?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Ноябрь 17, 2007


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
01:41 am - Трагедия "Свободного".
Эсминец "Свободный" строился по проекту 7У на заводе № 200 в Николаеве. К 22 июня 1941 года корабль находился в 83,8-процентной технической готовности. Не закончив швартовых испытаний, эсминец в августе перешел для достройки в Севастополь. Переход сопровождался рядом инцидентов, связанных с не­удовлетворительной работой еще не до конца отлаженных механизмов.


Эскадренный миноносец "Свободный" в Южной бухте Севастополя у Холодильника, весна 1942 года.



Приемка «Свободного» состоялась 2 января 1942 года, а через неделю корабль официально вошел в состав ЧФ.

В январе — феврале эсминец занимался конвойной службой, осуществлял огневую поддержку наших войск под Севастополем. В ночь на 16 марта обстреливал неприятельские позиции на побережье Феодосийского залива. Затем выполнял транспортные рейсы между главной базой флота и портами Кавказа. Один из наиболее примечательных походов состоялся 27 — 28 мая, когда «Свободный» вместе с «Сообразительным» и крейсером «Ворошилов» перевозил из Батуми в Севастополь личный состав 9-й бригады морской пехоты. Корабли успешно отразили атаки вражеской авиации, без потерь сбив два торпедоносца «Хейнкель-111». Один из них был уничтожен огнем 130-мм орудий «Свободного».

9 июня эсминец конвоировал из Новороссийска в Севастополь транспорт «Абхазия». Вечером корабли подверглись атаке 12 торпедоносцев, продолжавшейся с перерывами около двух часов. Немцы сбросили 24 торпеды, но ни одна из них не попала в цель. Налет был успешно отражен, и в ночь на 10 июня корабли ошвартовались у причала № 3 в Северной бухте. К 4.30 «Свободный» закончил выгрузку доставленного боезапаса и дымовых шашек и, получив приказ обстрелять батареи противника, занял позицию у стенки торпедной мастерской. А через несколько минут над бухтой появились «юнкерсы» и «хейнкели»... Поначалу «Свободному» везло: первые пять налетов, повторявшиеся через каждые 10—15 минут, не причинили ему вреда, хотя каждый раз на эсминец сбрасывалось по 12 — 15 бомб.

В 6.40 использование дымовых завес над Северной бухтой решили прекратить: под их покровом немецкие войска пытались прорвать линию обороны на Северной стороне. В связи с этим «Свободный» перешел в более безопасное место — Корабельную бухту и ошвартовался левым бортом у стенки артиллерийских мастерских.

В 8.00 последовали новые воздушные атаки. На смену Хе-111 пришли пикировщики Ю-87. Уже первые бомбы упали довольно точно: в 8 — 15 м от эсминца. От осколков на «Свободном» появились первые людские потери. Примерно в 10.30 сразу несколько бомб взорвались на расстоянии 5 —7 м от кормы. В обшивке образовалось множество пробоин и вмятин, загорелись дымовые шашки. Впоследствии вблизи правого борта произошло еще несколько взрывов, число осколочных повреждений продолжало расти.

Роковой для «Свободного» авианалет начался в 13.15. На эсминец набросились сразу 27 «юнкерсов»: 15 зашли с носа и 12 —с кормы. Зенитчики открыли яростный ответный огонь, но было поздно: корабль получил 9 прямых попаданий бомбами весом 100 — 250 кг. Одна угодила в щит 2-го 130-мм орудия, две — в ходовой мостик, одна — в район первой трубы, одна — во 2-е машинное отделение, две — в кормовой мостик и две — в кормовую часть корпуса. Корабль был полностью разрушен, к тому же загорелся мазут, затем начали рваться поднесенные к зенитным орудиям снаряды... Из экипажа 67 человек погибли, многие были ранены, в том числе и командир — капитан 3 ранга П.И.Шевченко. В данной ситуации был отдан единственно правильный приказ — покинуть судно. Вскоре после эвакуации личного состава от пожара взорвались торпеды в первом аппарате, а затем прогремели еще два взрыва — сдетонировал боезапас в кормовых погребах. «Свободный» лег на грунт с креном 50° на правый борт.


Носовая надстройка осталась над водой и горела в течение 3 суток.


Эсминец был поднят и сдан на слом в 1953 году.

Командовали «Свободным» капитан-лейтенант А.Н.Горшенин (до 18.2.1942) и капитан 3 ранга П.И.Шевченко.

Это, как говорится, факты широко известные и в уточнении не нуждающиеся. Однако у меня всё ж-таки один вопрос относительно обстоятельств гибели "Свободного" отыскался... На фотографиях погибшего эсминца хорошо видно, что баковое 130-мм орудие Б-13 не пострадало. А теперь посмотрим на кадр фильма, снятого немцами после захвата Севастополя...


...Смотрим внимательно и обнаруживаем то самое орудие по-прежнему на своём штатном месте.


Позже фрицы орудие сняли и использовали его в боях с советскими войсками. Итак, "Свободный" погиб 10 июня 1942-го. Первые же немецкие войска прорвались к Северной бухте только на исходе 19-го июня. Блин, ну и что нашим помешало за 9 дней самим снять "стотридцатку"? Как снимали до этого орудия с крейсера "Червоны Украины", эсминцев "Совершенный" и "Быстрый"...


P.S. По иронии судьбы, погибший от авиабомб "Свободный", имел наиболее эффективную систему ПВО среди всех черноморских эсминцев...

...Как известно, уже в проекте 7 для обеспечения эффективной стрельбы 76-мм орудий предусматривалась установка МПУАЗО, но к моменту ввода в строй большинства эсминцев эти приборы существовали лишь на бумаге. Первая система МПУАЗО «Союз-7У» была установлена буквально накануне войны — в июне 1941 года на черноморском эсминце «Способный». Она включала в себя достаточно совершенный зенитный автомат стрельбы «Союз» (по принципу работы — аналог ЦАС-2, но предназначенный для огня по воздушным целям), гировертикаль «Газон» и стабилизированный визирный пост СВП-1. Хотя система действовала в одной плоскости и была малоэффективна в борьбе с пикирующими бомбардировщиками, она значительно усилила ПВО корабля. В 1942 году «Союз-7У» (с заменой неудачного СВП-1 на новый СВП-29) смонтировали еще на двух эсминцах — черноморском «Свободном» и балтийском «Строгом». И все. На остальных «семерках» и «семерках-У» 76-мм пушки 34-К были «самоуправляемыми» — проще говоря, стрельба из них велась на глазок. Ну а об управлении огнем малокалиберной (45-мм и 37-мм) артиллерии в то время вообще не могло быть и речи...
Настроение: расстрелянный город

(36 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:psilogic
Date:Ноябрь 17, 2007 12:03 am
(Link)
[ Как снимали до этого орудия с "Червоны Украйны", "Совершенного" и "Быстрого"... ]

А с ними что случилось?
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 17, 2007 12:18 am
(Link)
С крейсером и эсминцами? Бомбы, сэр...
[User Picture]
From:shepet
Date:Ноябрь 17, 2007 02:14 am
(Link)
В порядке занудства: если уж стараться поточней передать звук, обозначаемый украинской буквой "ї" в русской танскрипции, то правильней так: "Червонойи Украйины" ;) А если не сильно стараться, то и "Червоной Украины" сойдёт :)
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 17, 2007 06:45 am
(Link)
Зануда. :)
[User Picture]
From:lenivship
Date:Ноябрь 17, 2007 08:54 am
(Link)
На всякий случай - первые два фото из коллекции Костриченко.
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 17, 2007 11:21 am
(Link)
Ок.
[User Picture]
From:drakonit
Date:Ноябрь 17, 2007 09:54 am
(Link)
Интересно, почему эсминец не у заводских причалов стоял, а у холодильника? (кстати, это здание и поныне существует - там какие-то коммерческие склады).
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 17, 2007 11:24 am
(Link)
Возможно, у завода в этот момент разгружались с кораблей подкрепления? Надо проверить...
[User Picture]
From:dvzhuk
Date:Ноябрь 17, 2007 12:44 pm
(Link)
> Позже фрицы орудие сняли

Я бы сказал не «позже», а «быстро». Вот фотки, снятые летом 42-го:
43.27 КБ
32.88 КБ
42.94 КБ
45.72 КБ

И вопрос задам — чей корпус может быть, с которым немцы возятся?
37.83 КБ
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 17, 2007 01:21 pm
(Link)
Скорее всего, один из 7У - "Совершенный". Он затонул 15 июня 42-го у стенки Корабельной бухты. Немцам понадобилось освободить стенку и они с большим трудом оттарабанили корпус в сторону. После войны, 28 октября 1945 года, наши эсминец подняли и сдали на слом.

Кста, а откуда эти снимки? И нет ли там ещё, посвящённых Севастополю 41-42? ;)
[User Picture]
From:siberian_one
Date:Ноябрь 17, 2007 03:05 pm

А почему он не ушел из гавани в срок?

(Link)
К 4.30 «Свободный» закончил выгрузку доставленного боезапаса и дымовых шашек и, получив приказ обстрелять батареи противника, занял позицию у стенки торпедной мастерской. А через несколько минут над бухтой появились «юнкерсы» и «хейнкели»...

[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 17, 2007 06:18 pm

Re: А почему он не ушел из гавани в срок?

(Link)
Именно потому, что получил приказ обстрелять обстрелять батареи.
[User Picture]
From:numer140466
Date:Ноябрь 17, 2007 08:46 pm

Я не специалист, но

(Link)
во-первых, найдёте ли Вы расчёты для орудия? Во-вторых, найдёте ли Вы снаряды для орудия в Севастополе? В-третьих, кто мог предположить, что фрицы снимут?
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 17, 2007 09:00 pm

Re: Я не специалист, но

(Link)
Про снаряды. На "Свободном" уцелели носовые погреба и немцы потом оттуда извлекли более сотни вполне дееспособных снарядов. У советской стороны в Севастополе опыт разгрузки затопленных поребов и трюмов тоже имелся (крейсер "Червона Украина", транспорт "Грузия").

По поводу расчётов - квалифицированных артиллеристов в главной базе ЧФ хватало до самого конца обороны. Поставить же орудие можно было без проблем на одной из разоруженных старых царских батарей южнее Северной бухты. Там и основания, и помещения для погребов полностью сохранились. Вот, к примеру, пара Б-13, установленных в подобном варианте уже после войны.



Наконец, если не сняли орудие, то почему его хотя бы банально не взорвали, чтобы немцам не досталось?
[User Picture]
From:deadmanru
Date:Январь 3, 2008 02:28 pm
(Link)
Ну и корыто. Такое корыто может только ходить в пресных водах. В море не говоря уже в океане ему делать нечего, мигом кверху килем вспылвёт при первом же шторме.

Явно в проектировнии данного типа эсминцев участвовали вредители и враги народа...
Вот такой эсминец я понимаю. Это не вредители строили.
[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 3, 2008 03:40 pm
(Link)
При проектировании "семёрок" и "семёрок-У" учитывался итальянский опыт компаний «Ансальдо» и «Одеро», что, разумеется, наложило свой отпечаток на облик кораблей... С другой стороны, на тот момент самостоятельно с нуля "поднять" проект эсминца СССР просто не мог. В плане мореходности "семёрки" вполне годились для Чёрного и Балтийского морей. Северный и Тихоокеанский ТВД давались эсминцам с куда большим трудом - подводил малый радиус действия и недостаточная продольная прочность. Вот, например, как закончилась в 42-м карьера североморского "Сокрушительного".

Вместе с лидером «Баку» эсминец эскортировал транспорты, но утром 20 ноября попал в жесточайший шторм: ветер — 11 баллов, волнение моря — 8 — 9. Корабли потеряли друг друга из виду, и эсминец вынужден был повернуть назад. В 14.30, когда «Сокрушительный» находился в точке 70° 30' с.ш. 43°00' в.д., в верхней палубе в районе 178—180-го шпангоутов образовалась трещина, быстро превратившаяся в разлом. Примерно через 3 минуты корма окончательно оторвалась и вскоре затонула. Оба гребных вала переломились. Корабль потерял ход, его развернуло лагом к волне. Положение было крити­ческим. Находившийся поблизости лидер «Баку» сам получил серьезные повреждения (затоплены носовые отсеки, действующим остался только один паровой котел) и оказать помощи не мог. К месту аварии были высланы из Иоканги эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев», а из Ваенги — «Разумный».

Спасательные работы проходили в тяжелейших условиях в течение двух дней. Взять на буксир аварийный эсминец не удалось — шторм рвал канат словно нитку. Решили снимать с терпящего бедствие корабля экипаж. Это тоже сделать было непросто. В конце концов «Куйбышев» принял на борт 179 человек, «Урицкий» — 11, «Разумный» — одного. В ходе спасательных работ погибли 14 человек, еще 6 — в момент аварии. К 15 часам 22 ноября на «Сокрушительном» оставалось 15 человек во главе с двумя офицерами — старшими лейтенантами Г.Е.Лекаревым и И.А.Владимировым. Но у находившихся поблизости кораблей кончалось топливо, и им пришлось уйти. А посланный на смену им «Громкий» тоже получил повреждения и повернул назад. Когда же до места катастрофы дошли тихоходные тральщики ТЩ-36 и ТЩ-39, эсминец найти не удалось — он погиб вместе с оставшимися на нем людьми...

На закуску. Обласканный вами британский эсминец УРО проекта 42 D.92 HMS Liverpool (1983 г.) в плане мореходности превосходит "семёрку" только в радиусе действия. В штормовом море эсминцы пр. 42 так сильно зарывались в волну, что на последних четырех кораблях серии длину корпуса пришлось увеличивать на 16,1 м, что привело к росту водоизмещения на 665 т...

А в плане живучести пр. 41 вообще стоит куда ниже "семёрки". ;)
4 мая 1982-го головной корабль пр. 41 "Шеффилд" получил с аргентинского самолёта попадание ПКР "Экзосет". Ракета пробила 10-мм обшивку борта эсминца под надстройкой главного командного пункта на высоте. 1,8 м выше ватерлинии, пролетела через камбуз и проникла в машинное отделение. Ракета не взорвалась!.. Но взрыв остатков ракетного топлива вызвал пожар топливных цистерн эсминца, который вскоре охватил всю среднюю часть корпуса корабля. Его распространению способствовали падение давления пара и выход из строя генераторов электроэнергии, питавших пожарные помпы, а также возгорание отделки внутренних помещений из синтетических материалов, надстроек корабля из легких алюминиево-магниевых сплавов и оболочек электрокабелей, горевших как порох. Помещения очень быстро наполнились густым ядовитым дымом, и вскоре создалась угроза взрыва ракетного и артиллерийского боезапаса... Спасти "Шеффилд" не удалось. Так что не стоит судить о качествах корабля исключительно по внешнему виду. ;)
[User Picture]
From:runixonline
Date:Январь 3, 2008 08:51 pm
(Link)
И никто не мешал закупать танки Кристи, Валентайны и прочие.
От танков Кристи сами амеры отказались. И тем не менее их купили под видом тракторов .И покупали их как образец для собственных разработок(не ставя в известность ни амеров ни самого Кристи) - так что это класическая операция по промышленному шпионажу ..
Купить эсминец, проведя его в документах как земснаряд несколько труднее -Вам не кажется?

И спиздить техдокументацию на эсминец и на танк - тоже задачи несколько разные.
Итальянцы продавали и корабли и техдокументацию .Впрочем когда появлялась возможность - покупали и у немцев - Лютцов.
[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 3, 2008 08:54 pm

:)

(Link)
[User Picture]
From:pahtyabhose
Date:Январь 5, 2014 10:44 pm
(Link)
Комплекс текстов хороший удачный, помещу сайт в избранное.

> Go to Top
LiveJournal.com