?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Январь 6, 2008


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
11:56 am - Последний бой "Взрывателя"...
В качестве дополнения к посту d_pankratov о Евпаторийском десанте.


За нашей спиной остались паденья, закаты,
Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет!
Мне хочется верить, что черные наши бушлаты
Дадут нам возможность сегодня увидеть восход.

Сегодня на людях сказали: "Умрите геройски!"
Попробуем - ладно! Увидим, какой оборот.
Я только подумал, чужие куря папироски:
"Тут кто как сумеет, - мне важно увидеть восход."

/В.Высоцкий, "Чёрные бушлаты"/

...Удачно начав год освобождением Керченского полуострова, командование Северо-Кавказского фронта в 1942-м не собиралось останавливаться на достигнутом. Новые директивы предписывали произвести высадку десантов в ряде пунктов побережья. 4 января для обеспечения десанта 8 Евпаторию был направлен БТЩ (быстроходный тральщик) Т-405 "Взрыватель" под командованием капитан-лейтенанта Виктора Григорьевича Трясцына. В 23.00 корабль покинул Стрелецкую бухту и через полчаса в сопровождении пяти сторожевых катеров направился к Евпатории. По пути отряд соединился в точке тактического развертывания с ранее вышедшим буксиром СП-14 в охранении двух катеров МО. БТЩ являлся флагманским кораблем, и на нем расположились командир высадки капитан 2 ранга Н.Буслаев и военком - полковой комиссар А.Бойко. По сигналу с флагмана в 2.41 5 января началась операция в Евпаторийском порту Катера МО № 081 и № 0115 в 3 часа на полном ходу ошвартовались к Хлебной пристани и высадили морских пехотинцев. У Пассажирской пристани высадили десант катера № 062 и № 0102, а затем и "Взрыватель". С другой стороны к пристани причалили СП-14 и МО № 0105 и № 0125. Стоящий на рейде катер № 041 обеспечивал десант связью, а днем несколько раз подходил к пристани. Высадка прошла без помех, румынский артиллерийский полк бежал, оставив свои позиции. Десантники разгромили штаб, здание гестапо, но вскоре в бой вступили немецкие полевые батареи, 70-й саперный батальон и батальоны 22-й и 72-й пехотных дивизий. С рассветом наши корабли и десантные части атаковала немецкая авиация, а по тральщику начался прицельный артиллерийско-минометный обстрел. От взрыва мины погиб расчет кормовой 45-мм пушки и был убит командир высадки Буслаев. Руководство операцией взял на себя военком Бойко; а тральщик и катера покинули порт и маневрировали на рейде, поддерживая десант артиллерией.

Поврежденный буксир и шесть катеров убыли в Севастополь, а второй эшелон десанта так и не удалось высадить из-за шторма. Высадившиеся войска были отрезаны от берега и почти полностью уничтожены. Маневрировавший на евпаторийском рейде "Взрыватель" обстреливал берег только из 100-мм орудия, так как 45-мм пушка от близкого разрыва авиабомбы вылетела за борт. Связь со штабом ГВМБ прервалась, корабль получил много мелких повреждений и лишился носового дизеля, пробитого осколками. Вскоре закончился 100-мм боезапас, но из-за разбитой радиостанции приказа на уход в базу командир корабля Трясцын не получил, а самостоятельно уйти не посмел из-за боязни быть обвиненным в трусости. Корабль маневрировал во тьме по счислению, не зная точного места. Выход эсминца "Смышленый" и БТЩ Т-408 "Якорь" со второй волной десанта сорвали усилившийся к вечеру ветер и огонь артиллерии противника. В 21.00 5 января командир "Взрывателя" спустился в каюту отдохнуть, но вскоре ощутил сильный скрежет по днищу корабля и толчок. Он выскочил на мостик и понял, что тральщик сел на мель. Волны быстро развернули корабль лагом к берегу, до которого оставалось не более 50 м. Через сторожевой катер № 0102 в штаб флота было доложено о положении БТЩ. Обшивка в кормовой части лопнула по швам, и началось затопление кормовых отсеков, был поврежден руль, заклинены гребные валы. После совета у военкома все оставшиеся в живых собрались в носовом кубрике. А.Бойко приказал командиру отделения минеров Ф.Разуваеву, минерам И.Лушникову и Н.Смоленкову заминировать тральщик. Моряки "Взрывателя" вооружились винтовками и гранатами, заняв места у иллюминаторов корабля. Все секретные документы пришлось сжечь.

С рассветом 6 января противник обнаружил беспомощный тральщик на мели у Соляных промыслов. На предложение сдаться последовала винтовочная стрельба, и немцы подтянули к урезу воды восемь полевых орудий, а затем расстреляли "Взрыватель" в упор. Погибли А.Бойко, В.Трясцин. военком тральщика П.Болотин, штурман И.Усков, артиллерист Г.Золотников. Застрелился тяжело раненный командир разведотряда ЧФ капитан В.Топчиев. Вскоре врагу удалось захватить в плен 19 раненых моряков из машинной команды во главе с командиром БЧ-5 И.Клюкиным; два матроса вскоре умерли от ран.


Разбитый корпус "Взрывателя" еще несколько лет стоял безмолвным памятником мужеству черноморцев в 6 км к югу от Евпатории и был разобран только в 1946 - 1947 гг. На месте гибели тральщика 7 июня 1970 г. был воздвигнут памятник...
Настроение: свинцовое море

(158 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 6, 2008 04:21 pm
(Link)
Для брезгующих чтением чужих комментов. :)

Не мог Трясцын надеяться на отмазку. Ибо http://u-96.livejournal.com/1311026.html?thread=16460594#t16460594
[User Picture]
From:demonmsk
Date:Январь 6, 2008 06:11 pm
(Link)
Прошу пардону. Чтением комментов не брегую. Особенно ваших :)
Просто открыл окно и долго не обновлял. Ваш коммент прочтитал, но увы, после отправки своего.
У меня такое часто бывает :(

В трибунале идиоты какие-то. Логика неотменённого приказа понятна. Впрочем зависит от формулировки.
Но если был приказ "поддерживать войска на берегу," то по исчерпании б/к приказ выполнен, ничем более корабль поддержать не может, и должен следовать за новым б/к для продолжения поддержки.
А вот если приказ "находиться в районе и поддерживать войска...", то начальник не указавший, чего делать по исчерпании б/к и отсутсвии связи, и знающий про трибунал - ещё больший идиот. Или вредитель, тк в результате приказа потерян ценный корабль. :)
[User Picture]
From:bf_heavy
Date:Январь 6, 2008 07:21 pm
(Link)
это только с точки эрения "общечеловеческих" понятий бардак, потому как в армии действуют достаточно жесткие правила - и если бы их не было - был бы форменный бардак.
Вы хотя бы на уровне общевойскового Устава знаете как опротестовывается приказ непосредственного начальства?
[User Picture]
From:demonmsk
Date:Январь 6, 2008 07:38 pm
(Link)
Согласно устава - после его выполнения, разумеется.

Правила там вполне логичные.
Просто по моей логике "копать отсюда и до обеда" куда как корректнее чем "копать отсюда"
Жизнь с юзерами научила, что минимум 75% кода - это проверки не начудил ли чего юзер, чтобы ему болезному на ошибки указать, дабы поправил. А в остальное умещается вся полезная деятельность, сервис, и ещё много чего.
Отсюда и мнение, что если в приказе сказано чего-то делать, то должны быть и пределы выполнения данного приказа. Действия по исчерпании б/к, потере связи ... должны быть либо описаны отдельно, дибо в самом приказе. Дабы не было такой ситуации - БТЩ отправлен на гарантированную погибель. В край его бы либо днём потопила авиация, либо он бы выбросился на берег по окончании горючки.
[User Picture]
From:bf_heavy
Date:Январь 6, 2008 08:18 pm
(Link)
>Отсюда и мнение, что если в приказе сказано чего-то делать, то должны быть и пределы выполнения данного >приказа

так вот, в реальном бою всегда закладываются как на благоприятное изменение обстановки, так и на неблагоприятное, поэтому всех тонкойстей л/с не рассказывают, что бы не возбуждать излишний мыслительный процесс, который вследствии незнания ВСЕЙ оперативной обстановки приводит к хаосу и бардаку. На этот случай и существует связь, а так же правило - "Раз приказ не отменён - выполняй!"
потому что начальству лучше знать что ты выполняешь приказ, чем понимать что ты занимаешся херней и рассчитывать на тебя более нельзя.
Одна из причин неудач РККА в 1941 году, это не ошибочность приказов руководства, а неумение и нежелание зачастую эти приказы выполнять. Излишняя инициатива - наказуема.

> Go to Top
LiveJournal.com