?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Январь 6, 2008


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
11:56 am - Последний бой "Взрывателя"...
В качестве дополнения к посту d_pankratov о Евпаторийском десанте.


За нашей спиной остались паденья, закаты,
Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет!
Мне хочется верить, что черные наши бушлаты
Дадут нам возможность сегодня увидеть восход.

Сегодня на людях сказали: "Умрите геройски!"
Попробуем - ладно! Увидим, какой оборот.
Я только подумал, чужие куря папироски:
"Тут кто как сумеет, - мне важно увидеть восход."

/В.Высоцкий, "Чёрные бушлаты"/

...Удачно начав год освобождением Керченского полуострова, командование Северо-Кавказского фронта в 1942-м не собиралось останавливаться на достигнутом. Новые директивы предписывали произвести высадку десантов в ряде пунктов побережья. 4 января для обеспечения десанта 8 Евпаторию был направлен БТЩ (быстроходный тральщик) Т-405 "Взрыватель" под командованием капитан-лейтенанта Виктора Григорьевича Трясцына. В 23.00 корабль покинул Стрелецкую бухту и через полчаса в сопровождении пяти сторожевых катеров направился к Евпатории. По пути отряд соединился в точке тактического развертывания с ранее вышедшим буксиром СП-14 в охранении двух катеров МО. БТЩ являлся флагманским кораблем, и на нем расположились командир высадки капитан 2 ранга Н.Буслаев и военком - полковой комиссар А.Бойко. По сигналу с флагмана в 2.41 5 января началась операция в Евпаторийском порту Катера МО № 081 и № 0115 в 3 часа на полном ходу ошвартовались к Хлебной пристани и высадили морских пехотинцев. У Пассажирской пристани высадили десант катера № 062 и № 0102, а затем и "Взрыватель". С другой стороны к пристани причалили СП-14 и МО № 0105 и № 0125. Стоящий на рейде катер № 041 обеспечивал десант связью, а днем несколько раз подходил к пристани. Высадка прошла без помех, румынский артиллерийский полк бежал, оставив свои позиции. Десантники разгромили штаб, здание гестапо, но вскоре в бой вступили немецкие полевые батареи, 70-й саперный батальон и батальоны 22-й и 72-й пехотных дивизий. С рассветом наши корабли и десантные части атаковала немецкая авиация, а по тральщику начался прицельный артиллерийско-минометный обстрел. От взрыва мины погиб расчет кормовой 45-мм пушки и был убит командир высадки Буслаев. Руководство операцией взял на себя военком Бойко; а тральщик и катера покинули порт и маневрировали на рейде, поддерживая десант артиллерией.

Поврежденный буксир и шесть катеров убыли в Севастополь, а второй эшелон десанта так и не удалось высадить из-за шторма. Высадившиеся войска были отрезаны от берега и почти полностью уничтожены. Маневрировавший на евпаторийском рейде "Взрыватель" обстреливал берег только из 100-мм орудия, так как 45-мм пушка от близкого разрыва авиабомбы вылетела за борт. Связь со штабом ГВМБ прервалась, корабль получил много мелких повреждений и лишился носового дизеля, пробитого осколками. Вскоре закончился 100-мм боезапас, но из-за разбитой радиостанции приказа на уход в базу командир корабля Трясцын не получил, а самостоятельно уйти не посмел из-за боязни быть обвиненным в трусости. Корабль маневрировал во тьме по счислению, не зная точного места. Выход эсминца "Смышленый" и БТЩ Т-408 "Якорь" со второй волной десанта сорвали усилившийся к вечеру ветер и огонь артиллерии противника. В 21.00 5 января командир "Взрывателя" спустился в каюту отдохнуть, но вскоре ощутил сильный скрежет по днищу корабля и толчок. Он выскочил на мостик и понял, что тральщик сел на мель. Волны быстро развернули корабль лагом к берегу, до которого оставалось не более 50 м. Через сторожевой катер № 0102 в штаб флота было доложено о положении БТЩ. Обшивка в кормовой части лопнула по швам, и началось затопление кормовых отсеков, был поврежден руль, заклинены гребные валы. После совета у военкома все оставшиеся в живых собрались в носовом кубрике. А.Бойко приказал командиру отделения минеров Ф.Разуваеву, минерам И.Лушникову и Н.Смоленкову заминировать тральщик. Моряки "Взрывателя" вооружились винтовками и гранатами, заняв места у иллюминаторов корабля. Все секретные документы пришлось сжечь.

С рассветом 6 января противник обнаружил беспомощный тральщик на мели у Соляных промыслов. На предложение сдаться последовала винтовочная стрельба, и немцы подтянули к урезу воды восемь полевых орудий, а затем расстреляли "Взрыватель" в упор. Погибли А.Бойко, В.Трясцин. военком тральщика П.Болотин, штурман И.Усков, артиллерист Г.Золотников. Застрелился тяжело раненный командир разведотряда ЧФ капитан В.Топчиев. Вскоре врагу удалось захватить в плен 19 раненых моряков из машинной команды во главе с командиром БЧ-5 И.Клюкиным; два матроса вскоре умерли от ран.


Разбитый корпус "Взрывателя" еще несколько лет стоял безмолвным памятником мужеству черноморцев в 6 км к югу от Евпатории и был разобран только в 1946 - 1947 гг. На месте гибели тральщика 7 июня 1970 г. был воздвигнут памятник...
Настроение: свинцовое море

(158 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:dasauchnoch
Date:Январь 7, 2008 09:10 am

Ave, Бартон и Кононов!

(Link)
Мотивы капитана Трясицына мне изначально были понятны. Но вот этой информацией вы меня очень обрадовали.
Спасибо. Значит, были люди! Я, впрочем, и не сомневался.
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Июль 3, 2011 06:28 pm

Re: Ave, Бартон и Кононов!

(Link)
я думаю, Вы не учитывали в своём понимании изначальном мотивов Трясицына некоторых существенных моментов. А именно:
1)командир корабля вообще на тот момент не имел права на такое решение. На корабле-флагмане высадки имелся командир отряда высадки, которому он подчинялся. После смерти в первый час десанта Буслаева командование перешло к военкому Бойко. Только он мог принять решение на уход корабля, а никак не командир корабля Трясицын.
2)Покинуть район высадки - как командир отряда высадки, Бойко не мог, а высадиться на берег или перейти на один из катеров в условиях пяти-семибалльного, к вечеру, шторма - практически тоже. Его решение как командира отряда высадки оставаться в районе до прояснения обстановки с положением десанта и подхода кораблей с вторым эшелоном десанта, ожидавшегося ночью - вполне понятно.
3)К положению при наступлении темноты, тральщик при налётах авиации получил повреждения корпуса, вышел из строя один из дизелей. Вероятно, по косвенным признакам, было повреждено рулевое управление. В условиях встречного юго-западного сильного шторма принятие решения на уход из бухты и переход в Севастополь видится небесспорным. Да и технически не бесспорно выполнимо такое решение само по себе. Уходить с катерами сопровождения - и самовольно оставить район высадки без поддержки с моря, в случае решения на эвакуацию десанта - решение неприемлемое в той обстановке для командира. Уйти без катеров и из-за больших проблем с ходом и управлением утром оказаться на траверзе Качи, например, мишенью для авиации - тоже не безукоризненный ход, мягко говоря. Поэтому решение было принято остаться до подхода кораблей второго эшелона либо приказа на отход либо эвакуацию. Однако в силу упомянутых проблем с ходом и управляемостью и существеннейшего усиления волнения корабль таки выбросило на берег буквально через пару часов темноты. Вот и всё. Такое вот грустное стечение обстоятельств, и трусость чья-то ("опасения ответственности") ну совсем не при чём, вполне возможно.

> Go to Top
LiveJournal.com