
- Трое суток.

Вот ещё интересный стенд. На этот раз - с оружием. Немецким (всё новенькое, не потёртое, до сих пор в масле!) и не только. Среди MP и MG мирно полёживает канадская винтовка Росса.




Насмотрелись? Идём дальше.














Композиция "Железо войны". В своё время вызвала немалый ажиотаж в московском Манеже.




Единицы хранения, которые несомненно вызовут интерес у уважаемого a_popov. :) Трофейная машинка немецких подрывников времён Второй мировой...




...И нетрофейная машинка российских подрывников времён Первой мировой.




Иные взрывоопасные прибамбасы в ассортименте тоже имеются.










Понятно, что имеются прибамбасы и не взрывоопасные, но от того не менее интересные.






Увы-увы. После затяжной беготни по полгонам, времени на вдумчивое изучение музея не оставалось совсем. Так что пришлось в хорошем темпе закруглиться и проследовать...












...В штаб части. Где в столовой нас обкормили салатом, супом и вермишелью с тушняком до полного заикания. Спаслись только тем, что обпились культовым армейским компотом из сухофруктов! ;)






На этом закончу, а то рука бойца писать устала. :) И подведу некоторые итоги:
- В учебном центре действительно учат. Изо всех сил. Мы видели только начальный этап подготовки. Интересно было бы через пару месяцев побывать на экзаменах.
- Не знаю как у других гостей части, но лично у меня сложилось впечатление, что сейчас в нашей армии наблюдается явная недооценка, плавно переходящая в пренебрежение, значения и роли ЖДВ.
- Офицеры учебного центра произвели впечатление энергичных и знающих своё дело специалистов.
- Курсанты не выглядели забитыми и голодными. На занятиях не тушевались, работали спокойно и уверенно.
- Музей же просто потряс.

Хочется ещё раз сказать спасибо пресс-центру МО РФ за организацию нашего вояжа и, конечно, пожелать всяческих успехов комсоставу и курсантам 857-го учебного центра железнодорожных войск РФ.

В качестве P.S.:
Телесюжет РИА, посвящённый нашей поездке http://ria.ru/video/20110816/418294701.html
В качестве P.P.S:
Tags: автоездания, в/ч 12672, удивительный музык
Subscribe

  • Прощай, оружие? (с)

    Главный редактор журнала «Калашников» Михаил Дегтярев прокомментировал ( https://www.kalashnikov.ru/proshhaj-oruzhie/) вчерашнее заявление Виктора…

  • ...

    Итак, по итогам казанской трагедии ВэВэ потребовал "ужесточить" + "исключить возможность покупки медицинских справок для получения оружия". В ответ…

  • Казань...

    НАК: при стрельбе в казанской школе 7 детей погибли, 16 детей и сотрудников гимназии ранены. Позже мэрия Казани уточнила, что число погибших…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

  • Прощай, оружие? (с)

    Главный редактор журнала «Калашников» Михаил Дегтярев прокомментировал ( https://www.kalashnikov.ru/proshhaj-oruzhie/) вчерашнее заявление Виктора…

  • ...

    Итак, по итогам казанской трагедии ВэВэ потребовал "ужесточить" + "исключить возможность покупки медицинских справок для получения оружия". В ответ…

  • Казань...

    НАК: при стрельбе в казанской школе 7 детей погибли, 16 детей и сотрудников гимназии ранены. Позже мэрия Казани уточнила, что число погибших…