?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Декабрь 25, 2007


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
10:11 pm - Потери флотов противника на морских ТВД Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Часть 1.
Ещё не корректировал по своим источникам... Потому выкладываю просто в порядке общего ознакомления.

Авторы: Богатырев Сергей Вадимович, Стрельбицкий Константин Борисович.

Настоящее издание представляет собой справочник , в котором содержатся обобщенные данные о кораблях и судах военно-морских и торговых флотов Германии, Финляндии, Румынии и других стран фашистского блока , потерянных по разным причинам на морских театрах военных действий Великой Отечественной войны. Издание охватывает потери противника, понесенные им в период с июня 1941 г. по май 1945 г. на Балтике, в Заполярье, на Черном и Азовском морях.

Справочник составлен на основании изучения, анализа и обобщения источников и материалов обеих противоборствующих сторон в годы минувшей войны.

Издание предназначено для историков, офицеров ВМФ, преподавателей, слушателей и курсантов военно-морских учебных заведений, всех интересующихся историей Великой Отечественной войны и Советского Военно-Морского Флота.

Авторы считают своим долгом выразить признательность А.Н. Бадякину (Керчь), С.С. Бережному (Москва), П.В. Боженко (Москва), Д.М. Васильеву (Санкт -Петербург), А.Ф. Воронову (Москва), Ю.С. Дудко (Львов), А.В.Овчаренко (Киев), оказавшим большую помощь своими критическими замечаниями и советами, высказанными в процессе создания данной работы, розыске необходимых источников и материалов .

ВСТУПЛЕНИЕ
Данная работа является первой попыткой независимых историков собрать и систематизировать данные о потерях противника на морских театрах военных действий (далее ТВД ) в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.

Парадоксально, но факт — потери не только нашего флота, но и флотов противника (ВМС Германии, Финляндии, Румынии) до последнего времени были закрытой темой. Связано это очевидно с тем, что когда в 50/60-е годы начался анализ потерь воюющих сторон, многие результативные (по данным нашей стороны) боевые столкновения на море не были подтверждены документами противника.

Поэтому среди работ предшественников по этой теме значительный объем фактического материала содержат только две — статья А.В. Басова, В.И. Дмитриева, Ю.И. Чернова «Удары советского Военно-Морского флота по военно-морским силам противника» в сборнике «Поражение германского империализма во второй мировой войне: Статьи и документы».— М .: Воениздат, 1960. — с.118-139, и статья К. Сталбо «Потери флота фашистской Германии в период Великой Отечественной войны. О чем они говорят?» — в журнале «Морской сборник», 1975, №5, с. 108-116.

При сборе, анализе и систематизации данных о потерях флотов противника на море, исследуя отечественные и зарубежные источники, авторы столкнулись с некоторыми трудностями. Остановимся подробнее на некоторых из них.

1. К 22 июня 1941 года гитлеровская Германия контролировала практически все морское побережье Европы. Во время оккупации Польши, Норвегии, Бельгии, Голландии, Франции, Греции, Югославии, Дании в руки немцев попали многие транспортные и вспомогательные суда, часть боевых кораблей, которые принадлежали этим странам. Противник активно использовал эти корабли и суда на наших морских ТВД, и установить потери в них достаточно сложно. Кроме того, на верфях оккупированных стран было захвачено большое количество недостроенных судов и кораблей. Немецкому командованию в ходе войны удалось часть из них достроить и ввести в строй. Многие потери в судах подобного рода не отражены в соответствующих немецких справочниках и документах.

2. В ходе войны противник вооружил и включил в состав своих ВМС (в качестве тральщиков, сторожевых кораблей, охотников за подводными лодками, минных заградителей, плавбаз и т.п.) большое количество транспортов, разного рода вспомогательных судов, траулеров, буксиров. Поэтому в некоторых случаях довольно тяжело определить класс потопленного судна или корабля, даже точно зная район, дату и причину его гибели. Так, например, 8 октября 1941 г. севернее о. Готланд на мине погиб рыболовный траулер НН-440 Гюнтер. В некоторых немецких документах он назван «хильфсминензухер» - т.е. «вспомогательный искатель мин», но ведь официального номера в ВМС Германии он так и не получил. Так что вопрос остается открытым — считать Гюнтер вспомогательным тральщиком или просто рыболовным траулером.

3. Следует учитывать и то, что часть плавсредств противника в ходе войны организационно не входила в состав ВМС и транспортного флота Германии, числясь в составе люфтваффе (ВВС ) или вермахта (сухопутные силы). Были и такие суда, особенно небольшие, которые принадлежали частным судовладельцам.

Трудности, с которыми столкнулись авторы, можно проиллюстрировать еще на одном примере. Хрестоматийный факт — свой боевой счет в Великой Отечественной войне балтийские подводники открыли 19 июля 1941 года, когда ПЛ С-11 в районе Палангена (Паланги ) торпедировала и потопила немецкое судно. Подтверждение удачной атаки неожиданно пришло из Швеции, где были перехвачены переговоры открытым текстом немецких кораблей о ходе спасения экипажа потопленного судна под номером 11. Эта информация и попала в шведские газеты . Долгие годы наши флотские историки считали , что был потоплен прерыватель минных заграждений Шперрбрехер №11 (бывший теплоход Бельграно). Такой корабль действительно находился в июле 1941 года в водах Юго-Восточной Балтики . Однако этот корабль был не потоплен, а только поврежден, да и не подлодкой, а при налете ВВС КБФ на ВМБ Либаву (Лиепаю) 5-6 июля 1941 г. По немецким документам этот корабль погиб на мине 4 января 1945 года во Фленсбургской бухте, позже был поднят, отремонтирован в Киле и 20 сентября 1947 г. передан Англии в счет военных репараций. Тогда официальные историки флота решили, что С-11 потопила немецкий подводный транспорт КТ-11[1]. Что натолкнуло их на эту мысль — непонятно.

Достаточно взглянуть в любой справочник по ВМС Германии периода 1939-45 гг., чтобы узнать, что КТ-11 вступил в строй 2 апреля 1943 года на Средиземном море. 6 мая 1943 года его потопила американская авиация в Редже-ди-Калабрия (Италия). Корабль вскоре был поднят и поставлен на ремонт в доке Мессины, где и был окончательно разрушен при налете союзной авиации 25 мая 1943 г.

Номер 11 в годы войны носили в ВМС Германии еще два вспомогательных корабля. Судьба одного из них установлена точно — вспомогательный минный заградитель Шифф №11 (бывш. пароход Ульм) был потоплен отрядом англо-американских кораблей 25 августа 1942 года в 150 милях восточнее о. Медвежий при проведении операции «Царь» (минная постановка у берегов Новой Земли). А вот судьба второго корабля в немецких документах отражена весьма туманно. В справочнике Ю. Гронёра можно найти о нем такую информацию: «корабль минной разведки Шифф №11, бывший эстонский пароход Ханония, 1900 г . постройки, 1781 брт. водоизмещение. Потерян на Балтике в 1941 г.» Таким образом, можно считать, что жертва успешной торпедной атаки ПЛ установлена с достаточной долей вероятности.

В целом же, если потери в боевых кораблях и транспортных судах водоизмещением более 100-150 брт. известны на 90%, то потери противника в разного рода вспомогательных судах, буксирах всех типов, самоходных и несамоходных баржах, лихтерах, паромах, землечерпалках, землесосах, грунтоотвозных и грузовых шаландах, моторно-парусных и парусных шхунах, рыболовных судах и т.п. установлены авторами не более чем на 30-35%.


Специфика боевых действий на морских коммуникациях противника по отдельным ТВД в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.
---------------------------------

ЗАПОЛЯРЬЕ

Это наиболее простой для определения потерь противника на море ТВД. Линия фронта была стабильной на протяжении 3 лет боевых действий (октябрь 1941 — октябрь 1944). Снабжение немецких войск в Заполярье осуществлялось исключительно морским путем. Конвои, шедшие в Заполярье, получили название «остгеляйты» («восточные конвои»), в обратном направлении «вестгеляйты» («западные конвои»). СФ наносил удары по этим конвоям либо в море (силами ПЛ, ТКА, ВВС), либо в базах (силами ВВС). Активно использовалось минное оружие и береговая артиллерия, хотя и с меньшим успехом. В 1941 году силами СФ было потоплено 15 транспортных судов (подлодки потопили 5 транспортов и 3 дрифтербота, ТКА — транспорт и дрифтербот; на минах погибло 4 транспорта; на счету ВВС — мотобот). Кроме этого противник потерял 2 охотника за ПЛ. Один из них расстрелян артиллерией ПЛ, другой погиб на мине. Наибольших успехов добились 4 английские подлодки (Трайдент, Тигрис, Силайон, Сивулф), которые в августе-сентябре и в ноябре-декабре 1941 г. осуществили 10 боевых походов из Полярного. На их счету 8 транспортов (4 немецких и 4 норвежских ) и один охотник за ПЛ.

В 1942 году на морских коммуникациях противника наиболее активно и успешно действовали ПЛ СФ. На их счету 11 транспортов, 2 мотобота и 2 сторожевых корабля (далее СКР) противника. На минах погибло 7 транспортов, мотобот и 6 боевых кораблей (2 тральщика, 2 СКР, охотник за ПЛ и судно-ловушка). Береговая артиллерия потопила 2 транспорта и СКР. На счету авиации СФ — 2 транспорта, 2 мотобота и одна БДБ (быстроходная десантная баржа). Надводные корабли потопили одну ПЛ, а небоевые потери противника составили транспорт и СКР. Общие потери в 1942 г . – 23 транспорта, 5 мотоботов и дрифтеров, 12 боевых кораблей (6 СКР, 2 ТЩ, БДБ, охотник за ПЛ, ПЛ, судно-ловушка).

В целом, можно сделать вывод, что силы СФ не смогли сорвать или хотя бы затруднить морские перевозки противника в этом районе в 1941-42 гг. Об этом свидетельствуют данные противника: в 1941 г. в порты Заполярья пришло 1008 транспортов (в конвоях ) и 57 транспортов (одиночно); в 1942 г . — 2338 транспортов (все в конвоях). Таким образом, потери противника составили в 1941 г. 0.2%, а в 1942 г. 0,1%. В 1943 г. основные потери противнику вновь нанесли ПЛ СФ (7 транспортов, мотобот, и 10 боевых кораблей — 4 СКР, 4 охотника за ПЛ, тральщик и ПЛ). На счету ВВС — 4 транспорта и тральщик; ТКА — транспорт, вспомогательное судно ВМС, мотобот; на минах погибли транспорт и тральщик; надводные корабли потопили дрифтербот. Общие потери составили 14 транспортов (один из них потоплен в результате диверсии в Порсангер-фьорде), 3 мотобота, вспомогательное судно и 12 боевых кораблей (4 СКР, 4 охотника за ПЛ, 3 ТЩ и ПЛ).

В 1944 г. ВВС СФ впервые нанесли судоходству противника потери больше, чем подводные лодки . На счету авиаторов-североморцев 16 транспортов, 3 плавбазы, 2 мотобота, парусный барк и 20 боевых кораблей (9 СКР, 3 охотника за ПЛ, 3 ТЩ, гидроавиатранспорт и 4 БДБ). Подлодки потопили 5 транспортов и 7 боевых кораблей (4 охотника за ПЛ и 3 СКР); ТКА – 4 транспорта, 4 мотобота или дрифтера и 6 боевых кораблей (4 СКР и 2 ТЩ); береговая артиллерия — большую самоходную баржу; надводные корабли — 3 ПЛ; потери от мин составили: транспорт, тральщик и СКР. Общие потери противника на море в 1944 году в Заполярье составили 26 транспортов, 6 мотоботов, парусный барк, самоходную баржу и 38 боевых кораблей (17 СКР, 7 охотников за ПЛ, 6 ТЩ, 4 БДБ, 3 ПЛ и гидроавиатранспорт). Следует учитывать, что потери в небольших судах типа «мотобот-дрифтербот» были несомненно выше установленных авторами.

Общие потери Германии в Заполярье в 1941-44 гг. составили 79 транспортных судов, в т.ч. 39 немецких. Остальные до захвата их Германией принадлежали: Норвегии — 30, Франции — 4, Латвии — 2, Голландии, Дании, СССР, Эстонии – по 1.

Силы СФ потопили более 20 бывших норвежских мотоботов, дрифтерботов, куттеров водоизмещением по 72-168 брт. Кроме этого на счету СФ 67 боевых и вспомогательных кораблей (в т.ч. 27 СКР , 14 охотников за ПЛ, 11 ТЩ разных типов).

Самыми крупными судами, потерянными противником на этом ТВД, были: танкер Пелагос (12083 брт.) и плавмастерская ВМС Зюйдмеер (8133 брт).

БАЛТИКА
К сожалению, по этому ТВД отсутствуют документальные подтверждения многочисленных успешных атак, особенно по небольшим и вспомогательным судам.

Пока установлено, что противник потерял на Балтике в 1941-45 гг. 216 мореходных транспортов[2], в т.ч. 153 немецких и 21 финский. Остальные суда до начала войны принадлежали: Голландии и Латвии — по 9, Дании — 8, Эстонии — 4, Норвегии — 3, Польше, Бельгии, Англии — по 1. Национальная принадлежность 4 транспортов не установлена. Кроме этого, силами КБФ было потоплено 9 судов нейтральной Швеции. ВМС Германии по разным причинам[3] потеряли на Балтике в 1941-45 гг. 303 боевых корабля (15 эсминцев и миноносцев, 41 ПЛ, 67 тральщиков всех типов, 9 минных и сетевых заградителей, 30 СКР, 23 охотника за ПЛ, 3 ТКА, 33 СКА, 9 плавбатарей, 2 зенитные плавбатареи, 52 БДБ и парома типа «Зибель», 3 прорывателя минных заграждений, 12 плавбаз разного назначения, 4 торпедовоза и большое количество разного рода вспомогательных кораблей). Было потоплено по 3 корабля, до захвата принадлежавших ВМС Голландии и Дании. ВМС Финляндии до сентября 1944 г. потеряли 25 боевых кораблей[4] (1 броненосец БО, 2 канлодки, 2 ТЩ, 2 КТЩ, 1 минный заградитель, 2 катера-минзага, 3 ТКА, 7 СКА, 1 СКР и 4 вспомогательных судна). Самыми крупными судами, потерянными Германией в ходе войны на Балтике, были Вильгельм Густлоф (25484 брт), Берлин (15286 брт) и Генерал фон Штойбен (14660 брт). Все эти данные не являются окончательными и требуют дальнейшего исследования.

В 1941 году основные потери противник понес от минного оружия. На счету авиации всего 2 транспортных судна; ПЛ КБФ потопили достоверно 3 транспорта и одну ПЛ; ТКА — 5 ТЩ и 1 СКР. В 1942 г. основной урон судоходству противника нанесли ПЛ КБФ, на их счету 27 потопленных транспортных судов[5], в т.ч. 11 немецких, 9 финских, по 1 — бывших датских и голландских, 5 судов нейтральной Швеции. В 1943 г. подлодки КБФ не смогли прорваться в открытые воды Балтики, и основная тяжесть борьбы на морских коммуникациях легла на авиацию. На ее счету 13 достоверно потопленных транспортных судов, 4 вспомогательных судна (плавмаяк, буксир, баржа, судно-склад ) и 11 боевых кораблей Германии и Финляндии. Основные потери на Балтике противник понес в 1944-45 гг., причем большая часть из них на счету ВВС КБФ .


ЧЕРНОЕ И АЗОВСКОЕ МОРЯ
С самого начала боевых действий на Черном море противник столкнулся с недостатком транспортного тоннажа для морских перевозок. Румыния, не имевшая значительного количества транспортов, наиболее ценные из них перевела накануне войны в нейтральные турецкие воды[6]. Дело дошло до того, что в апреле 1942 г., когда началась навигация на Черном море, в распоряжении противника было только 14 мореходных транспортных судов.

Продвижение немецких войск на южном фланге советско-германского фронта вдоль побережья Черного и Азовского морей обусловливало для германско-румынского командования все большую потребность в перевозках морем. Поэтому с весны 1942 года до осени 1943 на Черное море было переброшено более 200 самоходных десантных барж, 113 каботажных сухогрузных судов, 40 каботажных нефтеналивных судов, 30 моторных буксиров, 2 колесных парохода, 2 ледокола, 4 землечерпалки, 18 больших мореходных катеров-шлюпов, большое количество разного рода несамоходных судов (баржи, лихтеры, паромы). Большая часть этих судов была захвачена во время войны в Голландии, Франции, Норвегии, Югославии, Греции. Суда перебрасывались с Балтийского и Северного моря по Дунаю, со Средиземного — через турецкие проливы. Кроме этого, противнику удалось захватить или поднять со дна моря большое количество бывших советских судов (не менее 10 транспортов и 14 буксиров, около 70 сейнеров, мотоботов и шаланд). Все эти меры позволили германскому командованию развернуть активные морские перевозки как в северо-западной части Черного моря, так и вдоль южного и юго-восточного берегов Крыма, в Керченском проливе и между портами Азовского моря.

Для обеспечения своих морских перевозок противнику пришлось перебросить сюда значительное количество боевых кораблей, в основном, небольших, так как румынский флот явно не справлялся с объемом поставленных задач. Так, если в начале 1942 года ВМС Германии на Черном море состояли из 10 кораблей (СКР Зеефальке, охотник за ПЛ Ксантен, вооруженный пароход Лола, паромы типа «Зибель»), то за 1942-43 гг. на этот театр военных действий было переброшено 6 подводных лодок, 19 ТКА, 84 сторожевых и патрульных катера, 23 тральщика, 26 охотников за ПЛ.

Летом 1942 г. развернуло боевые действия на Черном море и целое соединение малых боевых кораблей ВМС Италии под командованием капитана 2 ранга Мимбелли, которое состояло из малых подлодок, ТКА и подводных диверсантов.

Учет потерь противника на этом морском ТВД наиболее сложен для исследования. Практически отсутствуют данные по малым и вспомогательным кораблям Румынии. Потери захваченных у СССР и согнанных со всей оккупированной Европы малых и несамоходных транспортных судов установлены на сегодня не более чем на 10-15%.

Пока можно говорить о том, что противник потерял в Черноморское Азовском бассейне в 1941-44 гг. 48 морских самоходных транспортных судов. Из них 14 принадлежало Румынии, 10 — Германии, 5 — Италии, 2 — Венгрии. Остальные были захвачены в ходе войны: 5 – в СССР, 3 – во Франции, по 1 — в Греции, Голландии и Норвегии. Национальная принадлежность 6 судов не установлена. Кроме этого, в ходе боевых действий на Черном море силами ЧФ было потоплено 15 турецких и болгарских транспортов, каботажных судов и разного рода шхун. Документы противника подтверждают потопление 45 буксиров и 31 большого несамоходного судна типа «баржа-лихтер».

ВМС Германии в ходе боевых действий на Черноморско-Азовском ТВД потеряли 251 боевой корабль (126 БДБ и 10 самоходных паромов типа «Зибель», 6 подлодок, 19 ТКА, 28 ТЩ всех типов, 27 охотников за ПЛ, 4 прорывателя минных заграждений, 4 сетевых или минных заградителя, 11 СКА, 26 штурмовых и десантных ботов).

Румыния и Италия потеряли по 13 и 12 боевых кораблей соответственно: Румыния — миноносец, СКР, тральщик, минзаг, 2 монитора, 4 ТКА, 2 КТ, 1 Д, 2 СКА, итальянцы — малую подлодку и 11 ТКА. Самыми крупными судами , потерянными противником на этом ТВД, были танкер Фридерикс (бывш. французский Фируц, 7327 брт) и румынский транспорт Сучава (6876 брт)


КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СПРАВОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Данные по потерям противника на море в ходе Великой Отечественной войны 1941-45 гг. размещены в хронологическом порядке по ТВД (Заполярье, Балтика, Черноморско-Азовский бассейн). Первая цифра обозначает дату гибели плавсредства в соответствующий месяц и год. Если в документах противника данные о гибели судна разнятся, то вторая дата приводится через косую линию — 20/24.

Если авторы располагают точным временем гибели судна, то оно приводится далее в круглых скобках, например, 20 (03.42), т.е. 20-го числа в З ч. 42 мин.

Если национальная принадлежность потопленного судна или корабля не указывается, значит, оно плавало под германским флагом. В других случаях указывается национальная принадлежность или флаг, под которым судно плавало до захвата его Германией.

Далее следует класс, название или номер потопленного корабля (судна), год постройки и его водоизмещение (через косую линию).

Для кораблей водоизмещение указывается в тоннах (т.), для транспортных судов — в брутто -регистровых тоннах (брт)

Далее указан точный район гибели судна. Если координаты гибели судна не установлены, приводится приблизительный район гибели. Все географические названия приводятся в соответствии с документами и картами того времени.

После этого указывается причина гибели корабля (судна), если она установлена. Количество погибших на корабле обозначается соответствующей цифрой и знаком «плюс» — + 30.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
А /ПЛ - артиллерийская атака ПЛ
арт. - артиллерийский
б. - бывший
б/а - береговая артиллерия
б/ав. - бомбардировочная авиация
бел. - бельгийский
БДБ - быстроходная десантная баржа
БО - береговая оборона
болг. - болгарский
венг. - венгерский
воен. - военный
всп. - вспомогательный
гл.б. - глубинные бомбы
голл. - голландский
госп. - госпитальное
греч. - греческий
д/б - дрифтербот
дат. - датский
дес. - десантный
итал. - итальянский
з/с - земснаряд , землесос
з/ч - землечерпалка
каб. - каботажный
кнл - канонерская лодка
кор. ПЛО - охотник за ПЛ
КТЩ - катерный тральщик
латв. - латвийский
литов. - литовский
м/б - мотобот
м/з - минные заграждения
м/п - моторно-парусная (шхуна )
минзаг - минный заградитель
мор. - морской
норв. - норвежский
ПЛ - подводная лодка
р-н - район
РТ - рыболовный траулер
рум. - румынский
СВ - северо-восточнее
СЗ - северо-западнее
СКА - сторожевой катер
СКР - сторожевой корабль
сов. - советский
т/ав - торпедная атака авиации
Т/ПЛ - торпедная атака ПЛ
Т/ТКА - торпедная атака ТКА
Т-А/ПЛ торпедно-артиллерийская атака ПЛ
ТКА - торпедный катер
тнк - танкер
ТР - транспорт
ТЩ - тральщик
тур. - турецкий
тяж. - тяжелый
учеб. - учебное
фин. - финский
франц. - французский
швед. - шведский
эст. - эстонский
ЮВ - юго-восточнее
ЮЗ - юго-западнее.
Настроение: инфа к размышлению

(8 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:prof_moriarty
Date:Декабрь 25, 2007 07:24 pm
(Link)
финский броненосец это знаменитая баржа с зенитками?
ПыСЫ я ламер если что.
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 25, 2007 07:38 pm
(Link)
[User Picture]
From:prof_moriarty
Date:Декабрь 25, 2007 07:50 pm
(Link)
ну а чо там? вспомогательный крейсер пво?
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 25, 2007 08:05 pm
(Link)
Ты путаешь с "Ниобе"... Речь же о полноценном ББО "Ильмаринен", очень удачно наехавшем на мину. :)
[User Picture]
From:prof_moriarty
Date:Декабрь 25, 2007 08:30 pm
(Link)
а....ниобе посчитали за броненосец?
А ильмаринен (тьфу..ну и имечко) сам по себе? Да? И авиация не при делах?
Так?
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 25, 2007 09:23 pm
(Link)
"Ниобе" приняли за уцелевший систершип "Ильмаринена" "Вяйнемяйнен" (отечественное прозвище "Ваня-Маня"). А "Ильмаринен" утоп от мины.
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 25, 2007 08:09 pm
(Link)
30 сентября 1927 г. государственный сейм Финляндии принял «Морской закон», предусматривавший строительство новых боевых кораблей для национального флота. За него проголосовали 107 парламентариев, против — 78.

Окончательно программа была оформлена 22 декабря 1927 г. в виде «Закона об основах флота береговой обороны», согласно которому к постройке намечались два броненосца береговой обороны (БрБО) водоизмещением по 3800 т и стоимостью по 100 млн марок, три «большие» (400 т, по 30 млн марок) и одна малая подводные лодки (100 т, 8 млн) и т.д.

Парламентский комитет по обороне утвердил «генеральный чертёж» БрБО 15 мая 1928 г., после чего приступили к разработке рабочей конструкторской документации.

К концу года МО Финляндии приняло решение о строительстве обоих кораблей на отечественном предприятии. ССЗ «Крейтон-Вулкан» в Турку обязался построить броненосцы по средней цене 113 495 000 финских марок (что, правда, оказалось несколько дороже строительства за границей — 109 207 000 марок).

Строительство должно было осуществляться с широкой межгосударственной кооперацией.

Гладкопалубный клепаный корпус, набранный по поперечной системе и имевший небольшую седловатость, обладал высотой борта на миделе 7,80 м; коэффициент общей полноты составлял 0,580, коэффициент полноты мидель-шпангоута — 0,877, полноты ватерлинии — 0,675. Практически на всей длине корпуса (от кормовой переборки шпилевого отделения до носовой переборки румпельного отделения) имелось второе дно. Толщина наружной обшивки — 8-10 мм. Главные продольные и поперечные переборки (последние делили объем корпуса на восемь водонепроницаемых отсеков) доходили только до главной (2-й) палубы.

Броневая цитадель, расположенная в районе от 11 до 79 шп. (73,5% длины по КВЛ), с бортов формировалась 55-мм главным броневым поясом (цементированная никелевая броня, изготовленная в Швеции фирмой Bofors, крепилась к бортовой обшивке корпуса, имевшей толщину 10 мм), по высоте перекрывавшим борт от нижней до главной палубы, а выше, до верхней палубы — 20-мм горизонтальной броней. Траверзные переборки имели толщину 30 мм. Такую же толщину имели и главная (2-я) палуба, настил которой изготавливался из гомогенной брони. Настил верхней палубы состоял из стальных листов толщиной 15 мм и покрывался деревом.

Вертикальные продольные переборки, изготовленные из подкрепленной набором листовой стали толщиной 30 мм, в районе миделя отстояли от борта на 2,7 м и играли роль как противоосколочной (выше третьей палубы), так и противоторпедной (ниже третьей палубы) преграды. Таким образом, район расположения ГЭУ защищался по традиционной коробчатой схеме продольными переборками (с бортов, напомню, они «дополнялись» 55-мм поясной броней) и главной палубой такой же толщины.

Орудийные башни главного калибра защищались 120-мм наклонными лобовыми плитами, изготовленными из цементированной брони марки К-С, борта и крыша — 75-мм, задняя станка — 50-мм. Барбеты башен имели толщину 100 мм, стенки боевой рубки — 120 мм, крыша — 75 мм. Общий вес неподвижных броневых конструкций составлял 836 т, из которых 220 т приходилось на пояс, 205 т — на верхнюю палубу, 185 т — на главную палубу, 175 т — на противоторпедные, 25 т — на траверзные переборки и 26 т — на посты управления огнём и броневые люки.

Первоначально для наведения орудий использовались монокулярные прицелы системы Цейсса, а целеуказание выдавалось от двух шестиметровых стереодаль-номеров той же фирмы. В ходе модернизации 1938 г. на БрБО установили систему ПУС нидерландской фирмы Haze-meyer, которая позволяла вести стрельбу на ходу корабля по видимой и временно скрывающейся морской цели, движущейся со скоростью до 40 уз, а также видимой береговой цели. ЦАП располагался в трюме, его агрегатная — на платформе. Визир центральной наводки установили на грот-мачте, над поворотной площадкой дальномера, на высоте 30,1 м над КВЛ.

Погреба боезапаса главного калибра вмещали 260 выстрелов и размещались в нос и в корму от подбашенных отделений, причем зарядные и снарядные погреба находились на разных уровнях: зарядные — на платформе, а снарядные — в трюме. При подаче боезапаса (каждый ствол обслуживался одним элеватором со скоростью подачи 4,3 выстр./мин) погреба изолировались от подбашенных отделений противопожарными крышками.
[User Picture]
From:sas1
Date:Декабрь 25, 2007 08:11 pm
(Link)
Спасибо, я так понял ты уже свои комментарии начал вставлять, вроде /не было такого/? ;)

> Go to Top
LiveJournal.com