?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Июнь 8, 2008


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
02:07 pm - И снова "НВО"...
Кораблестроительная авантюра дорого стоит
Строительство нормальных авианосцев в России не освоено в принципе


Военно-техническая политика, проводимая в России в последние годы, вызывает большое изумление у любого непредвзятого человека. При быстром росте оборонного бюджета вообще и средств на закупку оружия в частности, новые образцы ВВТ, что автор не раз отмечал на страницах «НВО», приобретаются в количествах, составляющих единицы процентов (или даже доли процента) от минимально мыслимых потребностей. Точнее, подобные мизерные закупки громко и широковещательно декларируются, проверить, выполнены ли хотя бы эти декларации, не представляется возможным.

Чтобы ситуация не выглядела совсем уж удручающе, современный российский агитпроп придумал уникальный способ передергивания фактов – новая техника приплюсовывается к модернизированной старой, а полученная таким образом сумма подается как показатель вроде бы идущего переоснащения армии и флота.

Отдельной темой является реальная новизна новой техники. На самом деле, почти вся она создана еще в советское время, то есть сейчас заведомо морально устарела.

НАЧИНАЕМ С НУЛЯ

Наиболее тяжелой является ситуация в ВМФ. Причины этого очевидны. Боевой корабль – наиболее сложный и дорогой в постройке и эксплуатации класс боевой техники, его производственный цикл, как правило, на порядки длиннее, чем для ВВТ других видов Вооруженных сил. Данная специфика ведет к появлению разнообразных «чудес», явно требующих особо пристального внимания контролирующих органов. Впрочем, таковых у нас, по сути, нет.

Главное чудо – это, конечно, ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПК СН) проекта 955 «Борей» без баллистических ракет (хотя строятся три субмарины одновременно). Чудо немного поменьше – многоцелевая атомная подлодка проекта 885 «Северодвинск», которая находится на верфях одноименного города уже 15 лет и до сих пор даже не спущена на воду. Чудо еще меньшее – очень хороший, возможно даже лучший в своем классе сторожевой корабль проекта 1244 «Новик», фактически брошенный на верфи «Янтарь» в Калининграде без всяких разумных причин. Вместо него с 2001 года в Питере строится серия кораблей проекта 20380 «Стерегущий», имеющих гораздо более низкие ТТХ, чем «Новик». Причем без чудес не обошлось и здесь.

Совсем небольшие кораблики (водоизмещение – менее 2000 т) с весьма ограниченным набором вооружения строятся по шесть лет! Заложенный в декабре 2001 года «Стерегущий» передан флоту в феврале нынешнего года. Следующий корабль данного типа поступит в состав ВМФ не ранее 2011 года (это по официальным заявлениям, которые, увы, почти никогда правдивыми не бывают, очень сильно приукрашивая реальность).

Для справки – в США эсминец типа «Орли Бёрк», превосходящий «Стерегущего» по водоизмещению в четыре раза, строится за два-три года (от закладки до передачи в состав ВМС). А в Китае фрегат типа «Цзянвей», по водоизмещению примерно равный «Стерегущему», – за один-два года.

В связи с этим недавние заявления некоторых официальных лиц о том, что нам надо за довольно короткий срок (чуть ли не до 2020 года) построить пять-шесть полноценных многоцелевых авианосцев, вызывают даже не недоумение, а чувства, которые затруднительно выразить в рамках нормативной лексики.

Создание сторожевых кораблей в России давно и хорошо освоено, размеры и цена («Стерегущие» стоят 50–70 млн. долл. за штуку) относительно невелики, при этом на «рождение и становление» одного СКР уходит пять-шесть лет.

Строительство нормальных авианосцев в России не освоено в принципе. У нас (в смысле – в СССР) имелись в высшей степени своеобразные авианесущие крейсеры проекта 1143 «Киев», которые ни в коем случае нельзя было считать полноценными авианосцами (этому высокому званию не соответствовали ни ТТХ самого корабля, ни уж тем более его авиационное вооружение). Не до конца полноценным, увы, является и единственный на сегодняшний день в составе ВМФ РФ авианосец (точнее тоже авианесущий крейсер) «Адмирал Кузнецов». Конечно, взлетают с него уже не «вертикалки» Як-38, а нормальные Су-33. Однако отсутствие катапульт (их заменяет задранный вверх нос-трамплин) и наличие ударного ракетного вооружения свидетельствуют о том, что ни технологии строительства полноценных авианосцев, ни даже самой концепции их применения у нас нет.

Кроме того, эти корабли у нас просто негде строить. Все наши авианосцы до «Кузнецова» включительно создавались в Николаеве. Питерские и северодвинские корабелы могут много и интересно рассказывать о том, что они способны дать флоту абсолютно все и даже еще больше, но, увы, верится в это с большим трудом. До 2020 года они в самом лучшем случае разработают проект и подготовят производственные линии под первый авианосец.

Снова для справки – в США строительство авианосцев отработано до автоматизма. Так вот, девять авианосцев типа «Нимиц» американские военно-морские силы получили в течение 35 лет (от закладки головного «Нимица» до ввода в состав ВМС девятого в серии «Рейгана»). А мы, не имея вообще никакого опыта и располагая деньгами, «чуть-чуть» меньшими, чем Соединенные Штаты, отшлепаем шесть штук за 10 лет!

А ведь к несуществующему кораблю еще понадобятся несуществующие самолеты. Выжимать все соки из 30-летнего (на сегодняшний день!) Су-27, пожалуй, уже хватит. Истребитель это, безусловно, хороший, только стареть имеют свойство даже самые великолепные крылатые машины. Волшебные сказки про очередную модернизацию, придавшую данному «Су» свойства самолета четвертого поколения со многими плюсами, уже несколько утомили.

Истребитель пятого поколения, призванный, наконец, заменить Су-27 с его бесконечным количеством плюсов, уже превратился в живую легенду российского авиапрома. Или неживую? Получить ответ на этот коренной вопрос мы, к сожалению, недостойны. Однако в любом случае возможность разработки палубного варианта этого самолета, видимо, не рассматривается в принципе. Да и правильно, наземный бы вариант создать. Правда, следующий вопрос, так что же будет взлетать с палуб «пяти-шести» авианосцев» – остается в высшей степени открытым. Видимо, самолет, как и сам корабль, придется создавать с полного и абсолютного нуля.

ВСПОМНИМ О «МЕЛОЧАХ»

Стоимость всего этого отсутствующего великолепия завораживает сразу. Есть подозрения, что с учетом всех описанных обстоятельств меньше 5 миллиардов американских (хорошо, если не европейских) рублей за один корабль никак не получится. Это самая оптимистическая оценка. Но если бы дело ограничивалось только собственно авианосцами и их самолетами!

Начнем с такой «мелочи», как причальный фронт. Как известно, тихоокеанские авианесущие крейсера проекта 1143 («Минск» и «Новороссийск») всю свою короткую жизнь (с конца 1970-х по начало 1990 годов) провели в море. Даже находясь в порту, они стояли на рейде. Поскольку во Владивостоке для них так и не появились причалы (это в советское время, в эпоху яростной гонки вооружений и строительства огромного океанского флота!). Вследствие чего корабли были вынуждены все время жечь топливо и бессмысленно расходовать моторесурс. А они ведь были относительно небольшими по размерам, заведомо меньше тех «пяти-шести авианосцев», которые нам обещаны.

Между тем в сегодняшних геополитических условиях Тихоокеанский флот для нас важнее Северного, из этих «пяти-шести» три-четыре авианосца явно должны убыть именно в «край далекий, но нашенский». Стоя два года назад на берегу бухты Золотой Рог напротив штаба ТОФ, автор не заметил никаких признаков активного возведения причального фронта. Может быть, сейчас все изменилось? Или и новые корабли предполагается столь же эффективно загубить досрочно, так и не построив им причалы?

Кстати, разумно было бы поделить тихоокеанские авианосцы между приморской и камчатской флотилией, но в Петропавловске с причалами еще «лучше», чем во Владивостоке. Да и на Севере не все замечательно. «Кузнецов» всю свою жизнь базируется не у обычного причала, а на судоремонтном заводе. Что само по себе очень хорошо отражает состояние флагмана нашего ВМФ.

Впрочем, корабли должны не только стоять у причалов. Они еще обязаны ходить в море. Более того, применительно к боевым кораблям подразумевается, что им, возможно, придется даже и воевать.

Любой авианосец был, есть и будет не только «плавающим аэродромом», но и огромной мишенью для самых разнообразных средств поражения. Для придания ему необходимой боевой устойчивости требуется, если исходить из зарубежного опыта (своего у нас нет), охранение и обеспечение, включающие три-пять кораблей классов «крейсер–эсминец», одну-две многоцелевые АПЛ, несколько универсальных транспортов снабжения и танкеров.

В связи с этим нельзя не отметить следующий факт. Параллельно со строительством одного сторожевика за шесть лет у нас списываются десятки кораблей в год, включая те самые крейсера и эсминцы. И если в «лихие 90-е» в металлолом отправлялись, главным образом, корабли действительно устаревшие, то в эпоху «возрождения былой мощи Вооруженных сил» пошли «на иголки» уже вполне современные боевые единицы. Главная причина их досрочного вывода из состава ВМФ – необеспеченность ремонтом.

Ремонт корабля как минимум на порядок дешевле строительства нового. На ремонт, значит, денег у нас нет, а на новые корабли есть?

Причем корабли действительно понадобятся новые. Не только потому, что даже если у нас построят хотя бы один авианосец, к этому времени все ныне существующие корабли океанской зоны будут списаны. Адекватную охрану отечественного «плавающего аэродрома» обеспечат только самые современные крейсеры и эсминцы. Они должны уметь эффективно обнаруживать и уничтожать F-22, F-35, перспективные боевые беспилотники, а также средства поражения (в первую очередь – сверх- и гиперзвуковые ПКР). Засекать появление и топить не только «Лос-Анджелесы», но и «Сивулфы» с «Вирджиниями» (особенно, конечно, смешно последнее, учитывая традиционно прискорбное состояние наших гидроакустических средств).

Есть подозрения, что цена одного такого корабля вряд ли может быть ниже 1 млрд. все тех же зеленых бумажек. Кораблей понадобится как минимум 25–30 штук.

Здесь уместно упомянуть еще об одной «мелочи». Пирамиду принято строить с основания, то есть сперва со стапелей должны сойти именно корабли охранения, а уж потом можно заняться и самими авианосцами. Правда, в нашей стране пирамиду могут возводить и с вершины. Например, упомянутые выше РПК СН проекта 955 строятся ведь не только без ракет, но и без многоцелевых атомных субмарин, призванных их охранять. Тем не менее подводные крейсеры хотя бы теоретически способны действовать в одиночку. А с авианосцами так не получится ни в каком случае.

КОМУ СТРОИТЬ И СЛУЖИТЬ?

И тут уж никак нельзя не вспомнить о производственных мощностях. Строить корабли большого водоизмещения у нас могут не более шести заводов, из коих три (в Северодвинске, Комсомольске-на-Амуре и питерские «Адмиралтейские верфи») специализируются исключительно на подлодках. Крупные надводные корабли способны создать только Балтийский завод, «Северная верфь» и «Янтарь». Авианосцами никто из них, как уже было сказано, не занимался никогда. Более того, «Янтарь» и «Северная верфь» не поднимались выше эсминцев, БПК и сторожевиков.

В этой связи особенно «органично» смотрятся планы (пусть и не до конца подтвержденные) по ликвидации Балтийского завода. Если кто у нас и мог бы строить авианосцы, то, наверное, только он. Таким образом, двум (да пусть хоть и трем, разница, увы, непринципиальна) предприятиям предлагается за 10–15 лет дать флоту от 30 до 40 кораблей океанской зоны, включая такие, которые наша промышленность не строила вообще никогда. Подобных подвигов до сих пор не совершало ни отечественное, ни зарубежное кораблестроение.

Наконец, нельзя не затронуть еще и такой «незначительный» аспект проблемы, как люди. Чрезвычайно интересно было бы узнать, кто будет корабли проектировать, строить и кто будет на них служить?

Проблема потери кадров и технологий в отечественных науке и промышленности (как военной, так и гражданской) известна настолько хорошо, что нет смысла обсуждать ее лишний раз. Причем ситуация такова, что уже и увеличение финансирования очень мало влияет на ситуацию.

Это объясняется, во-первых, разрушением многих научных и инженерных школ (чаще всего – необратимым), во-вторых, крайне низким престижем профессий ученого, инженера, тем более – рабочего. В стране некогда «победившей пролетарской революции», наверное, в ближайшем будущем не останется пролетариата (если не считать таковым гастарбайтеров из стран СНГ). Профессия инженера становится почти что уникальной, но в инженеры все равно почти никто не идет. Даже некогда самые прославленные и престижные вузы России перестали попадать уже и в первую сотню рейтинга лучших высших учебных заведений мира. В НИИ, КБ, на заводах дорабатывают свой век пенсионеры, люди почти святые. Но передать свою святость и свой опыт им некому.

Соответственно некому проектировать и строить авианосцы, крейсеры и эсминцы. Некому разрабатывать для них вооружение, РЛС, ГАС, БИУС, двигатели и всю остальную сложнейшую и крайне дорогостоящую «начинку» кораблей. Невозможно выпускать отечественные системы и подсистемы, гораздо более сложные, чем ныне существующие, если происходит стремительное упрощение (если не сказать – примитивизация) структур, которые эти системы создают.

Про престиж и уровень оплаты офицеров лучше вообще умолчать. Нет особого смысла рассказывать и про то, что «профессионализация» рядового состава ВС неизбежно оборачивается его окончательной люмпенизацией, никак иначе и быть не могло. Соответственно вопрос о том, кто будет осваивать сверхсложные боевые системы, которыми являются перспективные корабли океанской зоны, становится чисто риторическим. Уже в нынешних условиях не то, что на 40, на пять кораблей набрать квалифицированного персонала будет проблемой.

Тенденции к изменению ситуации как-то не наблюдается. Наблюдается ее усугубление. Быстрая деградация науки и образования (как среднего, так и высшего) сопровождается общей дебилизацией населения, которая целенаправленно проводится отечественными СМИ (в первую очередь – телевидением). Наркомания, алкоголизм, детская беспризорность вполне органично с этим сочетаются. Происходит катастрофическое общее ухудшение качества населения. В перелом этой ситуации (если он еще возможен), а не в авантюру с авианосцами надо вкладывать деньги.

Не потому, что нам не нужен нормальный флот. Он, как и принципиально новые ВС, России абсолютно необходим. Надо только не путать причину со следствием и не строить пирамиды с вершины. Вложившись в создание авианосцев, можно из-за этого легко и быстро потерять страну, которую они вроде бы призваны защищать. Собственно, именно такое явление мы наблюдали на собственном опыте всего два десятилетия назад. Если от СССР осталась хотя бы Россия, то от России не останется уже ничего, и это будет навсегда.

/Александр Анатольевич Храмчихин - заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа. Независимое Военное Обозрение 2008-06-06/
Настроение: и почему я не удивлён?
Tags:

(183 комментария | Оставить комментарий)

Comments:


Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:gunter_spb
Date:Июнь 8, 2008 10:28 am
(Link)
Так автор прав или нет? Просто я во флотских делах вообще ни уха, ни рыла - совершенно чуждая тематика.
[User Picture]
From:u_96
Date:Июнь 8, 2008 11:20 am
(Link)
Доля истины есть. И передёргивания...
[User Picture]
From:zhizd
Date:Июнь 8, 2008 10:33 am
(Link)
Мда... Прочитав подобный обзор военно-морскому офицеру останется только лишь застрелиться нафиг...
[User Picture]
From:ilya_kramnik
Date:Июнь 8, 2008 10:33 am
(Link)
Храмчихин в своем репертуаре. Лень передерги считать. Хотя, разумеется изрядная доля истины присуцтвует

Edited at 2008-06-08 10:33 (UTC)
[User Picture]
From:tarkhil
Date:Июнь 8, 2008 10:41 am
(Link)
а общая картина - насколько неверна?

1. Темпы строительства
2. Наличие вооружения
3. Готовность авиапарка
4. Готовность баз
From:ex_dmitry_be425
Date:Июнь 8, 2008 10:39 am

Слава России!

(Link)
бля.
[User Picture]
From:khathi
Date:Июнь 8, 2008 12:30 pm

Re: Слава России!

(Link)
Саша Храмчихин -- главный передёргивальщик рунета.
Картина действительно печальна, но небезнадёжна.
[User Picture]
From:sish
Date:Июнь 8, 2008 10:54 am
(Link)
Гы,это же храмчихин)))
[User Picture]
From:u_96
Date:Июнь 8, 2008 10:58 am
(Link)
Я ж так ниже и написал: "И почему я не удивлён?" :)
[User Picture]
From:deadmanru
Date:Июнь 8, 2008 11:14 am
(Link)
>Здесь уместно упомянуть еще об одной «мелочи». Пирамиду принято строить с основания, то есть сперва со стапелей должны сойти именно корабли охранения, а уж потом можно заняться и самими авианосцами. Правда, в нашей стране пирамиду могут возводить и с вершины.

Это если действительно флот строить. А если бабло воровать, то лучше сразу за что нить подроже взяться...
Да и не звучит - "в этом году построили 10 эсминцев". А вот построили авианосец не имеющий аналогов в мире бла бла, очень даже звучит...
[User Picture]
From:sish
Date:Июнь 8, 2008 11:19 am
(Link)
так вы скажете-ГДЕ у нас заложен авианосец? Тем более-шесть штук? Где они прописаны в программе госзаказа? Статьи бюджета-сколько и в какие сроки поступит средств?
[User Picture]
From:trendybrandy
Date:Июнь 8, 2008 11:45 am
(Link)
Всё упирается в средства.
По-этому надо выигрывать время и тупо копать ресурсы и создавать новые возможности по качке денег.
Будут деньги, будет и всё остальное.
Китайцы вон в море создают причалы за миллиарды, где принимают гигантские сухогрузы и обрабатывают по 70 000 контейнеров в день, разгружая корабли.

Так что, надо зарабатывать деньги, чтоб было на что строить и поддерживать и ремонт и кадры.
[User Picture]
From:filibuster60
Date:Июнь 8, 2008 11:56 am
(Link)
Деньги, если и будут, утекут в неизвестном направлении.
[User Picture]
From:filibuster60
Date:Июнь 8, 2008 12:02 pm
(Link)
Насчёт отсутствия кадров - это в самую точку. Нынешние кап-три и кап-два только диву даются, "какой нынче лейтенант пошёл". Да и немудрено... с этими "военными институтами". Если курсант появляется в системе два раза в неделю, а остальное время он в ресторане подрабатывает, приплачивая начальнику курса, если он за пять лет ни разу ни на чём в море не выходил, если у него в голове только мобилы и тачки, а в ушах поёт Шнур и Дима Билан - о чём мы можем мечтать? Я сейчас говорю про вполне конкретного офицера, уже старлея, выпускника ВВМУПП им. Ленкома (не знаю, как он там сейчас называется). И однокашники у него точно такие же. Что есть, то есть.
:(
[User Picture]
From:glorfindeil
Date:Июнь 8, 2008 01:11 pm
(Link)
Ай, хуле лейтенанты?

Ты на старших офицеров посмотри: это всё либо "старики", выпоска конца 70-х - начала 80-х на предельном возрасте, кои уйдёт все через два-три года. Эти в массе своей более-менее нормальые специалисты, но в большинстве своём обленились и страдают профессиональной болезнью - алкоголизмом. А с другой стороны такие же кап-два и каптри - скороспелая молодёжь, коя выпускалась лет восемь - десять назад, которая может быть и "хорошие пацаны", (многие по факту), но ведь в большинстве своём они все нихрена не знают и не умеют из-за вынужденного "безделья".

И посредине пробел, ибо выпуски 92-96 года практически все автоматически поувольнялись сразу после того как.

А таперича вопрос: у кого учиться лейтенанту? Первым он нахер не усрался, у них есть более важные задачи: получать квартиру и обеспечить себе "запасной аэродром" после увольнения на пенсию, а вторые от глупого лейтенанта сами недалеко ушли, хотя и на просвет больше на погоне имеют.
[User Picture]
From:shurigin
Date:Июнь 8, 2008 02:01 pm
(Link)
Факты в основном реальные, цифры тоже, но сгруппированы более чем "свободно", сиречь - тенденциозно, ну а свобода выводов вообще более чем спорна. Ну хотя бы потому, что для кораблей ВМФ не является сверх актуальной борьба с F-22 и F-35 хотя бы потому, что они... истребители и противокорабельного оружия не несут.Не всё так хорошо, как хочется ура-патриотам, но и не всё так плохо, как видится Храмчихину.
[User Picture]
From:filibuster60
Date:Июнь 8, 2008 02:08 pm
(Link)
Долго ли под истребитель ПКР подвесить...
[User Picture]
From:bf_heavy
Date:Июнь 8, 2008 04:48 pm
(Link)
классное обсуждение
в теме ни одного кораблестроителя
[User Picture]
From:prof_moriarty
Date:Июнь 8, 2008 05:48 pm
(Link)
Поражен обилием специалистов в камментах.
Странно, что про них никто не знает.
БОГАТА ЖЕЖЕШЕЧКА ЭКСПЕРТАМИ!
[User Picture]
From:zhizd
Date:Июнь 8, 2008 07:04 pm
(Link)
А что, для того, чтобы оценить вкус яичницы, обязательно нужно уметь нести яйца?)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:f_l_y
Date:Июнь 8, 2008 08:14 pm
(Link)
можно подумать, эти деньги можно с этих африканцев получить=))
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:haldar
Date:Июнь 8, 2008 08:28 pm
(Link)
Года два тому афтар в одной из своих статей наезжал на командование за то, что дескать не добавляют кораблей в состав ЧФ. Порывшись немного, я нашёл инфу, что это запрещено договором между Украиной и РФ.

Вот так вот.
[User Picture]
From:poruchik_sr
Date:Июнь 9, 2008 02:32 am
(Link)
А какое абразавание у аффтара?
[User Picture]
From:yuri7751
Date:Июнь 9, 2008 07:16 am
(Link)
Физфак МГУ
[User Picture]
From:papa_printer
Date:Июнь 9, 2008 07:34 am
(Link)
Может передергивания и имеют место быть, но в общем и целом - верно.
В условиях мировой войны остается расчитывать только на партизанскую войну, да и то, если оккупанты повторят ошибки немцев в отношении завоеванных стран.
А если не повторят - защищать коттеджи на Рублевке будет некому.
[User Picture]
From:a_bamategeku
Date:Июнь 9, 2008 07:53 am
(Link)
офф-топ
"защищать коттеджи на Рублевке будет некому" - а их и не надо будет защищать. Они с радостью продадутся. ))

> Go to Top
LiveJournal.com