?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Декабрь 6, 2008


Previous Entry Поделиться Next Entry
02:13 pm - Мифические сокровища крейсера "Адмирал Нахимов"...
Мощнейший крейсер мира
---
Ранним солнечным утром 21 октября 1885 года в присутствии императора Александра III, императрицы Марии Федоровны, великих князей и прочих членов августейшей фамилии со стапеля санкт-петербургского Балтийского завода под звуки государственного гимна и грохот артиллерийского салюта был спущен на воду новейший крейсер российского флота. Свое название он получил в честь адмирала П.С. Нахимова – героя Наваринского и Синопского сражений, погибшего при защите Севастополя в Крымскую войну. «Адмирал Нахимов» проектировался и строился в те годы, когда на кораблях еще уживались паровые машины и паруса, так что никого не удивило, что крейсер имел две архаичные деревянные мачты с полным набором парусов. С другой стороны военно-морских специалистов всего мира потрясло мощное бронирование и вооружение русского боевого корабля, который по числу орудий главного калибра и весу бортового залпа вдвое превосходил своих современников


После ввода в строй в 1888 году «Адмирал Нахимов» сразу перешел на Дальний Восток, где и прошла большая часть его службы. Он участвовал во многих событиях, связанных с укреплением позиций России на Тихом океане. Это были дипломатические миссии, боевые маневры, гидрографические работы и даже «придворная служба» - крейсер не раз принимал на своем борту членов императорской семьи. В числе первых крейсеру пришлось обживать Порт-Артур — новую базу флота на Дальнем Востоке.

«Самотоп» идет на войну
---
Шло время. Корабль, буквально не «вылезавший» из дальних плаваний, ветшал. Но куда быстрее ржавчины «Нахимова» состарил прогресс военного кораблестроения. Появление более современных крупнокалиберных дальнобойных орудий, оптических прицелов и дальномеров уже к концу XIX в. превратили когда-то могучего «морского витязя» в дряхлого «самотопа». В 1899 г. «Адмирал Нахимов» официально был переведен в учебные суда, и всем казалось, что старый крейсер так и скоротает свой век в должности «плавучей парты». Но судьба распорядилась иначе. В ночь на 27 января 1904 г. японские миноносцы внезапно атаковали стоявшие на рейде Порт-Артура русские броненосцы – так началась короткая, но трагическая для Российской империи война с Японией. В корейском порту Чемульпо героически погиб крейсер «Варяг». Японцы высадили свои войска на Ляодунском полуострове и окружили Порт-Артур с суши. Царское правительство отправило с Балтики на помощь блокированной крепости Вторую Тихоокеанскую эскадру. В связи с нехваткой новых кораблей, в ее состав были включены все мало-мальски боеспособные корабли, включая и «старичка» «Нахимова». Подумав, его командир, капитан первого ранга А.А. Родионов приказал срубить и выбросить за борт весь парусный рангоут – крейсер стал выглядеть более современно.


Для повышения остойчивости корабля, в его трюме было уложено несколько тонн свинца. 14 мая 1905 года, оставив за кормой 17 000 морских миль, «Адмирал Нахимов» вместе с другими русскими кораблями встретил в Корейском проливе у Цусимы превосходящие силы японского флота. Этого сражения крейсер, как и почти все его спутники по эскадре, не пережил. Впрочем, «Адмирал Нахимов» сделал все, что мог. До самого вечера он яростно отбивался от врага, но ночью был окружен японскими кораблями, торпедирован и утром пошел ко дну в точке с координатами 34о34’c.ш., 129о32’в.д....

Миллионер в поисках миллионов
---
На этом кончается быль о старом крейсере и начинается легенда. «Нахимов» пребывал в забытьи до тех пор, пока в 1933 г. известный американский охотник за подводными сокровищами Гарри Ризенберг не издал бестселлер «600 миллиардов под водой». Слово «долларов» в названии Ризенберг опустил специально. Как он сам потом признался: «Для пущей таинственности». В приложении книги автор привел список из нескольких сотен ещё не обследованных им затонувших судов с сокровищами. Трудно сказать, чем руководствовался Ризенберг, когда назвал сразу 4 русских корабля Второй Тихоокеанской эскадры, погибших при Цусиме. Больше того, он написал, что вместе с ними на дно пошли многие миллионы золотых монет. Поскольку по чистой случайности американец указал, что больше всего золота утонуло вместе с «Адмиралом Нахимовым», естественно, именно этот корабль особенно привлек внимание современных кладоискателей. Впрочем, многочисленные экспедиции, отправлявшиеся на поиски русского крейсера, неизменно заканчивались одним и тем же – банкротством. Казалось, что давно лежащий на дне «Нахимов» мстит тем, кто пытался потревожить его останки…. Так продолжалось до тех пор, пока книга Ризенберга не попалась на глаза японского миллионера Такеши Сасагавы. У себя на родине этот 80-летний бизнесмен был известен благодаря своей экстравагантности и неутолимой жажде личной славы. В свое время Сасагава неоднократно участвовал и побеждал в гонках воздушных шаров и скоростных катеров. Позже, начитавшись Ризенберга, миллионер ударился в подводное кладоискательство и 2 года безрезультатно разыскивал затонувшие испанские галеоны с золотом инков на борту. В 1979 г. Такеши тщетно пытался заключить контракт на подъем 6 тонн золота с британского крейсера «Эдинбурга», а когда сделка сорвалась, решил взять реванш на «бесхозных сокровищах» «Адмирала Нахимова». Престарелый богач основал компанию «Ниппон марин девелопмент», нанял 6 американских и английских водолазов, зафрахтовал сингапурское судно «Тен О» и отплыл в район Цусимы.

Через тернии к золоту
---
В ноябре 1980 г. на пресс-конференции в Токио Сасагава поведал журналистам, что выделил 15 миллионов долларов из своих личных средств на спасение русского золота, якобы оцениваемого в… 35 миллиардов, которые, можно считать, практически у него в кармане. Ведь главное, по словам Сасагавы, сделано – корабль обнаружен. Мало того, уже понятно, что крейсер - это «настоящий банк, где лежат 5500 ящиков, набитых золотыми монетами, слитками платины и золота». Причем водолазы якобы уже достали 6 слитков платины. Правда, сославшись на коммерческую тайну, он отказался огласить какие-либо подробности, сообщив только, что используется абсолютно новая глубоководная подъемная техника. Позднее Сасагава не раз позировал фотографам, держа в руках слитки, поднятые с «Адмирала Нахимова». Однако никаких новых находок он не демонстрировал, ссылаясь на то, что возникли непредвиденные трудности: сильные подводные течения, плохая погода, отвратительная видимость и… гигантские мурены, нападающие на водолазов. Мол, отсюда и задержка с подъемом драгоценного груза. Зато Сасагава подробно рассказывал историю этих сокровищ. По его версии на другой день после Цусимского сражения японский миноносец «Сирануи» приблизился к «Адмиралу Нахимову» и предложил полузатопленному крейсеру следовать за собой. Вместо ответа его команда бросилась в море, а капитан взорвал в трюме часть боеприпасов, после чего корабль быстро пошел ко дну. Уцелевшие члены экипажа, по словам Сасагавы, признались, что на крейсере осталось «сказочное богатство», причем их карманы были набиты золотыми монетами. «Из-за своей непомерной алчности многие русские и утонули, - меланхолично заканчивал свое драматичное повествование кладоискатель-миллионер. – Ведь их корабль вез жалование для всей русской эскадры».

Крах Сасагавы
---
Первыми в успехе Сасагавы усомнились профессиональные охотники за морскими сокровищами. Возможно, в них просто заговорила ревность к славе японца. А поскольку он держал в секрете ход спасательных работ, они занялись проверкой его исторических изысканий. Стоило им обратиться к документам русско-японской войны, в частности, к донесениям участвовавших в Цусимском сражении адмиралов и капитанов, как стало ясно, что в рассказах Сасагавы нет ни слова правды. Действительно, в ночь на 15 мая 1905 г. «Адмирал Нахимов» получил серьезные повреждения, но держался на плаву. И лишь утром он передал по радио, что тонет. В этот момент на горизонте показалось японское судно «Саду мару» в сопровождении миноносца «Сирануи». Оно-то и подобрало команду крейсера, вовсе не обреченную идти ко дну с карманами, набитыми золотом. Золота вообще не было ни у матросов с «Адмирала Нахимов», ни на самом корабле. Ведь, как следует из давным-давно рассекреченных и опубликованных документов времен русско-японской войны, во-первых, казна эскадры находилась на флагманском броненосце «Князь Суворов», а во-вторых, жалованье в русской армии и флоте выплачивалось не золотом, а бумажными ассигнациями!..


Со временем выяснилась и другая любопытная деталь. Слитки металла, которые по утверждению Сасагавы были подняты с затонувшего русского крейсера, имели удельный вес 11,34 г/см3. А это плотность свинца, а не платины. Того самого свинца, который приказал уложить под палубу корабля капитан первого ранга Родионов в далеком 1904 г. Стремление прославиться любой ценой в итоге сыграло с Сасагавой злую шутку, превратив японского миллионера в посмешище. Вскоре все водолазные работы в Корейском проливе были свернуты. В 1982 г. всеми осмеянный, а потом забытый Такеши Сасагава тихо скончался в своем доме на окраине города Нара. Скончался, так и не признав, что в истории с «кладом» «Адмирала Нахимова» умудрился обмануть сам себя…

P.S. Благодаря Сасагаве «Адмирал Нахимов» пока остается единственным обследованным кораблем из числа погибших в трагическом для России Цусимском сражении.
Настроение: confusedconfused
Tags:

(14 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 6, 2008 08:20 pm
(Link)
Знаменитый барк "Крузенштерн" немногим меньше, так что...
[User Picture]
From:fon_rommel
Date:Декабрь 6, 2008 08:41 pm
(Link)
Так то барк: у него форма корпуса боле приспособлена к хождению под парусами.
Потом, водоизмещение "Крузенштерна" 5 220 т, "Нахимова" - 8 524 т

> Go to Top
LiveJournal.com