?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Январь 6, 2008


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
11:56 am - Последний бой "Взрывателя"...
В качестве дополнения к посту d_pankratov о Евпаторийском десанте.


За нашей спиной остались паденья, закаты,
Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет!
Мне хочется верить, что черные наши бушлаты
Дадут нам возможность сегодня увидеть восход.

Сегодня на людях сказали: "Умрите геройски!"
Попробуем - ладно! Увидим, какой оборот.
Я только подумал, чужие куря папироски:
"Тут кто как сумеет, - мне важно увидеть восход."

/В.Высоцкий, "Чёрные бушлаты"/

...Удачно начав год освобождением Керченского полуострова, командование Северо-Кавказского фронта в 1942-м не собиралось останавливаться на достигнутом. Новые директивы предписывали произвести высадку десантов в ряде пунктов побережья. 4 января для обеспечения десанта 8 Евпаторию был направлен БТЩ (быстроходный тральщик) Т-405 "Взрыватель" под командованием капитан-лейтенанта Виктора Григорьевича Трясцына. В 23.00 корабль покинул Стрелецкую бухту и через полчаса в сопровождении пяти сторожевых катеров направился к Евпатории. По пути отряд соединился в точке тактического развертывания с ранее вышедшим буксиром СП-14 в охранении двух катеров МО. БТЩ являлся флагманским кораблем, и на нем расположились командир высадки капитан 2 ранга Н.Буслаев и военком - полковой комиссар А.Бойко. По сигналу с флагмана в 2.41 5 января началась операция в Евпаторийском порту Катера МО № 081 и № 0115 в 3 часа на полном ходу ошвартовались к Хлебной пристани и высадили морских пехотинцев. У Пассажирской пристани высадили десант катера № 062 и № 0102, а затем и "Взрыватель". С другой стороны к пристани причалили СП-14 и МО № 0105 и № 0125. Стоящий на рейде катер № 041 обеспечивал десант связью, а днем несколько раз подходил к пристани. Высадка прошла без помех, румынский артиллерийский полк бежал, оставив свои позиции. Десантники разгромили штаб, здание гестапо, но вскоре в бой вступили немецкие полевые батареи, 70-й саперный батальон и батальоны 22-й и 72-й пехотных дивизий. С рассветом наши корабли и десантные части атаковала немецкая авиация, а по тральщику начался прицельный артиллерийско-минометный обстрел. От взрыва мины погиб расчет кормовой 45-мм пушки и был убит командир высадки Буслаев. Руководство операцией взял на себя военком Бойко; а тральщик и катера покинули порт и маневрировали на рейде, поддерживая десант артиллерией.

Поврежденный буксир и шесть катеров убыли в Севастополь, а второй эшелон десанта так и не удалось высадить из-за шторма. Высадившиеся войска были отрезаны от берега и почти полностью уничтожены. Маневрировавший на евпаторийском рейде "Взрыватель" обстреливал берег только из 100-мм орудия, так как 45-мм пушка от близкого разрыва авиабомбы вылетела за борт. Связь со штабом ГВМБ прервалась, корабль получил много мелких повреждений и лишился носового дизеля, пробитого осколками. Вскоре закончился 100-мм боезапас, но из-за разбитой радиостанции приказа на уход в базу командир корабля Трясцын не получил, а самостоятельно уйти не посмел из-за боязни быть обвиненным в трусости. Корабль маневрировал во тьме по счислению, не зная точного места. Выход эсминца "Смышленый" и БТЩ Т-408 "Якорь" со второй волной десанта сорвали усилившийся к вечеру ветер и огонь артиллерии противника. В 21.00 5 января командир "Взрывателя" спустился в каюту отдохнуть, но вскоре ощутил сильный скрежет по днищу корабля и толчок. Он выскочил на мостик и понял, что тральщик сел на мель. Волны быстро развернули корабль лагом к берегу, до которого оставалось не более 50 м. Через сторожевой катер № 0102 в штаб флота было доложено о положении БТЩ. Обшивка в кормовой части лопнула по швам, и началось затопление кормовых отсеков, был поврежден руль, заклинены гребные валы. После совета у военкома все оставшиеся в живых собрались в носовом кубрике. А.Бойко приказал командиру отделения минеров Ф.Разуваеву, минерам И.Лушникову и Н.Смоленкову заминировать тральщик. Моряки "Взрывателя" вооружились винтовками и гранатами, заняв места у иллюминаторов корабля. Все секретные документы пришлось сжечь.

С рассветом 6 января противник обнаружил беспомощный тральщик на мели у Соляных промыслов. На предложение сдаться последовала винтовочная стрельба, и немцы подтянули к урезу воды восемь полевых орудий, а затем расстреляли "Взрыватель" в упор. Погибли А.Бойко, В.Трясцин. военком тральщика П.Болотин, штурман И.Усков, артиллерист Г.Золотников. Застрелился тяжело раненный командир разведотряда ЧФ капитан В.Топчиев. Вскоре врагу удалось захватить в плен 19 раненых моряков из машинной команды во главе с командиром БЧ-5 И.Клюкиным; два матроса вскоре умерли от ран.


Разбитый корпус "Взрывателя" еще несколько лет стоял безмолвным памятником мужеству черноморцев в 6 км к югу от Евпатории и был разобран только в 1946 - 1947 гг. На месте гибели тральщика 7 июня 1970 г. был воздвигнут памятник...
Настроение: свинцовое море

(158 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:dasauchnoch
Date:Январь 6, 2008 10:51 am
(Link)
получается - корабль погиб из-за глупости капитана
[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 6, 2008 10:59 am
(Link)
Корабль погиб, до конца выполняя полученный и никем не отменённый приказ. При чём тут глупость?.. Командир БТЩ не обладал даром провидца и без радиостанции разобраться в происходящем не мог по совершенно объективным причинам.
[User Picture]
From:dasauchnoch
Date:Январь 6, 2008 11:13 am
(Link)
а как он мог получить приказ об отходе? голубиной почтой? действительно снарядов нет, помочь десанту нечем чего тут болтаться в темноте не зная даже где находишься?
и потом "он боялся быть обвиненным в трусости" это само по себе абсурдно, другое дело что мы то понимаем его мотивы - его действительно могли поставить к стенке, операция провалилась, а в этаком случае начальство всегда ищет стрелочников, но хоть людей бы своих спас, корабль
вобщем, глупо мы воевали
[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 6, 2008 11:16 am
(Link)
Воевали нормально. Послезнание - не повод обвинять фронтовиков.
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Июль 2, 2011 10:45 am
(Link)
беседа давняя, возможно что-то в восприятии и понимании участников дискуссии изменилось за прошедшее время.... Но свои 5 копеек таки добавлю :) Я думаю, понимая мотивы командира корабля, Вы всё же не учитываете некоторых существенных моментов обстановки, и ограничиваете круг мотивов боязнью ответственности за самовольный уход из боя. Дополнительно же имеется ряд следующих моментов:
1)командир корабля не имел права на подобное решение. На корабле-флагмане высадки имелся командир высадки, которому он подчинялся. После смерти в первый час десанта командира высадки Буслаева командование перешло к военкому Бойко. Только он мог принять решение на уход корабля, а никак не командир корабля Трясцын. 2)Покинуть район высадки Бойко не мог, высадиться на берег или перейти на один из катеров в условиях пяти-семибалльного, к вечеру, шторма - практически тоже. Решение оставаться в районе высадки до прояснения обстановки с положением десанта и подхода кораблей с вторым эшелоном десанта, ожидавшегося ночью - вполне понятно.
3)К положению, сложившемуся к наступлению темноты, тральщик в ходе отражения налётов авиации, получил повреждения корпуса, вышел из строя один из дизелей, вероятно было, по косвенным признакам, повреждено рулевое управление. В условиях встречного юго-западного сильного шторма принятие решения на уход из бухты довольно небесспорно. Да и технически не бесспорно выполнимо. Уходить с катерами сопровождения - и оставить район высадки самовольно без поддержки с моря, в случае решения на эвакуацию десанта - решение неприемлемо. Уйти без катеров и из-за проблем с ходом и управлением утром оказаться на траверзе Качи, например, мишенью для авиации - тоже не безукоризненный ход, мягко говоря. Поэтому решение до наступления темноты было принято остаться до подхода кораблей второго эшелона. Однако в силу проблем с ходом и управляемостью и усиления волнения корабль таки вывыбросило на берег буквально через пару часов темноты. Вот и всё. Такое вот стечение обстоятельств, и трусость чья-то ну совсем не при чём.
4)Относительно возможных упрёков командованию по поводу возможного игнора прогноза метеорологов - Чёрное море в общем-то вполне славно резким изменением штормовой обстановки, особенно в осенне-зимний период. Тяжёлое оно в этом смысле. За что в общем-то и несёт имя Чёрного :) Операцию проводили в выдавшемся "спокойном" "окне". Не вина командования или метеорологов, что окно это получилось форточкой в одни сутки. Продержись погода ночи на 5е ещё на одну ночь - не доходя до 7-балльного - тральщик вполне остался бы на плаву и дошёл или доведен был бы до базы утром. Но... случилось то, что случилось.
В общем-целом - не вижу я особых "косяков" в действиях командиров и командования в данных обстоятельствах.

> Go to Top
LiveJournal.com