u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:

Краткий обзор подземного кораблестроения времён Второй мировой...

Принципиально не стал ничего менять в авторском тексте:

"Midgard-Schlange


В 1934 г. был разработан проект подземного боевого средства под названием Midgard-Schlange («Змей Мидгард»). Группа инженера Риттера, работавшая над проектом, использовала это название из древнегерманской мифологии, наверное, для того, чтобы вызвать особенный интерес у Гитлера. Мидгард был огромным змеем, с которым сражался бог грома Тор. При проектировании исходили из того, чтобы создать транспортное средство, которое могло двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 м. Оно должно было нести большое количество взрывчатого вещества, которые предполагалось устанавливать под фортификационными сооружениями линии Мажино или во вражеских гаванях. Транспортное средство, первые разработки которого датируются летом 1934 г., состояло из большого количества соединенных вместе ячеек-отсеков. Каждый отсек имел в длину 6 м, в ширину 6,8 м и в высоту 3,5 м. В зависимости от поставленной задачи минимальная длина такого поезда могла составлять 399 м, максимальная длина – 524 м. Впереди располагалась большая буровая головка, такая же, какие используются в горнодобывающей промышленности при подземных работах, на которой располагались четыре бура диаметром 1,5 м. Для привода головки были предусмотрены девять электродвигателей суммарной мощностью около 9000 л.с. Дополнительно имелось еще три комплекта буров, которые заменялись в зависимости от свойств горной породы. Ходовую часть поезда, выполненную на гусеницах, обслуживали 14 электродвигателей суммарной мощностью 19 800 л.с., электрический ток для двигателей вырабатывался с помощью четырех дизельных электрогенераторов мощностью 10 000 л.с., для которых имелись топливные баки емкостью 960 м3. Передвижение под водой осуществлялось с помощью двенадцати пар рулей и дополнительных двенадцати двигателей суммарной мощностью 3000 л.с. В качестве вооружения «Мидгард» нес тысячу 250-кг мин, тысячу 10-кг мин и 12 спаренных пулеметов MG. Транспортное средство весило 60 000 т, экипаж составлял 30 человек. На борту имелись: электрическая кухня, спальня с 20 кроватями, три ремонтные мастерские, несколько перископов, радиопередатчик и 580 больших баллонов со сжатым воздухом. Позднее для «Мидгарда» были разработаны дополнительные подземные средства – Fafnir, Mjolnir, Alberich и Laurin. Fafnir (в германских сагах – дракон) был подземной торпедой длиной 6 м. Снаряды, которые должны были взрывать скальные породы, облегчая продвижение «Мидгарда», получили обозначение Mjolnir («молот Тора»). Alberich был разведывательной торпедой, которая несла микрофоны и перископ. При помощи малого транспортного средства Laurin экипаж «Мидгарда» мог покидать свой поезд и выходить из-под земли на поверхность. Расчетные параметры «Мидгарда» были фантастическими: максимальная скорость по земле 30 км/ч, скорость проходки в каменистом грунте 2 км/ч, а в мягком грунте даже 10 км/ч, под водой 3 км/ч. Риттер в пояснительной записке к проекту предложил строительство 20 «Мидгардов» стоимостью по 30 миллионов рейхсмарок каждый, это было необходимо для реализации плана нападения на стратегические объекты в Бельгии и Франции, а также для минирования английских портов. Согласно предлагавшемуся плану, через три часа после начала военных действий должны быть взорваны 15 портов противника. Деморализованное этими событиями население пока еще не оккупированных областей в панике прекращало поддерживать свое правительство или переходило к гражданской войне. Автор называл «Мидгард» оружием массового поражения, которое приведет к тому, что «отчаявшийся народ окажется перед выбором – погибнуть или остаться в живых». Проект Риттера вызвал много критических замечаний у специалистов. Например, полковник Витингхоф, начальник отдела в министерстве вооружений, написал на папке с проектом такое замечание: «Предложенная конструкция не нова сама по себе, однако какие-либо расчетные обоснования в документации отсутствуют». Поэтому 28 февраля 1935 г. проект возвратили инженеру Риттеру. Дорабатывал Риттер свой проект или нет, на этот счет в литературе никаких сведений нет. Однако после окончания войны в районе Кенигсберга были найдены штольни непонятного назначения, а возле них останки взорванного устройства неизвестной конструкции. В последнее же время в российских средствах массовой информации стали появляться сообщения о попытках разработки подобного подземного средства в СССР. Из этих сообщений следует, что осенью 1964 г. испытывался подземный крейсер под названием «Боевой крот», однако ни конкретные характеристики, ни описания конструкции данного аппарата не приводятся.


Nellie


Машины, по назначению близкие к немецкому «Мидгарду», разрабатывались и в Англии. Они обозначались как NLE (Naval Land Equipment – военно-морское и сухопутное оборудование) и были предназначены для рытья проходов через позиции противника. Сторонником разработки подобных машин был У. Черчилль, который распорядился построить к началу 1940 г. (времени предполагавшегося вторжения немцев) партию из 200 машин. Строительство французской линии Мажино и немецкой линии Зигфрида привело к ложному предположению о том, что любые конфликты снова приведут к траншейной войне. Помнивший об ужасных людских потерях в траншеях 1914-1918 гг., Черчилль хотел вооружить британские отряды землеройными машинами, которые могли рыть большие траншеи или туннели через нейтральную полосу под покровом темноты и под грохот артиллерийской канонады. По прорытым траншеям танки и пехота должны были проникать на вражескую территорию и внезапно атаковать противника. У разработчиков NLE имело несколько названий: Nellie («Нелли»), No man's Land Excavator («Экскаватор без участия человека), а также Cultivator 6 («Культиватор 6») или White Rabbit 6 («Белый кролик 6»), что маскировало его военное назначение. Первоначально планировалось выпускать в неделю по 20 машин и по 40 двигателей к ним. В своем окончательном виде «Нелли» имела в длину 23,47 м, в ширину 1,98 м, в высоту 2,44 м и состояла из двух секций. Основная секция, которая размещалась на гусеничном ходу, напоминала очень длинный танк и весила 100 т. Передняя секция, весившая около 30 т, была способна рыть траншеи 1,5 м глубиной и 2,28 м шириной. Выкопанный грунт переносился конвейерами наверх и укладывался по обе стороны траншеи, создавая отвалы высотой около 1 м. «Нелли» могла двигаться со скоростью более 8 км/ч, вынимая тысячи кубометров грунта в процессе движения. По достижении заданной точки землеройная машина должна остановиться и превратиться в платформу для выхода движущихся за ней гусеничных средств, например, танков, которые должны подняться из траншеи на открытое пространство и начать внезапный бой. Первоначально предполагалась оснастить машину одним двигателем фирмы Rolls-Royce Merlin мощностью 1000 л.с. Однако выяснилось, что помимо риска пожара, свойственного бензиновому двигателю, он может выдавать только 800 л.с. под постоянной нагрузкой, т.е. меньше, чем требовалось для выполнения задачи. Вскоре все двигатели Merlin срочно понадобились для авиации, поэтому пришлось искать замену. Было рекомендовано использовать два двигателя Paxman 12ТР мощностью по 600 л.с., что потребовало полного перепроектирования «Нелли». Один двигатель должен был приводить в движение резак и конвейеры в передней части аппарата, а второй двигатель использовался для продвижения непосредственно самой машины. Но после падения Франции проект «Нелли» был прекращен. Крупномасштабное производство двигателей Paxman 12ТР для «Нелли» было свернуто, а все изготовленные двигатели передали адмиралтейству. Полевые испытания экспериментальной машины начались в июне 1941 г., но в 1943 г. проект был остановлен. Только пять машин из малых версий «Нелли» были закончены к тому времени. Четыре машины были разобраны в конце войны, а пятую машину разобрали в начале 50-х гг." (с)

Жесть позаимствована из книги Козырев & Козырев "Специальное оружие Второй мировой войны".

Ещё три ссылки по весёлой теме:
1. Сергей Кутовой, From-UA.com, "Легенда из-под земли"
2. RITTER MIDGARD-SCHLANGE (1934-1935) by Rob Arndt
3. Д/ф "Подземный крейсер".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →