u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:

Мда. И самовар не помог!..

Думаю, ни для кого не будет секретом, что северодвинская "Звёздочка" во все лопатки модернизирует индийские "экаэмки". В смысле - дизельные подлодки проекта 877 ЭКМ (экспортный капиталистический модернизированный). Согласно российско-индийскому соглашению на "Звёздочке" должны были отовариться четыре "экаэмки".

На первой из модернизируемых по проекту 08773 (замена агрегатов, выработавших свой ресурс + монтаж противокорабельного комплекса Club-S + установка индийских ГАКа и системы радиосвязи) - Sindhuvir («Морской воин») работы были завершены ещё в 1999 году. На второй - Sinduratna («Морская жемчужина») - в 2002, на третьей - Sindhugosh («Морская душа») – в 2005 году. Вслед за первой тройкой на "Звёздочку" из Мумбая пришла и четвёртая индийская ДЭПЛ S62 Sindhuvijay - ("Морская победа"). В отличие от первых трёх лодок, на Sindhuvijay решено было всобачить помимо прочего ещё и БИУС индийской разработки...


По официальным уверениям российской стороны "Морская победа" должна была быть возвращена владельцу в помужавшем виде аще в мае 2007-го. По крайней мере, именно к этому сроку на "Звёздочку" прибыл индийский экипаж...


...Но первые же попытки отмодернизированной "Морской победы" во время сдаточных испытаниях в полигоне куда-то попасть своими "клабами" закончились полным ахтунгом. Индийский БИУС упрямо не ключевался с ракетой, несмотря на безмерное кол-во сопутствующего испытаниям российско-индийского мата. Соответственно, индийцы всё валили на каличность "клаба", а наши - на идиотов, придумавших в Бомбее этот сраный БИУС...


Напряжённость в отношениях между индийской стороной и представителями "Звёздочки" стала расти не по дням, а по часам. Минули и май, и июнь, и июль, и август... А "воз", в смысле лодка, по-прежнему была всё там же - в Северодвинске. Индийцы стали тихо сатанеть. Тогда администрация "Звёздочки" сделала хитрый психологический ход. Цитирую одну из северодвинских газет: "В субботу в ДК им. 50-летия Октября состоялось чествование экипажа индийской подлодки "Синдувиджай", которой стукнуло 15 лет. Предприятие "Звездочка" подарило виновникам торжества самовар, а столовая № 82 испекла для именинников огромный торт, по которому "плыла" шоколадная субмарина. Каждому досталось по кусочку, когда торт саблей разрубил командир "Синдувиджая".

Последовавшая вслед за саблепорубом торта корпоративная пьянка-гулянка несколько примирила индийцев с суровой российской действительностью. Но не надолго. В начале зимы "Звёздочка", до сего момента бодро рапортовавшая, что "всё идёт по плану", столь же бодро заявила о том, что успешного завершения интимных российско-индийских сношений "клаба" и БИУСа раньше лета 2008-го ждать не стоит. Дели обсыпался, как та яблоня в торнадо! И отозвал уже начавший потихоньку злоупотреблять "шилом" экипаж взад... Далее процитирую г-на Боброва из "Независимой газеты" от 2008-01-17:

"Ария индийской приемки. Дели забраковал работу российских судостроителей.

Военно-техническое сотрудничество России и Индии омрачено новым скандалом. В первые дни нового года стало известно, что Дели отказался принимать у судостроительного завода «Звездочка», что в Северодвинске, модернизированную дизельную подводную лодку «Синдувиджай» (проект 877ЭКМ, класс «Варшавянка»).

На субмарине возникли проблемы с установленным на ней новым противокорабельным ракетным комплексом «Клаб-С». Более того, командование ВМС Индии даже отозвало с завода домой посланный для приемки субмарины экипаж корабля. Такого демонстративного демарша со стороны крупнейшего заказчика российской боевой техники (на Дели приходится до 40% всех оружейных заказов Москвы. – «НГ») в практике взаимоотношений между двумя странами еще не было.

Правда, это не первый и единственный инцидент с оружейным заказом для Индии. Несколько месяцев назад Дели отказывался принимать у Москвы модернизированный противолодочный самолет Ил-38SD с комплексом разведки «Морской змей» из-за того, что тот не соответствовал тактико-техническому заданию индийских военных. Продолжается конфликт между двумя странами и из-за неспособности и неготовности другого северодвинского завода, «Севмашпредприятие», своевременно закончить переоборудование для индийских ВМС авианосца Vikramaditya (в прошлом «Адмирал флота Советского Союза Горшков»). Завод требует на достройку корабля еще как минимум 1,5 млрд. долл., а индийские адмиралы не собираются доплачивать ни одного цента, грозя взыскать за несвоевременное выполнение и даже срыв контракта многомиллионные штрафы. Примерно такие же, какие они требовали за задержку сдачи трех фрегатов проекта 11356 (класс Talwar) – на них возникли проблемы с зенитно-ракетным комплексом «Штиль».

Проблемы на кораблях класса Talwar возникли из-за того, что российским конструкторам и судостроителям оказалось очень трудно интегрировать индийские электронные системы, в том числе и вычислительные комплексы, к отечественным оружейным разработкам. То же самое происходит и на четвертой по счету модернизируемой на «Звездочке» субмарине «Синдувиджай». Противокорабельный комплекс «Клаб-С» (его дальность действия 220 км с ракетами 3М-54 для стрельбы по кораблям и 3М-14 для стрельбы по наземным целям), который выстреливается через торпедный аппарат корабля, ни разу за шесть последовательных попыток не попал в цель из-за того, что его не сумели согласовать с новой индийской аппаратурой, установленной в прочном корпусе. Теперь предстоит долгая и серьезная доработка всех систем, что, конечно же, потребует времени и дополнительных финансовых средств. Представители завода уже заявили информагентствам, что сделать это можно будет только летом 2008 года, когда откроется «окошко» на полигоне в Белом море. Но рассчитывать на то, что Дели выделит на это деньги, видимо, не приходится. Демонстративный демарш с отзывом приемной команды как раз и призван был это подчеркнуть.

Но дело, конечно, не только в трудностях интеграции индийской электроники, которая по требованию заказчика все чаще устанавливается на боевой технике, предназначенной для поставок в вооруженные силы Индии, с российским оружием. Проблема еще и в том, а это главное, что резко упал уровень квалификации как инженерно-технического персонала отечественных оборонных предприятий, так и рабочих. Кроме того, растеряны многие уникальные технологии, из-за чего Россия не в состоянии выполнить программу обеспечения высокотехнологичной боевой техникой". (с)

Не буду комментировать бобровский пассаж про ex-"Горшкова", но вот с последними двумя предложениями статьи, пожалуй, соглашусь.
-----------------------------------------
P.S. Вышепонаписанный пост можно считать незапланированным продолжением текста "Германский проект 212 vs. отечественного проекта 677" в части размышлений о причинах затянувшейся приёмки первой отечественной ДЭПЛ пр. 677.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments