?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Ноябрь 10, 2008


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
09:50 pm - ЧП на АПЛ "Нерпа". Ту би континед 2.


""Нерпа": картина трагедии
Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Инцидент на АПЛ «Нерпа», унесший 20 человеческих жизней, стал самым крупным происшествием на подводной лодке России с момента гибели «Курска» в 2000 году. Как и любое другое происшествие на атомных подлодках, этот инцидент приковал к себе внимание российской и мировой прессы, породив множество слухов и версий.

Установить детальную картину произошедшего пока, до официальных выводов следствия, вряд ли возможно, но приблизительно представить суть событий можно. Для начала следует разобраться с терминами и подчеркнуть, что подлодка формально еще проходила заводские испытания и не была принята в состав ВМФ.

На АПЛ К-152 «Нерпа» произошла катастрофа. Именно так называется инцидент, повлекший гибель людей, тогда как употребляемый многими термин «авария» означает происшествие, не повлекшее человеческих жертв. Официально названной причиной инцидента является несанкционированное срабатывание системы пожаротушения.

Далее следует разобраться с оборудованием, которым располагают подводники для борьбы с огнем. Российские подлодки оснащаются двумя системами пожаротушения. Первая – воздушно-пенная, предназначенная для тушения локальных очагов пожара. Вторая – лодочная объемная химическая (ЛОХ), предназначена для тушения объемных пожаров (кроме возгорания порохов и боезапаса) путем подачи в отсек фреона или его производных. Фреон связывает и вытесняет кислород, что влечет за собой прекращение пожара.

Фреон является крайне эффективным средством тушения пожара, незаменимым при объемном возгорании, и в этом качестве просто незаменим, однако токсичен и его вдыхание может привести к отравлению и гибели людей. Этот риск оправдан в жестких условиях подводных лодок и отчасти компенсируется наличием у подводников средств индивидуальной защиты.

Станции ЛОХ расположены во всех отсеках лодки, кроме реакторного (в реакторном отсеке отсутствует постоянная вахта и он защищается станциями соседних отсеков), и обеспечивают тушение пожара в режиме «на себя» и «на соседний отсек».

Запускается система непосредственно из отсека, однако, на подлодках третьего поколения (к которым относится и «Нерпа»), по утверждению специалистов, подача ЛОХ может осуществляться с пульта ОКС (общекорабельных систем) «Молибден». В любом случае, для пуска системы требуется человеческое воздействие – все подводники подчеркивают, что «самоподача» ЛОХ невозможна. В истории отмечен случай подачи ЛОХ не в тот отсек (инцидент на К-77 13 февраля 1976 года) из-за ошибки при сборке системы ЛОХ в ходе ремонта лодки (на заводе была перепутана маркировка клапанов), но, в любом случае, подача ЛОХ осуществляется только под воздействием человека.

Эта система установлена на всех лодках ВМФ России, и, поскольку нет никаких сведений о том, что на К-152 монтировалась какое-либо иное (новое) противопожарное оборудование, следует исходить из того, что «Нерпа» несет этот же набор средств.

Приказ на подачу ЛОХ может быть отдан не только с ЦП, но и командиром отсека непосредственно на месте. В соответствии с правилами, установленными соответствующим нормативным документом – руководством по борьбе за живучесть ПЛ (РБЖ ПЛ) командир отсека имеет такое право:

- при отсутствии связи с центральным постом

- при невозможности обнаружить или немедленно потушить возгорание или пожар другими средствами;

- при быстротечном развитии пожара;

- при наличии в очаге пожара регенеративных веществ;

- при пожаре в необитаемых герметичных помещениях или отсеках.

Для спасения в случае пожара и подачи ЛОХ экипаж лодки имеет персональные дыхательные устройства – ПДУ системы ИДА-59 (или ИДА-59М), обеспечивающие от 10 до 30 минут пребывания в непригодной для дыхания атмосфере (срок колеблется в зависимости от интенсивности дыхания – при выполнении тяжелых работ запас кислорода в ПДУ кончается быстрее).

Центральный пост может принять решение о подаче ЛОХ в отсек и отдать соответствующий приказ в случае срабатывания датчиков пожарной сигнализации либо при получении соответствующей информации из доклада по системе ГГС (громкоговорящей связи). Следует при этом отметить, что датчики противопожарной сигнализации периодически дают ложное срабатывание, поэтому столь важна надежная связь между ЦП и аварийным отсеком. Но это срабатывание лишь сигнал о пожарной тревоге, но вовсе не команда на включение системы ЛОХ.

Поняв вкратце устройство системы пожаротушения, можно вновь обратиться к произошедшему на К-152. Как известно, лодка, строительство которой было завершено совсем недавно, проходила испытания. В связи с этим на борту «Нерпы» помимо экипажа ВМФ (81 человек) находилось большое количество гражданских специалистов – рабочих и инженеров, что в сумме дало 208 человек на борту. Нужно отметить, что в подавляющем большинстве гражданские специалисты не имеют навыков борьбы за живучесть и спасения в случае каких-либо происшествий на борту ПЛ – их этому просто не учат, максимум – дают краткий теоретический курс.

Гражданские специалисты, задействованные в программе испытаний, готовят лодку к передаче ВМФ совместно с экипажем, проверяя работу всех систем и устройств.

Итак, что же произошло в носовом (торпедном) отсеке К-152? Отталкиваясь от официальной версии и сведений о том, что среди пострадавших (21 человек) нет обожженных, можно предположить следующее: пожара на лодке не было. Возможно, имело место локальное возгорание, приведшее к задымлению отсека и ложному срабатыванию пожарной сигнализации. В результате – либо по приказу из ЦП, где не до конца разобрались в обстановке, либо на месте – было принято решение о подаче ЛОХ, который в итоге и был подан – с места или из ЦП – в первый, а заодно и во второй отсек.

Вследствие подачи ЛОХ атмосфера в 1-м, а возможно и во 2-м отсеке стала непригодна для дыхания, что повлекло гибель людей. Следует отметить, что из общего числа погибших и пострадавших – 41 человек в сумме – 36 человек составляют гражданские, что, скорее всего, вызвано неправильным пользованием персональным дыхательным устройством (ПДУ) в силу необученности, либо – что возможно, но менее вероятно – нехваткой ПДУ в условиях чрезмерного скопления людей на субмарине.

Насколько описанная картина соответствует истине – пока неизвестно, поэтому искать виновных, чем уже многие занялись, явно не время. Некоторые выводы, однако, уже можно сделать. Как минимум тот, что участвующие в строительстве и испытаниях подводных лодок рабочие и инженеры должны быть подготовлены к действиям в случае возможных ЧП, включая пожар и подачу ЛОХ в отсеки, не хуже членов экипажа подлодок. Кроме того, следует задаться вопросом о необходимости наличия на борту проходящей испытания лодки почти тройного комплекта людей – толчея не вызывает ничего, кроме лишней суеты и беспорядка.

Сейчас остается надеяться, что из этой трагедии будет извлечен урок. И что подобное больше не повторится. Ни на «Нерпе», ни на какой-либо другой подлодке."
/Отсюда/

Надо сказать, что перед написанием этой заметки Илья старательно обзвонил всех знакомых, более-менее знакомых с темой. Включая и меня. Так что текст Крамника по сути, не измышлизмы постороннего, а результат коллективного творчества людей, не по наслышке знающих, что такое "железо"...

Обсудить процитированную заметку можно в в ЖЖ Ильи.

Что ещё можно добавить? ПДУ сейчас обзывается уже ПДАшкой...

ЧП произошло, когда лодка находилась на глубине 80 метров. По свидетельствам пострадавших, все находившиеся на борту "Нерпы", включая сдаточную команду и прикомандированных, имели ПДА. Перед выходом в море 31 октября прямо на пирсе завода «Восток» в Большом Камне сдаточная команда судостроителей прошла инструктаж, как этим ПДА пользоваться... Но когда сработала станция ЛОХа во втором отсеке, многие заводские растерялись и не сумели/успели включиться в ПДАшки. По тем же свидетельствам пострадавших, ревун они услышали только ПОСЛЕ срабатывания ЛОХа... Тогда же по трансляции прошла команда включиться в ПДА.

Возможность возгорания на борту, как вероятную причину экстренной подачи ЛОХа в носовые отсеки, все напрочь отрицают. По-прежнему главной причиной катастрофы называется некий сбой автоматики. Блин, неужели на "Нерпе" ЛОХ действительно напрямую включался датчиками?!.. Какой-то неописуемый идиотизм.

P.S. sklyankin:
"Как и обещал, делюсь более подробной информацией, полученной непосредственно от участника событий, а также от представителей НПО «Аврора», завода-изготовителя системы управления ЛОХ, установленной на этом проекте АПЛ.

По порядку.
1. АПЛ К-152 проекта 971И (И – импорт), заводской номер №518. Лодка была предназначена для аренды в ВМС Индии через «РосОборонЭкспорт», цена контракта около 670 млрд. долларов. Лодка возвращалась с ходовых испытаний на перископной глубине, имея на борту заводской управляющий экипаж, штатный экипаж и большое количество контрагентов. Были представители и НПО «Аврора».

2. Около 20.30 было зарегистрировано несанкционированное срабатывание системы пожаротушения ЛОХ, в результате чего во второй отсек (там же располагается ЦП – центральный пост) был подан фреон, и сработала система оповещения. По словам очевидца, который воспользовался ИДА (второй, представитель «Авроры», успел покинуть отсек) – сигнал был очень тихим по сравнению с обычным «ревуном», что видимо сыграло свою неприятную роль для спящих в каютах людей.

3. Прежде чем перейти к возможным причинам, стоит подробно остановиться на системе управления ЛОХ, которая была установлена на АПЛ «Нерпа» проекта 971И.
Система управления «Молибден-БС» (производства НПО «Аврора») имеет следующую структуру (см. рисунок):


В каждом отсеке (условно обозначены римскими цифрами) находится баллон (С) примерно на 200 литров заполненный фреоном, каждый баллон имеет три выхода, контролируемые электромагнитными заслонками и снабженные на конце распылителями. Один выход ведет в отсек, где расположен сам баллон, а два других в соседние. Тем самым, например второй отсек может снабжаться фреоном из трех баллонов, что собственно и произошло в данном случае (по словам очевидца, концентрация фреона была такой, что он стекал каплями по стенам и приборам!).

Баллоны могут контролироваться тремя способами (подчеркну, что все способы не автоматические):
Во-первых, существует центральный пульт системы «Молибден» (А), расположенный во втором отсеке, где оператор или вахтенный принимает решение, о том из каких баллонов и в какие отсеки будет идти фреон, составляет комбинацию и завершает выбор поворотом тумблера. Во-вторых, в каждом отсеке существует пульт управления «Молибден» для данного отсека (В), который управляет потоками фреона из трех баллонов в данный отсек. Командир отсека или вахтенный принимает решение, вводит комбинацию клавиш, сверяет по ЖК-дисплею выбор и завершает его контрольным рычагом. И в-третьих, как я уже сказал, каждый выход баллона снабжен клапаном, которые может быть открыт вручную, при помощи грубо говоря «поворота вентиля».

4. Теперь самое интересное:
Фреон был подан только во второй отсек сразу из трех баллонов (первого, второго и третьего отсеков). Поскольку вероятность одновременного поворота трех вентилей тремя людьми в трех отсеках практически исключается, а пульт управления А на ЦП находился под контролем оператора, наиболее правдивыми выглядят две версии.
Версия первая: Набор клавиш для подачи фреона из трех баллонов во второй отсек со спящими людьми был осуществлен на пульте управления B второго отсека. Поскольку было подано изначально избыточное количество фреона, встает вопрос о диверсии. Этот вопрос возможно прояснить, поскольку в состав системы «Молибден» входит блок «Ротор» (D), который как «черный ящик» самолета регистрирует все параметры системы и их временные зависимости. Данный блок, как мне пояснили, уже изъят сотрудниками следственного комитета ФСБ и с ним ведется работа.
Версия вторая: В системе «Молибден» произошла техническая неисправность цепи управления, что привело к «ошибочному» срабатыванию и подачи ЛОХ во второй отсек.
Сотрудники НПО «Аврора» исключают возможность такой ошибки. Мне тоже, честно говоря, такая «удачная» ошибка, когда в один отсек подана изначально избыточная концентрация фреона из трех баллонов кажется пока сомнительной.

Вообщем, ждем экспертизы «Ротора». Учитывая сколько сейчас там прокурорских и штатских (полпред президента сам взял дело под контроль), еще не скоро. Буду держать вас в курсе, если что еще узнаю". (с)

(224 комментария | Оставить комментарий)

Comments:


Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 10, 2008 07:44 pm
(Link)
См. PS к посту
[User Picture]
From:prof_moriarty
Date:Ноябрь 10, 2008 07:27 pm
(Link)
Или кап3 ( http://u-96.livejournal.com/1538733.html ) не протрезвел...
[User Picture]
From:physalys
Date:Ноябрь 10, 2008 07:31 pm
(Link)
"Фреон является крайне эффективным средством тушения пожара, незаменимым при объемном возгорании, и в этом качестве просто незаменим, однако токсичен и его вдыхание может привести к отравлению и гибели людей."

Если мне не изменяет память, итогом такого тушения будет химическая реакция с образованием фосгена.
Надеюсь, что изменяет...
[User Picture]
From:fonon
Date:Ноябрь 10, 2008 08:05 pm
(Link)
В случае тушения пожара, в отсеке будет такой "коктейль", что присутствие в нем фосгена некритично.

Ошибка журналистов состоит в том, что фреон в обычных условиях НЕ токсичен (4-й класс) - он инертен. Собственно, это одна из причин выбора фреона в качестве средства пожаротушения: эффективно, относительно недорого, при этом можно не опасаться небольших утечек...

Просто люди пока не научились дышать инертными газами... :(
[User Picture]
From:sklyankin
Date:Ноябрь 10, 2008 07:36 pm
(Link)
К статье Крамника есть несколько уточнений
1. Кроме основного пульта системы "Молибден" и пульта в каждом отсеке, поток фреона можно открыть клапанами вручную.
2. ПДУ и ИДА - разные вещи
3. Фреон был подан только во второй отсек
4. Гражданские специалисты не "помогали", а собственно составляли заводской экипаж лодки
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 10, 2008 07:40 pm
(Link)
>ПДУ и ИДА - разные вещи

Как факт. Первые всегда болтаются на боку у л/с и служат для того, чтобы успеть добежать до вторых.
[User Picture]
From:poruchik_sr
Date:Ноябрь 10, 2008 07:36 pm
(Link)
Датчики дыма, или "температурные"? Если пожара не было, а датчики "огня", то автоматическое срабатывание под бааальшим вопросом. Далее, если возгорание в одном отсеке, то автоматическаое включение ЛОХ в соседнем отсеке практически исключено. Если же предположить, что возгорание имело место и сработали датчики дыма соседнего отсека, то по времени (распространение дыма до неаварийного отсека) люди в отсеке с возгоранием (а следовательно с сильным задымлением) должны были иметь время надеть ИДА. Бум ждать, вопросов пока много больше чем ответов.
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 10, 2008 07:42 pm
(Link)
Добавил к посту PS
[User Picture]
From:malsinc
Date:Ноябрь 10, 2008 07:55 pm

(не шутя)

(Link)
это не секретные данные, "во избежание"?
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 10, 2008 07:56 pm

Re: (не шутя)

(Link)
Мы ЭТО выставляем на продажу - какая уж тут секретность...
[User Picture]
From:david_2
Date:Ноябрь 10, 2008 08:06 pm
(Link)
"Версия первая: Набор клавиш для подачи фреона из трех баллонов во второй отсек со спящими людьми был осуществлен на пульте управления B второго отсека. Поскольку было подано изначально избыточное количество фреона, встает вопрос о диверсии" - Гиви Камикадзе?
[User Picture]
From:vythe
Date:Ноябрь 10, 2008 08:19 pm
(Link)
У него был ИДА, так что искать среди живых. Смысл ведь (теоретически) не уморить людей, а сорвать продажу лодки и вообще испортить репутацию.

Впрочем, в диверсию я не верю. Там же весь народ местный, с завода и флота. Разве что помутнение разума...
[User Picture]
From:667bdr
Date:Ноябрь 10, 2008 08:21 pm
(Link)
Хм... если ТОЛЬКО второй отсек, то получается 20 погибших + 21 пострадавший + вахта... Во втором отсеке 50-55 человек? Убойно, только где их разместили?
[User Picture]
From:igor_sabadah
Date:Ноябрь 10, 2008 08:28 pm
(Link)
А не могли под впечатлением катастрофы на Курске сделать полную автоматизацию срабатывания ЛОХ?
From:radio_desolate
Date:Ноябрь 10, 2008 08:48 pm
(Link)
Автоматикой ПЛ я не занимался, но, так понимаю, ЛОХ - это не судовое ОХТ, да и фреон это совсем не хладон, т.е. на откуп автоматике ЛОХ отдвавть было нельзя. И в КБ, и на заводе должна была быть военприёмка, которая это должна была осознавать.
Касательно предполагаемой ошибки "Авороы" - сомневаюсь... тем более, в рамках швартовных испытаний все пожарки должны были проверить.
А вообще ХТ сейчас чересчур, по-моему, хитро делать стали... ни к чему просто.
[User Picture]
From:chele_sta
Date:Ноябрь 10, 2008 08:43 pm
(Link)
"...цена контракта около 670 млрд. долларов." ???
[User Picture]
From:sklyankin
Date:Ноябрь 10, 2008 09:10 pm
(Link)
млн. конечно. Спасибо за поправку, опечатка.
Кстати наши товарищи, "прикинув с носа", поняли что все это будет стоить дороже и пытались поднять цену контракта до 700 с копейками. Индусы новые условия отвергли, договорились на старую сумму, но с более растянутыми сроками.
[User Picture]
From:mu_rena
Date:Ноябрь 10, 2008 09:32 pm
(Link)
Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости пишет:
« …скорее всего, вызвано неправильным пользованием персональным дыхательным устройством (ПДУ) в силу необученности… »

По поводу гражданских специалистов - скорее всего, так оно и было. Но зам с начхимом точно уж умели включаться в ПДА и знали что делать.
sklyankin пишет:
« АПЛ К-152 проекта 971И (И – импорт), заводской номер №518. Лодка была предназначена для аренды в ВМС Индии через «РосОборонЭкспорт», цена контракта около 670 млрд. долларов.»

Этим может объясняться то, что ЛОХ могли перевести в режим «автомат». Как рассказывал один мой товарищ, прослуживший N-ное количество лет в Индии, среди индусов почти невозможно было наладить взаимодействие на личном уровне (даже среди операторов). Они предпочитали, чтобы системы (в том числе оповещения и целеуказания) работали а автоматическом режиме.
[User Picture]
From:poruchik_sr
Date:Ноябрь 10, 2008 10:53 pm
(Link)
Но это же в отношении такой системы как ЛОХ самоубийство. Я не знаю ни одного 100% надежного датчика дыма. Срабатывание от пыли обычное дело.
[User Picture]
From:qwercus
Date:Ноябрь 10, 2008 09:56 pm
(Link)
простите, можно один вопрос - а почему у вас же в сводке погибших два тела не опознаны
спасибо
[User Picture]
From:kudmal
Date:Ноябрь 11, 2008 04:09 am

уже все опознаны

(Link)
Неопознаны они были по первым сообщениям.
Сейчас уже все известны.
Тут список всех гражданских:
http://www.interfax.ru/society/txt.asp?id=44487
[User Picture]
From:emmajessica
Date:Ноябрь 10, 2008 11:00 pm
(Link)
Простите, конечно...
Но какого %:? пострадавших повезли в деревню Фокино, где мед обслуживание све еще оставляет желать лучшего, а не во Влавивосток, в Краевую? Большой Камень совсем рядом...
[User Picture]
From:khathi
Date:Ноябрь 11, 2008 12:38 am
(Link)
Если там фреон -- то что там, извиняюсь, лечить? А кислородом их продышать уже и на борту должны были.
From:ivan_drozdov
Date:Ноябрь 11, 2008 07:02 am
(Link)
На испытаниях чего только не бывает. На то они и испытания. Новая технока, неслаженнная команда, полно людей (в том числе больших начальников, которым правила не писаны). Но обычно для катастрофы требуется несколько неисправностей, недоделок и ошибок, наложившихся друг на друга. При этом версия "на лодку проник диверсант" мне кажется маловероятной и неинтересной. А вот наложение друг на друга человеческой ошибки и неисправности - возможный вариант. А под водой трагедия может случится из - за ерунды. У англичан в 1938 году лодка утонула из-за засорения пробного крана крышки торпедного аппарата.
[User Picture]
From:andreyby
Date:Ноябрь 11, 2008 09:22 am
(Link)
Видимая дурость в том, что полностью автоматизированную систему пожаротушения ничто не мешает погонять не предмет глюков на берегу и без людей. А уже потом отправлять корабль на ходовые. Тем более, что это первый, насколько я понял, экземпляр с таким роботом.
[User Picture]
From:slonok
Date:Ноябрь 11, 2008 05:06 pm
(Link)
интересно а система могла сработать если бы кто нить покурить решил?.
From:efimytch
Date:Ноябрь 11, 2008 06:47 pm
(Link)
Вот то-то и страшно, что а хрен его знает, она же новая.

> Go to Top
LiveJournal.com