u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:

Авиаподлодка - несбывшаяся гроза морей.



В середине 1930-х годов в Советском союзе приступили к созданию мощного военно-морского флота, что предусматривало строительство линкоров, авианосцев и кораблей других классов. Это стимулировало появление принципиально новых, необычных технических и тактических решений. В частности, была предложена идея создать аппарат, сочетающий свойства подводной лодки и самолета...

В 1934 году курсант-второкурсник (!) ВМИУ им. Дзержинского Борис Ушаков подал по команде рапорт с приложением объёмистой папки документов и чертежей. На папке значилось: "Схематический проект летающей подводной лодки (ЛПЛ)..." Так началась эта эпопея.

Папка с крупными литерами "Л.П.Л." на обложке долго ходила по кафедрам и лабораториям училища, не раз возвращаясь к автору со всё новыми замечаниями. Ушаков принимал замечания к сведению, упрямо переделывал свой проект и отправлял его на новое рассмотрение. В 1935 г. Ушаков таки допёк Всесоюзный комитет по изобретательству. Там папка Ушакова долго ходила по рукам, вызывая то восхищённые охи-ахи, то взрывы безудержного гогота над конструктором-профаном. Итог: Ушаков получил три свидетельства под грифом "Секретно" об изобретениях в области военно-морского дела... И всё. Неудовлетворённый конструктор-курсант добивается рассмотрения своих чертежей и расчётов в Военно-морской академии и в Научном институте военного кораблестроения (НИВК).

Дело двигалось ни шатко и не валко, так что отзыв догнал Ушакова уже в стенах того самого НИВК'а, куда был определён новоиспечённый воентехник 1-го ранга по окончании училища в 1937 г. Да и куда было направить перспективного инженера с дипломом первой степени (всего три тройки - по немецкому языку, физподготовке и... ленинизму!). К тому же автора столь креативного предложения?

Подписанный флагманом 2-го ранга, начальником кафедры тактики боевых средств профессором Л.Г. Гончаровым, отзыв начинался так: "Проект представляет несомненный интерес, так как компенсирует одно из отрицательных свойств подводной лодки - относительно малую подвижность, даже в надводном положении. Он может найти применение, например, в атаках десанта на переходе, боевых кораблей противника в море и базах" . Заканчивался отзыв следующим образом:: "Разработку проекта желательно продолжить, чтобы выявить реальность его осуществления путем производства соответствующих расчетов и необходимых лабораторных испытаний...» Среди подписавших документ был так же сам начальник НИВК'а военинженер 1 ранга Григайтис.

В 1937 году тема была включена в план отдела «В» НИВК'а, но после его пересмотра, что было очень характерно для того времени, от нее отказались. Вся дальнейшая разработка велась инженером отдела «В» воентехником 1 ранга Б.П,Ушаковым во внеслужебное время.

10 января 1938 года во 2-м отделе НИВК'а состоялось рассмотрение эскизов и основных тактико-технических элементов ЛПЛ, подготовленных автором. В рассмотрении приняли участие и представители Технического совета управления кораблестроения Морских сил СССР.

Что же представлял собой проект Ушакова?


Летно-тактические характеристики ЛПЛ:
Экипаж, чел. 3
Взлетная масса, кг 15 000
Скорость полета, уз. (км/ч) 100 (~200)
Дальность полета, км 800
Потолок, м 2 500
Кол-во и тип авиамоторов 3xAM-34
Мощность на взлетном режиме, л.с. 3x1200
Макс. доп. волнение при взлете/посадке и погружении, баллы 4-5
Подводная ск-ть, уз 2-3
Глубина погружения, м 45
Запас хода под водой, миль 5-6
Подводная автономность, ч 48
Мощность гребного мотора, л.с. 10
Продолжительность погружения, мин 1,5
Продолжительность всплытия, мин 1,8
Вооружение:
- 18-дюйм. торпеда, шт. 2
- спаренный пулемет, шт. 2

Летающая подводная лодка предназначалась для уничтожения кораблей противника в открытом море и в акватории морских баз, защищенных минными полями и бонами. Малая подводная скорость и ограниченный запас хода под водой ЛПЛ не являлись препятствием, так как при отсутствии целей в заданном квадрате (районе действия) лодка могла сама находить противника. Определив с воздуха его курс, она садилась за горизонтом, что исключало возможность ее преждевременного обнаружения, и погружалась на линии пути корабля. До появления цели в точке залпа ЛПЛ оставалась на глубине в стабилизированном положении, не расходуя энергию лишними ходами.
В случае допустимого откло нениянеприятеля от линии курса ЛПЛ шла на сближение с ним, а при очень большом отклонении цели лодка пропускала ее за горизонт, затем всплывала, взлетала и вновь готовилась к атаке.

Возможное повторение захода на цель рассматривалось как одно из существенных преимуществ подводно-воздушного торпедоносца перед традиционными субмаринами. Особенно эффективным должно было быть действие летающих подводных лодок в группе, так как теоретически три таких аппарата создавали на пути противника непроходимый барьер шириной до девяти миль. ЛПЛ могла проникать в темное время суток в гавани и порты противника, погружаться, а днем вести наблюдение, пеленгование секретных фарватеров и при удобном случае атаковать.

В конструкции ЛПЛ предусматривались шесть автономных отсеков, в трех из которых помещались авиамоторы АМ-34 мощностью по 1000 л.с. каждый. Они снабжались нагнетателями, допускавшими форсирование на взлетном режиме до 1200 л.с. Четвертый отсек был жилым, рассчитанным на команду из трех человек. Из него же велось управление судном под водой. В пятом отсеке находилась аккумуляторная батарея, в шестом – гребной электромотор мощностью 10 л,с. Прочный корпус ЛПЛ представлял собой цилиндрическую клепаную конструкцию диаметром 1,4 м из дюралюминия толщиной 6 мм. Помимо прочных отсеков, лодка имела пилотскую легкую кабину мокрого типа, которая при погружении заполнялась водой, При этом летные приборы задраивались в специальной шахте.
Обшивку крыльев и хвостового оперения предполагалось выполнить из стали, а поплавки из дюралюминия. Этиэлементы конструкции не были рассчитаны на повышенное внешнее давление, так как при погружении затапливались морской водой, поступавшей самотеком через шпигаты (отверстия для стока воды ). Топливо (бензин) и масло хранились в специальных резиновых резервуарах, располагавшихся в центроплане. При погружении подводящая и отводящая магистрали водяной системы охлаждения авиамоторов перекрывались, что исключало их повреждение под действием давления забортной воды. Для предохранения корпуса от коррозии предусматривалась окраска и покрытие лаком его обшивки. Торпеды размещались под консолями крыла на специальных держателях. Проектная полезная нагрузка лодки составляла 44,5% от полного полетного веса аппарата, что было обычным для машин тяжелого типа.

Процесс погружения включал четыре этапа: задраивание моторных отсеков, перекрывание воды в радиаторах, перевод управления на подводное и переход экипажа из кабины в жилой отсек (центральный пост управления).

Все эти вышеперечисленные характеристики содержались в пояснительной хаписке к чертежам ушаковской ЛПЛ.

...Рассмотрев проект Ушакова, начальство приняло осторожное решение. Указав на возможное большое оборонное значение ЛПЛ участники рассмотрения проекта выразили сомнение, как в технической его реализации, так и в тактическом использовании подобных аппаратов. А в заключении предлагалось "...Провести испытания на модели в бассейне с целью определения мореходных и маневренных качеств ЛПЛ в момент посадки на воду, в процессе погружения и управления в подводном положении".

Об испытаниях модели в полёте почему-то не говорилось, хотя как раз авиационная часть проекта вызывала наибольшие сомнения. У любого авиатора, например, возникал вопрос: как поведёт себя в воздухе крыло, передняя кромка которого "обезображена" частой решеткой шпигатов для забора воды при погружении? Вообще, о проработке лётных качеств ЛПЛ в имеющихся документах нет ни слова, как нет и ни одной фамилии консультантов-авиаторов...

На том и кончается известная история советской летающей подводной лодки. Упоминаний о ней в архиве больше не найдено, но и без того ясно, что реализован проект не был.

А сам Борис Петрович Ушаков ещё много и плодотворно работал в кораблестроении, явно отдавая предпочтение нетрадиционной его области. Автор более семидесяти изобретений, он внёс, в частности, некоторый вклад в создание советских экранопланов, по его проектам строились первые боевые катера на подводных крыльях...
-------------------------------------

Для этого поста была использована книга Лесниченко В.А. и Гусева А.Н. "Самолёт и подводная лодка. (Очерки к истории подводной авиации)" и заметка Петрова Г. "Летающая подводная лодка".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments