u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:

"Предельно непотопляемые". Избранное из коллекции.

Перепост старого материала по просьбе пары камрадов.

Эпиграф:
Подводная лодка пр.677 класса "Лада" предназначена для проведения самостоятельных операций на морских коммуникациях против подводных лодок и наземных кораблей противника в ограниченном районе, осуществления противолодочной обороны в прибрежных районах, узкостях и в проливных зонах, постановки минных заграждений и других задач.
/Позаимствовано отсюда/

Шедевр российского военно-морского железобетонного шипбилдинга и ТыДы.

Второй эпиграф:
- Алё, это таки компания "Половые покрытия"?
- Да, мадам.
- Что будет надёжнее и проще: положить мне в зале линолиум или паркет? У меня - дети...
- У вас - дети?.. Тогда, мадам, проще будет заасфальтировать!


...Я страстно обожаю всяческие музеи. Страстнее этого я обожаю только корабли-музеи. Особенно те, которые условно классифицирую, как "предельно непотопляемые". Читай - "врытые по уши в землю".

Есть что-то непередаваемо сюрное в морской посудине, вытащенной на берег... Примерно, как в кашалоте, примандяченном на постамент. На данный момент в моей "предельно непотопляемой" коллекции таких "кашалотов" уже на маленькую эскадру набралось.

В этой эскадре помимо прочих вымпелов - флагманский броненосец адмирала Того "Микаса",..

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора



...Янковский тральщик с встроенным в машинное отделение лифтом для доставки посетителей на верхнюю палубу,..
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

...Носовая часть тяжёлого янковского крейсера CA-131 Fall River по прозвищу "Отстой". Подробнее о нём можно прочитать у меня тут...
Photobucket - Video and Image Hosting

...Огрызок носовой части H.M.S. Vindictive...

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора


...И реплика турецкого минзага "Нушрет" времён Первой мировой, старательно подпёртая десятком мощных домкратов и для пущей надёжности к ним приваренная...

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора


Из всей коллекции до недавнего времени мною наиболее нежно любимым было вот это плавсредство. Пограничный кораблик проекта 205-П "Тарантул". Натовское обозначение "Стенька".
Место базирования - порт Анапа,..

...бетонная набережная. :)

Повторюсь, что до недавнего времени искренне считал - ничего гламурнее в деле рассаживания кораблей по грядкам человеческая мысль не придумала... Но я жестоко ошибался!..

Есть, есть ещё титанические гении в русских селениях. Гении, создавшие музейного монстрика под вывеской "Сторожевой корабль "Гремящий". Нет, поймите меня правильно. Я вовсе не против такого со всех сторон полезного в кораблестроении материала, как бетон. Из него с успехом ваяли и плавучие доки, и танкеры, и траулеры, и яхты с баржами. Но вот военно-морской флот до поры до времени как-то стремался иметь дело со столь брутальным строительным материалом. Стремался, пока в Москве не решили сделать музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Вот тут-то и берёт своё начало история российского военно-морского железобетонного шипбилдинга. :)

Краткая предыстория цимеса.
Жил-да был однажды в Балтийском море сторожевик проекта 50 под гордым названием "Росомаха". Выглядел он в свои лучшие годы примерно вот так.

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Вахтенный журнал

Только бортовой номер был не "618", а "639"... И вот однажды, после многих лет беспорочной службы, решило мудрое начальство списать изрядно посявканный жизнью СКР на патефонные иголки. Мирскими словами - в лом. Дело происходило в 1989-м. Кораблик расформировали и передали в ОФИ... Газорезчики неторопливо срезали с корабля вооружение и надстройки, но тут бабахнул 91-й год и всем сразу стало не до кастрированно-недорезанной "Росомахи". В таком странном состоянии останки корабля простояли вплоть до того момента, пока до них не добралась пытливая мысль создателей военно-морской экспозиции на московской Поклонной горе. Первоначальная мысль поражала глобальностью - протащить из Ленинграда, ставшего уже снова Питером, "Росомаху" по внутренним водным путям в Москву. Тут порезать на части, а потом свежеполучившееся "лего" снова собрать в заранее выкопанном музейном котловане. Примандячить на корпус ранее срезанные пушки с надстройками и - вуаля - корабль-музей готов.

Но, как часто в таких случаях бывает, глобальность замысла столкнулась с суровой прозой жизни, после чего утопла. За прошедшее с момента начала попила СКР-ра и последующего отстоя время корпус корабля пришёл в такое ахтунговое состояние, что дотащить его до Москвы можно было только пошурупно. И без всякой гарантии собрать потом во что-то удобоваримое и корабленапоминающее. Плюс к этому, кто-то куда-то уже попиздил часть демонтированного с корабля вооружения... После осознания всех этих траблов, перед музейными работниками в высшей степени эрегированно встал традиционный русский вопрос: "Чо делать?!.." Вопрос реально встал ребром, ибо под глобальный замысел водружения на Поклонную гору "Росомахи" Лужков уже выделил энное кол-во грошей из бюджета столицы. Мало того - на эти гроши уже вовсю начали копать котлован под корпус СКР-а...

Надо отдать должное музею, который вывернулся прямо-таки гениально!

Во-первых, уже наполовину выкопанный котлован чуть расширили и залили бетоном, получив тот самый военно-морской пруд, который так хорошо просматривается на фотографиях тут.

Во-вторых, с санкции замглавнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирала М.К. Барсукова пометя по сусекам ОФИ и Балтфлота, приволокли в Москву целую туеву хучу фрагментарного корабельного металолома, из которого решено было собрать... "имитацию сторожевого корабля" (термин документален).

И, с благословения начальника Управления ракетно-артиллерийского вооружения Главного штаба ВМФ контр-адмирала Г.К. Еремеева собрали. На железобетонном основании, которое "силуэтно напоминает корабль" (термин... ну, вы в курсе).

Получившееся корабельное чмо (термин мой), высунув язык от усердия, выкрасили свежей краской, а по бокам получившейся бни навесили вырезанные из фанеры спасательные круги с надписью "Гремящий".

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора

Надо думать - кто-то из музейных демиургов что-то краем уха слышал об одноимённом гвардейском эсминце и решил к месту блеснуть своим интеллектом...

Вот так в 1995-м и родилась на свет незатухающая звезда моей "предельно непотопляемой" коллекции - железобетонный СКР "Гремящий". Порт приписки - бровка военно-морского пруда-что-на-Поклонной горе. Ну, а теперь, думается, самое время нам взглянуть на это последнее слово отечественного дебилостроения. :)

Итак, прошу любить и не жаловаться. Вот он, душка, во всей своей железобетонной красе. Вид - с правого борта.

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора

Там ещё на переднем плане фигурирует 85-мм зенитка 52 К, но вы на неё внимание не обращайте. Эти 52 К вообще, по моим наблюдениям, самый распространённый экспонат Поклонки. Зенитки понатыканы в самых неожиданных местах прилегающей музейной территории, включая скопления биотуалетов и переходы к ж/д станции. Невольно возникает ощущение, что администрация Поклонки всерьёз опасается воздушного нападения. Только кого?.. Марсиан?..

"Ахтунг, минен!.." (с)

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора


Вид на корму "Гремящего".

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора

На переднем плане снимка - установленный на суше спаренный 37-мм автомат В-11. В автомат можно залезть и пошароёбиться.

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора

...Правда, все попытки откинуть с педали боя предохранительную заслонку окончатся дауном, ибо заслонка приварена на своём месте насмерть. C другой стороны, некоторым подобные мелочи отнюдь не мешают всецело насладиться общением с этой двухствольной железкой. Например, вкушать удовольствие вот таким образом...

Полноразмерное фото (48.3 Kb)

Впрочем, не будем отвлекаться...

Носовая часть "Гремящего". Хорошо видна пара 130-мм орудий.

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора


Состав вооружения железобетонного СКР:
2 130-мм установки Б-13. Спёрты с порезанного эсминца-"семёрки".
1 100-мм установка Б-34-У Что таки характерно, установка "родная" "росомаховская"...
2 спаренных 37-мм автомата В-11. Автоматы тоже "родные".
2 спаренных 25-мм универсальных автомата 2М-3М. Спёрты со старого, как говно мамонта, торпедного катера проекта 183.
1 пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-56, спизженный с олдового эсминца проекта 56. Между прочим, "Росомаха" довольствовалась всего лишь трёхтрубным торпедным аппаратом ТТА-53-50.

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора

Помимо вышеперечисленного, на железобетонной палубе "Гремящего" красуются: дальномер (почему-то без базы и на самой корме позади 100-мм орудия) прожектор (на бетонной подставке по правому борту от кормового 100-мм орудия) и одинокий, как клизма в заднице, бомбомёт БМБ-2 (по левому борту от кормового 100-мм орудия). На этом, собственно, описание богатств чумакакнепотопляемого СКРа заканчивается. Ну, если, конечно, не считать могутнейших "пы-образных" лееров, способных остановить танк... И прогулочного тузика, зачаленного по правому борту. Страшно разочаровало, что тузик - из натурального дерева. Честно говоря, интуитивно ожидал, что демиургам "Гремящего" хватит самоиронии и лодочку забубенить из железобетона. И, чтоб весла непременно - из него же. ;)

Гордо возвышающаяся на железобетонной палубе баковая 130-мм установка Б-13.

Автор: Агент@Mail.Ru u-96 u-96, альбом: Поклонная гора


Ютовая 100-мм установка Б-34-У на железобетонном барбете.

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора


Да, кстати... Совершенно неожиданное эпохальное событие в жизни музейного "Гремящего" произошло в 2001-м году. Тогда администрация Поклонки внезапно решила, что иметь на балансе сторожевик, пусть и железобетонный, по нашим дням совершенно беспонтово. ...После чего, одним росчерком малярной кисти на табличке, "Гремящий" превратился из "имитации сторожевого корабля" в куда более помпезно звучащую "стилизованную палубу эсминца". Вот такие музейные пироги...

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора


P.S. Несмотря на всю непоколебимость конструкции "Гремящего", доступ на неё посетителям строжайше воспрещён. "Дабы не изгадили". (с)
P.P.S. Вопрос о том, откуда попёрта надстройка и труба "Гремящего", пока мною за дефицитом свободного времени всерьёз не изучался. Изданный на музейные шиши каталог "Вооружение, военная техника и инженерные сооружения в коллекциях Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" утверждает, что "рубка-надстройка взята от тральщика типа "Фугас", а дымовая труба - от сторожевого корабля". Однако наскоро просмотрев боковые проекции базовых тральщиков проекта 53 я как-то не обнаружил ничего похожего на "гремящевскую" надстройку... Да и труба железобетонного монстрика больше смахивает не на имущество СКРа, а на матчасть вполне себе современного тральщика проекта 266М. Короче, желающие ещё вполне могут покопаться в этом вопросе.
P.P.P.S. ...А корпус многострадальной "Росомахи" был окончательно утилизирован только в 1999-м.
P.P.P.P.S. В минувший отпуск получил дурные вести о прежнем моём коллекционном топе - торчащем на анапской набережной проекте 205-П. Какие-то мрази в погонах недавно додумались скомуниздить стволы от "стенькиных" артустановок АК-230. Без них кораблик теперь выглядит сущим евнухом...

Так было.

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Вахтенный журнал


Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Вахтенный журнал


А так - теперь...

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора


На вопрос вахтенному вбетонированной плавединицы, куда делась артиллерия, тот стрельнул сигаретку и угрюмо пошутил: "На цветмет пошла..."

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора


...А когда-то "Тарантул" выглядел так!

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Поклонная гора


О том, как служилось на "Тарантулах", можно прочитать в моём посте "Иваныч".

Всю серию постов про наши семейные променады на Поклонке можно отыскать тут.
-------------------------
Пиар-акция в пользу US NAVY.

Благодаря kris_reid пополнил свою "предельно непотопляемую" коллекцию вот таким аутентичным монстриком - фанерным вербовочным пунктом. :)

Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Вахтенный журнал



Автор: Агент@Mail.Ru u-96, альбом: Вахтенный журнал

--------------------
Бац! Бац! И мимо... (с)

Продолжаем обзор коллекцию врытых в землю плавсредств стыренным у ffix1975 не совсем кораблём, но очень даже гламурным кораблеподобным сооружением - выстроенным янками осенью 1944-го полноразмерным макетом-целью для отработки бомбометания.


Не верьте подписи под фоткой - "battleship". Макет имитирует вовсе не линкор, а японский тяжёлый крейсер типа "Такао", в чём убеждаемся путём тупого сравнения макета с силуэтом крейсера...


--------------
Дары краснодарского края.

Последний на сегодня экспонат - подводная лодка в степях Украины Краснодара.
Малая торпедная подлодка М-261 уникального проекта А615, "окопавшаяся" в городском парке 40-я Победы.


Почему проект А615 уникальный? Потому как лодки этого проекта... А, впрочем, обо всём по порядку.

Сколько существуют подводные лодки, столько же их создатели решают проблему увеличения времени их пребывания под водой без связи с атмосферным воздухом. Сейчас этот трабл во многом решён благодаря внедрению атомных реакторов. Но и до эры атомарин проблему пытались решить.

К примеру, в России еще в 1912 г. мичманом Никольским была предложена схема работы двигателя внутреннего сгорания по замкнутому циклу с обеспечением кислородного питания. Возможность осуществления этой схемы была подтвержена тогда же на стенде Балтийского завода. Практические работы по созданию подводных лодок с дизелем, работающим по замкнутому циклу, были развернуты в России в 30-е годы. 1 июля 1941 г. на воду была спущена экспериментальная подводная лодка М-401, испытания которой продолжались до конца Второй мировой. По их результатам была спроектирована, построена и спущена на воду 31 августа 1950 г. подводная лодка проекта 615. Позже появилась серия лодок того же проекта, но с увеличенной автономностью. Новые подлодки обозначались, как проект А615 (буквенная приставка означала слово "автономность"). А615-е строились на российских верфях с 1953 по 1957 гг. Новинку отечественного подводного шипбилдинга за рубежом именовали по НАТОвской кодировке лодками типа QUEBEC.


Итак, отечественный флот уже в 50-х гг. начал широкую эксплуатацию подводных лодок с дизелем, работающим по замкнутому циклу. По своим тактико-техническим характеристикам подводная лодка проекта А615 намного опережала свое время*. Однако эксплуатация этих кораблей на флоте принесла немалые проблемы. В отсеках нередко возникали пожары и взрывы, приводившие к ранениям, ожогам и отравлениям экипажа, а иногда к гибели людей и подводной лодки. Так в 1956 г. тяжелая авария произошла на М-259, когда в результате взрыва в машинной выгородке дизеля "32 Д" (при его работе по замкнутому циклу) погибли 4 человека и 6 получили ранения, ожоги и отравления. В следующем 1957 г. в результате возникшего в подводном положении пожара в выгородке дизеля "32 Д" погибла вблизи Таллинна М-256 практически со всем экипажем...

Приобретенный такой дорогой ценой опыт показал: положительные результаты, полученные на экспериментальном подводном корабле под усиленным наблюдением разработчиков оборудования, практически не могут быть стабильно достигнуты при эксплуатации линейных подводных лодок. Поэтому из-за недостаточной безопасности эксплуатации в первой половине 70-х гг. все подводные лодки пр. А615, получившие нелестное прозвище "зажигалки", были выведены из состава ВМФ СССР и утилизированы.


Одной из "зажигалок" первоначально повезло - согласно указу указу от 16.09.80 г. М-261 (Заводской номер 1070, была построена заводом Судомех (Ленинград). Заложена 23.02.54г., спущена на воду 21.05.55г., сдана 31.07.56г.) была переоборудована в музей. В апреле 1981 г. лодка подошла к Темрюку и была отбуксирована по реке Кубань в Краснодар, куда прибыла 21 Мая 1981 г. Дальше лодку отпинали к музею "Оружие Победы" во время разлива реки Кубань летом 1982 г. А вот потом М-261 везти перестало...


Первоначально по лодке проводились экскурсии, но потом грянул распад СССР и в этом водовороте событий лодку просто забросили. Искусственный водоём, в котором изначально стояла М-261 быстро деградировал в болото, а потом высохло и оно... В результате корпус лодки накрепко "сел" в грунт и деформировал. В левом борту появились трещины, которые местными любопытствующими гражданами и охотниками на цветмет быстро были расширены до полноразмерных проломов. Не знаю, как сейчас, а пару лет тому назад М-261 была загажена изнутри под самый подволок ЦП... :(


...Если кто из читающих меня краснодарцев сможет уточнить нынешнее состояние М-261 - буду благодарен.

Помимо Краснодара, "зажигалки"-памятники имеются ещё в двух местах: М-296 в Одессе и М-361 в г. Пушкин.
---
* Сейчас в направлении использования концепции единого неядерного двигателя для подлодок дальше всех теоретически убежали немцы с их "анаэробными" лодками 212-го проекта. Практически же это дойчевское ноу-хау до сих пор вызывает кучу нареканий у пользователей...
Tags: предельно непотопляемые, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →