u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:

"Смерть" начинается с буквы "с"...

"Подводная лодка IX серии «С-2»

Заложена 31 декабря 1934 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под заводским номером 267 и литерным обозначением «Н-2». 21 декабря 1935 года подводная лодка спущена на воду и 11 сентября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 20 октября 1937 года субмарина получила обозначение «С-2». К началу Советско-финляндской войны корабль входил в состав 13-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ.


28 ноября 1939 года «С-2» под командованием капитана 3 ранга Мороза Ивана Алексеевича вышла на позицию № 16 у северной оконечности острова Готланд «для наблюдения за шведским флотом и возможного противодействия кораблям Антанты». Как и ожидалось, ничего, кроме германских транспортов, обнаружить не удалось, и уже 6 декабря подводная лодка вернулась в Либаву, где встала на ремонт, который затянулся до 24 декабря.

1 января 1940 года «С-2» ушла в свой последний поход. К этому времени лодкой командовал капитан-лейтенант Соколов Иван Александрович (вступил в должность 17 декабря). На борту субмарины были так же командир 13-го дивизиона ПЛ КБФ капитан 3 ранга Тутышкин Гавриил Николаевич и флагманский штурман 1-й бригады ПЛ КБФ старший лейтенант Колесников Василий Кириллович.

Вечером 2 января 1940 года «С-2» достигла Аландских островов и получила разрешение на форсирование Южного Кваркена. 3 января 1940 года в 04.20. была получена последняя квитанция с «С-2». Больше лодка на связь не выходила, о ее судьбе и судьбе 50 членов ее экипажа до последнего времени достоверно ничего не было известно.

Вероятно, подводная лодка погибла 3 января 1940 года на минах, выставленных в 9-14 декабря 1939 года финским минным заградителем «Лоухи» в проливе Южный Кваркен у острова Маркет. Есть данные, что летом 1999 года остов субмарины обнаружен в этом районе шведскими поисковиками. По второй версии «С-2» стала жертвой льдов или мины, когда уже возвращалась в базу. 14 января плавбаза «Смольный», а 21 января лидер «Минск» якобы принимали сигналы с «С-2», но связь наладить так и не смогли.

«С-2» стала единственным кораблем РККФ, погибшим в «Зимней войне».

2 боевых похода

30.11.1939 - 06.12.1939
01.01.1939 - +" (с)
-------------------

P.S. "9 июня 2009, 05:34

Шведские подводники обнаружили в территориальных водах страны советскую подводную лодку «С-2», затонувшую 3 января 1940 г во время войны с Финляндией и ставшую первой, погибшей в боевых условиях.

Находку сделала группа шведских поисковиков, которые с помощью подводной камеры с дистанционным управлением два года назад нашли недалеко от Аландских островов еще одну субмарину «Щ-305».

Подлодка считается воинской морской могилой, точное ее местоположение будет сообщено соответствующим шведским инстанциям, которые примут окончательное решение о публикации координат или сохранении их в секрете.

«Мы начали поиск «С-2» десять лет назад, и каждое лето безрезультатно исследовали предполагаемый квадрат ее гибели. Надежда практически иссякла, когда вдруг сонар обнаружил подлодку. Носовой отсек был взорван - видимо она подорвалась на мине. Поэтому идентификация заняла очень длительное время», - рассказал подводник- поисковик Бьорн Русенлеф.

Гибель субмарины «С-2» в проливе Седра Кваркен (Южный Кваркен) была первой боевой потерей подводников, к тому же она оказалась самым крупным по водоизмещению кораблем, погибшим в ходе этой войны. Кроме того, это был первый случай массовой гибели личного состава флота время боевых действий - пропали без вести все 50 человек экипажа.

Подлодки серии «С» были построены в 1935-1938 гг на Балтийском судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде и стали первыми средними подлодками ВМФ СССР отечественной постройки. Они имели очень хорошие для того времени мореходные и боевые качества.

Информация о боевых действиях «С-2» в ходе войны 1939-1940 гг, имеющаяся в Российском государственном архиве ВМФ, невелика. Главные источники - вахтенный журнал, журнал боевых действий и другие документы пропали вместе с самой подлодкой.

Известно, что перед экипажем «С-2» стояла задача прорыва в Ботнический залив и боевых действий на морских коммуникациях противника. Наибольшую опасность для подлодок в районе Южный Кваркен представляли минные заграждения, шведские и финские корабли противолодочной обороны, охранявшие конвои, и подводные скалы.

Согласно одной из версий, выдвинутой Военным Советом Балтфлота сразу после гибели подлодки, «С-2» затонула в результате подрыва на подводной мине. Она могла оказаться на минном поле в результате недостаточного знания глубинных течений: лоции по этому району Балтики отсутствовали, а карты были неточными, передает ИТАР-ТАСС." (с)

P.P.S. Одного не понял. Вот прямо сейчас передо мной лежит бюллетень пятилетней давности, из которого следует, что шведские дайверы нашли и опознали остов "эски" ещё в 2004-м. Какого дрына свеи опять "нашли" лодку? Или координаты посеяли?..
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments