?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Апрель 30, 2009


Previous Entry Поделиться Next Entry
08:32 pm - Высокое искусство военно-морского обмана...
"Искусство войны - это искусство обмана" – говаривал в свое время старина Сунь-Цзы и был прав на все 100 шекелей. Во время войны обманывать не только полезно для целостности собственного зада, но и приятно для раздувающегося до габаритов чемодана чувства собственного достоинства на фоне поникшего достоинства вражеского.

Например – надуть собственное население на предмет недавно понесенных потерь самое что ни на есть милое дело.

«Меньше знаешь – лучше спишь!»

Или вот тоже пользительно надурить супротивника относительно места удара – он, гад, ждёт, что мы в окно полезем, а мы как ниндзя к нему с тыла. Просочимся. Сквозь канализацию. Хе-х.

«Удивил – победил!..»

На море тоже обожают дурить ворога, всячески забивать ему баки и нажористо вешать макароны по-флотски на уши.

К примеру, в «золотом» для пиратов XVII веке многие капитаны торговых судов прибегали к нехитрой, но действенной фиче. Рассчитывая обмануть «джентльменов удачи», они маскировали свои суда, чтобы издали придать «купцам» сходство с военными кораблями. И наоборот - пираты/каперы/корсары, а равно и охотники на них, изо всех сил делали вид, что их корабли - мирные посудины. Можно сказать - плавучий оплот мирового пацифизма, хе-х.

Опыт подобного navy-дуркования оказался совершенно неожиданно востребован чуть ли ни с первых дней Первой мировой. В частности, коммодор британского флота Г. Кэмпбэлл на его основе вытужил идею знаменитых Q-ships – противолодочных кораблей-ловушек, а морской министр Уинстон Черчилль осенью 1914-го размахнулся на еще более топичный проект, расчитаный на курощение кайзеровской разведки.

Сэр Уинстон исходил из того, что в открытом море даже опытные моряки частенько принимают эсминец за крейсер. Почему бы не показать вражеским разведчикам… макеты могучих линкоров? Поверят те или раскроют со временем обман, но в любом случае немцы будут вынуждены отвлечь часть своих сил от выполнения боевых задач или, учтя присутствие в данном районе линейных сил, свернуть намеченную боевую операцию.
И 21 октября 1914 г. Черчилль распорядился срочно изготовить несколько фальшивых линкоров и линейных крейсеров (дословно - british dummy battleships and battlecruisers). Для этого следовало использовать трофейные суда и старые английские пароходы.

Работы проводились на верфях, не занятых заказами Адмиралтейства.

Работникам верфи предстояло превратить сугубо коммерческие трампы в уменьшенные копии линкоров. Предполагалось, что наблюдатель, находящийся у перископа немецкой субмарины или в гондоле цеппелина, не заметит, что их массивные надстройки и тяжелые бронебашни на самом деле выполнены из дерева и обшиты брезентом. После «вступления в бой» фальшивки должны были время от времени совершать переходы между военно-морскими базами, всячески демонстрируя активность линейных сил флота метрополии.

На выполнение своего приказа Черчилль дал три недели. За это время предстояло составить списки судов, намеченных для перестройки, обеспечить заводы материалами. Постройку макетов поручили верфи «Харланд и Вольф», в Белфасте, выделив ей 2000 проверенных Скотланд-Ярдом специалистов. Для «перестройки» были отобраны «Сити оф Оксфорд», «Пертшир», «Мичиган», «Оруба», наметили еще несколько. Все эти суда считались убыточными и, не будь войны, наверняка бы пошли «на иголки». Исключение составлял пароход «Кронпринцессин Сесили», захваченный в начале войны у немцев. Его-то и решили превратить в копию линкора «Аякс». Но… трофейный пароход, несмотря на солидный балласт, уложенный в трюмы, все же имел надводный борт более высокий, нежели бронированный военный корабль, отягощенный еще и мощной артиллерией.

В начале ноября 1914 г. на верфи началась перестройка первой семерки будущих фальшивок. Сразу же появились и специфические трудности – торговые суда, как отмечалось выше, имели слишком высокий надводный борт, поэтому в их трюмы уложили по 8-9 тыс. т балласта, что значительно превышало регистровую вместимость судов, а следовательно ухудшило их мореходные качества и снизило скорость.

Кубрики для команд, насчитывающих по 40 человек, разместили в центральной и кормовой частях, менее подверженных разрушению при подрыве на минах. На палубах фальшивок появились высокие надстройки, треногие мачты и огромные башни с «305-миллиметровыми орудиями». Из дерева сделали адмиралтейские якоря, а клюзы просто нарисовали на бортах.

Командиром первой эскадры макетов назначили капитана трансатлантического лайнера «Олимпик», командора Г. Хэддока. Первые же выходы в море показали, что скорость «линкоров» не превышает 5 узлов, поэтому они не способны, как положено, маневрировать вместе с современными крейсерами и эсминцами. В связи с этим в конце декабря Адмиралтейство приступило к постройке следующей серии, на сей раз быстроходных фальшивок. Пароход «Кевик» должен был «превратиться» в линейный крейсер «Куин Мери», а «Мерион» - в «Тайгер». Трампы «Манипур» и «Партишиен» становились линейными крейсерами «Индомитейбл» и «Инвинсибл».

Пароход «Кевик» до переделки в «линейный крейсер» и после.





Настоящая HMS Queen Mary.


Несмотря на то, что эскадры фальшивок были совершенно небоеспособны и даже не имели «личного оружия», кое-какую пользу они все же принесли.

…В конце февраля 1915 г. двойники линейных крейсеров «Тайгер» и «Индомитейбл» отправились к Дарданеллам, чтобы одним своим видом усилить флот союзников. До Гибралтара оба корабля открыто шли через Атлантику, и капитаны нейтральных и союзных судов с удивлением разглядывали могучие корабли, ползущие с черепашьей скоростью – слабые машины фальшивок на лучшее были не способны.

5 марта «линейные крейсера» с величавой медлительностью вошли в порт на острове Тенедос и в тот же день отправились патрулировать к мысу Хеллес у входа в Дарданеллы. Этого оказалось достаточно, чтобы убедить германо-турецкое командование в том, что флот союзников серьезно увеличился. В течение нескольких следующих недель фальшивки «Тайгер» и «Индомитейбл» вызывающе показывали флаг у турецкого побережья, одновременно скрытно перевозя в своих трюмах войска.

Пароход «Мерион» до переделки в «линейный крейсер» и после.





Настоящий HMS Tiger.



Очевидцы рассказывали, что вечером 30 мая немецкая подводная лодка, крейсируя в 6 милях восточнее острова Хагиострати, заметила силуэт мощного трехтрубного военного корабля, медленно движущегося прямым курсом, без эскорта. Командир лодки сразу узнал характерный силуэт «Тайгера», о появлении которого в Средиземном море немцы уже знали. Условия для атаки были идеальными.

….. Торпеда взорвалась ниже ватерлинии, между машинным и котельным отделением фальшивки, убив четырех человек. Через огромную пробоину внутрь корабля хлынула вода, снося ветхие переборки, сбивая с ног машинистов и кочегаров. Одновременно в воздух, к великому удивлению атакующих, взлетели массивная надстройка и орудийная башня главного калибра, причем последняя, упав в море, не затонула, а… поплыла, покачиваясь на волнах. Говорят, командир подлодки и вахтенный офицер долго спорили - заносить этот факт в вахтенный журнал или нет? Потом все же занесли с пометкой «свидетели были трезвыми и в своем уме»…

Фальшивый «Индомитейбл» в 1916 г. переоборудовали в плавучую казарму 15-й флотилии эсминцев и переименовали в «Сандхерст». В этом качестве он пережил Вторую мировую войну и лишь в 1946 г. пошел на слом.

Полный список british dummy battleships and battlecruisers выглядит так:

City of Oxford ( Ellerman ) as HMS St. Vincent
Michigan ( Warren ) as HMS Collingwood
Montezuma ( Canadian Pacific ) as HMS Iron Duke
Ruthenia ( Canadian Pacific ) as HMS King George V
Tyrolia ( Canadian Pacific ) as HMS Centurian
Oruba ( Orient ) as HMS Orion
Mount Royal ( Canadian Pacific ) as HMS Marlborough
Montcalm ( Canadian Pacific ) as HMS Audacious
Princess ( ex- Kronprinzessin Cecilie ) as HMS Ajax ( Hamburg Amerika )
Perthshire ( Federal SN ) as HMS Vanguard
Cevic ( White Star ) as HMS Queen Mary
Manipur ( Brocklebank ) as HMS Indomitable
Patrician ( Harrison ) as HMS Invincible
Merion ( American ) as HMS Tiger

В сентябре 1939 г. Черчилль вновь стал морским министром. Не забыл он и о судах, которые флотские офицеры окрестили «причудой Уинстона». И еще раз задумал пустить в дело «секретное оружие».

На той же верфи «Харланд и Вольф» началась перестройка известным образом трех крупных, однотипных судов «Пальсена», «Уайтманс» и «Мелари» в линейные корабли «Резолюшн» и «Ривендж», а также авианосец «Гермес». Особое внимание обратили на то, чтобы авиаразведчики «люфтваффе» не смогли бы отличить их сверху от настоящих боевых кораблей.

Во время налетов нацистских бомбардировщиков суда-фальшивки вели «интенсивный огонь». По причине особой нехватки зениток в тот период стрельбу обозначали деревянные пушки, оснащенные имитаторами вспышек орудийных выстрелов.

В мае 1941 г., после того, как англичане уничтожили нацистский линкор «Бисмарк», а линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» застряли в оккупированном французском порту Брест, судам, «загримированным» под «Резолюшн» и «Ривендж», вернули первоначальный вид, и они до конца войны перевозили войска. Судьба «авианосца» сложилась иначе.

В июле 1941 г. у побережья графства Норфолк он плотно сел на корпус взорвавшегося на мине и затонувшего на мелководье танкера. Спасателям так и не удалось стянуть «Гермес» на чистую воду. Поэтому характерная треногая мачта «Гермеса» и часть деревянной валетной палубы торчали здесь до 1957 г., когда англичанам, наконец, удалось убрать с фарватера остатки «авианосца» и злополучного танкера.

Кроме этих судов, англичане соорудили еще один «чудо-корабль». В апреле 1941 г. им стал давно разоруженный линкор «Центурион», построенный еще в 1911 г. Ему придали внешнее сходство с новейшим линейным кораблем «Энсон». Единственным оружием копии, не считая деревянных башен главного калибра, стали 8 зенитных автоматов и 2 "пом-пома".

Линейный корабль "Центурион" в достройке - 1912 г. И линейный корабль "Центурион", изображающий линейный корабль "Энсон" во время Второй мировой.





Настоящий HMS Anson.



Вступивший в строй двойник линкора отправили в Средиземное море. Чтобы избежать рискованного прохода через Гибралтарский пролив, около которого постоянно дежурили вражеские субмарины, кораблю пришлось проделать долгое плавание вокруг Африки, через Красное море и Суэцкий канал. Во время перехода «Центурион» входил в порты в сумерки и выходил на рассвете, небольшому экипажу не давали увольнений на берег. Все это делалось только для того, чтобы не рассекретить корабль.

Забавный эпизод – на стоянке во Фритауне портовые власти были удивлены просьбой командира мощнейшего линкора предоставить ему какой-нибудь катер, чтобы добраться до пристани. Откуда им было знать, что собственные плавсредства этого корабля состояли из двух весельных яликов!

В Суэце его «приветствовали» вражеские бомбардировщики, наведенные абверовскими агентами, но, к счастью, бомбы разорвались в воде. При одном из походов «Центурион» попал в жесточайший шторм. Огромные волны бесцеремонно смыли с его палубы «бронированную башню главного калибра» с «356-миллиметровыми орудиями» и унесли ее в открытое море.

Потом военная судьба гоняла фальшивку в Бомбей, опять в Суэц. Там она однажды присоединилась к конвою с грузами для блокированной итало-германскими силами Мальты. Конвой был разгромлен, а изрядно потрепанная копия с великим трудом вернулась в Порт-Саид. Только весной 1944 г. она снова оказалась в Англии.
Во время высадки союзников в Нормандии старый линкор превратили в волнолом, прикрывавший акваторию искусственного порта.

Нельзя не отметить, что опытом англичан сумел воспользоваться и их противник.
В мае 1941 г., совершив набег на английские коммуникации в Атлантике, германские линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» укрылись в порту Брест. Прознав об этом, Адмиралтейство предприняло ряд воздушных налетов на Брест. Немцы попытались замаскировать линкоры, устраивая над ними навесы, задымляя акваторию при объявлении воздушных тревог. Одновременно было решено обмануть британских летчиков, заставить их атаковать ложные цели.

Для этого из старых транспортов соорудили два фальшивых линкора. Над укороченными надстройками старых трампов устроили деревянный настил, на котором воздвигли макеты орудийных башен и надстроек. Там же установили и настоящие зенитки. При налетах британской авиации буксиры таскали фальшивки на длинных тросах по гавани, а те вели ожесточенный огонь по «галифаксам» и «ланкастерам», пилоты которых всячески пытались поразить их тяжелыми авиабомбами. А настоящие «Шарнхорст» и «Гнейзенау» стояли у портовых стенок, обтянутые маскировочными сетями и тщательно затемненные….
Настроение: crazycrazy
Tags:

(28 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:d_pankratov
Date:Апрель 30, 2009 03:50 pm
(Link)
... а потом были деревянные самолёты и деревянные бомбы :)
[User Picture]
From:e_pipe
Date:Апрель 30, 2009 04:08 pm
(Link)
И деревянные, и даже надувные, и из снега танки!
[User Picture]
From:shoora_vatman
Date:Май 4, 2009 04:45 am
(Link)
по зомбоящегу недавно была передача о российском подразделении специализирующемся на маскировке и фальшивках - там такие надувные Т-80! - Загляденье! И С-300 и ещё много чего
[User Picture]
From:u_96
Date:Май 4, 2009 06:14 pm

Плавали-знаем. ;)

(Link)
[User Picture]
From:shoora_vatman
Date:Май 4, 2009 04:44 am
(Link)
... и надувные бабы! :)
[User Picture]
From:navydiver
Date:Апрель 30, 2009 04:02 pm
(Link)
В этой связи, имеет смысл вспомнить и немецкие рейдеры ВМВ. То же надувательство, но посерьезнее деревянных пушек.
[User Picture]
From:u_96
Date:Апрель 30, 2009 04:04 pm
(Link)
Тема военно-морского надувательства неисчерпаема
[User Picture]
From:arusinov
Date:Апрель 30, 2009 04:26 pm
(Link)
"Корморан", например...
[User Picture]
From:u_96
Date:Апрель 30, 2009 04:27 pm
(Link)
Угу. "Пингвин" и Ко.
[User Picture]
From:scif_yar
Date:Апрель 30, 2009 08:14 pm

и японские тож

(Link)
-
[User Picture]
From:lord_k
Date:Апрель 30, 2009 04:41 pm
(Link)
Великолепно, спасибо!
[User Picture]
From:u_96
Date:Апрель 30, 2009 05:45 pm
(Link)
На здоровье. :)
[User Picture]
From:dnepr_sergant
Date:Апрель 30, 2009 05:54 pm
(Link)
"на еще более топичный проект" наверное - Утопичный? Сорри, если что не так :)
Отлично! Спасибо!
[User Picture]
From:sanitareugen
Date:Апрель 30, 2009 07:06 pm

Нет, это жаргонизм от topic (англ.)

(Link)


сущ.

1) тема, предмет обсуждения, вопрос

to bring up, broach a topic — поднимать вопрос, тему

to discuss a topic — обсуждать тему

controversial topic — дискуссионная тема

everyday topic — насущная тема

topic of conversation — тема разговора

Syn:

burden, matter, subject, theme, subject matter

2) грам. топик, тема термин актуального членения предложения

[User Picture]
From:dnepr_sergant
Date:Май 1, 2009 06:49 am

Re: Нет, это жаргонизм от topic (англ.)

(Link)
Понял, спасибо!
From:papa_loi
Date:Апрель 30, 2009 07:43 pm
(Link)
Насчет плывущей по волнам башни главного калибра - ведь психологическое оружие. )) Даже у закаленного кригсмарине крышу снести может... )))
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:scif_yar
Date:Апрель 30, 2009 08:15 pm

уу :))

(Link)
>>но не могу не вспомнить попытку Деница запустить в Бискайском заливе якобы поврежденную подлодку с установленным дополнительным зенитным орудием,
-
если бы.
Они воткнули не одно орудие, а еще и 37 мм автоматы, плюс обшили все это броней.
не помгло.
ну и много чего еще похожего пробовали.
[User Picture]
From:mu_rena
Date:Апрель 30, 2009 08:08 pm
(Link)
Спасибо!
Очень познавательно!
[User Picture]
From:ancient_skipper
Date:Апрель 30, 2009 11:28 pm

хороший очерк

(Link)
только выражение =в их трюмы уложили по 8-9 тыс. т балласта, что значительно превышало регистровую вместимость судов= бессмысленно
[User Picture]
From:filibuster60
Date:Май 1, 2009 01:48 am
(Link)
Спасибо!
[User Picture]
From:blyabudist
Date:Май 1, 2009 07:24 am
(Link)
помню байку "По акватории плыл якорь.." но про плавающую башню главного калибра слышу впервые:)
[User Picture]
From:puplikov
Date:Май 1, 2009 04:15 pm
(Link)
На фото муляжа Queen Mary прекрасно видно, что дым идёт только из одной трубы:))))) Интересно, противник придавал хоть какое-то значение этому факту?
From:glamurtroll
Date:Май 1, 2009 06:56 pm
(Link)
Спасибо
[User Picture]
From:dok_zlo
Date:Май 2, 2009 11:12 am

:))

(Link)
Танк «На испуг» (НИ-1)

[User Picture]
From:l_dv
Date:Май 3, 2009 11:15 am
(Link)
И ведь похоже получилось!
[User Picture]
From:kostyanus
Date:Май 3, 2009 05:45 pm
(Link)
супер :)

я терялся в догадках, перебирая в уме ГрандФлит и пытаясь вспомнить, где в стаде "Белых Слонов" мог прятаться этот корабль... а в итоге - "вон оно чо, Михалыч..."


P.S. в очерке есть огрехи, заметные разбирающимся, но это его совсем не портит :)
[User Picture]
From:princee740
Date:Май 4, 2009 09:41 am
(Link)
Интересно, как бы сработала идея, скажем, крейсеров ПВО (с настоящим зенитным арсеналом, броней и живучестью), внешним видом похожих на линкоры или авианосцы, приписанные к той же эскадре. Скажем, вместо одной цели "авианосец" две, причем обе ведут мощный зенитный огонь, и оба - отнюдь не переделка из сухогруза.
[User Picture]
From:perionis
Date:Май 5, 2009 04:55 pm
(Link)
а стоимость этого "с настоящим зенитным арсеналом, броней и живучестью"?

> Go to Top
LiveJournal.com